Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4. Очерки: из-за границы из деревни

монументальные полотна Ж.-Л. Давида (1748—1825), Ж.-О.-Д. Энгра (1780—1867), А. Гро (1771—1835), Ш. Лебрена (1619—1690) и др. видных представителей академического классицизма, экспрессивную живопись Т. Жерико (1791—1824), как, например, известное полотно «Плот Медузы» (см. о нем далее), и др.

Грёз Жан Батист (1725—1805), франц. живописец, работавший в жанре пасторали, с характерным для этого художника вниманием к природе, простоте и наивности сельских нравов. В Лувре были его картины: «Отцовское проклятие», «Возвращение блудного сына» и «Сельская невеста».

Это не Рубенс, который говорит: видали ли вы женщин-бо- гинь… — В Лувре Фет мог видеть одно из самых богатых собраний картин фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, среди которых 21 полотно так называемой «Истории Марии Медичи», заказанной художнику самой Марией Медичи, второй женой Генриха IV. Поселившись в Люксембургском дворце, королева решила украсить его галерею, пригласила художника в Париж и заказала ему в 1621 написать историю своего правления. Заказ был выполнен к 1625, вся коллекция в нач. XIX в. была перенесена из Люксембургского дворца в Лувр, зд. также находится портрет жены художника Елены Фурман с детьми, картины «Бегство Лота» и др.

Стр. 71. Вот всему свету известный Дискобол или, вернее, кулачный боец. — Фет ошибочно называет «Дискоболом» статую, известную под названием «Боргезский боец» (или Гладиатор Боргезе), которая относится к I в до н. э. и названа так потому, что приобретена была в 1807 среди других экспонатов из коллекции Боргезе. Это рим. копия с др.-греч. оригинала, ее автор — Агасий из Эфеса. В путеводителе по Парижу 1855 она названа «Сражающимся гладиатором», зд. отмечено, что название неудачное, так как изображенный боец не похож на римского гладиатора, а скорее на атлета Олимпийских игр (Paris lllustrd, son Histoire, ses Monuments, ses Musdes… P. 489). Возможно, именно это замечание стало источником ошибки Фета. «Дискобол» — статуя работы др.-греч. скульптора Мирона (V в. до н. э.). «Гладиатор Боргезе» представлял воина, сражавшегося со всадни

450

ком. Щитом в левой руке он прикрывает голову, а мечом в правой руке готовится нанести удар (щит и меч утрачены).

…наш покойный Брюллов разбил вокруг этой статуи шестнадцать точек и срисовал ее с каждой. — Брюллов Карл Павлович (1799—1852), рус. живописец. Работал в Италии в 1823-1835.

Что касается до Дианы (Diane a Ia biche) — не могу безусловно восхищаться ею — она холодна, как самый миф богини. — Речь идет о мраморной скульптуре «Артемида с ланью» (или «Диана Версальская», поскольку статуя находилась в Версале и поступила в Лувр в 1798), рим. копии с греч. оригинала Леохара (конец IV в. до н. э.). Артемида (Диана в рим. миф.) — в греч. миф. дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона, богиня охоты, обычно изображалась с луком и в сопровождении собак. А. — девственница и защитница целомудрия, она строго следила за соблюдением правил на Олимпе и наказывала непослушных, считалась олицетворением луны, потому Фет называет миф об А. «холодным». Скульптура представляет А. со священной ланью, которая была ее культовым животным. В поздней мифологии популярен миф об Артемиде, влюбленной в красавца Эндимиона. К тому времени, когда Фет созерцал Диану в Лувре, им были написаны два ст-ния, посвященные изображениям богини: «Диана» («Богини девственной округлые черты…»; 1847), восторженно встреченное современниками, и второе — «Диана, Эндимион и Сатир (Картина Брюлова)» («У звучного ключа как сладок первый сон!..»; 1855). На полях экземпляра сборника ст-ний Фета 1850 года (т. н. Остроухов- ского, хранящегося в Гос. Третьяковской галерее) И. С. Тургенев против ст-ния «Диана» написал: «Это стихотворение — chef-d’oeuvre». А. В. Дружинин в статье «Стихотворения А. А. Фета. СПб. 1856» назвал его «неслыханно прелестным», достойным пера самого Гёте, а В. П. Боткин — «высочайшим апофеозом не только ваяния, но и всего мифологического мира» (Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма. С. 223). Правда, никто не пытался выяснить, какую статую Дианы имел в виду Фет в этом ст-нии.

