Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4. Очерки: из-за границы из деревни

солнца, представлен в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском. В период Нового царства отождествлен с Амоном, в результате чего Амон-Ра стал верховным богом, «царем всех богов», культ его приобрел государственный характер.

…Озириса (на языке иероглифов — Аменопис, у греков — Мем- нон). — Озирис (Осирис) — в егип. мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в др.-егип. текстах и рассказу Плутарха, Озирис был старшим сыном бога земли Геба, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды и Сета, отцом Гора (далее Фет называет его Горусом), унаследовал власть от прадеда Ра. О. научил людей земледелию и ремеслам, строитель

420

ству и врачеванию. Брат Сет позавидовал О. и обманом уговорил его лечь в ящик, который затем залил свинцом и сбросил в воду. Тело О. нашла его жена Исида, зачала от мертвого мужа сына Гора, который победил Сета и оживил отца. В культе О. присутствует идея вечного умирания и оживления природы. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется О., считалось, что после смерти он оживет. Аменопис (Аменофис) — греч. форма династического имени Аменхотеп. Во время правления Аменхотепа III могущество Египта достигло своей вершины. Поскольку бессмертие обеспечивало фараонам отождествление с возрождающимся после смерти Осирисом, Фет называет имя Аменописа как синоним О. Мемно- на (см. выше) иногда ошибочно отождествляли с егип. фараоном Аменхотепом III, как в случае со статуей в Фивах, о которой речь шла выше.

Порфирназвание вулканических горных пород (от греч. porphirus — пурпурный), имеющих особую красную с белыми вкраплениями окраску. Порода широко применялась для украшений и скульптур в Древнем Риме.

Рамзее (Рамсес) II (1317—1251 до н. э.)— виднейший представитель XIX династии егип. фараонов (кон. XIV — сер. XIII вв. до н. э.), при котором была восстановлена власть Египта в Палестине и государство достигло процветания, велось большое храмовое строительство, при его дворе, по легенде, воспитывался Моисей. На статуе, о которой говорит Фет, старые надписи были затерты и заменены на указывающие на Рамзеса II. Греки называли Сезострисами двух царей Второго египетского царства, из которых Сети (1445—1394 до н. э.) был первым, а сын его Рамзее (1394—1328 до н. э.) вторым фараоном.

Сезуртазен I — имеется в виду статуя Сенусерта I (правил ок. 1970—1934 до н. э.) или Сезостриса I, верхняя часть статуи дополнена, по бокам изображены божества Нила.

Стр. 19. Горус (Гор) — сын Исиды и Осириса, бог солнца, считавшийся покровителем власти фараонов. Пре-Атма — одно из воплощений бога солнца. Копчик (точнее, кобчик) — небольшая хищная птица из семейства соколиных. Бог солнца Гор изображался у египтян в виде сокола (или ястреба), человека с головой сокола, а также крылатого солнца. Его символсолнечный диск с распростертыми крыльями.

Мемфисский некрополь — то же, что мемфисские пирамиды.

Фивские катакомбы — захоронения в глубоких помещениях, высеченных в скале.

…в Верхнем Египте преобладал обычай класть в гробницы папирусы, а в нижнем клали исписанные камни. — Причина обычая, ло-видимому, заключалась в климатических условиях: во влажном климате Нижнего Египта камни были более надежным материалом для писем в вечность, чем папирус.

Плева — зд.: кожица растения.

421

…в виде Бени-гассанских катакомб — историческими изображениями. — Бени (Бену)-Гассан — местечко, где сохранились погребальные пещеры с постройками, в которых большое значение имеют разного типа колонны. Их считают предшественницами греческих колонн дорического стиля.

…но мимо стеклянных ящиков самый равнодушный посетитель не пройдет… — Среди экспонатов египетского отделения много забальзамированных останков животных, хорошо сохранившихся и выставленных в стеклянных ящиках.

Ибисптица с длинным клювом из отряда аистообразных, пожиратель змей; один из видов называется «ибис священный». В Древнем Египте был священной птицей, символом бога Тота. Среди египетских захоронений найдено множество забальзамированных ибисов.

