Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4. Очерки: из-за границы из деревни

роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?», имевшему подзаголовок «Из рассказов о новых людях».

Они разыщут его корень у Иоаннов, Бориса… — Имеются в виду Иван III (1440—1505) — великий князь Московский с 1462, Иван IV (1520—1584)— великий князь с 1533, царь с 1547, Борис Годунов (ок. 1552— 1605) — фактический правитель России в 1584—1598, царь в 1598—1605.

Тришка был прав… — Речь идет о персонаже басни И. А. Крылова «Тришкин кафтан» (1815).

Стр. 329. Есть речи — значенье… — Начало известного ст-ния М. Ю. Лермонтова (1839).

Стр. 330. «Живя, умей все пережить», — сказал поэт-философ. — Цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!..» (1850).

…такова природа человека, в положении крыловского зайца? — У Крылова нет басни с таким сюжетом.

Стр. 331. …приготовленный тонким лопухинским поваром… — Вероятно, имеется в виду повар, который выучился своему искусству в доме князя Павла Петровича Лопухина (1788—1873), знаменитого гастронома и гурмана.

…наш полковой командир барон Карл Федорович… — В 1848— 1853 командиром Кирасирского Военного ордена полка, где служил Фет, был барон К. Ф. Бюлер (1805—1868).

Стр. 331—332. Вспомните греческих философов-стариков, родоначальников спекулятивного мышления… — Имеютсяввиду «семь мудрецов» Древней Греции, с которыми связывалось само возникновение философии и — шире — спекулятивного (т. е. умозрительного, не основанного на опыте и отвлеченного от практики) мышления вообще: Фалес Милетский, Биант Приенский, Питтак Митиленский, Клеобул Линдский, Периандр Коринфский, Хилон Спартанский и Солон Афинский.

Стр. 332. «Не препятствуй моему ндраву». — Поговорка куп- ца-самодура, употребляется в нескольких пьесах А. Н. Островского.

…сданы земли в деревне Степановой… — Возможно, имеется в виду дер. Никуличи (Степановский хутор), которая существует и поныне (см.: Чернов Н. Орловские литературные места. Тула, 1970.

С. 103. См. также примеч. к стр. 148).

Стр. 334. Замашная рубахарубаха, сшитая из замашкой, т. е. посконной ткани, производимой из мужских стеблей конопли. Ткань эта, жесткая и грубая на ощупь, использовалась только в крестьянском хозяйстве и стала символом бедности.

544

Ледень — вырубленные из льда салазки.

Один замечательный человек, говоря о бедности, сказал… — Вероятно, Л. Н. Толстой, высказывавший похожие суждения. См., например, в его дневнике от 14 февр. 1870: Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 21. М., 1985. С. 265.

Стр. 336. Солитеркрупный бриллиант, вправленный в перстень, брошь и т. д. без других камней.

Гарпагон — персонаж комедии Ж.-Б. Мольера «Скупой» (1668).

Стр. 337. Бутенопы Николай и Иоганн, братья из Гейдельберга, основали в Москве в 1832 завод для изготовления сельскохозяйственных машин и орудий.

Стр. 340. Акциз — вид косвенного налога, налагавшийся не непосредственно на потребителя, а на производителя продукта, пользующегося повышенным спросом (спирт, водочные изделия, табак и т. п.); акцизные сборы в России составляли один из главнейших доходов казны.

«Salus publica prima lex esto» — перефразированное лат. изречение, восходящее к трактату Цицерона «О законах» (III, 3, 8). Ср.: Salus publica (respublicae) — suprema lex (Общественное благовысший закон).

Стр. 341. Пора догадаться, что квартет дерет не потому, что музыканты рассажены не в должном порядке… — Аллюзия на басню И. А. Крылова «Квартет» (1811).

…только герой «не любо не слушай» сумел помочь беде, вытащив себя за волосы из трясины. — Под таким названием (точнее: «Не любо— не слушай, а лгать не мешай») была известна обработка на «русский манер» книги Р.-Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», выполненная Н. И. Осиповым в 1791 и впоследствии неоднократно переиздававшаяся.

