что один из ангелов держит над головой младенца Иисуса венок, — «Садовницей». Так, вернее, «La belle jardiniere» («Прекрасной садовницей», 1507) принято называть раннюю картину Рафаэля флорентийского периода, на которой изображена на фоне пейзажа сидящая Мария с младенцем Иисусом и маленьким Иоанном Крестителем у ее ног. О ней также упоминает Вазари: «…он начал ее и довел эскиз почти до самого конца, причем в то же время исполнил еще одну картину, которая была отослана в Сиену; однако ввиду отъезда Рафаэля, закончил ее Ридольфо Гирландайо, который написал голубую одежду, на ней недостававшую» (Там же. С. 283). «Святое семейство», о котором пишет Фет, было куплено Франциском 1 и первоначально торжественно отправлено во дворец Фонтенбло, ее еще называли «Святое семейство Франциска I».
Стр. 76. …чистота перуджиновой Божией Матери с младенцем на руках… — В собрании Лувра находилось несколько картин ит. живописца эпохи Раннего Возрождения, учителя Рафаэля Пьетро Пе- руджино (наст, фамилия Ваннуччи; между 1445—1452 — 1523), из них две посвящены Богоматери. Очевидно, речь идет о «Мадонне» с ребенком, св. Иосифом и св. Екатериной по сторонам.
Об «Истории Марии Медичи» Рубенса см. выше.
Ландшафтная живопись не менее богата чудными образцами. — Фет имеет в виду фламандскую пейзажную живопись, богато представленную в коллекции Лувра.
Стада Поля Потера ненаглядны. — В Лувре Фет мог видеть две картины голландского живописца Пауля Поттера: «Лошади, привязанные к дверям хижины» (1641) и «Луг» (1652), на котором изображены группы пасущихся животных.
Стр. 77. Но истинная жемчужина галереи — небольшая картина МуриАьо «Мальчик», казнящий — насекомое, получившее у Гоголя прозвание зверя. — Мурильо написал серию картин, изображающих жизнь простонародья, особенно удачно у него получались дети. В Лувре было несколько картин, написанных в этом жанре, в том
454
числе «Юный нищий» и «Вшивый» (Фет называет ее просто «Мальчик»). В Эрмитаже находится «Мальчик с собакой». Рассуждения Фета по поводу «грязных сюжетов» перекликается с мнением Гегеля: «С внешней стороны предмет изображения носит здесь вульгарный характер. Мать ищет вшей в голове мальчугана, а он в это время спокойно жует кусок хлеба; на другой картине двое мальчиков, ободранные и нищие, едят дыни и виноград. Но в этой бедности и полунаготе сквозит изнутри и извне чувство здоровья и жизнерадостности, сквозит такая полнейшая беззаботность, которая не уступает душевному спокойствию дервиша. Это отсутствие забот о внешнем и отражающаяся в этом внешнем внутренняя свобода и есть то, чего требует понятие идеального» (Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. Т. 1. С. 179). …Насекомое, получившее у Гоголя прозвание зверя… — «Мертвые души», гл. 8: «Шум и визг от железных скобок и ржавых винтов разбудили на другом конце города будочника, который, подняв свою алебарду, закричал спросонья что стало мочи: “кто идет?” но увидев, что никто не шел а слышалось только издали дребезжанье, поймал у себя на воротнике какого-то зверя и, подошед к фонарю, казнил его тут же у себя на ногте». Впервые сравнение картины Мурильо с эпизодом из поэмы Гоголя возникло у Белинского в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «…одна из известнейших галерей в Европе хранит, как бесценное сокровище, картину великого Мурильо, представляющую мальчика, который с усердием и обстоятельно занимается тем, что будочник сделал спросонья и мимоходом» (Белинский. Т. 10. С. 293).
Непризренный — то же, что бесприютный, лишенный крова и пищи (от призреть).
…девочку Консуэлло — Героиня романа Жорж Санд «Консуэло» (1842), прототипом которой была П. Виардо.
