лавочек, лавок, комедий. Сколько артистов показывают искусство свое на чистом воздухе: барабан, скамейка, стол, принадлежности бродячего гения. Около нас оркестры, танцы, фигляры» (Боткин В. П. Письма об Испании. С. 196).
Хрустальный дворец (Palais de TIndustrie) — Дворец промышленности, был выстроен по декрету от 27 марта 1852 из камня, железа и матового стекла (оттого Фет называет его «хрустальным», т. е. стеклянным, по аналогии с подобным зданием в Лондоне) у Елисейских полей после участия франц. промышленности в первой всемирной выставке в Лондоне (1851).
Триумфальная арка на площади Звезды (place de 1’Etoile) — начала строиться в 1806 по приказу Наполеона I на самой возвышенной точке Елисейских полей — холме Шайо (арх. Ж.-Ф. Шальгрен и Ж.- А. Раймон). Работы были прерваны в 1811 в связи со смертью Шальг- рена, до 1814 руководил строительством Густ. Продолжено строительство было лишь в 1825. В создании скульптур и барельефов, прославляющих победы Наполеона, приняли участие 15 скульпторов. Монумент открыли в 1840.
До какой степени наполеоновский элемент проник в старый Париж — там находятся Военная школа. Инвалидный дом. Наполеоновский лицей и т.п. — Фет имеет в виду изменение предназначения старинных зданий в наполеоновскую эпоху. Так, здание Военной школы (Ecole militaire), построенное при Людовике XV, было сначала отведено под казармы, а затем там располагалась гвардия. Инвалидный дом (Hotel des Invalides) был построен при Людовике XIV в 1670 (арх. Либераль Брюан). Во дворе здания находилась конная статуя Людовика XIV. Позднее в одной из арок т. н. солдатской церкви Дома инвалидов была установлена статуя Наполеона I. Собор с золоченым куполом был воздвигнут в нач. XVIII в. архитектором Ж. Ардуэн-Мансаром. Сюда был перенесен в 1840 прах Наполеона в специально построенную для этой цели гробницу (арх. Л. Висконти). Наполеоновский лицей (Le Lycee Napol6on) ранее назывался Коллеж Генриха IV, он находится за Пантеоном.
…острова, из которых второй, ближайший к Лувру, замечателен находящимся на нем собором Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris). — Первый остров называется Сен-Луи. Выдающийся памятник готической архитектуры собор Парижской Богоматери находится на о. Сите, строительство его началось в XII в. по повелению епископа Мориса де Сюлли, завершено в 1343. В архитектуре собора отразился весь путь постепенного развития готического стиля. Тяжеловесный нижний ярус зап. фасада — отголосок романского стиля, а система широких аркбутанов, остроконечная, сильно расчлененная сквозная галерея у подножия башен и круглые розетки — воплоще
446
ние готического стиля. Вместимость до 10 000 человек. Над порталами находится галерея с изваяниями королей. На каждом выступе карнизов — фантастические чудовища-химеры.
Прежние жители и посетители Парижа жаловались на уличную нечистоту и нестерпимые испарения — подобных жалоб не слыхать.— «Так это-то Париж!— думал я, видя тесные, грязные улицы, высокие старинные, запачканные дома и чувствуя, не знаю отчего, такой же несносный запах, как и за городом от тлеющих трупов и падали», — так, например, описывал в 1814 Ф. Н. Глинка свои первые впечатления от Парижа (Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. М., 1990. С. 249). Луи Филипп (1773—1850), франц. король в 1830—1848. Работы по очистке Парижа были продолжены при Наполеоне III, особенно благодаря разработкам инженера Э. Бельграна (1810—1878). В совр. Париже существует Музей водостоков, в экспозициях которого представлена история водостоков и канализационных подземных коллекторов столицы.