Стр. 342. Иверская — часовня Иверской иконы Божией Матери, расположенная у Воскресенских ворот в Москве, по названию знаменитой афонской иконы, точная копия с которой была привезена в Москву в 1648.

Шворень (шкворень) — стержень от задней части повозки, вставляемый в ось передка и позволяющий при вращении производить повороты.

…Руси веселие пити… — Слова князя Владимира из рассказа о выборе вер в «Повести временных лет» («Руси есть веселие пити, не можем без того быти»), ставшие поговоркой.

Ведромера жидкости, равная 12,5 л.

Очень развитый русский рассказывал нам — Герцен встал, выпив весь коньяк маленькими рюмочками, и ушел ни в одном глазе. — История посещения заведения Тортони во время декабрьского разгрома революции 1848 в Париже рассказана Фету В. П. Боткиным. Подробнее см. в статье Фета о романе Чернышевского «Что делать?», в написании которой принимал участие Боткин (Наст. изд. Т. 3. С. 458—461). Сам Герцен в рассказе об этих событиях в «Былом

545

и думах» дважды упоминает парижскую кофейню Тортони (Ч. 5, гл. XXXVII). Упоминается Тортони и в «Письмах из-за границы» (см. наст, том, с. 59).

Стр. 343. …с какой неотразимой логикой Бедность в комедии Аристофана «Богатство» выставляет себя возбудительницей производительных сил, матерью всех искусств и ремесел. — Имеется в виду комедия Аристофана «Плутос», одним из персонажей которой является Бедность, доказывающая, что она является «причиной всяких благ» для людей.

Стр. 344. …которой известна и его душа мера… — Имеется в виду поговорка: «Душа меру знает» («Пей из ковша, а мера душа»). Ср. в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя (т. 1, гл. 5): «Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».

Сиделы ручки поскладамши… — Цитата из травестийной поэмы Ивана Петровича Котляревского (1769—1838) «Енеща» (1798; Ч. 3) — малороссийское представление о греческом Олимпе.

Стр. 345. …поп possumus. — Формула категорического отказа; согласно Евангелию (Деяния апостолов: 4, 20), так ответили апостолы Петр и Иоанн на требование священников и саддукеев не проповедовать учение Христа: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали»; эти слова стали формулой отказа римских пап выполнять требования светской власти.

Стр. 346. Вигонь — недорогая мягкая ткань, сырьем для которой служило хлопковое волокно с незначительной примесью шерсти грубых сортов. Имитировала дорогую ткань из шерсти викуньи (ламы, распространенной в ряде стран Латинской Америки).

В нашей местности мировые учреждения действуют четвертый год… — Мировые судебные установления (мировые судьи и съезды мировых судей) были постепенно введены в России по судебной реформе 1864 г. Ведомству мировых судей подлежали гражданские дела, касавшиеся исков по личным обязательствам, договорам и т. п., и те уголовные преступления, за которые по закону не полагалось лишения или ограничения прав состояния.

Сотский — низшее должностное лицо сельской полиции, избиравшееся сельским сходом.

Стр. 347. На днях один из местных деятелей по окончании мирового съезда…— Имеется в виду Александр Аркадьевич Тимирязев (1818 — не ранее 1893), в 1869—1877 — уездн. предводитель дворянства. Регулярно давал обеды на своей мценской квартире для участников мирового съезда, обычно собиравшегося 12 числа каждого месяца (МВ. Ч. 2. С. 227). Старш. сын служившего в Министерстве финансов Аркадия Семеновича Т., с 1852 — дейст. статс. советника в отставке, и его первой жены Марии Васильевны (урожд. Протасовой), сводный брат знаменит, ученого Климентия Арк. Т. (См.: Марченкова Л. В. Н. Н. Кутлер — материалы к биографии // Из глубины времен. СПб., 1997. Вып. 8. С. 113—114). До избрания предводителем был мировым посредником 2-го участка, снискав на этом посту

546

всеобщее одобрение (МВ. Ч. 2. С. 100—102). Фет, близко знакомый с Т., бывал в его имении при с. Алешне (Прилепы), что находилось в 35 верстах от Степановки, в 1870, выполняя в течение неск. месяцев обязанности мирового судьи 2-го участка, каждую неделю приезжал в усадьбу Т., где вел разбирательство дел (Там же. С. 160). Отношения с Т. Фет поддерживал после своего переселения в Воробьевку. В ОР РГБ хранятся 11 писем Т. к поэту, датированные 1876—1885. К Т. обращено ст-ние Фета «Всё дождь и дождь, и солнце лик свой прячет…» (1880).

