Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4. Очерки: из-за границы из деревни

Фета» указывает, что Фет уволился в 11-месячный отпуск 23 июня и в тот же день уехал за границу (Блок. Летопись. С. 304). О том же свидетельствует письмо Некрасова к Тургеневу от 27 июня 1856 с указанием дня недели — «середа»: «В субботу я проводил Фета за границу» (Некрасов. Переписка. Т. 1. С. 446).

Эта дата позволяет высчитать, что 26 июня ст. ст. поэт был уже в Берлине. 28 июня (10 июля) он прибыл в Дрезден, на что есть указание в тексте первого «письма из-за границы»: «По мере приближения к Саксонии пшеница становится желтее и желтее, а сегодня только 28 июня (10 июля)». На следующий день, то есть 29-го, в воскресенье, он с десяти часов утра осматривал Дрезденскую галерею, 30-го уехал в Хемниц, а с начала июля около двух недель пробыл в Карлсбаде, лечился водами, о чем сообщал в письме Некрасову от 16 (28) июля 1856 из Карлсбада: «Вот уже несколько дней, как пью тоску из колодца, изображение которого Вы видите» (Некрасов. Переписка. Т. 1. С. 524). Затем через Гоф, Франкфурт-на-Майне, Дармштадт, Гейдельберг, Страсбург он доехал до Парижа, где и пробыл до конца октября, судя по письму Тургенева к В. П. Боткину от 6 ноября (н. ст.) 1856: «Получил я письмо от Некрасова из Рима. Он начинает поску-

408

чивать — и с нетерпеньем поджидает Фета, который поехал к нему и теперь уже давно должен быть там» (Тургенев. Письма. Т. 3. С. 24).

В конце октября (н. ст.) или самом начале ноября Фет с сестрой Надеждой приезжают в Рим, осматривают достопримечательности города и его окрестностей, часто видятся с Некрасовым и А. Я. Панаевой, а в начале января 1857 переезжают ненадолго в Неаполь. 26 января (7 февраля) 1857 Тургенев сообщил Е. Я. Колбасину, что «Фет завтра едет назад в Россию» (Там же. С. 87). В феврале Фет с сестрой оказываются уже в Новоселках.

<Письмо первое>

Впервые: Соер. 1856. № 11. С. 71-117. Подпись: «А. Фет».

Стр. 7. Уже у Английской набережной — пароходу «Прусский орел». — Английская набережная в Петербурге на Большой Неве находится против Академии художеств (на Васильевском острове) и является продолжением Адмиралтейской набережной, с которой граничит у Александровского сада. Город Кронштадт расположен на о. Котлин, в восточной части Финского залива, основан как крепость в 1703 для защиты подступов к Петербургу, с 20-х гг. XVIII в. место якорной стоянки больших океанских кораблей, поскольку судоходный канал в Маркизовой Луже еще не был проложен. Пароход «Прусский орел» совершал регулярные рейсы от Кронштадта до Штеттина (совр. Щецин, Польша). Через месяц после Фета на нем отправился за границу И. С. Тургенев, который писал Некрасову: «Я взял билет на пароходе “Прусский орел” — на 21-е июля — я думаю, еще должны быть места» (Тургенев. Письма. Т. 2. С. 363). Позже тем же путем уехал за границу и Некрасов.

Здесь француз из Бордо… — реминисценция из комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Французик из Бордо, надсаживая грудь, / Собрал вокруг себя род веча, / И сказывал, как снаряжался в путь <...>» (д. III, явл. 22).

Стр. 8. …мимо двух линейных кораблей… — Линейный корабль, линкор — трехмачтовый боевой корабль; имел от 60 до 135 орудий и до 800 человек экипажа. Кронштадт являлся базой Балтийского флота.

Оказывается, что короля от валета не отличишь. — Прусские и франц. игральные карты отличались от русских другим обозначением фигур — королей, валетов, дам.

Стр. 9. Ломберный стол — четырехугольный стол, обтянутый сукном, как правило, складной, для игры в карты (от названия карточной игры испанского происхождения ломбер).