Вепрь, изваянный из черного мрамора. — Согласно др.-греч. мифу, вепря наслала на Калидонского царя Ойнея Артемида (Кали- донская охота) за то, что тот не принес ей в дар в начале жатвы первые плоды урожая.

Стр. 72. Я говорю о статуе Демосфена. Он сидит, понурив голову-с глазами, обращенными внутрь. —Демосфен (384—322 до н. э.), идейный вождь в борьбе против Филиппа Македонского; был вынужден бежать из Афин в 324, после смерти Александра Македонского был призван обратно, но после захвата города македонцами был осужден на смерть и принял яд, чтобы не попасть в руки преследователей. Оратор изображен, по-видимому, в момент принятия последнего решения.

Венера Милосская — знаменитая статуя Афродиты, найденная на о. Милосе (в древности Мелос). Греч, мраморный оригинал эллинистической эпохи (II в. до н. э.). Под впечатлением от скульптуры

451

Фет написал во Франции ст-ние «Венера Милосская» («И целомудренно и смело…»; 1856).

Грации — рим. богини красоты, соответствующие греч. хари-

там.

Стр. 73. Венера Победительница — Победительницей Венеру называли в честь победы в споре между нею, Герой и Афиной за звание «Прекраснейшей».

Минерва — рим. богиня мудрости, аналог греч. Афины, известной своим чудесным рождением из головы Зевса. Мудрость и воинственность, характеризующие богиню, были теми качествами, которыми, как считал Фет, должен обладать сатирик.

Кипридой называли греки Афродиту, т. к. она появилась из моря вблизи о. Кипр. На этом острове в городе Пафос сооружен храм в ее честь (отсюда Пафосская богиня). Первоначально ст-ние Фета «Венера Милосская» называлось «Милосская Киприда».

Думают, будто победительница держала в этой руке копье. — Мнение ученых по поводу атрибутов Венеры расходятся, скорее всего, в левой вытянутой руке ее было яблоко.

Того, кто осмелится сюда прибавить что-либо, будь он сам Какова или Торвальдсен, надо выставить к позорному столбу… — Добавления (попытки реконструкции) к античным статуям, дошедшим до нас в неполном виде, делались постоянно на протяжении XIX в., в том числе и в отношении Венеры Милосской. Какова Антонио (1757—1822), ит. скульптор-неоклассицист, подражавший др.-греч. образцам, следовал принципам, сформулированным «отцом искусствоведения» Винкельманом, однако в его творениях ощущается влияние прециозной манеры рококо. «Канова прославлен [необыкновенной] грациозностью своих женщин и нежностью их форм, но это совсем другой род, — писал П. В. Анненков, сравнивая др.-греч. статуи с подражаниями. — Никогда женщина древних не была сентиментальна и не отличалась тем, что ныне разумеется под словом грациозность <...>» (Анненков П. В. Парижские письма. С. 254). У Кановы было множество подражателей. Один из них — датчанин Бертель Торвальдсен (1768 или 1770—1844), работы которого, несмотря на их популярность, страдали холодностью и академизмом.

Стр. 74. Длинная галерея с раззолоченными украшениями по потолку и стенам, — знаменитая зала Аполлона. — Галерея Аполлона находится на втором этаже Лувра, построенном во времена Генриха IV, роспись и оформление зала принадлежит Ш. Лебрену.

Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) Диего (1599—1660), исп. живописец. Помимо портрета инфанты Маргариты, второй дочери ФилиппаIV, придворным живописцем которого был В., Лувр обладал еще двумя его картинами — небольшим эскизом и погруд- ным портретом настоятеля собора в Толедо.

«Голова страждущего Спасителя» (Guido-Reni) и (его же) «Спаситель в Гефсиманском саду». — В основе сюжета второй из названных картин итал. живописца Гвидо-Рени или Рени Гвидо

452

(1575—1642) евангельская тема моления о чаше Христа в Гефсиман- ском саду накануне принятия им крестных мук (Мф. 26. 39—42; Лк. 22. 39—46; Мк. 14. 32—42; Ин. 18. 1). «Голова страждущего Спасителя» (др. название «Ессе Homo»), Среди др. картин «Давид, побеждающий Голиафа», «Христос, вручающий св. Петру ключи от Церкви», «Похищение Елены» и др.