Ихневмон, или фараонова мышьмангуст. В Древнем Египте священное животное, считалось, что он способен не только поедать яйца крокодила, но и убивать самих крокодилов, забираясь им в пасть.

Сикомора (точнее, сикомор, или египетская смоковница) — растение из рода фикусовых, семейства тутовых. Легкая и не поддающаяся гниению древесина употреблялась египтянами для изготовления саркофагов.

Стр. 20. Теперь в Лейпциге появилось издание речей греческого оратора… — О каком издании говорит Фет, установить не удалось.

Демосфен (384—322 до н. э.), др.-греч. оратор и полит, деятель. Сохранились приписываемые Демосфену 61 речь, 56 «Вступлений» к речам и 6 писем.

Тут все символ… — Фет называет искусство египтян символическим вслед за Гегелем; «Первая форма искусства представляет собой в большей мере лишь искание воплощений в образной форме, чем способность дать истинное изображение, так как идея еще не нашла формы внутри самой себя и остается лишь усилием и стремлением к таковой. Мы можем назвать эту форму символической формой искусства» (Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 82).

Там один закон, одно убеждение, одно словокрасота. — Именно искусство Древней Греции полностью отвечало идеалам красоты в эстетике Фета. Во многом эстетика Фета опиралась на Г.-Э. Лессинга (1729—1781). «Греческий художник не изображал ничего, кроме красоты, — писал Лессинг в “Лаокооне”, даже обычная красота, красота низшего порядка, была для него лишь случайной темой, предметом упражнения и отдыха» (Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г. Э. Избранное / Вступ. ст. и ком- мент. А. Гулыги. М., 1980. С. 385. Пер. Е. Эдельсона). О значении открытия красоты древними греками писал и В. П. Боткин в статье о Фете: «Великое откровение явилось человеку в чувстве красоты: откровение гармонического единства между понятием и формою, между внутренним чувством и внешним образом» (Боткин В. П. Литературная критика. С. 199).

422

…стены расписаны профессорами Ширмером, Бирманом, Шмидтом и другими.— Ширмер Вильгельм (1802—1866), нем. пейзажист, ученик основателя дюссельдорфской школы Ф. В. Шадова; Бирман Карл Эдуард (1803—1892), нем. пейзажист, член Академии художеств в Берлине, один из основателей берлинской пейзажной школы; Шмидт Макс (1818—1901), нем. пейзажист, мастерская Шир- мера, писал ландшафты в романтическом стиле.

«Роща Зевеса Ликейского» — «Внутренний вид храма Юпитера Олимпийского, со знаменитой статуей бога»… — Фет перечисляет картины художников, упомянутых выше: «Роща Зевса Ликейского» и «Ликейские могилы» М. Шмидта, «Крепость Сиракузы и храм Минервы» Э. Бирмана; «Вид Эгины с храмом Зевеса Пангелления» В. Ширмера; «Внутренний вид храма Юпитера Олимпийского, со знаменитой статуей бога» Э. Папе (о них см. выше). Эгина — в греч. миф. дочь речного бога Асопа, похищенная Зевсом и родившая ему Эака. Соединение Зевса с Эгиной, по античным источникам, произошло на острове Ойнон, Зевс превратил Эгину в остров, который стал называться Эгиной, а сам превратился в камень, поэтому там возведен храм Зевса. Культ Зевса Пангелления (Zeus Panellenio), или «Всегреческого», связан с Эгинским храмом.

слепок с «Борьбы вокруг тела Патрокла». — Оригинал теперь в Мюнхене. — Описанию подвигов и гибели Патрокла посвящена 16-я кн. «Илиады». В Берлинском музее, как верно заметил Фет, хранилась лишь копия знаменитой композиции, найденной в 1811 на о. Эгина (в Эгейском море) на развалинах храма Паллады (Эгинский храм, о котором Фет говорит далее). Скульптурная группа принадлежит к школе др.-греч. искусства, сформировавшейся еще до времен Фидия и отличавшейся простотой форм, близостью к натуре, но в то же время некоторой статичностью.

