автор комментирует мнение архидьякона: «Это был страх духовного лица перед новой силой — книгопечатанием. Это был ужас и изумление служителя алтаря перед излучающим свет печатным станком Гуттенберга. <...> вопль пророка <...> который уже провидит то время, когда разум пошатнет веру, свободная мысль свергнет с пьедестала религию, когда мир стряхнет с себя иго Рима. <...> Это означало, что одно искусство будет вытеснено другим; иными словами — книгопечатание убьет зодчество» (Гюго В. Собр. соч.: В 15 т. Т. 2. М., 1953. С. 178, 179— 180. Пер. Н. Коган).
…трезвая Реформация коснулась таинственного покрова Изиды… — Реформация — антифеодальное и антикатолическое общественное движение в Европе XVI в. (лидерами его были М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер), осуществившее с позиций рационализма мировоззренческий пересмотр средневековой культуры в соответствии с потребностями новых социальных отношений и вероисповедания (протестантизм). Здесь имеется в виду рациональный подход к толкованию искусства. Изида (Исида) в др.-егип. мифологии одна из самых почитаемых богинь, культ ее существовал и в Древнем Риме.
416
Многозначный образ «таинственного покрова Изиды» или «облачения Изиды» (в смысле таинства, без которого нет ни веры, ни подлинного искусства) возник, очевидно, в «Золотом осле» Апулея (книга XI). Этот образ использовали многие, в частности, Белинский в «Литературных мечтаниях»: «…не ждите, чтобы дерзкою рукою стал я срывать девственный покров с таинств древних магов или жрецов Озириса и Изиды на берегах многоводного Нила <...>» (Белинский. Т. 1.С. 27).
Пифия — жрица, прорицательница храма Аполлона в Дельфах. Слова, произносимые пифией, истолковывались как воля Аполлона.
Стр. 17. …картины Каульбаха не видения художника — а диссертация на степень доктора философии, написанная кистью. — Впечатления Фета от живописи Каульбаха со временем не изменились. Высоко ценя собственно философию, в статье «По поводу статуи г. Иванова на выставке Общества любителей художеств» (1866) он отмечал вред, наносимый «философствованием» искусству. «Что может быть выше и человечнее философии, этого божественного самосозерцания духа в области разума, и что может быть ближе ее к искусству — такому же созерцанию духа в области красоты? Кто из художников может поравняться силою всевозможных данных с Гёте или Каульбахом? А между тем первый погубил философией свою вторую часть “Фауста”, а второй все свои прекрасные произведения» (см. т. 3 наст, издания). Позднее, переводя вторую часть «Фауста», Фет скорректировал свое мнение относительно ее художественных достоинств.
Собрание древностей Египетского музея — уступает в этом отношении только лондонскому, ватиканскому и лейденскому. — Коллекция египетских древностей Британского музея в Лондоне, основу которой составил вклад короля Георга III в 1801, занимает отдельную галерею и несколько залов. Формированием этого отдела в 1840-е занимался англ, египтолог Берч (Birch). Египетский музей в Ватикане был создан при Григории XVI (1765—1846). Город Лейден, расположенный на Рейне в нидерландской провинции южн. Голландии, прославился основанным в 1818 Национальным музеем древностей, обладавшим обширной египетской коллекцией. Фет не называет египетскую коллекцию Лувра, о которой речь пойдет далее.
