на охоту, избрав главным центром сельцо Ивановское, имение моего зятя А. Н. Ш<ен- шин>а, женатого на родной сестре моей Любеньке. Они видимо обрадовались моему приезду и старались по возможности устроить меня поудобнее. Несмотря на очевидную практичность и опытность в хозяйстве, Александр Никитич видимо не мог выпутаться из петель долгов, которые успел надеть на свою и женину шею в первое время их женитьбы, при устройстве полной усадьбы на земле, которой не было. <...> Надо отдать справедливость Ш<еншин>м, что при постоянном денежном стеснении они оба умели вести дом образцово. Можно сказать, что все у них блистало чистотой, начиная со столового и постельного белья и кончая последнею тарелкой; и обычные четыре блюда за обедом в два часа и за ужином в восемь часов приготовлены были мастерски» (МВ. Ч. 1. С. 340—341). Фет был дружен также и с его братом, Николаем Никитичем (1816—1879), жившим в имении Волково, в 12 верстах от Новоселок.
Стр. 124. Мебель какая-нибудь на время есть, а там из Москвы подвезут… — И. П. Борисов в письме к Тургеневу от 8 окт. 1860 так описал первые шаги хозяйственной деятельности Фета в Степа- новке: «Тут все кувыркается — и стройка, и охота на вальдшнепов, и копанье прудов, и балы, на которые он врывается и отплясывает с прежнею уланскою удалью, и вольнонаемные работники — народ хитростный, забирающий вперед денежки, и — ах! — нету мебели.
507
Но рояль из Сердобинки (так, по фамилии домовладелицы Сердобин- ской, именовалась московская квартира, где Феты жили до 1860 — В. К.) перевезена уже в Степановку, и Марья Петровна теперь, верно, разыгрывает сонаты Бетховена — и домик их принимает уютный, жилой вид среди этой степи, которую мы проезжали вместе по пути в Поныры» (Тургеневский сб. Вып. 3. С. 338—339).
Стр. 125. Когда мы сошлись в цене с продавцом, человеком, далеким от науки, но не от практики… — Речь идет о сыне хозяйки имения, бывшей вольноотпущенной М. В. Афанасьевой. Орл. губ. вед. сообщали о совершении 11 авг. 1860 купчей крепости «на проданную мценскою мещанкою Мариною Васильевою Афанасьевою гвардии штабс-ротмистру Афанасию Афанасьеву Фет за 10 000 руб. ненаселенную 206 десят<ин> землю, состоящую Мценского уезда при селе Фроловке, в отхожей пустоши Степановской» (1861. Ч. офиц. №3. 21 янв. С. 33, 37). См.: Кузьмина И. А. «Езда по клину и сосед А. Свинцов»: попытка реального комментария // Афанасий Фет и русская литература: XX Фетовские чтения / Под ред. Н. 3. Коковиной, М. В. Строганова. Курск, 2006. С. 96—97. Ранее Степановская пустошь при селе Фроловском принадлежала Константину Семеновичу Оловеникову (Там же. С. 97). «К началу XIX в. они (Оловенико- вы. — Ред.) расселились по всей Орловской губернии, в Мценском же уезде проживали представители, по крайней мере, двух линий этой фамилии». Впоследствии Фет именовал Оловениковых Свинцовыми. (Там же. С. 98,104).
…разделить пашню на четыре поля, указав на убыточность трехпольной системы при вольнонаемном труде. — Патриархальное трехпольное хозяйство предполагало деление возделываемой земли на три части: одно поле под озимым посевом, другое под яровым, третье — под паром. При введении севооборота пахотно пригодные земли разбиваются на определенное число (обычно от 4 до 11— 12) равновеликих полей, посадка различных сельскохозяйственных культур на которых чередуется в зависимости от качества земель и нужд хозяйства. При четырехполье обычно вводилось еще и травосеяние: перед пшеницей поле засевается клевером, удобряющим почву.
Фунт равен 409,5 г.
Штоф равен 1,23 л.
Стр. 126. Экономия — зд. в значении «хозяйство».
