Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4. Очерки: из-за границы из деревни

многочисл. настенных фресок в мюнхенских дворцах. При помощи учеников Каульбах написал с 1847 по 1866 (контракт заключен в 1843) стереохромическим способом цикл из 6 больших («Падение Вавилона», «Золотое время Греции», «Разрушение Иерусалима», «Битва гуннов с римлянами», «Завоевание Иерусалима крестоносцами », «Реформация ») и нескольких меньших картин символико-ист. содержания. Среди них: олицетворение Истории и Предания, первобытного Искусства (Поэзии) и Науки; между большими картинами — законодатели: Моисей, Солон, Карл Великий, Фридрих Великий; над ними: Египет, Греция, Италия и Германия. Вокруг проходил фриз, который юмористически в образах детей и животных изображал историю развития человечества К замыслу картины «Битва гуннов с римлянами» имел отношение Ф. И. Тютчев, о чем свидетельствует письмо К. Пфеффеля к Э. Ф. Тютчевой от 11 (23) февр. 1860. Пфеффель даже заказал для Тютчева гравюру с этой картины, которая до сих пор хранится в музее-усадьбе им. Ф. И. Тютчева Мураново (см. Литературное наследство. Т. 97. Кн. 2. М., 1989. С. 313). Все фрески Каульбаха погибли во время бомбардировок Берлина в 1943. В ноябре того же 1856 берлинский музей посетил П. Н. Кудрявцев (1816—1858); в «Письмах из Берлина» он поде

412

лился своими впечатлениями, в частности, о Каульбахе: «Каульбах владеет не только кистью, но и широким даром изобретения, что так редко встречается в нашем поколении. Задача для художника очень трудная. Он должен бороться не с одними образами, но с многообъемлющими идеями» (РВ. 1856. № 11. Кн. 2. С. 88).

Эхтер Микаэль (1812—1879), нем. художник-монументалист, был известен росписями нескольких зданий в Мюнхене, участвовал в оформлении Нового музея, позднее принимал участие в создании росписей Вагнеровского театра в Мюнхене по заказу Людвига I Баварского.

Мур Юлиус (1819—1865) — нем. художник. Среди др. художников, помогавших Каульбаху в росписи парадной лестницы Нового музея, — Юлиус Детмерс (картина «Реформация»).

Стр. 15. Сим, Хам, Иафет — сыновья Ноя, спасшегося во время всемирного потопа, «от них населилась вся земля» (Быт.: 9, 19). Миф о детях Ноя рассказывает, что уставший Ной, напившись вина, лег спать обнаженным. Хам увидел наготу своего отца и рассказал об этом братьям. Сим и Иафет вошли в шатер, отвернувшись от отца, и прикрыли его наготу. Ной узнал о поступке Хама и проклял его вместе со всем его потомством. Под «верующими в истинного Бога» подразумеваются потомки Сима и Иафета.

…уносит этот эфиоп своего безобразного идола… — По преданию, Хам был смуглым, его потомки основали Ассирию и Египет, он считается изобретателем идолов. Хама отождествляли иногда с египетским божеством Амоном.

Иегова — значит Сущий, одно из имен Бога (наравне с Иешуа, Саваофом и др.), употребляемых в Ветхом Завете. Древние евреи не произносили имени Иеговы, т. к. это считалось грехом и наказывалось смертью. Лишь один раз в году имя Бога произносил первосвященник, входивший в «святая святых» в храме.

Напрасно клевреты столпостроителя Нимврода подгоняют рабочих… — Речь идет о строительстве Вавилонской башни (столпа) «высотою до небес» (Быт.: 11, 1—9) возгордившимися потомками Ноя. Однако, по преданию, Господь смешал язык их, так что строители перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Клеврет —- приспешник, помощник в каком-либо дурном деле (от лат. collibertus — отпущенный вместе с кем-то на волю). Нимврод (Немрод) или Нимрод — потомок Хама, «сильный зверолов перед Господом» (Быт.: 10, 9). Считается строителем Вавилона и Ниневии. Вавилон называют еще «землей Нимврода».