…куплен наследником баварского престола… — Имеется в виду Людвиг I (1786—1868), король Баварии с 1825 по 1848, известный своим пристрастием к искусству и стремлением сделать из Мюнхена вторые Афины. Л. I преобразовал Академию художеств, приобрел множество произведений искусства, вел строительство великолепных зданий. Отрекся от престола во время революции 1848.

Торвальдсен Бертель (1768, или 1770—1844) — датский скульптор, представитель позднего классицизма.

Эгида — в др.-греч. мифологии щит Зевса — символ покровительства богов.

Стр. 21. …ни одно лицо — не искажено усилием — каждый страстный образ помнит, что он прежде всего идеал. — Данное рассуждение Фета восходит, очевидно, к трудам Лессинга и Гегеля. «Есть страсти и такие выражения страстей, которые чрезвычайно искажают лицо и придают телу такое ужасное положение, при котором совершенно исчезают изящные линии, очерчивающие его в спокойном состоянии. Древние художники избегали изображения этих страстей или старались смягчить их до такой степени, в какой им свойственна еще

423

известная красота» (Лессинг Г.-Э. Лаокоон… С. 387. Пер. Е. Эдельсо- на). «Поэзия <...> имеет право при изображении внутренних состояний доходить до крайних мук отчаяния, а при изображении внешних явлений — до безобразного как такового. В пластических же искусствах, в живописи, а в еще большей степени в скульптуре внешний образ пребывает в прочной неизменности и не может быть вновь устранен или, подобно звукам музыки, мимолетно промчаться и исчезнуть. Здесь было бы неправильно фиксировать безобразное само по себе, если оно не находит разрешения » (Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. Т. 1. С. 214).

…заметил мой товарищ. — С кем путешествовал Фет по Германии, установить не удалось.

«Мы вышли — я мчался на борзом коне»… — Неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Черная шаль»: «Мы вышли; я мчался на быстром коне; / И кроткая жалость молчала во мне».

У меня и без того осталось незавидное воспоминание о немецкой сцене. — Видимо, во время посещения Германии в 1844.

Быть в Берлине — и не видать Кроля! — имеется в виду увеселительное заведение, предназначенное для состоятельной публики, построенное в самом большом парке Берлина Тиргартене. Йозеф Антон Якоб Норберт Кроль (Kroll) (1797—1848) получил право на сооружение т. н. «зимнего сада» от Фридриха-Вильгельма IV, захотевшего построить заведение, аналогичное ресторану Кроля в Бреслау, где он однажды завтракал. Огромное здание на 5000 посетителей, состоявшее из нескольких залов и 14 комнат, было открыто в 1844 (арх. К.-Ф. Ланганс; 1782—1869). С 1850 в заведении устраивались музыкальные и театральные представления. В 1851 главное здание сгорело, но было быстро отстроено заново (арх. Э. Тиц; 1819—1890) и открыто в 1852. В «Письмах из Берлина» (1847) И. С. Тургенев иронически характеризовал берлинскую новинку: «В “Тиргартене” другой индивидуум, по прозванию Кроль, выстроил огромнейшее здание, где каждую неделю добрые немцы собираются сотнями и “торжественно едят” (halten ein Festessen) в честь какого-нибудь достопамятного происшествия или лица <...>» (Тургенев. Соч. Т. 1. С. 317).

…и поехали за заставу, в парк. — Речь идет о Тиргатене, площадь его составляет 250 гектаров. Он тянется от Бранденбургских ворот почти до Шарлоттенбурга.

Каменный островодин из островов Петербургской стороны в дельте Невы между Большой и Малой Невкой.

Стр. 21—22. …выстроен антрепренером Кролем, которого заведение перешло по наследству к дочери. — в углублении одной из продольных стен — сцена. — После смерти Й. Кроля в 1848 заведение перешло к его старшей

Скачать:PDFTXT

солнца, представлен в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском. В период Нового царства отождествлен с Амоном, в результате чего Амон-Ра стал верховным богом, «царем всех богов», культ его