Стр. 127. Ну ты.Андрон, живешь до заговин… — Имеется в виду т. н. «зимнее заговенье», т. е. начало Филипповского (Рождественского) поста, который начинался в день Филиппа Апостола (15 нояб. ст. ст.) и заканчивался накануне Рождества (24 дек.).
Стр. 129. Воз — мера объема некоторых сельскохозяйственных продуктов: сена, навоза, хвороста и т. п. Воз сена равнялся 0,125 куб. сажени, воз навоза — 0,1 куб. сажени.
Стр. 130—явился подрядчик-копач, бессрочный солдат Михай- ло… — «Бессрочными» (точнее: «бессрочно-отпускными») называли
508
военнослужащих, числящихся в отпуску от службы, но без определенного срока, а впредь до призыва.
Копачи — Через 15 лет после Фета А. Н. Энгельгардт в очерках «Из деревни» (1878) с восторгом писал об этой крестьянской специальности (в Смоленской губернии их называли «граборами»): «Специальность граборов — земляные работы: рытье канав, прудов, погребов, отсыпка плотин, плантовка лугов, выкапывание торфяной земли, штыкование садов и огородов, отделка парков, словом — все работы с заступом и тачкой. Но, если требуется, граборские артели исполняют и всякие другие хозяйственные работы: корчуют пни, деревья, кусты, косят, пашут, молотят, словом — делают все, что потребуется в хозяйстве. Все хозяйственные работы граборы исполняют хорошо, потому что они сами хозяева и занимаются дома земледелием, а граборское дело служит им только подспорьем.
Исконные, старинные граборы, из поколения в поколение занимающиеся граборским делом, достигли в земляном деле высочайшей степени совершенства. Нужно видеть, как режет грабор землю, вырывая, например, прудок, — сколько земли накладывает он на тачку, как везет тачку! Нужно видеть, как он обделывает дерном откосок! До какого совершенства, до какого изящества доведена работа! Грабор работает по видимому медленно: он тщательно осматривает место работы, как бы лучше подладиться, тщательно выбирает такой дерн, какой ему нужен, режет землю тихо, аккуратно, так, чтобы ни одной крошки не осталось, ни одной крошки не свалилось с заступа, — он знает, что все это будет потеря работы, что все эти крошки придется опять поднять на ту же высоту, с которой они свалились. Нельзя не залюбоваться на граборскую работу, тем более что вы не видите, чтобы грабор делал особенные усилия, мучился на работе, особенно напрягал мускулы. Ничего этого нет. Он работает как будто шутя, как будто это очень легко: дерн, глыбы земли в пуд весом грабор отрезывает и выкидывает на тачку, точно режет ломтики сыру. Так это все легко делается, что кажется, и сам так бы сделал. Только тогда и поймешь, как трудна эта граборская работа, сколько она требует науки, когда со старым опытным грабором увидишь молодого, начинающего, недавно поступившего в артель. Старый уже выкидал свою дольку земли и сел трубочку покурить — залогу делает, а молодой еще возится на своей дольке, и глыбы земли у него не такие, и земля крошится, и подчистки много, и тачку опрокинул, не довезя до конца доски, подчищать нужно. Старые позаложили, отдохнули, пора за новые дольки браться, а ему и отдохнуть некогда, потому что нужно выгнать столько же, сколько и другие товарищи артели. Положим, в артели каждый получает за то количество кубов земли, какое он вывез, но ведь сообща, совестно отставать от артели. И вот, нервно пососав трубочку, отдохнув всего какую-нибудь минуту, молодой грабор берется опять за заступ и спешит на свою дольку. Искусство граборов в земляном деле еще более ярко выделяется, если посмотреть на эту же работу, когда ее делают обыкновенные крестьяне, не граборы.
509
Мне достаточно посмотреть на место, с которого брали землю, чтобы безошибочно определить, кто работал: граборы или крестьяне. Где брали землю неграборы, тотчас видно, что люди делали огромную массу непроизводительной работы, бесполезно растрачивали силу. Крестьяне, впрочем, за настоящие граборские работы никогда почти и не берутся, и если в деревне нужно вырыть канаву или пруд, то нанимают граборов.