«Цветущий век Греции» — слова Геродота «Гомер и Гезиод дают грекам богов». — Имеется в виду следующий фрагмент из «Истории » др.-греч. историка Геродота (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.): «О родословной отдельных богов, от века ли они существовали, и о том, какой образ имеет тот или иной бог, эллины кое-что узнали, так сказать, только со вчерашнего и с позавчерашнего дня. Ведь Гесиод и Гомер, по моему мнению, жили не раньше, как лет за 400 до меня.

413

Они-то впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образы» (Геродот. История в девяти томах. Л., 1972. Кн. 2. Ст. 53. С. 97). Фреска Каульбаха посвящена распространенному др.-греч. мифу о Золотом веке — лучшем времени, когда- либо существовавшем на земле, яркие образы которого воплощены в эпических поэмах Гесиода («Труды и дни») и Овидия («Метаморфозы». В культурной памяти европейцев нового времени Золотым веком стала эпоха античности.

Сивилла — легендарная прорицательница в Древней Греции и Риме.

слепой певец Илиона… — Гомер, великий др.-греч. поэт, создатель эпической поэмы «Илиада» о Троянской войне. Илион — второе название Трои, древнего города в Малой Азии.

Фетида — морская богиня, дочь Нерея и Дориды, внучка Океана, мель Ахилла.

Ахилл (Ахиллес) — один из величайших героев Троянской войны, сын Пелея и Фетиды, герой «Илиады».

Сретенье — зд.: встреча (церк.-слав.).

Пеласги — первые жители Греции, названы по имени Пеласга, царя Арголиды, по одной из легенд он был первым человеком, рожденным в Аркадии. Сын Пеласга Ликаон стал царем Аркадии.

Вправо Зевес и Юнона с павлином. Над ними парит орел. — Зевс (рим. Юпитер), верховный бог греков и отец всех богов, сын Кроно- са и Реи; Юнона (греч. Гера) — супруга Юпитера. Фет, как Гегель и многие его современники, часто упоминает греч. и рим. имена богов в одном ряду.

Аполлон — один из главных греч. богов, покровитель всех искусств.

Музы — в греч. мифологии богини искусств, дочери Зевса и богини памяти Мнемозины. Муз было 9, и каждая покровительствовала определенному виду искусства.

«Разрушение Иерусалима» — на фреске запечатлен эпизод из древнейшей истории о разрушении Иерусалима римским полководцем Титом, сыном императора Веспассиана в 70 г. н. э. С тех пор началось великое расселение евреев и потеря ими своей государственности. Эти драматические события предсказали четыре великих пророка ветхозаветного времени — Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Иерусалимский храм, построенный Соломоном, главная святыня евреев, где хранился ковчег завета. Когда в 586 до н. э. город был превращен в руины вавилонским царем Навуходоносором, пророк Иеремия тайно вынес из разрушенного Иерусалимского храма ковчег завета, на развалинах города он создал свой знаменитый «плач».

Стр. 16. Ликтор — в Др. Риме лицо, сопровождавшее представителя высшей администрации, неся в руках пучок прутьев с воткнутым в него топором.

414

Герольдглашатай.

Вечный жид — средневековый легендарный образ еврея Агасфера, обреченного на вечные скитания. Согласно легенде, Агасфер во время пути Христа на Голгофу под бременем креста отказал ему в отдыхе и безжалостно велел идти дальше; за это ему отказано в покое, и он обречен вечно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа. В 1870-е Фет написал шутливую поэму «Вечный жид», рукопись которой хранится в РГБ.

«Битва гуннов с римлянами» — эпизод из битвы на Катала- унских полях между гуннами и римлянами в 451, в которой гунны были разбиты. Об окончании работы над этой фреской сообщалось в февральской книжке РВ за 1856 (с. 160): «Художественные новости из Германии: профессор Каульбах иллюстрировал “Рейнеке Лис” <...> Пишут, что он уже закончил в одном из залов этого здания колоссальный фреск: “Гуннское побоище” (Die Hunnenschlacht)». Фет также пишет об этой фреске как о завершенной работе Каульбаха, однако по другим сведениям в ноябре фреска «Битва с гуннами» не была завершена.