председатель управы… — М. М. Хрущев.

Стр. 348. …по поводу статьи «Московских ведомостей» о сифилисе. — Речь идет о статье Фета «Из Мценского уезда» (Моек, ведомости. 1870. № 267). В начале 1870-х в рус. газетах и журналах активно обсуждалась проблема борьбы с сифилисом. Фет говорил об этом на земском собрании Мценского уезда и в 1872 устроил на свои средства больницу для крестьян-сифилитиков. К вопросу о борьбе с сифилисом Фет вернулся в «Письме к издателям “Московских ведомостей”» (1872. № 74). См. также в МВ: «Еще в прошлом году предводителем Тимирязевым и мною обращено было внимание земского собрания на непомерное распространение в уезде сифилитической заразы. Всего нагляднее зло было для предводителя во время приема рекрут, из которых 20 проц. оказывались зараженными. Тогда же собрание уступило нашим требованиям немедленной помощи, й из Петербурга была выписана весьма практическая и деятельная акушерка, которой пришлось немало побороться с убийственным злом, по одному уже тому, что крестьянки прятались от осмотров, боясь женского рекрутского набора. Через два года я слышал от Ал. Арк., что процент зараженных рекрутов сошел с двадцати на четыре» (МВ. Ч. 2. С. 250—251). Ср. в письме Тургенева к Фету от 29 марта (10 апр.) 1872: «А за поход Ваш по поводу сифилиса нельзя Вас не похвалить — вот это дело, дельное дело — и дай Бог Вам успеха и помощи отовсюду! На Вашу больницу с домом я немедленно подписываюсь на сто рублей сер<ебром>, которые буду иметь удовольствие вручить Вам при нашем свидании в Спасском в мае месяце» (Тургенев. Письма. Т. 9. С. 256).

Сулемаядовитый порошок хлорной ртути, употреблялся в медицине.

Клещевинное масло — то же, что касторовое масло, получаемое из семян клещевины (ricinus communis), растения из семейства молочайных, обладает слабительными свойствами.

…откроются меркуриальные раны? — Раны от отравления ртутью, которую раньше называли Меркурием.

Село Бортное в моем соседстве…— Имеется в виду с. Покров- ское (Бортное), при р. Алешне, в 29 верстах от Мценска, упомянутое в ст. Фета в ряду деревень, сплошь зараженных сифилисом, принадлежало родственникам Тимирязева по материнской линии Карамзиным и Протасовым (Орл. губ. вед. 1863. 21 сент. № 38. С. 923; Там

547

же. 1866. 26 марта. № 13. С. 114). В письме И. П. Борисова к Фету от <23 нояб. 1863> содержится описание имения Тимирязева: «Быв у Тимирязева, видел те Палестины, в которых мог и ты господствоватьрека Алешня в них зародилась и выбегает ручьем, но местность прелесть — со всех сторон на горизонте леса, к северу горы и только на юг идут равнины по направлению к вам в Степановку. Показал бы Наденьке и все аристократам домик Тимирязева — 6 комнат, из них он, жена и ее сестра, и живут, как видно, без плача и рыдания <...>» (РО ИРЛИ. № 20272. Л. 40 об.—41).

Народные училища — школы для начального образования народа, организованные земством (которое осуществляло материальное обеспечение школ) и министерством народного просвещения (осуществлявшим наблюдение за

Скачать:PDFTXT

роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?», имевшему подзаголовок «Из рассказов о новых людях». Они разыщут его корень у Иоаннов, Бориса... — Имеются в виду Иван III (1440—1505) — великий князь