В 1827 году покойный король Фридрих-Вильгельм III — экспедиция 1843 года значительно его обогатила. — Фридрих-Вильгельм
III (1770—1840), король прусский, любитель искусства, имел разносторонние научные и художественные интересы. В основание музея были положены несколько известных коллекций (Менутоли, Пассалаквы, Дроветти). Особенно ценной была коллекция собирателя и первого руководителя египетского отдела, когда он еще располагался во дворце Мон-Бижу, Джузеппе Пассалаквы (1776—1852). Значительным вкладом в изучение Древнего Египта и в возрождение египтологии Германия обязана также Фридриху-Вильгельму
IV (1795—1861), снарядившему экспедицию в Египет и Эфиопию
417
в 1842—1845. Именно поэтому ему посвящена торжественная надпись, которую Фет приводит ниже. Экспедиция проводилась под руководством К.-Р. Лепсиуса (1810—1884), последователя «отца» египтологии Ж.-Ф. Шампольона (1790—1832). Проект экспедиции был предложен также Лепсиусом. Последнему принадлежит заслуга введения строго-научного метода в изучение египетской хронологии и грамматики. Лепсиус привел в образцовый порядок коллекцию Берлинского музея. П. Н. Кудрявцев писал в «Письмах из Берлина»: «Здешнее собрание египетских древностей не самое богатое; но умное расположение с разными аксессуарами много возвышает его цену. В этом состоит главная цена вообще всего нового берлинского музея. Наука взяла на свое попечение случайно скопившийся материал и везде умела придать ему характер цельности. Все предметы расположены здесь систематически, с строго научною мыслию. Опытная рука видна особенно на египетском отделении» (РВ. 1856. №11. Кн. 2. С. 86).
Русские читатели могли узнать об этой экспедиции, в частности, из довольно подробного описания, содержащегося в «Обозрении главнейших путешествий и географических открытий в десятилетие с 1838 по 1848 год» (Вести, имп. рус. геогр. о-ва на 1851 год. Кн. 3. С. 28—33). Как сообщается в «Обозрении», в 1842 была издана географическая карта Египта, составленная Руссегером. Во время путешествия по горному Египту в 1836 Руссегер обратил внимание на развалины Дендеры (Тентиры), где еще был виден знаменитый большой зодиак и гордо красовался храм Афродиты, «наилучшее сохранившееся из всех капищ Египта». Еще величественнее оказались развалины древних Фив, которые расстилались по обеим сторонам Нила. Существование карты облегчило задачу Лепсиуса, представившего проект экспедиции в Египет. В ней приняли участие египтологи, архитекторы, рисовальщики, которые скопировали иероглифы. Летом 1842 экспедиция началась в Александрии, были исследованы пирамиды в Джизехе, Саккаре, Мемфисе и т. д. Результаты экспедиции отражены в богато иллюстрированных 12 томах «Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien» («Памятники Египта и Эфиопии». Берлин, 1849—1860).
Стр. 18. Первая зала — atrium. — Залы Египетского отделения (высотой 6,49 м) располагались на первом этаже Нового музея по правую сторону от главного входа и были сгруппированы вокруг так называемого Колонного двора, или атриума, как у Фета, покрытого двойной стеклянной крышей и представлявшего собой в три раза уменьшенную копию колонного двора в Карнаке с перистилем из 16 колонн, увенчанных капителями в форме лотоса. На карнизе помещена надпись, приведенная ниже. Непосредственно к эт. залу примыкал Колонный зал (Hypostyl), который Фет называет египетской колоннадой, вместе они должны были представлять основные части египетского храма. В атриум можно было попасть прямо из главного вестибюля (с парадной лестницей), а уже оттуда в остальные залы:
418
Исторический, Зал гробниц, Мифологический и др. Atrium — в Риме часть дома, крытый двор, расположенный в передней части здания. Главным украшением атриума были бюсты предков. Римляне устраивали атриумы при храмах и разных общественных сооружениях, они богато украшались статуями и колоннами из мрамора.
На карнизе иероглифическая надпись — добра, привезенного из Египта и Эфиопии. — По-нем. текст надписи звучит следующим образом: Der konigliche Sonnenaar, der Racher PreuBens, der Konig, der Sohn der Sonne, Friedrich Wilhelm IV., Philopator, Euergetes, Eucharistos, von Thot und der Safech geliebt, der siegreiche Herr des Rheins und der Wfcichsel, der erkoren ist von der Germania, hat aufrichten lassen in diesem Gebaude Ko- losse, Statuen, Bilder und Bildwerke, Steine, Saule und Sarge, und vieles ande- rcs Gute, was herbeigeluhrt ist aus Agypten und dem Mohrenlande. Филопа- mep — по-греч. «Любящийотечество»,Эвергет — «Благотворитель» (Благодетель, Благотворящий), Эвхарист — «Благодающий».
Елизавета (1801—1873), принцесса баварская, супруга Фридриха-Вильгельма IV.