«Прусский почтовый дорожник* — расписание движения почтовых поездов, в данном случае по Пруссии. Дорожники были известны еще в Древнем Риме. Тогда дорожником называлось расписание дорог, которое содержало названия мест, лежащих по известному пути, и расстояния между ними.

409

…прекрасно писаный образ Николая Чудотворца — Ведь вы лютеранин? — Речь идет об иконе св. Николая Мирликийского, архиепископа города Миры в Ликии (М. Азия) (260—343), прославившегося многими чудесами. Считается покровителем плавающих и путешествующих, сельского хозяйства, всех «сирых и убогих». Один из наиболее почитаемых православных святых. Удивление Фета объясняется тем, что лютеранство, возникшее как одно из течений протестантизма в Европе в XVI в., упразднило монашество, поклонение святым, их мощам и отказалось от почитания икон.

Стр. 10. Свинемюнде — совр. Свиноуйсьце (Польша), в Щецинском воеводстве. Расположен на о-вах Узедом и Волин, по берегам пролива, связывающего Щецинский залив с Балтийским морем. Морской курорт.

Булъвер, в своей книге: «Англия и англичане»… — Булвер-Лит- тон (Bulwer-Lytton) Эдуард Джордж (1803—1873), англ, писатель, полит, деятель, член палаты лордов, автор популярных романов «Пелэм» (1828), «Последние дни Помпей» (1834) и др. «Англия и англичане» («England and the English», 1833) — книга этнографических очерков.

Фришгаф — лагуна в Данцигской бухте в Восточной Пруссии, отделяется от Балтийского моря узкой песчаной косой 70 км длины и 2 км ширины.

Стр. 11. …великолепные белладонны… — Белладонна (красавка, ampona belladonna) — ядовитое растение из семейства пасленовых с характерным запахом, темно-красные цветы имеют форму колокольчика.

Грош. — Чеканка гроша началась в Италии в XII в., во многих европейских странах — в XIII—XIV вв. Первоначально грош был крупной серебряной монетой. В XIV—XV вв. вес и качество металла в гроше снизились, и он превратился в мелкую разменную монету. В России чеканка гроша начата в 1654. С XIX в. грошем называлась мелкая монета в полкопейки. Прусский грош не был эквивалентным российскому, поэтому возникали трудности при расчетах.

…взял билет на первое место… — т. е. в вагон первого класса.

Стр. 12. …у одного известного русского поэта… — вероятно, речь идет о Н. А. Некрасове, с которым Фет в этот период часто общался и даже жил у него на даче в Ораниенбауме перед отъездом за границу.

В Летний сад: кстати, посмотрим памятник Крылову. — Летний сад — старейший сад Петербурга в так называемом регулярном стиле; разбит в 1704; архитекторы Ж.-Б. Леблон, М. Г. Земцов, И. Матвеев. Памятники. А. Крылову поставлен в Летнем саду в 1855, скульптор барон П. К. Клодт. На пьедестале памятника — рельефы на темы басен Крылова, выполненные по рисункам А. А. Агина.

Стр. 13. …монумент Фридриха Великого… —Памятник прусскому королю (с 1740) из династии Гогенцоллернов Фридриху II (1712— 1786) находился в Берлине в конце улицы Унтер ден Линден (Unter den Linden; «Под Липами»). Конная статуя высотой 13,5 м (фигура

410

короля — 5,6 м, пьедестал богато украшен рельефами, расположенными в три ряда: в верхней части аллегорические фигуры (четыре добродетели короля: сила, справедливость, мудрость, умеренность) и сцены из жизни Ф. II (после Колинской битвы); посередине главные группы генералов и государственных людей того времени; внизу изречения и имена знаменитых современников; горельефы изображают 74 сподвижника императора в натуральную величину) установлена в 1851 (скульптор К.-Д. Раух; 1777—1857). После Второй мировой войны перенесен в Потсдам, затем возвращен на Унтер ден Линден в нескольких метрах от прежнего местоположения, в нач. 1990-х установлен на первоначальном месте.

заведение Кроля… — См. о нем ниже.

