присмот-
ревшись, мы и обнаружим наряду с местными особенностями повто-
ряемость некоторых основных форм. Так, утверждение шариата, что в
мусульманских странах все равны, породило и у историков мнение,
будто там не было крепостничества, вся земля принадлежала государ-
ству, а крестьянин тем самым не был зависим от землевладельца, даже
если получал землю через него. На деле исследование феодализма, на-
пример в Турции, показало, что было и прикрепление райатов — зем-
ледельцев к земле и даже прикрепление их к землевладельцу: по зако-
ну если крестьянин засеял землю не у того собственника, в чьи реест-
ры он вписан, а у другого, то он обязан уплатить десятину и тому, и
другому; приписанных к земле и ушедших с нее разрешалось разыски-
вать и насильно возвращать на протяжении 10 лет.
В итоге всего сказанного можно дать следующее, более развернутое
по сравнению с приведенным в предыдущем параграфе определение
феодальной формы собственности: основой производственных отно-
шений феодального общества являлась собственность феодала на зем-
51
лю и неполная собственность на работника производства — крепост-
ного крестьянина.
4. Собственность работников на средства производства
Однако и это определение еще не является полным. Необходимо
дополнить его положением о собственности непосредственных произ-
водителей, крестьян и ремесленников, на большую часть остальных
средств производства, а также о том, что благодаря «неполноте» соб-
ственности феодала на работника производства последний в известной
мере принадлежит себе, может вести свое личное хозяйство.
Выше уже говорилось о том, что мелкое крестьянское хозяйство,
как и ремесленное производство, составляло базу всего феодального
производства. В полной собственности крестьянина находились мел-
кие, предназначенные для индивидуального пользования сельскохо-
зяйственные орудия, орудия домашнего ремесла, домашний скот и
птица, хозяйственные запасы (сено, посевное зерно), жилой дом и хо-
зяйственные постройки, средства транспорта, домашняя утварь, иногда
орудия охоты и рыболовства. Кое-какие средства производства (на-
пример, колодец, дорога, бык и пр.) находились нередко в собственно-
сти не единоличного: хозяина, а коллектива — деревни, общины. Об-
щина была подчас собственником и некоторых земельных угодий (на-
пример, выпасов) или обладала теми или иными частичными правами
на землю. Но община при феодализме в основном уже не была произ-
водственным коллективом — она была лишь коллективом мелких ин-
дивидуальных производителей, мелких хозяйств.
Главной, коренной чертой всей этой собственности мелких произ-
водителей на средства и условия производства является то, что она ос-
нована на личном труде. Эта черта принципиально отличает данный
вид собственности, входящий в систему основных феодальных произ-
водственных отношений, от собственности феодалов: последняя осно-
вана на чужом труде и служит средством присвоения чужого труда.
Эта же черта отличает данный вид собственности, единоличную
трудовую собственность феодально эксплуатируемых непосредствен-
ных производителей, от буржуазной собственности. Сама по себе (т. е.
до капитализма) эта собственность не является даже зачатком буржу-
азной собственности, она столь же не буржуазна, как и, скажем, то-
варное производство до капитализма (о чем см. ниже). Если рассмат-
ривать опять-таки не юридическую форму (и та и другая собствен-
ность — «частная», «безусловная» и т. п.), а экономическое содержа-
ние, то противоположность очевидна: буржуазная собственность на
средства производства является по своей сути средством присвоения
52
чужого труда; она обычно уже и содержит в себе присвоенный чужой
труд. Единоличная собственность феодально эксплуатируемых кресть-
ян и ремесленников, основанная на личном труде, начинает перерож-
даться в буржуазную собственность только тогда, когда в обществе
складываются капиталистические производственные отношения.
Маркс в 22, 24 и 25-й главах I тома «Капитала» развил и обосновал
теоретически чрезвычайно важные положения о противоположности
трудовой собственности и буржуазной собственности, о том, что бур-
жуазная собственность является «отрицанием», «уничтожением» тру-
довой собственности. Маркс показал, что в эпоху генезиса капитализ-
ма эти два вида собственности еще не были однотипны, напротив,
противостояли друг другу как принципиально различные экономиче-
ские явления. Речь идет, разъяснял он в другом месте, «о превращении
одной формы частной собственности в другую форму частной соб-
ственности»27
.
