Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4. Очерки: из-за границы из деревни

были заимствованы основные принципы готического собора, вплоть до внутреннего убранства (витражи, скульптура).

снова возникает лик гольбейновой Мадонны… — Имеется в виду достижение художником высшей степени совершенства при сложных, заданных извне условиях, как было с «Мадонной» Гольбейна (см. выше).

Стр. 59. Этот камень, светло и легко вознесенный верою из праха — это возвышенная, страстная песнь мистического хора,

441

окаменевшая под небом. — Сравнение архитектуры с музыкой впервые было введено Шеллингом, у которого читаем: «Неорганическая форма искусства или музыка в пластике дает архитектуру»; «Что архитектура = музыке, следует прежде всего из общего понятия неорганического»; «Архитектура есть музыка в пространстве» (Шеллинг Ф.-В. Философия искусствам., 1966. С. 277,279,281). О родстве двух видов искусства писал и Гегель в «Эстетике» (см. т. 3., с. 281). В. П. Боткин, осматривавший собор Парижской Богоматери после чтения романа Гюго, также сравнил его с музыкой: «Сколько раз проникнутый огневыми описаниями, подходил я к собору, смотрел на его угрюмую форму, vaste symphonie en pierre (огромную симфонию в камне — франц. — И. А.), взбирался на широкую его платформу… * (Боткин В. П. Письма об Испании. С. 201).

…статуи архитектора Эрвина (баденского уроженца) и его дочери, украсившей храм, сооруженный отцом, произведениями своего вдохновенного резца. — Эрвин, или Э. фон Штейнбах (Erwin von Steinbach, 1244—1318), построил зап. фасад Страсбургского собора. Его сын Иоганнес Эрвин продолжал строительство до 1339, а дочь Сабина украсила здание скульптурными произведениями, в том числе статуей своего отца.

играть на бильярде без луз, потешаясь одними карамболями? — В отличие от русского бильярда, французский не имел луз (отверстий с подвешенными к ним сетчатыми мешочками по краю стола). Карамболь (франц. carambole) — удар в бильярдной игре, когда шар, отскочив от другого, попадает рикошетом в третий; так называется и игра, основанная на таких правилах. Бильярд был очень распространенной игрой в Париже, в него могли играть посетители почти каждого кафе.

Шампань — провинция в сев.-воет. Франции, центр изготовления шампанских вин.

Стр. 60.«Nancy!.. Barle Duc!Chalons-sur-Мате!!.. EpemayU» — «Нанси!.. Бар ле Дюк!!.. Шалон-сюр-Марн!!.. ЭпернеН» — названия станций.

Дебаркадер (франц. бёЬагсабёге) — пассажирская платформа на железнодорожной станции или пристань.

Танталы — от миф. Тантала, сына Зевса, наказанного за свои преступления тем, что он, стоя по горло в воде, не мог напиться, так как вода отступала от его губ, а ветви с плодами над его головой поднимались вверх, когда он к ним протягивал руки. Отсюда — «танталовы муки ».

Фактор (лат.) — слуга.

Стр. 61. Ревербер — фонарь (франц. гёуегЬёге).

Наполеон Бонапарт (1769—1821) — император Франции с 1804 по 1814 и в марте—июне 1815.

Тор тони (Белл они) — популярное в Париже кафе, славилось добротной пищей и мороженым. В романе Стендаля «Красное и черное* упоминается кафе Тортони: «С каким высокомерием он погля

442

дел на меня вчера в кафе Тортони, делая вид, что не узнал меня» (Гла- BaXVI. «Час ночи»), В МВ Фет писал: «Мороженое всегда приходило в машинке от соседнего Тортони» (Ч. 1. С. 164).

Стр. 62. …жбан из накладного серебра… — Так называли медные изделия, покрытые сплошным слоем драгоценного металла, более толстым, чем при серебрении.

Фаэтон — легкая коляска с откидным верхом; наемный экипаж.

Стр. 63. В Париже нет вещей, связанных лыком… — Парафраз пословицы «Не лыком шит», зд. непрочных, ненадежных. Лыко — волокнистая древесная ткань, отделяемая от ствола, использовалась для сшивания различных изделий.

Омнибус — конная карета с регулярным маршрутом.

Империал — от франц. imperiale, верхняя часть двухэтажной кареты, предназначенная для пассажиров.