Аттила — вождь гуннского союза племен в 434—453, достигшего в период его правления наивысшего могущества. После ряда опустошительных походов на территории Восточной Римской империи (443, 447—448), в результате которых гунны добились от империи уплаты огромной ежегодной дани, Аттила устремился на Запад, в Галлию, но в битве на Каталаунских полях был разбит.

Аэций Флавий (ок. 390—454), полководец Западной Римской империи, под его командованием римляне и их союзники варвары разгромили гуннов, предводительствуемых Аттилой.

Смотря на геркулесовские подвиги… — Имеются в виду 12 подвигов Геракла, или Геркулеса, героя греч. мифологии. В переносном смысле — дела, которые простым смертным не под силу.

…в деле чистого искусства, в деле вкуса современный голос неправ, и в Германии, быть может, более чем где-либо. — Указывая на Германию, Фет, очевидно, имеет в виду эстетические споры вокруг наследия Гёте, подвергшегося нападкам со стороны Л. Берне, В. Менделя и других «дидактиков, ненавидевших Гёте за его невозмутимое поэтическое спокойствие» (Дружинин). Теория чистого искусства, или «искусства для искусства», как ее часто называют, в России сформировалась в 1840—1850-е как реакция на идеи так называемой натуральной школы, сформулированные В. Г. Белинским. В середине 1850-х идеи Белинского развивал Н. Г. Чернышевский, в частности, в ряде статей «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855—1856). Основные позиции русской критики (В. П. Боткина, А. В. Дружинина, П. В. Анненкова и др.), близкие эстетическим взглядам Фета, были сформулированы Дружининым в статье «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» (1856): «Все критические системы, тезисы и воззрения, когда-либо волновавшие собою мир старой и новой поэзии, могут

415

быть подведены под две, вечно одна другой противодействующие теории, из которых одну мы назовем артистическою, то есть имеющею лозунгом чистое искусство для искусства, и дидактическую, то есть стремящуюся действовать на нравы, быт и понятия человека через прямое его поучение. <...> Теория артистическая, проповедующая нам, что искусство служит и должно служить само себе целью, опирается на умозрения, по нашему убеждению, неопровержимые. <...> Твердо веруя, что интересы минуты скоропреходящи, что человечество, изменяясь непрестанно, не изменяется только в одних идеях вечной красоты, добра и правды, он, в бескорыстном служении этим идеям, видит свой вечный якорь. Песнь его не имеет в себе преднамеренной житейской морали и каких-либо других выводов, применяемых к выгодам его современников, она служит сама себе наградой, целью и значением» (Дружинин А. В. Литературная критика / Сост., подг. текста и вступ. ст. Н. Н. Скатова, примеч. В. А. Котельникова. М., 1983. С. 147—148). Позже, в программной статье «О стихотворениях Ф. Тютчева» (1859; см. наст, изд., т. 3) Фет будет ссылаться на статью Дружинина «“Очерк истории русской поэзии” А. Милюкова» (1858).

Виктор Гюго, в предисловии к «Notre Dame de Paris» говорит: книгопечатание убило архитектуру. — Очевидно, ошибка памяти Фета: в предисловии к «Собору Парижской богоматери» (1831) Гюго нет таких слов, хотя речь идет о бренности архитектурных строений, но вместе с тем исчезают и надписи, как, напр., греч. слово «рок», начертанное на стене собора. Несомненно, Фет имел в виду рассуждение архидьякона отца Клода в первой главе пятой книги романа: «Малое берет верх над великим; один единственный зуб осиливает целую толщу. Нильская крыса убивает крокодила, меч-рыба убивает кита, книга убьет здание». В следующей главе

Скачать:PDFTXT

многочисл. настенных фресок в мюнхенских дворцах. При помощи учеников Каульбах написал с 1847 по 1866 (контракт заключен в 1843) стереохромическим способом цикл из 6 больших («Падение Вавилона», «Золотое время Греции»,