Как видим, дело гораздо глубже, чем игра терминами «частная соб-
ственность» и «личная собственность». Слова сами по себе тут ничего
не объясняют, ибо и личная собственность является одной из форм ча-
стной собственности. Пока мы находимся в рамках науки политиче-
ской экономии, рассматривающей чистые, отвлеченные мысленные
модели разных способов производства, личная трудовая собственность
ни в коем случае не должна рассматриваться нами как однотипная с
капиталистической или полукапиталистическая, ибо в этом случае мы
говорили бы уже не о чистом феодальном способе производства, а о
каком-то полукапиталистическом. Не подчеркивая самым решитель-
ным образом глубочайшую противоположность этих двух форм част-
ной собственности, мы не может построить цельную систему полити-
ческой экономии феодализма. Недостаточно увидеть различие между
ними, надо их противопоставить друг другу как взаимно исключаю-
щие. Принципиально иной характер приобретает отношение между
ними в капиталистическом обществе, когда исторически появляются
иные существеннейшие признаки капитализма: тогда мелкая личная
собственность, хоть и не утрачивая отличия от крупной капиталисти-
ческой собственности, становится своего рода великим экономиче-
ским резервом для этой последней, приобретает тенденцию превра-
щаться в крупную капиталистическую собственность, т. е. преобразо-
вываться из трудовой в нетрудовую.
В условиях докапиталистических, при полном господстве феода-
лизма эта личная трудовая собственность отвечала экономическому
положению класса эксплуатируемых непосредственных производите-
лей, выражая противоположность интересов крестьян и ремесленни-
27 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXVII, стр. 118.
53
ков интересам феодалов, собственников земли. Она была антитезой
феодальной земельной собственности в рамках самих феодальных
производственных отношений. На протяжении всего средневековья
угнетенные крестьяне старались преобразовать и владение землей по
этому же образцу. Но тщетно пытались средневековые крестьянские
движения превратить землю в личную полную трудовую собствен-
ность крестьян, — земля оставалась собственностью феодалов.
Итак, единоличная собственность на орудия производства и част-
ное хозяйство, основанная на личном труде, противоположная зе-
мельной феодальной собственности, противоположна и буржуазно-
капиталистической собственности. Эта единоличная трудовая собст-
венность зато не представляет в средние века никакого антагонизма
собственности общинной. Община характерна для феодальной дерев-
ни. Она является объединением крестьян, имеющих более или менее
самостоятельное хозяйство. Конечно, в некоторой мере интересы лич-
ной собственности крестьянина противоречат при этом интересам
групповой, общинной собственности. Но в то же время, как показал
Маркс, крестьянин в средние века являлся общинником именно по-
скольку являлся собственником, или собственником — именно по-
скольку являлся общинником. Община и мелкая личная собственность
не исключали, а подразумевали друг друга, хотя и находились в из-
вестных противоречиях друг с другом.
Теперь мы можем привести еще более развернутое, полное опреде-
ление для формы собственности на средства и работников производст-
ва при феодализме.
Собственность господствующего феодального класса на землю (и
на некоторые крупные, недоступные отдельным крестьянам орудия
производства, как мельницы, фруктовые прессы, хлебные печи, на ир-
ригационные сооружения и т. д.) сочеталась, с одной стороны, с не-
полной собственностью феодала на работника производства, на кре-
постного (для его внеэкономического принуждения), а с другой сто-
роны, с собственностью самого работника производства, крестьянина
и ремесленника, на ряд средств производства — на большую часть ору-
дий производства, на свое личное хозяйство и т. д., как и с ограничен-
ными крестьянскими правами «владения» на землю.
Следовательно, перед нами уже три момента, характеризующие
феодальную форму собственности на средства производства.
5. Движимое богатство
Мы выявили своеобразное раздвоение собственности при феодаль-
ном способе производства. Недвижимость, преимущественно земля,
54
является специфическим объектом собственности феодалов (феодаль-
ной собственностью); трудовая народная собственность распространя-
ется преимущественно на движимость. Естественно, что основным ви-
дом богатства в феодальном обществе является богатство, воплощен-
ное в недвижимости. Богатство феодала исчисляется прежде всего ко-
личеством его земель и числом его зависимых держателей. Но в обще-
стве, основанном на монополии и антагонизме, и собственность на
движимое имущество не могла оставаться исключительной прерогати-
вой трудящихся хотя бы потому, что ее снова и снова экспроприиро-
вал господствующий класс и приращивал к своей собственности. По-
этому в феодальном обществе образуется и движимое богатство, нако-
пленное движимое имущество, экономическая функция которого, од-
нако, строится не по типу трудовой собственности на движимость, а
по типу феодальной собственности.
