все покажет: и казармы с двойными рядами кроватей, и обеденные залы, где для большего удобства три тысячи человек обедают в три смены, по 1000 в раз, и кухню, в которой готовятся завтраки и обеды, в одном отделении для офицеров, в другом для солдат, и библиотеку с книгами, большею частию духовного содержания, и двумя портретами императоров на противоположных концах зала. Направо Наполеон I, налево Наполеон III. — «Посмотрите, какой у него славный перехват в тальи», — заметил подле меня блузник товарищу, рассматривающему портрет. Удивительные господа эти французы! — В обеденной офицерской зале круглые, клеенкой покрытые столы с приготовленными приборами. Ничего, — недурно; но ей-ей не отрадно. Зашедши в южную часть Парижа, по левую сторону Сены, и добравшись до Инвалидов, небольшого труда стоит взглянуть на обширное здание Военной школы (Ecole Militaire). По бульвару (Avenue de la Motte Picquet) в десять минут дойдешь до Школы и прилежащего к ней Марсова поля (Champ de Mars). Школа, превращенная в настоящее время в казармы, не замечательна как архитектурный памятник, а огромное Марсово Поле, протянувшееся холстом к Сене, еще менее замечательно. Оно даже не выровнено и в настоящую минуту, как все в Париже, в починке.
Теперь придется возвращаться тою же дорогою и против Инвалидов перейти по мосту того же имени на правый берег Сены. Перед нами снова знакомые Елисейские поля, с пресловутым стеклянным дворцом (Palais de Г Industrie). В первый раз мы видели Елисейские Поля вечером, при газовом освещении; вот те же поля или, скорее, огромное, чахлыми деревьями засаженное шоссе, при свете дня. Трудно представить, сколько старания
* «Поторопитесь, дамы и господа! У нас много народу» (франц.).
79
употреблено на разведение молодых и поддержку старых деревьев. Чуть только на каком-либо месте старого дерева умрет кора, ее счистят и зальют дегтем. Пусть судят садоводы, хорошо ли это, но дело в том, что глаза всюду встречают обчищенные корни, залитые дегтем, и людей с помазками. Но проку выходит мало. В Париже подземные газовые трубы придают глинистой почве вид каменного угля и сушат всю растительность, поэтому деревья на бульварах, за малыми исключениями, совестно назвать даже вениками. Дворец всемирной выставки в настоящее время пуст. Архитектура его ничтожна, а размеры не более или не менее Московского манежа. Стеклянный свод, как в дебаркадерах железных дорог, утвержден на железных стропилах. Снаружи казарма, изнутри сарай. Вот и все. Какой-то фабрикант оставил навсегда на первой площадке лестницы, ведущей на внутреннюю галерею, опоясывающую здание, стеклянного льва во весь рост. Лев, его шерсть, грива, трава, на которой он стоит, из цветного стекла. Фабрикант, вероятно, в восторге от своей работы. Я тоже удивляюсь, но не льву, а человеку, которому пришла в голову такая дикая, готтентотская мысль. —Окончательно убеждаюсь, что осматривать Париж надо по географическому положению предметов, а не по степеням их важности, — по крайней мере, будет какая-нибудь путеводная нить. Собственно как памятники вполне интересны только Лувр, Тюльери, да еще два-три здания; но в смысле картины нравов, в своем роде, все интересно. Поэтому, не затрудняясь выбором, отправимся из стеклянного дворца по широкой Avenue des Champs Elysdes к заставе Звезды (Barridre de 1’Etoile), она же триумфальные вороты, и оттуда к знаменитому Булонскому лесу. По дороге можно заглянуть в огромное деревянное здание Гипподрома, выстроенного в мавританском вкусе, с башнями, на которых развевается трехцветный французский флаг. Посреди амфитеатра, разделенного на ложи, защищенные крышей от дождя и солнца, продолговатая арена, на которой газон изрезан и обведен дорожками для скачек. На газоне жонглеры тешат зрителей своими штуками между сменами конных представлений. Не одни люди показывают свою ловкость, повиснув затылком на канате и барабаня в то же время обеими руками; животные quadrumanes* (намек на развязность их ног), в свою очередь, являются искусными акробатами. Собаки ходят по лестницам вниз головой, и, стоя на деревянном шаре, вскатывают его своею тяжестью на вершину наклонной плоскости, как это до сих пор делали канатные плясуны. Главная слава Гипподрома однако же принадлежит наездницам вер
* четверорукие (франц.).
