сопровождающий верхом всадника, либо едущий на запятках кареты или на козлах.
Оршад — прохладительный напиток, миндальное молоко с сахаром (от франц. orgeat).
…как не побывать на bal Mabile? — Бал Мабиль — одно из самых популярных заведений Парижа, где летом устраивались танцы, пантомимы и др. развлечения, рассчитанные на непритязательные вкусы.
Тезей — герой греч. мифологии, царь Афин. После победы над чудовищем Минотавром Тезею удалось выйти из лабиринта с помощью клубка нитей, данного ему дочерью царя Миноса Ариадной.
Стр. 83. Зато кадриль, la contredanse, танцуемый здесь только в две пары… — Кадриль обычно танцуют в четыре и более пар. Первоначально английский, танец контрданс, в котором танцующие пары становятся друг против друга, распространился во Франции, получив название кадрили, и отсюда в нач. XIX в. в Европе, в т. ч. в России. Кадриль состояла сначала из 5, затем из 6 фигур. «Кадрили были столь любимы, что почти все известные романсы, мотивы из опер превращали в этот танец. Так, например, стала очень популярной кадриль К. Лядова <...> посвященная памяти рано умершей талантливой актрисы Асенковой. В кадриль эту вошли всем хорошо знакомые в ее исполнении мелодии. Даже песнь безумной Офелии была превращена в кадриль…» (Фрадкина Э. Зал Дворянского собрания. Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга. СПб., 1994. С. 31).
458
Ритурнель — небольшое музыкальное вступление перед началом танца.
Стр. 84. Concert Musard — О концертах Ф. Мюзара см. примеч. к стр. 66.
…вроде угольных петербургского Дворянского Собрания. — Дворянское собрание помещалось в здании, построенном в 1839 по проекту архитектора П. Жако на Михайловской площади (ныне там расположен Большой зал петербургской филармонии на пл. Искусств). Именно здесь находился один из музыкальных центров Петербурга и нередко устраивались великосветские балы и маскарады.
Биржа — см. примеч. к стр. 67.
Стр. 85. Пандемониум — адская столица, «чертог Сатаны», где собирается совет демонов, описанный Дж. Мильтоном (1608—1674) в первой главе поэмы «Потерянный рай» (1667).
II
…Comedie Frangaise и Palais Royal… — Театр «Комеди Франсез», или «Французский театр» — старейший нац. театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившего театр Мольера и театр «Бургундский отель». Театр неоднократно менял помещения, в 1850-е (как и в настоящее время) находится на ул. Ришелье. В 1840—1850-е на сцене театра ставились в основном пьесы В. Гюго (1802—1885), А. де Виньи (1797—1863), А. де Мюссе (1810—1857), Эмиля Ожье (1820—1889), Александра Дюма-сына (1824—1895), Викторьена Сарду (1831—1908). «Пале Ройяль» (или Руаяль), небольшой парижский театр, построенный на территории дворца Пале- Руайяль в 1784; первоначально Театр марионеток Бужоле, название получил в 1831. На его сцене ставились комедии и водевили.
Стр. 85—86. Новый Мост — украшен посредине — конной статуей Генриха IV… — Новый мост — один из старейших мостов Парижа, построен в 1578—1607. Незадолго до приезда Фета он был полностью освобожден от многочисленных лавочек, делавших его привлекательным для гуляющих. Работа над статуей Генриха IV (1553—1610) была начата по приказу его вдовы Марии Медичи в 1614, после того, как ее отец подарил ей бронзовую статую лошади работы Ж. Болоня, предназначенную для скульптуры вел. герцога Фердинанда. Конь долго стоял на мосту без седока, лишь в 1635 фигура Генриха IV была водружена туда, и монумент был открыт. В 1792 статуя была переплавлена на пушки, Наполеон намеревался заменить ее обелиском, однако в 1818 памятник Генриху IV был восстановлен (скульптор Ф. Лемот). Примечательно, что статуя была переплавлена из бронзового монумента Наполеона I, свергнутого с Вандомской колонны. Пьедестал украшен барельефам и надписями, одна из которых воспроизводит ту, что была уничтожена во время Французской революции.