…картиной Мурильо, возбуждающей своим грязным сюжетом самые чистые, духовные наслаждения. — Эпитетом «грязный* награждали Гоголя критики 1830—1840-х (Сенковский, Греч, Булгарин) за его приверженность темам из «низкого» быта и сравнивали писателя с Поль де Коком, главный недостаток произведений которого, по мнению Сенковского, заключается в выборе предметов изображения, «которые всегда почти у него грязны и взяты из дурного общества» (См.: Эйхенбаум Б. Толстой и Поль де Кок // Западный сборник. Л., 1937. С. 293).
Письмо третье I
Впервые: Соер. 1857. № 8. С. 81—128. Подпись: «А. Фет».
Стр. 78. …пойдем по широкой аллее (Esplanade des Invalides) к самому Инвалидному дому (Hdtel des Invalides). — Эспланада Инвалидов — незастроенное пространство между крепостными стенами и постройками по другую сторону этого пространства. Дом Инвалидов
455
был заложен задолго до правления Наполеона, в 1670, завершилось строительство в 1676 (арх. Л. Брюан). Многочисленные войны, которые вела Франция с конца XVI в., оставили тяжелое наследие — огромную массу искалеченных людей, для которых и было решено создать специальную больницу-общежитие. В комплекс Дома инвалидов вошли больница, казармы, монастырь и солдатская церковь. Внутри церкви развешаны трофейные знамена, захваченные французами в разных войнах. Главный фасад очень протяженный (210 м), здание четырехэтажное и, с точки зрения строгого вкуса, — монотонное, однообразное. Это обстоятельство, а также теснота церкви вызвали необходимость в сооружении собора Инвалидов, который стоит в ряду самых значительных купольных сооружений мира, таких, как собор св. Петра в Риме, храм Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, собор св. Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Петербурге. Его высота достигает 105 м. Ф. Н. Глинка, побывавший в Париже в 1814, посвятил «Инвалидному дому» отдельную главу в «Письмах русского офицера»: «В разных государствах прилагали разные способы для доставления наград и покоя пострадавшим и потрудившимся в бранях. Но ни одно государство в Европе (думаю, кроме Англии) не похвалится таким прекрасным заведением, как Франция» (Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. С 397).
Кто желает прежде всего осмотреть церковь Инвалидов — одна из тысячных подражаний храму Св. Петра. — Главный собор Дома инвалидов называется Церковью купола, построен в 1677 Ж. Ардуэн- Мансаром. Площадь Вобан носит имя Себастьена Ле Претра де Вобана (1633—1707), маркиза, маршала Франции, военного инженера, почетного члена Французской академии. Он был участником 53 походов, 104 боев. Теоретик военного искусства, оставил большое количество сочинений, посвященных военному ремеслу, они собраны в книге под названием «Досуги господина де Вобана». Храм се. Петра (1506— 1614) — главный собор на территории Ватикана, города-государства, располагающегося в пределах столицы Италии Рима; сооружен по планам нескольких архитекторов — Браманте, Дж. Делла Порта, Микеланджело и др. Микеланджело и Рафаэль расписывали собор.
Вступая на порог ротонды — высокий траурный алтарь. — 13 мая 1840 Палатой депутатов решено было перенести прах Наполеона I с о. Св. Елены в собор Дома инвалидов. Через несколько месяцев это было сделано. Гробница представляет собой саркофаг из красного порфира (подарок Николая I), установленный на постаменте из зеленоватого гранита из Вогезских гор. Торжественное оформление гробницы выполнил архитектор Л.-Т. Висконти. Под куполом была возведена углубленная открытая крипта, в центре которой надгробие императора. Вокруг гробницы 12 аллегорических горельефов, запечатлевших наполеоновские походы.
Кариатида — скульптурное изображение фигуры, преимущественно женской, которая обычно служит опорой балки в здании, в данном случае, карниза.
456
Стр. 79. Если хотите видеть внутреннее устройство Дома Инвалидов… — Внутренние помещения, предназначенные для проживающих здесь ветеранов, были расписаны лучшими художниками, украшены многочисленными скульптурами. Библиотека насчитывала ок. 25 000 томов.
