Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 20 томах. Том 3. Повести и рассказы критические статьи

более интересен для Фета, что он напоминает приведенный им самим в «деревенских» очерках эпизод «Гуси с гусенятами» — и соответствующие выпады против него Салтыкова-Щедрина.

…нашлось несколько слабоумных, решившихся на денежные пожертвования, но устроенный ими фаланстер вскорости распался сам собою. — В 1830—1840-х гг. было несколько попыток создания фаланстеров во Франции (Ж. Б. Годен) и в Америке (Брук-Фарм).

А. И. Герцен в четвертой части «Былого и дум» (глава «Наши») так изложил историю американской общины Э. Кабе: «…развилась в Америке кабетовская обитель, коммунистический скит <...>. Неугомонные французские работники, воспитанные двумя революциями и двумя реакциями, выбились, наконец, из сил, сомнения начеши одолевать ими; испугавшись их, они обрадовались новому делу, отреклись от бесцельной свободы и покорились в Икарии такому строгому порядку и подчинению, которое, конечно не меньше монастырского чина каких-нибудь бенедиктинцев» (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 9. М., 1975. С. 116).

…вопросы о какой-то романической, сентиментально-идеальной демократии в связи с пролетариатом и социализмом сделались во Франции сороковых годов модными. — Вероятно, имеются в виду сочинения П. Ж. Прудона (1809—1865), в которых пропагандировалось устройство банков безвозмездного кредита. Такое решение вопроса обмена обсуждалось и осуждалось в конце 1840-х гг. тем же Луи Бла- ном. В статьях революционных лет Прудон развивал еще более «сентиментальную» идею сотрудничества классов.

…это происходило во время кроткого, гуманного правительства Людовика Филиппа и Франция пользовалась полною свободою печати. — Людовик (Луи) Филипп (1773—1850) — король Франции в 1830—1848 гг. Понятие о свободе слова (и о свободе личности вообще) трактуется крайне широко; однако законодательно закреплено лишь в конституции 1848 г.

…идеальныерабочие Жоржа Занд. — Речь идет о героях романов «Странствующий подмастерье» (1840; рабочий Пьер Гюргенен), «Орас» (1842; Жан Ларавриньер).

Стр. 255. …журнал фурьеристов… — Фурьеристы издавали журналы «Фаланстер» и «Фаланга» (1834—1843), газету «Мирная демократия» (1843).

Один из наших знакомых рассказывал нам, что, будучи в Париже в 1846 году… — В. П. Боткин, которого имеет в виду Фет, жил в

481

Степановке, когда поэт работал над статьей. В своих воспоминаниях Фет говорил: «А Боткин между прочим иллюстрировал мой разбор коммунистическими эпизодами парижской жизни, коих был в 1848 году свидетелем» (МВ. Ч. 1. С. 431).

Стр. 256. …заседаниярабочих в Люксембургском дворце под председательством Люи Блана… — Луи Блан (1811—1882), фр. утопический социалист, идеям которого более всего сочувствовал Чернышевский, сторонник «безреволюционного» утверждения справедливых отношений; в период революции 1848 г., будучи членом Временного правительства, возглавлял Люксембургскую комиссию по соглашению интересов враждующих социальных групп.

Антагонизм — кровавою битвой июньских дней. — В ответ на распоряжение Учредит, собрания закрыть национальные мастерские парижские рабочие 23 июня 1848 г. подняли вооруженное восстание, которое к 26 июня было жестоко подавлено.

Стр. 257. Только социализму и ничему другому приписываем мы тот роковой перелом в постепенном движении Франции, который продолжается по сие время. — Прежде всего Фет имеет в виду экономические кризисы, постоянно сотрясавшие вторую империю и в конце концов разрешившиеся франко-прусской войной 1870— 1871 гг.

Кроме собственников в России нет народонаселения — нет пролетариата, за ничтожным исключением ремесленников обоего пола, проживающих в столицах. — Приравнивание «населения» к «пролетариату» наиболее очевидно в работах Луи Блана: ассоциации производителей — единственная могущественная сила. Членами ассоциаций становятся все полезные члены общества.

…авгуров-перебежчиков… — Авгур — жрец, предсказывающий волю богов, толкуя полеты птиц. Со времен Суллы авгуры избирались народом, что и положило начало недоверию к авгуриям.