Стр. 86. Palais de Justice (Дворец Правосудия) — королевский замок с тюрьмой Консьержери и Королевской капеллой составляет
459
сложный комплекс, занимающий зап. часть о, Ситэ. Три башни дворца датируются XIII в., угловая башня — XIV в. На ней были установлены сигнальный колокол и первые в Париже башенные часы. Этот дворец долгое время был резиденцией франц. королей; после того, как Екатерина Медичи избрала своим местопребыванием Лувр, в нем располагался парламент. От старого дворца, после нескольких пожаров, сохранилось мало, он был вновь отстроен Ж. Деброссом в 1622, затем реконструирован в 1776. В 1417 канцлер Франции был назначен на должность консьержа, т. е. привратника королевского жилища. Отсюда название части дворца: «Консьержери». Это самая старая тюрьма Парижа, где находились перед казнью Мария-Антуанетта, а затем Дантон, Шометт, Робеспьер и др.
Во дворе здания прекрасная готическая капелла, а в глубине знаменитая зала des Pas Perdus. — Королевская, или Святая капелла (Сент-Шапель) находится в юго-вост. дворе, возведена в 1246— 1248 (арх. П. де Монтеро). Зала des Pas Perdus (франц., буквально — «зала неслышных шагов») — главный зал заседаний во Дворце Правосудия. Здесь подписывались официальные документы, произносились клятвы, отмечались важные события. В. Гюго описал ее в «Соборе Парижской богоматери»: «Нелегко было пробраться в этот день в большую залу, считавшуюся в то время самым обширным закрытым помещением на свете <...> Над нашими головами — двойной стрельчатый свод, отделанный деревянной резьбой, расписанный золотыми лилиями по лазурному полю; под ногами — пол, вымощенный белыми и черными мраморными плитами. <...> Кругом залы вдоль высоких стен, между дверьми, между окнами, между столбами — нескончаемая вереница изваяний королей Франции, начиная с Фарамонда <...>» (Гюго В. Собр. соч.: В 15 т. Т. 2. С. 8—10).
Стр. 87. Все эти головы крылатых чертей, виднеющихся по углам карнизов… — Имеются в виду фантастические чудовища — химеры, головы которых украшают здание собора Парижской Богоматери и служат водостоками, они были водружены уже при Реставрации Виоле-ле-Дюком.
Стр. 88. …посетя в St. Denis склепы французских королей… — Сен-Дени — самый древний пригород Парижа. Еще в VII в. на месте легендарного захоронения епископа Лютеция, казненного на Монмартре, было основано аббатство. Базилика Сен-Дени считается первым готическим зданием Франции. В течение двенадцати веков она служила местом погребения французских королей. Во время революции ее пытались разрушить, но Наполеон I распорядился восстановить храм. Здание, которое видел Фет, было восстановлено архитекторами Дебре и Э.-Э. Виолетт-ле-Дюком. Хлодвиг1 (ок. 466—511) король из династии Меровингов. Людовик XVI (1754—1793) король Франции в 1774—1792 гг., казнен по приговору Конвента. После реставрации Бурбонов прах Людовика и его казненной супруги перенесен в Сен- Дени, надгробие представляет собой статую короля, молящегося на коленях перед казнью. Рядом могила Марии-Антуанетты (см. ниже).
460
…как он отличился на отроческой могиле Марии Антуане- ты… — Имеется в виду коленопреклоненная статуя Марии-Антуанетты (1755—1793), фраиц. королевы, супруги Людовика XVI, которая была гильотинирована в 1793. Королева изображена молодой, одетой в пышные одежды, в целом, скульптура статична и лишена подобающего трагизма. Не вполне ясно, почему могила названа отроческой, возможно, это опечатка, допущенная в первой публикации.
…и эту церковь поправляют, восстановляя отбитые башенки и украшения в общем тоне здания. — В 1844, по декрету Луи-Филиппа, началась реставрация собора Парижской Богоматери. Работами руководил известный архитектор Э.-Э. Виолле-ле-Дюк (1814— 1879).
