В семье Виардо домашнему театру уделялось много времени: нередко в доме устраивались настоящие спектакли, делались оперные постановки для учеников П. Виардо, в которых принимали участие и дети хозяев дома. Позднее, когда Тургенев, вслед за семьей Виардо, поселился в Баден- Бадене, он сочинил на франц. языке несколько либретто оперетт на музыку П. Виардо, которые ставились не только на домашнем театре, но и на нем. оперной сцене. В мемуарах Фет отметил, что дочь Тургенева «весьма мило читала стихи Мольера» (МВ. Ч. 1. С. 157).
Стр. 108. …если бы даже в петлице не алела неизбежная розетка Почетного легиона. — Орден Почетного легиона учрежден Напо
470
леоном в 1801 г., имел 16 когорт, каждая с 200 000 франков ренты, каждая когорта имела 7 старших офицеров, 20 командоров, 30 офицеров и 350 легионеров. Украшение первоначально состояло из пятилучистой белой эмалированной звезды. Впоследствии внешний вид ордена подвергался неоднократно изменениям, восстановлен в 1852. Гроссмейстером ордена являлся император, орденом награждались также иностранцы. Вместо ордена награжденные носили бант в виде розы.
Шампань — ист. провинция в бассейне рек Сены и Марны, в средние века графство. В конце XVII в. зд. впервые было организовано производство игристых вин (шампанское).
…стал рассказывать о великой ретираде из сгоревшей Москвы… — Старый солдат, который встретился Фету, был участником наполеоновских войн, он рассказывал об отступлении (ретираде, от франц. Ia retirade — отступление) армии Наполеона из России после того, как французы вошли в горящую Москву.
Стр. 108—109. …попался мне на глаза знакомый француз…— Имеется в виду Ип. Делаво (см. о нем примеч. к стр. 88).
Стр. 109. …каждый месяц, в первое воскресенье, пускают в Версале воду… — Первое воскресенье октября в 1856 приходилось на 5 число, следовательно, 5 октября Фет был в Версале с Ип. Делаво. Об этой поездке см. далее.
V
Стр. 110. Казуар — бегающая австралийская птица из семейства страусовых, с костяным наростом на голове, с трехпалыми ногами, с черным оперением. Голова и голая шея окрашены ярко-голубым и красным цветом.
…показать мне тряпичников во всей красоте. — Парижские тряпичники прославились благодаря мелодраме Феликса Пиа «Парижский тряпичник», поставленной в 1847 в театре Порт-Сен-Мар- тен. Знаменитый Фредерик-Леметр сыграл честного бедняка «папашу Жана». Именно об этой пьесе писал Белинский в письме, отрывок из которого приведен выше (см. примеч. к стр. 94). Своеобразной парижской знаменитостью, «философом в отрепьях», запечатленным в литографиях и анекдотах «мелкой прессы», создавшей легенду вокруг его имени, был тряпичник Лиар. Леметр свел с ним дружбу, готовясь к роли папаши Жана. Он взял у Лиара пятнадцать уроков, учась носить корзину, фонарь, захватывать крюком тряпки и кости. А. И. Герцен подробно описывает свое впечатление о спектакле: «Само собою разумеется, что не все же пошло на парижских сценах. Вот, для примера, хоть бы и “Парижский ветошник” Ф. Пиа, которого дают беспрестанно, и все-таки желающих больше, нежели мест в театре Porte-St-Martin. Конечно, многие ходят для Фредерика-Ле- метра, но в пошлой пьесе Фредерик не мог бы так играть». Иное впечатление тряпичники произвели на Н. Греча, посетившего Францию
471
в 1839: «Не раз, смотря на этих несчастных, голодных парижан, я повторял в уме: “Ройтесь, сударики, ройтесь в грязи! Прошло то счастливое время, когда вам можно было, пробравшись к нам, на Русь, заняться воспитанием юношества и, блаженствуя в степных наших губерниях, вздыхать по Париже и ругать добрую, святую Россию!» (Путевые письма из Англии, Германии и Франции Николая Греча. Ч. 2. СПб., 1839. С. 86). Далее Фет употребляет слово «тряпичник» во французской огласовке: шифоньер.