Картина Т. Жерико называется «Плот “Медузы”» (1819). Поводом к ее созданию послужила гибель фрегата «Медуза», наскочившего на риф у берегов Африки летом 1816. Жерико преодолел статичность своего учителя Давида, его человеческие фигуры даны в движении, они более экспрессивны, хотя и не лишены указанного Фетом мелодраматизма.

…как назвать «Потоп» кисти Girodet-Trioson? — Имеется в виду картина ученика Давида Анн Луи Жироде-Триозона (1767— 1824) «Сцена потопа». Среди др. картин этого художника в Лувре «Эндимион и Диана» и «Погребение Атала», «Иосиф, изгнанный своими братьями», «Гиппократ, отвергающий дары Артаксеркса», «Оссиан, встречающий тени французских воинов».

Описывать картину Веронеза, находящуюся на левой стене, «Брак в Кане Галилейской», невозможно. Эта эпопея состоит по крайней мере изо ста лиц. — Веронезе Паоло (1528—1588), венецианский живописец Позднего Возрождения. Большое полотно «Брак в Кане» написано в 1562—1563, его основой послужил евангельский сюжет о чуде, сотворенном Иисусом Христом по просьбе матери во время свадьбы в Кане Галилейской: Христос превратил воду в вино. На картине В. изобразил своего учителя Тициана в виде престарелого мастера, окруженного учениками, среди которых и сам автор картины, а также различных исторических деятелей, поэтов и музыкантов, всего 138 фигур.

Стр. 75. Мурильево «Вознесение Божией Матери». Спорят о том, где оригинал картины: здесь, в Лувре, или в Зимнем Дворце. — В самом Лувре находились в это время две картины Мурильо с таким названием. Как замечено в путеводителе по Парижу 1855, Мурильо столь часто обращался к этому сюжету, что его стали называть «художником вознесений» (Paris IHustrd… Nouveau Guide des Nfoyageurs… P. 466—467). В 1779 картина Мурильо «Вознесение Мадонны* приобретена Эрмитажем из собрания Уолпола (Англия).

…повторяю стихи пушкинского рыцаря… — Фет цитирует вторую строфу баллады А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» (первонач. название «Легенда»; 1829), позднее включенной в незавершенную пьесу <« Сцены из рыцарских времен »> (1835).

Вы везде узнаете Рафаэля — Лучшая, однако же, в Лувре картина Рафаэля, без сомнения, «Мадонна венков»… — В Лувре ко времени посещения Фета насчитывалось 12 картин Рафаэля, среди которых описанное Фетом полотно «Михаил Архангел, поражающий Диавола», а также несколько портретов и 4 картины на сюжет «Святого семейства». Небольшой образ Мадонны, сидящей с младенцем

453

на руках — Эта картина, называемая также «Малое Святое Семейство» (La Petite Sainte Famille), хранилась долгое время у потомков духовника Франциска I кардинала Андриена де Гуффье, которому, по преданию, подарил ее сам Рафаэль. Несмотря на это, высказывались предположения, что она принадлежала кисти Джулио Романо (наст, имя Джулио Пиппи). О картине «Михаил Архангел, поражающий дьявола*, которая была написана Рафаэлем для ФранцискаI, сначала находилась в Фонтенбло, а затем в Версале, Джорджо Вазари писал: «Много картин написал он для Франции, и среди них одну особенно изумительную, исполненную для короля и изображающую поединок св. Михаила с дьяволом <...> эта картина так прекрасно исполнена, что он получил почетнейшую награду от короля» (Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Ростов-на-Дону, 1998. С. 305). Фет ошибочно называет картину Рафаэля «Святое семейство» (1518), прозванную «Мадонной венков» за то,

Скачать:PDFTXT

монументальные полотна Ж.-Л. Давида (1748—1825), Ж.-О.-Д. Энгра (1780—1867), А. Гро (1771—1835), Ш. Лебрена (1619—1690) и др. видных представителей академического классицизма, экспрессивную живопись Т. Жерико (1791—1824), как, например, известное полотно «Плот