Иероглифы, окруженные кольцами… — Благодаря тому, что египтяне писали царские имена в кольцах (овалах или картушах), Ж.-Ф. Шампольону (младшему) удалось расшифровать египетские иероглифы.
Стены залы покрыты ландшафтами — работы известных художников. — На стенах атриума располагались 17 картин, представлявших виды и ландшафты с реконструированных египетских монументов: мемфисские пирамиды и храм Хаторы в Дендере работы Карла Грэба (1816—1884); двойная статуя Мемнона работы Вильгельма Ширмера (1802—1866), изображение колонного зала Кар- накского храма работы Эдурда Папе (1817—1905), а также работы Эд. Бирмана (1803—1892) и М. Шмидта (1818—1891).
Пирамида Хеопса — крупнейшая из др.-егип. пирамид в Гизе (XXVIII в. до н. э.), высота ее 146 м.
Хатор в др.-егип. миф. — богиня неба и плодородия, любви и веселья. Изображалась в виде женщины с головой коровы. Считалась покровительницей женщин и детей. Центром культа Хатор был город Иунет (Дендера).
Мемнон — в др.-греч. миф. царь эфиопов, сын богини утренней зари Эос, участник Троянской войны, пришедший на помощь троянцам; погиб от руки Ахилла и был похоронен в Эфиопии (которую древние греки локализовали в воет. Африке). Одну из двух статуй фараона Аменхотепа III, составлявших ансамбль с заупокойным храмом царя, расположенным на западном берегу Нила, против Фив, греки считали изображением Мемнона. Это были высочайшие статуи (ок. 21 м), так называемые «Колоссы Мемнона», один из которых, в результате повреждения после землетрясения, при восходе солнца издавал звуки, похожие на человеческий голос. Греки верили, что это Мемнон приветствует свою мать. К храму, который стерегли колоссы Мемнона, вела аллея сфинксов с ликом Аменхотепа III. Два из них
419
сохранились и находятся в Петербурге на берегу Невы, напротив здания Академии художеств. В статье «О стихотворениях Ф. Тютчева» (1859) Фет использовал образ М.: «Но едва только свежий, зоркий художник взглянет на ту же “луну, мечту или деву” — эти холодные, обезображенные и песком забвения занесенные камни, подобно Мем- нону, наполнят пустынный воздух сладостными звуками» (см. наст, изд., т. 2, с. 178). Позднее, в ст-нии «Напрасно ты восходишь надо мной…» (1865) Фет себя уподобил статуе М.: «Как ярко ты и нежно ни гори / Над каменным угаснувшим Мемноном, — / На яркие приветствия зари / Он отвечать способен только стоном».
Мемфисские пирамиды — система пирамид, возведенных на границе Верхнего и Нижнего Египта, на левом берегу Нила, рядом с городом Мемфисом, столицей Древнего царства. Карнакский храм — центральный храм бога Амона-Ра (XVI—XII вв. до н. э.) в комплексе храмов, сооруженных в селении Карнак (др.-егип. Ипет- Исут) на территории древних Фив, на восточном берегу Нила. Главная его достопримечательность — грандиозный многоколонный (144 колонны) зал — гипостиль, стены которого были покрыты цветными рельефами, колонны храма сплошь покрыты иероглифами. Эти росписи частично воспроизведены на колоннах Египетского отделения Нового музея.
Сфинкс в Древнем Египте — статуя, изображающая духа-охра- нителя, с телом льва и головой человека или священного животного, чаще всего барана или ястреба, они являются символическими изображениями царей и богов, в особенности бога Ра. Фигуры сфинксов ставили у входа в храмы, либо они составляли аллеи, ведущие к храму, выполняя роль стражей. Аллея сфинксов, обращенных друг к другу, вела от Луксорского к Карнакскому храму.
Фивы — столица Древнего Египта во время правления XI—XX династий египетских царей (Среднее и Новое царства), город прославился грандиозными усыпальницами фараонов.
Овен с диском солнца на голове — эмблема Амон-Ра. —Амон — в др.-егип. миф. бог солнца, центр культа в Фивах; священным животным Амона являлся баран (овен). Обычно изображался в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и диском солнца на голове. Ра — бог