Стр. 111. …вальдшнепы <...> начинают летать (тянуть) в известном направлении. — Тягой охотники называют весенний брачный полет в одном направлении самца вальдшнепа, отыскивающего самку.
Копотливость — от копотливый: медлительный, непроворный, требующий много времени для исполнения (копотливая работа).
Стр. 112. Присниц Винцент (1799—1851) — основатель совр. гидротерапии. В 1826 устроил водолечебницу в Греффенберге.
Версаль — город в департаменте Сены и Уазы, с дворцово-парковым комплексом, в 18 км от Парижа. Дворец был построен как охотничий замок по распоряжению Людовика XIII в 1632—1638 (арх. Лемерсье), имел П-образную форму, в дальнейшем дворец был сильно расширен и при Людовике XIV значительно достроен и превращен в роскошную загородную королевскую резиденцию (архитекторы Л. Лево (1612—1670) и Ж. Ардуэн-Мансар (1646—1708)). Вокруг дворца разбит большой регулярный парк (арх. А. Ленотр) с бассейнами, фонтанами и скульптурами. Пространный Передний двор поднимался от ворот ко дворцу, и в 1834 на самом высоком месте был поставлен памятник Людовику XIV — произведение Петио и П. Картелье. В дворцовый комплекс вошли придворная капелла и оперный театр. Самым поздним интерьером является галерея военных битв в 120 м длиной и 13 м шириной с картинами батальных сюжетов.
…направо, выстроенные покоем… — т. е. в виде буквы «п», тремя сторонами четырехугольника, от старинного названия буквы «п» — покой.
Стр. 113. К этому Людовик-Филипп прибавил два флигеля — Это музей. — С начала Франц, революции 1789 дворец опустел и пришел в упадок, при Луи-Филиппе (см. о нем выше) был реставрирован и превращен в музей.
…там-то сад и все диковинки, воспетые поэтами. — Один из самых знаменитых поэтов, воспевших Версаль — Жак Делиль (Delille; 1738—1813) и его поэма «Сады» (1782), песни первая, четвертая.
Партер — часть сада, специально предназначенная для культивации цветов.
Шпалеры — ряд деревьев или кустов по сторонам дороги (дорожки); специальный щит или решетка, по которым вьется растение или к которым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы.
472
Стр. 114. Большие воды и Малые воды — система фонтанов в парке Версаля. Центральным фонтаном Больших вод является водопад Нептун.
…канал прямолинейной просеки, в том же роде как петергофский от Самсона… — Фет не случайно сравнивает Версаль с Петергофом. Дворцово-парковый ансамбль Петергофа, заложенный в начале XVIII в. по указанию Петра I, был ориентирован на Версаль. Его парки, как и версальские, относятся к «регулярному» стилю. Самсон, или «Самсон, разрывающий пасть льва» (аллегория Полтавской победы) — центральный фонтан, расположенный в центре бассейна, к которому спускается Большой каскад.
Диорама, диарама — вид живописи, в котором картина сочетается с предметами. Фет этим словом определяет версальский ландшафт, обязанный своим происхождением природе и искусству.
Стр. 116. Виадук — мостовое сооружение для перехода или переезда не над водным протоком.
Стр. 117. Церковная область — Ватикан, с XIV в. постоянная резиденция главы католической церкви. Расположен на холме Мон- те-Ватикано.
Еще надежда, еще пленительный образ впереди. Каким-то предстанет он наяву? — В МВ Фет вспоминал, что в Италии, «окруженной грязными и жадными нищими», он «не признал красавицы-царицы, гордой своими прекрасными детьми, царицы, о которой мне натвердили поэты» (МВ. Ч. 1. С. 170).