Наполеон III — Шарль Луи Наполеон Бонапарт (1808—1873), император Франции с 1852 по 1870 гг.
…здание Военной школы (Ecole Militaire) было построено при Людовике XV в 1752 (арх. А.-Ж. Габриэль) в целях подготовки пятисот юношей из дворянских семей для несения офицерской службы. До революции 1789 во дворе школы стояла статуя короля. Габриэль украсил центр фасада, обращенного к Марсовому полю, коринфским портиком и куполом со срезанной вершиной. С 1792 Военная школа превратилась в казармы, с 1804 по 1830 здесь располагались гвардейские части.
Марсовым полем в Древнем Риме называли низменность на левом берегу Тибра, где проходили народные собрания. Название поле получило в честь бога войны Марса, т. к. здесь устраивались военные смотры, состязания и находился алтарь бога войны. По аналогии с Марсовым полем в Риме названа площадь в Париже. В 1790 на Марсовом поле торжественно отмечали праздник Федерации, был сооружен стадион, триумфальная арка, а в центре поля — алтарь. В XIX в. поле использовалось как место для зрелищ, скачек и т. д.
Стр. 80. Готтентотская— варварская, дикая (по названию одной из наименее культурных народностей Африки).
…к заставе Звезды (Barriere de VEtoile).— Площадь Звезды, по первоначальному замыслу А.-Ж. Габриэля, перекресток, образованный расходящимися лучеобразно восемью дорогами. Заставы в виде павильонов появились после устройства таможенного пояса стен по периметру площади. К началу строительства Триумфальной арки на пл. Звезды были поставлены два павильона.
Стр. 80—81. …огромное деревянное здание Гипподрома — одно имя Гипподрома приводит на память античные ристалища. — Здание Гипподрома находилось за заставой Звезды и использовалось для цирковых конных представлений. Такие же представления можно было посмотреть в Цирке императрицы на Елисейских полях и в Цирке Наполеон. Ипподром у древних греков и римлян — место конных скачек и состязаний в езде на колесницах.
Стр. 81. …прекрасный портрет Ришелье, в красной кардинальской мантии… — Возможно, имеется в виду копия известного хранящегося в Лувре портрета кардинала де Ришелье (наст, имя Арман Жан дю Плесси;1585—1642) кисти Ф. де Шампеня.
Ристалище (устар.) — площадь для конных и иных состязаний, а также само состязание.
…стих Горация — невольно приходил мне на память. — Фет цитирует в своем переводе оду I, 1 рим. поэта Квинта Горация Флакка
457
(65—8 до н. э) «К Меценату» («О, Меценат, царей древнейших порожденье…» — см. наст, изд., т. 2, с. 11).
Pre-Catelan — увеселительное заведение для рабочего люда, мелких служащих и гризеток, о его открытии сообщалось в 03 (1856. Т. 107. № 8. С. 174): «В Булонском лесу открыто новое увеселительное заведение, названное Ргё-Catelan. Это то же, что покойное Тиволи, памятное всем парижанам. Лес превращен в парк, красивый и цветущий как сад. Везде цветы, беседки, крытые аллеи, редкие растения. Ватто избрал бы это место для своих пудреных праздников. Боккаччо поместил бы в нем красавиц своего Декамерона. За неимением каскадов и фонтанов, тут проведен узенький ручеек и везде возвышаются киоски с разными увеселениями и развлечениями, в одном курят, в другом играют, в третьем стреляют в цель и проч. Если вы устали гулять — для вас готовы экипажи и вы можете прокатиться. Музыка играет тут главную роль. Говорят, что тут же устроен будет и пантомимный театр и открыта танцевальная зала, словом, это настоящая бездна удовольствий и за небольшую плату».
Театр марионеток — одна из разновидностей театра кукол, которые приводятся в движение при помощи нитей, подвязанных к голове и сочленениям. Происхождением своим марионетка обязана франц. marionnette, небольшим фигуркам Девы Марии в средневековых мистериях, разыгрывавшихся куклами. В Париже существовал театр марионеток на бульваре Тампль.