В других условиях
неравномерность была обратная: античное наследие продолжало до-
минировать над первобытнообщинным. Наконец, возможен случай,
когда синтезирующиеся стороны представлены более или менее рав-
номерно. Для западноевропейского мира это, скажем: Британия, Ита-
лия и Галлия. Могут быть найдены и еще более крайние формы, когда
одно из двух начал представлено минимально и на первый взгляд ка-
512
жется отсутствующим. Возьмем, к примеру, Скандинавию и Византию.
Наша задача здесь — не разбирать все бесчисленные конкретные вари-
анты, а проверить мыслимость обобщения, что во всех без исключения
случаях феодализм был все же хотя бы крайне непропорциональным
синтезом этих двух противоположных и нераздельных начал (кроме
тех случаев, когда он был перенесен к тому или иному народу от дру-
гих, уже имевших у себя более или менее развитый феодальный
строй).
Много страстных споров порождает вопрос о возможности приме-
нения такой всемирно-исторической концепции к истории древней
Руси и ее феодализации. Хотя широко известна связь древней Руси с
Византией, связь такая неразрывная, что было бы преуменьшением на-
звать ее просто тесной и глубокой, в сознании многих историков все
же почему-то древнеславянские племена — это «мы», а Византия — это
«чужеземное влияние». По старой привычке мышления кровное, ан-
тропологическое родство почитается наиболее подлинным. Но ведь
отнюдь не лишено объективных оснований и отнюдь не обидно ни для
западноевропейских стран, ни для России, что Киевская Русь стоит к
Восточно-Римской империи примерно в таком же историческом отно-
шении, как Франкское государство — к Западной Римской империи. И
как романские народы Европы восприняли, для своей письменности
латинский алфавит, так восточные славяне — греческий, как средневе-
ковые государи Западной Европы вплоть до XVII в., так и русские,
именовавшие себя, «царями» — «цезарями», мнили себя римскими им-
ператорами. Противники приложения идеи феодального синтеза к ис-
тории, древней Руси ошибаются, представляя себе, что речь идет об
оценке степени «влияния». Понятие феодального синтеза состоит от-
нюдь не в идее взаимных влияний тех или иных народов или культур.
Оно относится к самой глубинной сути внутренних, имманентных за-
кономерностей развития феодализма.
Вероятно, по мере дальнейшей разработки этой идеи будут обнару-
жены еще большие непредвиденные логические трудности. Эту об-
ласть теоретических проблем феодализма можно сравнить не с ариф-
метикой или алгеброй, а с высшей математикой.
Как уже сказано, теория синтеза — это и не вопрос о возникнове-
нии феодализма, а о содержании всей его истории, и не вопрос о вза-
имных внешних влияниях, а о диалектическом взаимопроникновении
противоположностей. Уже в самом начале процесса его будущая диа-
лектика проявляется в том, что оба противостоящих полюса потенци-
ально чреваты феодализмом: 1) в античном рабовладельческом мире
распространяется колонат, но от него нет прямого пути к средневеко-
вому крепостничеству, — между римским колоном и средневековым
крепостным стоит свободный франкский крестьянин (Энгельс); 2) у
513
древних германцев мы находим рабов, посаженных на землю или
имевших свою хижину, но и от них нет прямого пути к феодальным
крепостным, — между таким рабом и средневековым сервом (крепост-
ным) стоит фигура античного раба. Таким образом, это лишь исходные
точки процесса взаимопроникновения противоположностей.
Не следует понимать феодальный синтез в гегелевском духе как
синтез понятий, категорий. Носителями его были люди. Они не обяза-
тельно вторгались на чужую землю, захватывали чужие жилища. Из-
вестна, например, многовековая славянская диффузия в Восточную
Римскую империю; римляне колонизовали варварские страны. Беско-
нечно многообразны исторические формы этой диффузии. Но дело не
сводится даже к переселениям и смешениям масс людей; чем дальше,
тем больше процессы феодального синтеза осуществлялись и через то-
вары, денежную систему, обычаи, право, письменность, мифы, поня-
тия, суждения, идеи. В этом смысле процесс феодального синтеза
можно представить себе как поистине всесторонний, всеохватываю-
щий процесс феодальной истории.
В самом деле, весь феодальный строй необыкновенно многообразен
и представлен целыми гаммами вариаций любого характерного для не-
го явления, укладывающимися между двумя крайностями. Взаимопро-
никновение этих крайностей мало-мальски завершается только к са-
мому концу феодальной эпохи.
Так, трудящиеся при феодализме представляют поистине всю ле-
стницу возможных положений между античными рабами и свободны-
ми варварами. Более того, и раб и свободный землепашец — фигуры
долго, в течение ряда первых столетий далеко не чуждые картине со-
циальной жизни средневековья. Но подлинно типичным для него яв-
ляется персонаж, в той или иной степени сочетающий в себе и того и
другого: полусвободный, крепостной, зависимый. Сами свободные об-
щинники, или аллодисты, в ходе этого синтеза постепенно впитывают
в себя черты рабства, а наиболее бесправные рабы в том или ином от-
ношении раскрепощаются. История феодализма знает также и новую
поляризацию — раскрепощение крестьян вплоть до превращения их в
свободных горожан, закрепощение почти свободных до положения
барщинных рабов. Все эти неисчислимые проявления синтеза пред-
ставляют собой нечто качественно новое, отнюдь не смесь исходных
форм; персонажи европейского феодального общества, при всей пест-
роте, являются носителями феодальных производственных отноше-
ний, которых не было ни в античном Риме, ни у питавшей его варвар-
ской периферии.
