Со своей стороны и В. В. Маяковский никогда не отрицал большого дарования Есенина. Ведя последовательную борьбу с имажинизмом, он в то же время замечал: «Из всех них (имажинистов. — А. К.) останется лишь Есенин» (Maяковский В. Полн. собр. соч., т. 13. М., 1961, с. 217).
Подробнее о взаимоотношениях поэтов см.: Перцов В. О. Маяковский и Есенин. — Сб. «Маяковский и советская литература». М., 1964, с. 49–77; Земсков В. Ф. Есенин и Маяковский. — Сб. «Есенин и русская поэзия». Л., 1967, с. 137–170.
Отрывок из статьи В. В. Маяковского «Как делать стихи?» печатается по изд.: Маяковский В. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1959, с. 93–96.
1 Из стихотворения «Сорокоуст».
2,3 Неточные цитаты из стихотворения «Иорданская голубица».
4 Маяковский перефразирует следующий отрывок из «Ключей Марии»: «Средства напечатления образа грамотой старого обихода должны умереть вообще… Вот потому-то нам так и противны занесенные руки марксистской опеки в идеологии сущности искусства. Она строит руками рабочих памятник Марксу, а крестьяне хотят поставить его корове» (V, 189).
5 Из стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Примечания
1 Цифрами обозначены номера комментариев, расположенных в конце книги.
2 Слова С. Н. Сергеева-Ценского.
3 Кто это? (фр.)
4 Слушайте (фр.).
5 Только (фр.).
6 Это прекрасно (фр.).
7 Воскресное платье (нем.).
8 Скажи мне сука, скажи мне стерва (смесь фр. с русск.).
9 Покиньте немедленно этот бордель… и следуйте за мной (фр.).
10 Гений (фр.).
11 Свадьба (фр.).
12 Есенина видела я в первый раз в жизни в августе или сентябре в Политехническом музее на вечере всех литературных групп. Кто-то читал стихи, и в это время появились Мариенгоф и Есенин в цилиндрах. Есенину цилиндр — именно как корове седло. Сам небольшого роста, на голове высокий цилиндр — комичная кинематографическая фигура.
13 Квази (лат.) — как будто, мнимый.
14 По предложению Есенина мы ввели новое летосчисление и на обложках наших книжек можно было читать: «2-й год 1-го века».
15 Харьковская типография, боясь ответственности за неплановую трату бумаги, место издания обозначала «Москва».
16 Пиво (нем.).
17 Слова «не помню их имен» справедливы для того времени, когда эта статья печаталась в сб. «Есенин и современность» (изд-во «Современник», 1975). Теперь я могу назвать одного из спутников — это был приятель моего отца поэт А. А. Ганин. Эта фамилия не «всплыла» в памяти сама собой. В ЦГАЛИ хранится план воспоминаний моей матери о Есенине. Воспоминания написаны не были, а с планом я познакомилась сравнительно недавно. Ганин упомянут в том пункте, где речь идет о поездке к Белому морю.
18 Сначала на Большом Успенском переулке, д. N 5, где помещался Литературно-художественный отдел Госиздата. Тут же в соседних комнатах была редакция журнала «Красная новь» и книгоиздательство «Круг». В мае-июне 1924 г. — Литературно-художественный отдел перебрался в Главное управление Госиздата, угол Рождественки и Софийки. Автор воспоминаний был техническим редактором Литературно-художественного отдела.
19 Есенин звал автора воспоминаний «тетей».
20 Тексты воспоминаний Вс. В. Иванова подготовлены Т. В. Ивановой.