задача социалистов, чтобы, наполнив головы женщин нелепостями — части государственного организма. — Это в целом совпадает с мнением цензора О. Пржецлавского (Рудаков В. Е. Последние дни цензуры. С. 982).

Стр. 259. ..мы открыто не желаем смут и натравливаний одного сословия на другое ~ посредством изустных преподаваний и нашептываний. — Ср. с мнением М. Н. Каткова, который отказался печатать статью Фета, но спустя много лет написал статью о романе Чернышевского, где ретроспективно признал огромное влияние романа на молодежь: «Многое, что представлялось ему как греза, свершилось воочию; новые люди разошлись или сами собою или, разосланы на казенный счет по градам и весям, тщатся на практике осуществить уроки учителя, далеко превзойдя его надежды…» (Моек, ведомости. 1879. № 153. С. 2).

По поводу статуи г. Иванова на выставке Общества Любителей Художеств. Впервые: Художественный сборник / Изд. Моек, о-ва лю

482

бителей художеств. Т. 1. М., 1866. С. 75—92. Автограф не обнаружен. Печатается по первой публикации.

Речь идет о статуе Сергея Ивановича Иванова (1828—1903), профессора Академии художеств, известного преподавательской деятельностью и крайне редко выставлявшего свои работы. С 1854 г. — академик. Статуя «Материнская любовь» была представлена на Второй выставке Московского общества любителей художеств. В начале XX в. статуя хранилась в Историческом музее; ее нынешнее местонахождение неизвестно.

Стр. 260. …рухлядью логомахии… —Логомахия —зд.: многословие.

…о едущем на курьерских, ну хоть из Эгера в Карлсбад… — Эгер — курорт в Богемии (ныне в Венгрии); Карлсбад (ныне Карловы Вары) — в Германии (ныне в Чехии).

Гусем — то же, что гуськом (устар.).

Стр. 261. В отношении к эстетическому образованию публики более всех работал и сделал Белинский. — Ср. у Герцена: «Белинский <...> образовал эстетический вкус публики» (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 7. М., 1956. С. 237). Фет имеет в виду творчество Белинского до перехода на революционно-демократические позиции (1841).

Стр. 262. Поневоле вспомнишь бесов Пушкина: Хоть убей, следа не видно — Ведьму ль замуж выдают? — Из ст-ния Пушкина «Бесы» (1830). Однако Фет пишет слово бесы без кавычек и со строчной буквы, что дает основания видеть в этом словоупотреблении обращение к антинигилистической традиции, как, например, толковал революционное движение 1860-х гг. Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» (1871). Для Фета же бесы — это представители демократической критики, в первую очередь Н. Г. Чернышевский, истолковавший наследие Белинского сугубо прагматическим образом и сделавший из него орудие борьбы с так называемым «чистым искусством».

Стр. 263. …стих: Жрецы ль у вас метлу берут… — Из ст-ния Пушкина «Поэт и чернь» (1829).

…с прибоями волн и напором веков. — Неточная цитата из ст-ния

В. Г. Бенедиктова «Утес» (до 1835): «Незыблем стоит он, в могуществе споря / С прибоями волн и с напором веков».

…теорию изящного, чего не позволяет предел небольшой статейки, а потому, отсылая вопрошающих хотя бы к статьям Белинского… — Для Белинского изящное в искусстве — это важная эстетическая категория, которая имеет свои законы (Белинский. Т. 2. С. 33), основания (Там же. Т. 2. С. 140) и теорию (Там же. 48, 139,140). Чувство изящного (Там же. Т. 2. С.437; Т. 7. С. 143, 372, 579) «развивается в человеке самим изящным <...> развивается и образуется анализом и теориею изящного» (Там же. 47—48). Теория изящного — это «особенная наука», созданная искусством. «Искусство только тог

483

да истинно и изящно, когда верно себе, а не науке, а если науке, то им же самим созданной» (Там же. С. 139). Впрочем, одной «способности глубоко чувствовать и понимать изящное» недостаточно для того, чтобы «быть поэтом» (Там же. Т. 9. С. 592). Тем не менее в художественном произведении ценятся «изящество изложения» (Там же. С. 580) и «внешняя изящность издания» (Там же. С. 581), а также «изящность» художественного творчества вообще (Там же.