Стр. 65. А вот полъ-де-коковский продавец сбитня (marchand de coco)… — Кок Поль Шарль де (1793—1871), франц. писатель, приобрел популярность как автор фривольных романов, повестей, рассказов из жизни мелкой и средней буржуазии. Русских писателей демократического направления он привлекал тем, что подробно описывал жизнь городских низов. «Непритворная веселость <...> дух наблюдательности и подробности парижских нравов нравятся иностранцам более всех психологических разглагольствований других модных французских романистов, — писал Некрасов в статье “Поль де Кок. Биографический очерк”, — <...> он счастлив, когда <...> может провесть целый день у окошка своего дома на Сен-Мартенском бульваре; там <...> он целые двенадцать часов смотрит на омнибусы и кабриолеты, на нянек и турлуру, на разносчиков и актрис» (Некрасов Н.А. Поли. собр. соч.: В 15 т. Т. 11. Кн. 1. Л., 1989. С. 51—54). Сбитнем в России назывался горячий медовый напиток с пряностями. Зд. Фет употребляет слово в значении сладкий (солодковый) напиток из лакрицы с лимоном, который продавался франц. разносчиками.
Стр. 66. Что бы сказал Фамусов — Тафтицей, бархатцем и дымкой. — Цитата из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (дейст. 2, явл. 5). В первой строке слово «они» лишнее.
Мюзар Филипп (1793—1859), франц. музыкант, известный сочинитель танцев, капельмейстер большого бального оркестра в Париже.
Стр. 67. Дамы-камелии — женщины полусвета, название пошло от популярного романа «Дама с камелиями» (1848) и одноименной пьесы (1852) А. Дюма-сына.
Тут биржа, Тюльери… — Биржа (la Bourse) — построена в 1808—1827 (арх. Броньяр и Лабарр), здание окружено колоннадой, по четырем углам расположены статуи Справедливости, Изобилия, Стыдливости и Судьбы. Тюильри (или, как говорили тогда, Тюльери) назывались дворец и прилегающий к нему сад (см. выше).
447
Церковь Магдалины — Мадлен (Madelaine) — одна из построек наполеоновского Парижа. Строительство храма купольной композиции наподобие Пантеона было начато еще в 1764 при Людовике XV архитектором Констаном д’Иври. После его смерти работы продолжил Кутюр, однако разразившаяся революция приостановила строительство. В 1806 Наполеон специальным декретом постановил прообразовать церковь в греч. храм с надписью на фронтоне: «Солдатам великой армии от императора Наполеона». Здесь ежегодно предполагалось отмечать годовщины битв при Аустерлице и Йене. Окончательный образ здания в виде языческого храма с глубоким портиком на высоком подиуме принадлежит П. Виньону. После падения Наполеона королевским указом от 14 февраля 1816 храму Славы велено было вернуть первоначальное значение, однако Виньон не стал ничего менять в своих планах. После смерти архитектора завершал работы М. Юве. На фронтоне изображены 34 статуи святых с фигурой Христа посередине. Церковь была открыта уже при Луи-Филиппе в 1842.
…до Площади Согласия (Place de la Concorde), с известным обелиском посредине. — Первоначальный проект площади Согласия, разработанный еще при Людовике XV, принадлежал архитектору Ж.-А. Габриэлю. Площадь носила имя Людовика XV, здесь в 1763 была установлена конная статуя короля, низвергнутая в 1792 и замененная статуей Свободы. Пл. назвали именем Революции, зд. был сооружен эшафот для казни Людовика XVI. Свое окончательное название площадь получила в 1799, правда, в 1826 была сделана попытка увековечить здесь память казненного Людовика XVI и назвать площадь его именем. Известный обелиск (гранитная стела, покрытая иероглифами) был вывезен из Египта (украшал храм Луксора) и установлен в 1836.
III
Стр. 68. …конная статуя Франциска I, поставленная среди двора.— Статуя франц. короля Франциска I (1494—1547) была заказана Наполеоном III в начале 1850-х Ж.-Б.-О. Клезенже (Cldsinger; 1814—1883), зятю Ж. Санд. К. был автором многих портретных бюстов (в т. ч. Рашели и Ж. Санд) и грандиозных композиций, таких, как «Братство», «Богоматерь, плачущая над телом Спасителя, снятым с креста», «Клеопатра перед Цезарем» и др. Статуя была установлена во дворе Лувра незадолго до приезда Фета в Париж.