80
хом и на разных фантастических колесницах. Многие, особенно упряжные лошади породисты, красивы и выезжены отлично. Седок почти не разделен с лошадью, но наездница, управляющая лошадью с колесницы, должна довести коня до большого послушания, если хочет совершенно незаметными движениями натянутых вожжей заставлять его идти испанским ходом в такт музыки и правильно менять ноги с легкостью, заставляющею зрителя думать, что лошадь рисуется перед ним из сознания собственной грации. Чем более всматриваешься в общественную жизнь парижан, тем более убеждаешься в их декораторском искусстве, в самом обширном значении слова. Главная цель парижанина — приобресть как можно скорей и более денег, а первейшая задача — остановить и приманить общее внимание. Тут название играет весьма важную роль. Поэтому в Париже на каждом шагу встретите прехитро придуманные названия и вывески. Вы видите, например, блестящий экипаж, у которого на задней дверке прекрасный портрет Ришелье, в красной кардинальской мантии и проч. Это экипаж магазина под фирмой Ришелье. Назови содержатель посещенного нами зрелища свое заведение цирком, у него не было бы и половины иностранцев, которым одно имя Гипподрома приводит на память античные ристалища. Я сам, подъезжая к Гипподрому, воображал огромную арену со вкопанным столбом на конце, и стих Горация: «Не трогая меты, на жарких колесах…» невольно приходил мне на память. Оказалось, что Гипподром — большой цирк с открытым манежем посредине. Тем не менее, 30 франков заплачено за ложу. У французов есть еще другой способ привлекать публику: неимоверная дешевизна платы за вход в заведения, предлагающие множество разнородных развлечений. В этом можно убедиться в одном из огороженных отделений Булонского леса, известном под названием 1е Ргё Catelan. Заплатя у ворот парка один франк, посетитель имеет право входа во все зрелища, расположенные под сенью дерев, у дорожки, огибающей просторную лужайку. Тут театр марионеток, на балконе которого весьма приличный на взгляд господин свищет и пищит голосом будто бы кукол, зазывающих посетителей, и театр магии, то есть просто фокусов, и еще что-то. Кроме того, хор красных гусар, усевшись под навесом открытой беседки, с грехом пополам исполняет отрывки арий и увертюр. Кажется, какого еще гулянья за четвертак! Сам Булонский лес едва ли заслуживает такого громкого названия. Это роща, подметенная, подлизанная и только что не причесанная. В середине небольшой пруд с извилистыми берегами и пристанью, у которой между небольшими лодками возвышается трехмачтовая шхуна. Я не выдержал, спросил: для чего
81
она тут, когда не успеет еще поднять парусов, как уже дойдет до противоположного берега? — «На ней никогда не ездят, это для вида». — Как ни дорого в Париже содержание лошадей, нигде нельзя встретить так много охотников до верховой езды, как здесь… Дамы и кавалеры, сопровождаемые грумами и без оных, попадаются, начиная от Булонского леса, через все Елисейские поля и по бульварам беспрестанно, хотя, по большей части, не могут похвастать ни собственной ловкостью, ни красотою коней.
Между заставой Вагпёге de 1’Etoile и Хрустальным дворцом, в нескольких шагах от Елисейских полей, находится заведение, которого посетителю Парижа никак миновать не следует: во-первых, недорого — три франка за вход, дамы не платят, — а во-вторых, как не побывать на bal Mabile*? Едва ли возможно с большим искусством воспользоваться небольшим садиком, окруженным строеньями, и придать ему вид волшебного парка, в котором фея дает бал. Каждый кустик, каждое дерево — живая декорация, великолепно освещенная бриллиантовыми газовыми огнями, придающими зелени нежно-голубоватый оттенок. Чего тут нет! Вдоль главной аллеи статуи в два ряда, кругом беседки из подстриженных деревьев. Беседок этих без числа, и в каждой деревянные скамьи вокруг столика приглашают гуляющие пары присесть и потребовать мороженого, оршаду и проч. Под навесом прекрасных, фантастически освещенных деревьев возвышаются насыпные клумбы с редкими цветами, между которыми, как огромные светляки, горят разноцветные газовые огоньки, а сверху прозрачными куполами льется вода, позлащенная дрожащими лучами газового света. Чтобы вполне оправдать название волшебного, бал Мабиля предлагает в углу сада холм, на вершину которого приводит улиткообразная аллея, величаемая лабиринтом. Жилище волшебника, китайский храмик, ждет после минутного странствования отважного Тезея. Тут за два или три франка можете наверное узнать свое настоящее, прошедшее и будущее. Между воздушными кофейнями, рулетками, бильярдами и тирами из пистолетов и карабинов расчищен круг с асфальтовыми шоссе и китайским грибком посредине, под навесом которого ревет огромный оркестр, а вокруг поочередно движутся кадрили, польки и вальсы. По окружности асфальтового круга железные пальмы поддерживают газовые фонари. Грибок тоже в огнях, следовательно, на асфальте, заменяющем паркет, можно без труда различить булавку. Кроме того, около самого круга огромный зал, предназначенный укрывать гуляющих от
* бал Мабиль (франц.).
82
дождя. Но кто пойдет в душный зал, когда вечер так тих, что ни один огонек не качнется, ни одна ветка не вздрогнет голубоватыми листами, а светлая луна, вышед из-за деревьев, беззастенчиво плывет через лужайку, не боясь сравнения с искусственным освещением. Но вот заиграли кадриль, пары стали по местам и зрители столпились к стульям, расстановленным по окружности асфальтового круга. Довольно беглого взгляда для убеждения, что публика Мабиля состоит из туземных и заезжих львов и дам-камелий, разряженных со вкусом и роскошью в шелк и бархат. Но только парижский старожил знает, сколько тайной, незримой нищеты скрыто под веселыми улыбками красавиц в кокетливых шляпках. У большей части беспечно гуляющих на сердце затаен девиз: «Победить или умереть», — или, по крайней мере, возвратиться домой с пустым кошельком и желудком. Посторонний, новичок, ничего этого не заметит, он будет видеть одни кружева и букеты из камелий, не подозревая, что и самые букеты такое же средство выманивать деньги, как улыбки и скромно или рассеянно опущенные ресницы. «Купите мне букет!» — скажет дама, проходя с вами под руку мимо цветочницы, предлагающей тут же у дорожки свой душистый товар. Кто же откажет в цветах? Букет куплен, за него поблагодарили, им полюбовались, обходя круг. Составляется танец, букет передан нетанцующей подруге и затем исчезает. Верно та, шутя, кому-нибудь подарила его, а между тем букет снова очутился у цветочницы и сейчас пустился во вторичное странствование. Подойдемте поближе к кругу посмотреть на танцующих. Наши соотечественники и соотечественницы едва ли поверят, до какой степени французы Мабиля неловки в вальсе, польке и польке- мазурке. Эти танцы они не танцуют, а как-то усыпительно ползают, большею частию не в такт. Совершенно сбившаяся с толку пара хладнокровно останавливается, начинает и снова останавливается среди