С. 577). В статье третьей из цикла о Пушкине Белинский приводит определение изящного, данное А. Ф. Мерзляковым: «При надлежащей стройности, правильности и точности подражания, занимательность предмета, основанная на отношении его к нам самим», и замечает, что теоретические и критические статьи Мерзлякова «приятно читать, хоть и нисколько не соглашаешься с ними» (Там же. Т. 7. С. 262).

Стр. 264. ..Лкадемии наук и художеств, общества пособия литераторам и поощрения художеств? — Фет имеет в виду следующие российские учреждения: Академия художеств (осн. в 1757), Петербургская академия наук (осн. в 1724), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (осн. в 1859), Общество поощрения художников (осн. в 1821).

…отношения, в которых критикможет судить об идее картины. — Подобные отношения Фет усматривает во всей «семинарской» культуре; см. в статье о романе Чернышевского «Что делать?» его рассуждения о писателе, признающемся в отсутствии таланта.

всегда были подгулявшие Ноздревы, в простоте душевной и не подозревавшие, до какой степени неприлично сидеть на паркете губернаторского бала и хватать за ноги танцующих дам. — Фет указывает на эпизод из восьмой главы первого тома «Мертвых душ» Н. В. Гоголя: «…Ноздрева давно уже вывели; ибо сами даже дамы наконец заметили, что поведение его чересчур становилось скандалезно. Посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих, что было уже ни на что не похоже, по выражению дам».

Стр. 265. Консорт (принц-консорт) — в Великобритании муж королевы. Зд.: незаконный претендент.

По-прежнему читаешь — «литературный» или «литературноученый журнал» — или же тех и других безразлично и солидарно. — Явный выпад в адрес Соер, и РСл, закрытых в 1866 г.

тюль-де-блонд и брюссельские кружева. — Ажурные ткани, наиболее часто использовавшиеся при отделке бальных платьев.

Стр. 267. Гайдн Йозеф (1732—1809), Моцарт Вольфганг Амадей (1756—1791), Бетховен Людвиг ван (1770—1827) — австрийские композиторы, создатели классической симфонической школы, реформаторы музыкального искусства.

Служенъе муз не терпит суеты — И шумные нас радуют мечты… — Из ст-ния Пушкина «19 октября» (1825).

484

Стр. 269. Антик — сохранившийся памятник античного искусства.

…коснеет в той неге онеменья. — Парафраз из ст-ния Ф. И. Тютчева «Осенней позднею порою…» (1858): «И белокрылые виденья, / На тусклом озера стекле, / В какой-то неге онеменья / Коснеют в этой полумгле».

Стр. 270. Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль… — Из ст-ния Пушкина «Художнику» (1836), посвященного описанию мастерской скульптора Бориса Ивановича Орловского (1796—1837), автора памятников Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора в Петербурге. В ст-нии Пушкина скульптуры на античные и современные темы выступают в последовательности: «Сколько богов, и богинь, и героев!..».

Стр. 271. Каульбах Вильгельм фон (1805—1874)— немецкий художник, представитель позднего романтизма и академизма. Автор знаменитых иллюстраций к «Фаусту».

первый погубил философией свою вторую часть «Фауста», а второй все свои прекрасные произведения. — Впоследствии, когда Фет приступил к переводу «Фауста», мнение его о художественных достоинствах второй части изменилось. Отношение к творчеству Каульбаха было обусловлено обилием театральных эффектов и ложным пафосом монументальных фресок и картин этого художника.

какой собачьей старостью страдает современная итальянская скульптура. — Мнение об упадке итальянской скульптуры после смерти Антонио Кановы (1757—1822) связано с появлением и развитием в середине XIX в. упрощенно-реалистических тенденций (Д. Монтеверде, К. д’Орси и др.).

Два письма о значении древних языков в нашем воспитании.

Впервые: I. Лит. библиотека. 1867. Т. 5. Кн. 7/8. Апр. (кн.

Скачать:PDFTXT

более интересен для Фета, что он напоминает приведенный им самим в «деревенских» очерках эпизод «Гуси с гусенятами» — и соответствующие выпады против него Салтыкова-Щедрина. ...нашлось несколько слабоумных, решившихся на денежные