Стр. 118. Прощай, Франция. Завтра буду в Италии! — В письме Тургенева к М. Н. Лонгинову из Парижа от 7(19) нояб. сказано, что Фет находится в Риме (Тургенев. Письма. Т. 3. С. 37). В тот же день, 19-го, Тургенев упомянул о Фете в письме к А. Н. Островскому: «Фет был в Париже и уехал к Некрасову в Рим; это человек -душа — милейший поэт, врет иногда так мило, что расцеловать его хочется. Скучал здесь ужасно и вздыхал беспрестанно. Авось в Италии ему легче будет» (Тургенев. Письма. Т. 3. С. 40).
473
ИЗ ДЕРЕВНИ
Автографы неизвестны. Печатается по тексту первых публикаций. Судя по указанию в письме И. П. Борисова к И. С. Тургеневу от 25 дек. 1861, первоначальное авторское заглавие первого цикла очерков было «Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство» (Тургеневский сб. Вып. 3. С. 354). Хотя это заглавие было при публикации в РВ изменено, вероятно, в соответствии с требованиями редактора журнала, впоследствии Фет к нему не вернулся и предпочел для следующих очерков более «нейтральное» обозначение: «Из деревни». Оно и взято нами в качестве заглавия всего цикла.
В. А. Кошелев
«Лирическое хозяйство» А. А. Фета
Иван Петрович Борисов, ближайший приятель и родственник Фета, женатый на его сестре Надежде, был в 1860-х годах помещиком Орловской губернии и постоянно проживал в родовом фетовском имении Новоселки Мценского уезда. Через Фета он был знаком и дружен с И. С. Тургеневым, чья усадьба Спасское-Лутовиново находилась неподалеку. Сам Фет летом 1860 года неожиданно для друзей приобрел хутор Степановку (на юге Мценского уезда) — 200 десятин черноземной земли и маленький недостроенный дом. Борисов, тесно общавшийся с Фетом и переписывавшийся с Тургеневым, сообщал последнему все новости, касавшиеся до литературных и житейских дел своего родственника. В Рождество 1861 года он написал Тургеневу большое письмо, в котором, в частности, заметил: «Не могу, хотел было воздержаться, но нельзя Вам заранее не поведать о восхитительной статье Фета “Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство”. Ничего не выдумано, все истинная правда. Но все это передано неподражаемо, фетовски. Боюсь, однако, что злодеи, пожалуй, скажут, что автор не бросается уже с 14 этажа, но летит еще выше, выше. Я был в восторге, слушая его. Вы же из его писем уже знаете, в каком оно духе. Скоро весь плач Иеремии прольется на страницы “Р<усского> в<естника>”. Катков уже взял»1.
Это письмо Тургенев, находившийся в Париже, получил только в конце февраля — и отвечал на сообщения о Фете: «Вы совершенно верно определили его характер — недаром в нем частица немецкой крови — он деятелен и последователен в своих предприятиях,
1 Тургеневский сб. Вып. 3. С. 354.
474
при всей поэтической безалаберщине — и я уверен, что, конец концов, — его лирическое хозяйство принесет ему больше пользы, чем множество других, прозаических и практических»2. Несмотря на сомнения в полезности «хозяйственных» наблюдений Фета, заметки его, кажется, Тургенева заинтересовали: в письме к Фету от 5 (17) марта 1862 года он заметил: «А жажду я прочесть Ваше “Лирическое хозяйство”. Я уверен, что это вышло преудивительно и превеликолепно»3.
По свидетельству того же Борисова из письма от 22 февраля 1862 года, зимой Фет ездил в Москву, договаривался с редактором «Русского вестника» М. Н. Катковым; потом дописывал какое-то «окончание», которое тут же было отправлено в журнал. Статья Фета появилась в печати уже в марте, в третьей книжке «Вестника». Примечательно, что во второй, февральской книжке журнала был напечатан роман Тургенева «Отцы и дети» — и заметки Фета были восприняты читателями как бы «на фоне» нашумевшего романа.
Катков, вероятно, вмешался в авторский текст: очерки были напечатаны с измененным заглавием: «Заметки о вольнонаемном труде» — заглавием, ориентировавшим не на поиски «лирического» начала, а на собственно «публицистический» смысл. С тех пор в литературоведении эти заметки Фета неизменно истолковываются как собственно публицистический «роман русского помещика» (И. Н. Сухих)4 с ярко