Инструменты грабора, заступ и тачка, — топор они употребляют очень редко и даже при корчевке кустов обыкновенно отсекают коренья заступом — доведены ими до высокой степени совершенства. Применяет грабор эти инструменты опять-таки наисовершеннейшим образом, да оно и понятно, что человек, который совершенно точно знает, сколько на каком харче можно сработать, который считает, что на дешевой работе не стоит хорошо есть, такой человек не сделает лишнего взмаха заступом, не выкинет лишнего фунта земли и для выполнения каждой работы употребит минимум пудофунтов работы» {Энгельгардт А. Н. Письма из деревни. М., 1987. С. 165—167).
Стр. 131. Левиафан — нечто огромное (от библ. хищного животного).
Стр. 132. Клеща — клещй, клешни — две деревянные половинки, составляющие основу хомута.
Стр. 133. Вот тебе записка к инспектору врачебной управы… — Речь идет о бароне Петре Астафьевиче фон Май деле, приятеле и соученике Фета по Верро. Доктор Майдель лечил отца и сестру Фета Н. А. Борисову (см.: МВ. Ч. I. С. 185-186).
Мушка— то же, что «шпанская (испанская) мушка», «шпанский пластырь». Шпанская мушка (Lytta vesicatoria) — род насекомых из отряда жуков, распространен в средней и юж. Европе, из сушеных ш. м., привозимых преимущественно из Испании, приготовляли порошок и наносили на пластырь, обладающий противонарывным свойством.
Стр. 135. А когда юхновец соглашался… — Юхнов — уездный город в Смоленской губ., жители которого издавна были известны как мастера отхожих промыслов, в частности земляных работ.
Рядчик — второстепенный подрядчик, берущий на себя только поставку работников.
Аршин равен 0,7 м, а сажень — 2,1 м.
Стр. 136. ..Ларп, крестьянин барона Т<аубе>… — Очевидно, речь идет о штабс-ротмистре бароне Егоре Борисовиче фон Таубе, проживавшем в сельце Неручь (Лукино, Бароново) на р. Неручь, ниже по течению от Фроловского, вотчины Оловениковых. Имение принадлежало жене Т. Александре Матвеевне, как и часть дер. Крутой (др. частью владели Оловениковы, непосредственные соседи Фета (см. Орл. губ. вед. 1856.18 февр. № 7. С. 90; 1860. 5 нояб. № 45. С. 757).
Как пролавировал я между этими Сциллой и Харибдой… — Персонажи «Одиссеи» Гомера, миф. морские чудовища, жившие в
510
одном из проливов; имели по двенадцать ног и шесть голов с чудовищными пастями, которыми хватали и пожирали все живое. Одиссей сумел проплыть между Сциллой и Харибдой, потеряв шесть схваченных чудовищами спутников. Сцилла и Харибда стали нарицательным обозначением двух зол, неотвратимых и одинаково страшных.
Стр. 137.Амфион — в др.-греч. миф. сын Зевса и Антиопы, музыкант; под звуки волшебной кифары, подаренной Амфиону богом Гермесом, камни сами укладывались в возводимые им стены Фив.
…и вы против эманципации? — В. И. Даль определяет «эманци- пацию» как «освобожденье от зависимости, подчиненности; полная воля, свобода» (Даль. Т. 4. С. 664); в 1850—1860-е так называли освобождение крестьян от крепостной зависимости.
Стр. 138. Свободный человек, несмотря ни на Венеру Милосскую, ни на Аполлона Белъведерского… — Имеются в виду две знаменитые античные статуи, воспринятые в новое время как идеалы художественной красоты.
Стр. 139. Бабища кабацкая… — Цитируется присловье народных сатирических песен (см., например, «Про дурня»).
Стр. 142. Пешня— железный лом с деревянной рукоятью; используется для скалывания льда, проделывания в нем лунок и проч.
Стр. 145. …опытный хозяин, посоветовал мне обратиться к г. Вильсону… —