Пономарь таки заставил меня взглянуть на чудовищный — по мнению Виктора Гюго, колокол… — Среди пятнадцати колоколов любимым у героя романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» Квазимодо был самый большой, носивший имя «Мария»: «Разнузданный, яростный колокол разверзал то над одним просветом башни, то над другим свою бронзовую пасть, откуда вырывалось дыхание бури, разносившееся на четыре лье окрест. <...> И вот это уже не колокол Собора Богоматери, не Квазимодо, — это бред, вихрь, буря; безумие, оседлавшее звук; дух, вцепившийся в летающий круп; невиданный кентавр, получеловек, полуколокол; какой-то ужасный Астольф, уносимый чудовищным крылатым конем из ожившей бронзы» (Гюго В. Собр. соч.: В 15 т. Т. 2. С. 156—157). Вес самого большого колокола 13 тонн.
…мы с товарищем французом — знаменитое кладбище Рёге La Chaise… — Очевидно, речь идет об Ипполите Делаво, с которым Фета познакомил в Париже И. С. Тургенев. Делаво жил неколько лет в России и хорошо знал рус. язык, интересовался рус. литературой, переводил Тургенева, Герцена и др., а также печатал статьи о рус. литературе во франц. прессе. «Делаво такой русофил, — писал Тургенев В. П. Боткину 25 окт. (6 ноября) 1856, — что вообразить нельзя. Россия для него верх совершенства — я его не разочаровываю» (Тургенев. Письма. Т. 3. С. 24). «Для меня, совершенного новичка в Париже, — писал Фет позднее в мемуарах, — милый и образованный Делаво являлся совершенным Виргилием, водившим меня по всему Парижу, начиная с Лувра и до последнего студенческого бала и поющей кофейни» (МВ. Ч. 1. С. 148). Пер Лашез, кладбище в Париже. Название произошло от имени духовника Людовика XIV, патера Ла- шеза (1624—1709), возглавлявшего общину иезуитов, получивших эту землю в дар от Людовика XIV. Кладбище образовано по декрету Наполеона в 1804, сюда были перенесены останки Мольера, Лафон- тэна, Бомарше и др. выдающихся людей, и с тех пор Пер Лашез стало национальным некрополем.
Стр. 88—89. Воротясь по Аркольскому мосту — мы очутились против знаменитого — Hdtelde Ville — пустились в путь через площадь Бастилии… — Hdtelde Ville — здание городской ратуши, расположен
461
ное на площади того же названия, строилось с 1533 по 1623, при Луи-Филиппе (см. выше) было реставрировано и расширено, сгорело в 1871 и было вновь восстановлено лишь в 1878—1879. Площадь Бастилии — место, где находилась Бастилия, сначала крепость, построенная в XIV в., а затем тюрьма. Ставшая символом абсолютизма, Бастилия была захвачена 14 июля 1789, а затем разрушена. Взятие Бастилии стало отмечаться во Франции как национальный праздник.
Стр. 89. …тюрьма, устроенная по американской методе келейного заключения для несовершеннолетних преступников. Недалеко отсюда другая тюрьма… — Имеется в виду тюрьма для несовершеннолетних (Jeunes Detenus), или Главный исправительный дом (Maison centrale d’6ducation correctionnelle). В 1836 здесь была т. н. пенитенциарная система заключения, т. е. система одиночного, или келейного заключения. Недалеко от нее располагалась Рокетская тюрьма (1а Roquette), в которой одиночное заключение было введено с 1844. Пенитенциарная система 2-х видов была впервые разработана в Америке: аубурнская (в штате Нью-Йорк), по которой заключенные днем работали вместе, а на ночь запирались в отдельные камеры, и пенсильванская (или филадельфийская), по которой осужденные запирались в одиночных камерах, лишенные прогулок, работы и какого- либо общения.
Стр. 89—90. Абеляр, родившийся в 1079 году близ Нанта — умерла в 1164 году, тоже шестидесяти трех лет от роду. — История Абеляра и Элоизы стала известна во Франции еще в XIII в., когда была переведена с латинского языка переписка средневекового богослова, философа и поэта Пьера Абеляра с его ученицей и возлюбленной Элоизой. На