Прежде, чем стану говорить о Новом музее — по пути, проложенном для нее Шинкелем — выстроен по плану Штюлера. — Ко времени приезда Фета Берлинский королевский музей состоял из двух зданий — Старого, построенного в 1824—1828 (арх. К.-Ф. Шинкель; 1781—1841) и Нового, построенного в 1843—1855 (арх. Ф.-А. Штю- лер; 1800—1865). К.-Ф. Шинкель считается новатором нем. архитектуры, выведшим ее из застоя, в котором она находилась в нач. XIX в. Он стремился возродить зодчество классической древности, преимущественно эллинское, и применять его к условиям северного климата и к потребностям новейшей жизни. Среди основных сооружений Ш. в Берлине: Новая гауптвахта (1816—1818), Драматический театр (1819—1821), Дворцовый мост (со скульптурами по эскизам самого Ш.; 1819—1823) и др. В 1839 Ш. стал главным директором правительственных зданий,однако вскоре умер.

Старый музей (называвшийся до 1845 Королевским) основан Фридрихом-Вильгельмом III с целью изучения всякого рода древностей и свободных искусств. Грандиозное здание музея построено в выдержанном др.-греч. стиле и считается лучшим из всех созданных Шинкелем. Прообразом музея служила греч. стоя (открытая колоннада). Здание Нового музея было построено в смешанно-античном стиле как продолжение Старого для коллекций, которые уже не помещались в стенах последнего (длина около 105 м, высота в самой высокой части ок. 31 м). Оно располагалось перпендикулярно к зданию Старого музея, с которым его соединяла закрытая галерея (6,9 м в ширину и 24,5 м в длину) с скульптурными произведениями. Во время посещения этого музея Фетом еще продолжались строительные и отделочные работы.

Фут — в системе русских мер равен 0,3 м, 1/7 сажени или 12 дюймам.

Саженьрусская мера длины, равная 2,1 м, 3 аршинам или 7 футам. Различают косую сажень (2,48 м) и маховую (1,76 м).

Стр. 14. …гипсовые снимки скульптурных произведений…— Имеются в виду гипсовые копии или слепки с античных скульптур.

…гигантскую статую Фидиева Зевеса… — Речь идет об одном из «семи чудес света» — 14-метровой статуе Зевса, изваянной знаме-

411

питым др-греч. скульптором Фидием (ок. 500—430 до н. э.). Статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии в 451—448 до н. э., была воздвигнута на деревянной основе и покрыта слоновой костью и золотом, погибла в Олимпии вместе со многими другими памятниками в V в. «Недаром же древние греки говорили, что умереть, не видев Фидиасова Юпитера Олимпийского, — писал Боткин в статье «Стихотворения А. А. Фета» (1856), — есть величайшее несчастие. <...> В этом мраморном изваянии предстоял им обоготворенный человеческий образ, в котором сосредоточилось все высочайшее достоинство, все внушающее поклонение и любовь; одухотворенный человеческий образ, возвысивший человека до божества» (Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984. С. 222).

…сама Паллада-Афина — между колоннами из каррарского мрамора… — Афина Паллада — дочь Зевса, одна из главных богинь олимпийского пантеона. Каррарский мрамор, добываемый в городе Каррары, находящемся в Центральной Италии, в Тоскане, в провинции Масса-Каррара, в 6 км от берега Лигурийского моря. Отличается высоким качеством, за что его ценили великие ваятели эпохи Возрождения и более позднего времени.

…гигантские фрески — работы Каульбаха… —Изначально Штю- лер предполагал оформить стены на уровне второго и третьего этажей парадной лестницы Нового музея коринфскими пилястрами, однако, по желанию Фридриха-Вильгельма IV, украшением стен должна была стать монументальная фресковая живопись. С этой целью из Мюнхена в Берлин был приглашен Каульбах Вильгельм фон (1805— 1874), нем. ист. живописец. В 1834—1837 создал принесшую ему славу картину «Битва гуннов с римлянами», затем «Разрушение Иерусалима» (1839—1845), автор

Скачать:PDFTXT

Фета» указывает, что Фет уволился в 11-месячный отпуск 23 июня и в тот же день уехал за границу (Блок. Летопись. С. 304). О том же свидетельствует письмо Некрасова к Тургеневу