Фура (от нем. Fuhre) — большая, длинная повозка, телега для перевозки клади, бывает крытой.

..множество пассажей и Пале-Ройялъ. — Пассаж (от франц. passage — проход) — крытая галерея с рядом магазинов по обеим сторонам, соединяющая две улицы. Париж славился такими пассажами, где прохожие могли отдохнуть, поесть, посетить парикмахерскую, магазины. Королевский дворец Пале-Руайяль (Palais-Royal) был построен кардиналом Ришелье в 1629—1636 и назывался сначала Palais-Cardinal (Кардинальский дворец; архитектор Жак Лемер- сье: ок. 1585—1654). Кардинал умер здесь, завещав дворец Людовику XIII. Вскоре здесь обосновалась Анна Австрийская. Дворец был задуман как замкнутая композиция с корпусами, охватывающими удлиненный квартал, вглубь сев. берега Сены, неподалеку от Лувра. В сер. XVII в. архитектор Моро Депру создал П-образную фасадную композицию дворца с юга. Позднее архитектор В. Луи создал внутренние фасады с торговыми галереями. Дворец окружен садами и галереями, которые являются излюбленными местами для прогулок, здесь размещались рестораны, кафе и игорные дома, шла бойкая торговля. В. П. Боткин, посетивший Париж в 1835, писал: «Ступайте в Пале-Рояль, под прохладную тень лип и каштанов; там во всякое время найдете вы сотни людей за журналами. Смышленая, мелкая промышленность построила тут несколько избушек, запаслась журналистикой Парижа, накупила стульев и за два су предлагает вам то и другое» (Боткин В. П. Письма об Испании. С. 197).

…эти сети существуют только в воображении романистов. — Упоминание о сетях, с помощью которых вылавливали утопленников, есть, например, в романе О. де Бальзака «Шагреневая кожа»: «И сети и морг очень уж грязны» (Бальзак О. Собр. соч.: В 24 т. Т. 18. М., 1960. С. 481).

Стр. 63—64. …все напоминает эпоху первой Империи и все подверглось влиянию новой. — В 1804 первый консул Франции Наполеон Бонапарт был провозглашен императором Наполеоном I, а

443

Франция — империей (1-я империя), которая просуществовала до 1814-го — года отречения Наполеона от власти. С 1814 по 1815 и с 1815 по 1830 был период Реставрации, после революции 1848 Франция стала республикой, а в 1852 к власти пришел Наполеон III (2-я империя). При Наполеоне I начали претворяться в жизнь градостроительные планы, разработанные Комиссией художников при Комитете общественного спасения. Архитектура и искусство были призваны прославлять военные успехи Наполеона, утверждать культ единой власти, как это делалось в Риме во времена расцвета империи. Поэтому в Париже стали возводить сооружения, которые воспроизводили архитектурный стиль Древнего Рима — триумфальные арки, колонны и храмы. Были возведены арки Карусель и Триумфальная (на площади Звезды), завершено формирование ансамбля на площади Согласия, построен храм Мадлен. Проявился стиль ампир (империи) во внутренней отделке помещений дворцов, приспосабливавшихся для Наполеона (Тюильри, Версаль, Мальмезон, Фонтенбло). В это же время была проложена улица Риволи, благоустроены набережные и рынки. О градостроительных работах при Наполеоне III см. ниже.