Иными словами, между недвижимым и движимым богатством су-
ществует в феодальную эпоху действительная противоположность. Не
одна, а две великие экономические силы царят и даже соперничают в
нем — земельная собственность и движимое богатство. Но вплоть до
эпохи возникновения капитализма эта противоположность есть всего
лишь косвенное отражение более глубокой противоположности, анта-
гонизма феодальной и лично трудовой собственности. Поэтому и само
движимое богатство внутренне противоречиво. По своему объекту оно
таково же, как и трудовая собственность: богатство существует либо в
виде запаса продуктов в натуре, либо в денежной форме, т. е. как мате-
риализованный накопленный труд. Соответственно движимое богатст-
во по-своему антагонистично недвижимому, как «неблагородное»
«благородному». Движимое богатство — это по преимуществу собст-
венность не на средства производства (если исключить табуны лоша-
дей, запасы посевного зерна и т. п.), а на средства потребления, в том
числе в форме роскоши, складов продуктов, денежных сокровищ.
Формально движимое богатство может принадлежать кому угодно —
от феодала до самого бесправного крепостного. Словом, эта собствен-
ность оформляется как бы по типу лично трудовой собственности. Но
используется она в подавляющей степени, по типу феодальной собст-
венности: как средство закрепощения, прикрепления к помещику, мо-
настырю. Ссуда продуктами или деньгами порождает отношения чисто
феодального характера, по существу не отличающиеся от «наделения»
землей или другими средствами производства. Движимое богатство в
конце концов неминуемо феодализируется как в том смысле, что оно
концентрируется в руках феодалов, так и в том смысле, что оно ис-
пользуется по типу феодальных экономических отношений и все сно-
ва воспроизводит эти отношения.
Энгельс, анализируя процесс возникновения феодализма в Запад-
55
ной Европе, писал: «Все существовавшее тогда движимое имущество,
естественно, следовало за земельной собственностью и все больше со-
биралось в тех же руках, что и последняя»28. И использовалось движи-
мое богатство также по типу феодального наделения землей. Предос-
тавлялась ли ссуда деньгами или же орудиями, рабочим скотом, посев-
ным зерном, правом пользования строениями, она представляла такое
же раздвоение собственности и владения, какое царило и в земельных
отношениях: верховным собственником оставался тот, кто дал ссуду, а
получатель ее был в положении пользователя или владельца на опре-
деленных экономических условиях. Если ссуда давалась под залог зем-
ли, она и непосредственно могла вести к установлению нового зе-
мельного отношения — новой ренты с этой земли ее новому невиди-
мому верховному собственнику, заимодавцу. Ссуда могла превратиться
и в ту или иную форму неполной собственности на работника произ-
водства.
Экономическая природа «наделения» производителей скотом при
скотоводческом феодальном хозяйстве хорошо проанализирована на
примере Якутии Г. П. Башариным. Мы видим передачу беднякам коров
и кобыл с условием «доить, кормить и беречь», а также охотникам —
верховых лошадей, как бы в аренду, т. е. за уплату определенных по-
винностей. Такие отношения выступали в очень многообразных кон-
кретных формах в Якутии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане29. Хотя
автор справедливо предупреждал против преувеличения этой сопутст-
вующей формы феодальной эксплуатации, ведущего к затушевыванию
основной формы зависимости — земельной, но ведь, с другой стороны,
скот в экономическом смысле — это почти то же самое, что и земля, и
огромные табуны скота при отгонном или кочевом скотоводстве со-
ставляют в сущности такую же монополию феодального класса на
природу, как монополия на землю, воду или охотничьи угодья.
Экономическая история стран Востока показывает нам огромную
роль разнообразных форм ссуды в развитии и укреплении феодальных
отношений. В Индонезии феодал нередко насильно превращал целую
деревню в своих должников для того, чтобы изменить размер феодаль-
ных повинностей, например, чтобы перевести крестьян с уплаты деся-
тины на уплату половины урожая (на испольщину). Это же наблюда-
лось во многих странах. Описано,