Какой бы шум вы подняли, друзья… — Неточная цитата из басни И. А. Крылова «Волк и пастухи» (1816). Первая строка читается так: «Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья» (Крылов И.А. Соч.: В 2 т. Т. l.M.,1969. С. 160).
Стр. 69. Возрождение — эпоха в истории культуры стран Западной Европы. Началась в Италии (XIV—XVI вв.), затем распространилась в других странах (приблизительно XV—XVI вв. во Франции).
448
Сложной структуре готического здания были противопоставлены ясность и четкость светлых, просторных интерьеров, в основании архитектурных ансамблей — квадрат, символ соразмерности, простоты, прочности.
Напрасно стараются связать эти два здания постройками в том же вкусе… — При Наполеоне III активно велось строительство т. н. «Нового Лувра» (арх. Л. Висконти и Лефюэль), примыкающего со стороны ул. Риволи и Сены северного и южного корпусов, продолжением их являются два флигеля, обрамляющие площадь Карусели. С запада «Новый Лувр» соединялся этими флигелями с Тюильрий- ским дворцом.
Тут все начато — как страсбургская колокольня. — В 1850-х в Париже осуществлялись широкие градостроительные мероприятия. Их проводил бонапартист, префект Парижа и департамента Сены барон Ж.-Э. Осман (Haussmann; 1809—1891). Он возглавил группу специалистов, занявшихся практической разработкой его идей по перепланировке столицы. За 16 лет строительства Париж изменился до неузнаваемости, за что барон О. был прозван «Аттилой-разруши- телем». Работы обошлись второй империи в сумму 848 млн. франков. В 1870 О. вынужден был подать в отставку. Решались технические задачи — упорядочение движения транспорта, уничтожение средневековых лабиринтов из узких улиц, в связи с чем были проложены т. н. бульвары, созданы площади с прямыми радиально расходящимися улицами, разбиты скверы и лесопарки (Булонский лес, Венсенский); проводились работы по благоустройству (асфальтирование улиц, газовое освещение и т. д.). В архитектуре стали широко применяться металл, большеформатные стекла, появилось большое количество зданий, выполнявших определенные функции — библиотеки, вокзалы, магазины. Фет находился в Париже в разгар задуманной перепланировки столицы, вот почему он сравнивает незавершенность строительных работ с недостроенной колокольней Страсбургского собора.
Египетский музей Лувра был создан в 1826 на основе находок, сделанных во время похода Наполеона Бонапарта в Египет. Коллекция включает более 50 000 экспонатов. Его первым хранителем был Ж.-Фр. Шампольон (см. о нем выше), которому удалось расшифровать егип. иероглифы, сделанные на т. н. Розеттском камне, найденном солдатами Наполеона в Египте. Ко времени посещения Фета луврская коллекция пополнилась знаменитой статуей писца, найденной в 1850.
Стр. 70. …мундир Наполеона I, его славный серый сюртук… — В путеводителе по Парижу, которым, возможно, пользовался Фет, по поводу «серого сюртука» Наполеона говорится в главе, посвященной описанию Ваидомской площади и колонны, увенчанной бронзовой фигурой императора. «Эта статуя <...> представляет императора в сером сюртуке и в небольшой шляпе, обычном и известном костюме, в который он был одет во время стольких битв» (Paris Illustrd, son His-
449
toire, ses Monuments, ses Musees… Nouveau Guide des Vbyageurs… Pubi, par une Soci6t6 de Litterature, d’Archdologues et d’Artistes. Paris, 1855. P. 102). Cp. у Лермонтова: «Из гроба тогда император, / Очнувшись, является вдруг; / На нем треугольная шляпа / И серый походный сюртук» («Воздушный корабль (Из Зейдлица)»; 1840).
Отсюда ход в галерею французских живописцев — где искусство когда-либо так размахивало руками? — Фет, очевидно, имеет в виду картины на античные сюжеты, посвященные праздникам Вакха, раннего Н. Пуссена (1594—1665), чье творчество широко представлено в коллекции Лувра, а также живопись А. Ватто (1684—1721), Ф. Буше (1703—1770), О. Фрагонара (1732—1806) и др. представителей стиля рококо, с характерными для него игривым изяществом и перенаселенностью полотен различными персонажами, а также