Стр. 64. Тут и знаменитая новая улица Rivoli с Лувром, увеличенным вдвое — с Тюильрийским дворцом, занимает широкая Наполеоновская площадь. — Прокладка улицы Риволи — одно из важнейших градостроительных мероприятий, осуществленных в эпоху Наполеона I. Лувр — первоначально королевский дворец. Строился на месте замка нач. XIII—XIV вв. В 1546 Франциск I поручил архитектору Пьеру Леско (1510—1578) перестроить замок в соответствии с требованиями изменившегося придворного быта и вкуса. Фасад Луврского дворца, созданный Леско совместно со скульптором Ж. Гу неоном, — образец архитектуры эпохи Возрождения. Леско удалось осуществить лишь часть замысла — юго-зап. угол каре. Строительство Лувра продолжалось при Людовике XIII, Людовике XIV и Людовике XVI, затем при Наполеоне I и Наполеоне III, во время пребывания Фета в Париже. Тюильрийский дворец начал возводиться в 1564 архитектором Филибером Делормом по приказу вдовы Генриха II Екатерины Медичи. Новый дворец сооружался на месте старинных черепичных мастерских (черепица по-франц. «тюиль» — tuile) и потому стал называться Тюильри. Во время путешествия Фета этот дворец еще существовал (сгорел во времена Парижской коммуны). С возникновением дворца появилась идея соединить Лувр и Тюильри крытой галереей. Были созданы Малая галерея (перпендикулярно Сене, как продолжение зап. корпуса Лувра) и Большая галерея (1564—1567) вдоль Сены, соединившая Лувр с Тюильри через угловой павильон Флоры. Эта галерея одна из самых протяженных в мире (442 м). Ее авторы К. Метезо и Ж.-П. Андруэ Дюсерсо. Во время правления Наполеона I композиция Луврского дворца развивалась с целью объединения Лувра и Тюильри. Любимые архитекторы Наполеона Ш. Пер- сье и П. Фонтен возвели вдоль улицы Риволи т. н. Корпус Наполеона, или Северную галерею. В 1806—1808 в ансамбль Лувра вошла арка

444

Карусель на площади того же названия. В 1791 декретом Конвента Лувр был превращен в национальный художественный музей и 8 ноября 1793 открыт для публики. Основу музея составили коллекции королевских семей, монастырей, знатных коллекционеров. Собрание пополнялось за счет трофеев наполеоновских походов (правда, многие из них пришлось вернуть после падения императора), закупок в разных странах, пожертвований. Наполеоновская площадь была названа в честь Наполеона III, на ней были расположены два сквера, где находились конные статуи Людовика XIV и Наполеона I.

Зуав — солдат алжирских полков во франц. армии, от арабского названия кабильского племени в Сев. Африке.

Гренадер (от франц. grenadier) — солдат особого рода пехотных войск, вооруженных гранатами (grenade), впоследствии — солдаты отборных частей наполеоновской армии, отличались особенно рослым составом.

…Вандомская площадь с колонной, украшенной / — статуею чугунной… — Неточная цитата из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина (гл. 7, строфа XIX):

И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

Вандомская площадь создана на месте владений Цезаря Вандом- ского, имя которого осталось в названии. По первоначальному проекту Франсуа Мансара 1677 площадь должна была быть прямоугольной, прилегающей к улице Сент-Оноре. Площадь окружали единообразные фасады домов, она украшена портиками с полуколоннами коринфского ордера и барельефами во фронтонах. В центре площади был поставлен в 1699 прижизненный памятник Людовику XIV, снесенный во время Революции. На его месте в 1810 была установлена отлитая из трофейных пушек триумфальная колонна, высотой 46 м, установленная в ознаменование кампании 1805 года (арх. Д.-В. Денон, Гондуэн и Ш. Лепер), увенчанная скульптурой императора в одеянии рим. императора (скульптор А.-Д. Шоде). После возвращения Бурбонов фигура Наполеона была сброшена с колонны, при Луи- Филиппе вновь отлита скульптором Г. Сэром и установлена на прежнем месте в 1831. На этот раз император была представлен в обычном сюртуке и треуголке.

Елисейские поля — Champs Elysees, самая широкая магистраль Парижа, получила свое название от «элизиума», в греко-рим. миф. обозначение места, куда попадают после смерти выдающиеся герои, любимцы богов. Начало создания относится к первым десятилетиям XVII в. Прогулочной аллеей Елисейские поля стали в 1670-е, когда по проекту А. Ленотра дорога была расширена и по ее сторонам были высажены вязы. Постепенно Елисейские поля превратились в увеселительный парк, где устраивались петушиные бои, фейерверки, ярмарки. «Подите на загородные балы Парижа, — приглашал

445

В. П. Боткин, — посмотрите на это милое, умное веселье, посмотрите на благопристойность, там царствующую, посмотрите, как работники веселятся с своими гризетками. Или пойдемте в ясный, теплый воскресный день в заветные Елисейские поля: там под высокими вязами настроено множество

Скачать:PDFTXT

были заимствованы основные принципы готического собора, вплоть до внутреннего убранства (витражи, скульптура). ...снова возникает лик гольбейновой Мадонны... — Имеется в виду достижение художником высшей степени совершенства при сложных, заданных извне