Синтез не был прямолинейным процессом. Мы видим и гигантские
отступления вспять и однобокие уродливые опыты истории. Но пред-
ставляется очень обнадеживающей гипотеза о возможности путем ос-
514
торожного анализа всюду и во всем обнаруживать все ту же скрытую
от поверхностного взгляда могучую диалектику. Специфика произво-
дительных сил, хозяйства феодальной эпохи составилась в противо-
борстве двух противоположных традиций. Одинаково прав и тот исто-
рик, который отмечает падение античной техники, и тот, который об-
ращает внимание на усилившуюся расчистку лесов, прогресс системы
севооборота, успехи скотоводства; но дело не просто в падении одно-
го, подъеме другого, а в появлении, развитии и прогрессе чего-то
третьего — нового качества, которое рождалось в этом упадке и в этом
подъеме.
Если романисты делали упор на сохранение в средние века римско-
го принципа частной собственности, в том числе в виде частной алло-
диальной собственности на землю, если германисты подчеркивали
стойкость традиций общинно-племенной собственности, в том числе
земельных прав общины-марки, то и те, и другие, будучи отчасти пра-
вы, не видели главного: феодальная ограниченная земельная собствен-
ность характеризуется не этими реликтами, она представляет собою
качественно новое явление, продукт синтеза. Феодальная земельная
собственность не является механической смесью частной собственно-
сти и коллективной, а рождалась в процессе их взаимного отрицания.
Феодальная собственность является частной, но ограничена тем, что
она включена в «ассоциацию» феодалов — в их иерархию и монопо-
лию. Но, будучи ассоциированной, она отнюдь не является общинной.
Владельческие права крестьян на свои земельные держания также не
являются ни частными, ни общинными, хотя в той или иной мере и
теми, и другими, что отражается в огромном многообразии этих вла-
дельческих прав.
Точно так же средневековый город представляет собой нечто
третье, нечто качественно иное по сравнению как с античным городом,
так и с варварским укрепленным городищем, ныне хорошо известным
археологам, хотя он включает в себя преобразованные черты и того, и
другого.
Бросим взгляд на историю средневекового права и государства. Уже
в «варварских правдах» мы заметили симптомы синтеза. Правда, ка-
жется еще чисто механическим соединением тот факт, что почти все
«варварские правды» фиксируют обычаи чуждых античной культуре
племен на латинском языке и исчисляют наказания в римских денеж-
ных единицах; в иные из них просто вкраплены фрагменты римского
права, кое-как пригнанные. Но это было не внешним смешением, а на-
чалом длительного процесса кристаллизации некоего третьего — фео-
дального права. Оно долго выступало в форме обычного права, подвер-
гавшегося новым и новым переработкам силами знатоков умершего
римского права — легистов. Оно выглядело то антиримским, то рим-
515
ским, а по существу было ни тем, ни другим, а новым феодальным пра-
вом, отражавшим борьбу антагонистических классов феодального об-
щества. Точно так же государства средневекового европейского мира
представляли собой по внешности то как бы прямых преемников вар-
варских племен, то как бы воскрешенную Римскую империю. В дейст-
вительности возникало государство в совершенно новом смысле: ан-
тичное государство не имело никакой связи с этнической общностью,
оно всегда охватывало многие народности, оно было военно-
политическим образованием на чисто территориальной основе; варвар-
ские племена и союзы племен в эпоху великого переселения народов,
напротив, были чисто этническим, но отнюдь не территориальным об-
разованием. С первых шагов феодальные государства были территори-
ально-этническими. Та или другая сторона могла преобладать, выпячи-
ваться на передний план, но все непреодолимее кристаллизовалось но-
вое начало — национальное феодальное государство. Рецидивы «рим-
ской империи» наблюдались время от времени до самого конца фео-
дальной эпохи, преимущественно как раз там, где государства в силу
исторических условий были многонациональными. Но в общем нам
важнее подчеркнуть, что всякое европейское феодальное государство
таило в себе и политическую тенденцию превращения в наднацио-
нальную державу, и обратную политическую тенденцию распадения
на древние племенные части, но в конечном счете эти тенденции все
более взаимно аннулировались, а новое качество все тверже удержива-
Какой бы элемент феодального общественного устройства мы не
взяли, его специфические особенности могут быть вскрыты и описаны
в категориях феодального синтеза. Возьмем военное дело. Если на од-
ном полюсе в начале процесса мы видим римские армии наемников и
федератов, а на другом — варварскую военную демократию и варвар-
скую дружину, то взаимное отрицание и одновременно взаимное про-
никновение этих двух полюсов дадут нам картину военного вассалите-
та, феодальной дружины, рыцарства, а с другой стороны, — всеобщее
ополчение; наконец, в последние века феодальной эпохи это снова на-
емные армии или рекрутский набор, но и то и другое уже основанное
на принципах, прямо противоположных древнему миру.
Наша задача состоит здесь отнюдь не в обзоре развития всех явле-
ний феодализма под указанным углом зрения. Но как не подчеркнуть,
что все без исключения западноевропейские языки, сложившиеся к
началу нового времени, были плодами многовекового синтеза (в самых
разнообразных пропорциях и сочетаниях) латыни и варварских диа-
лектов. Или что христианство, каким мы его видим к началу нового
времени, представляет собой плод столь же многообразного сращения
некогда враждебных друг другу античных его начал с родо-племенны-
516
ми верованиями, сращения, принявшего форму культа святых, церков-
ных праздников и вообще почти всей религиозной обрядности.
Снова и снова надо подчеркивать, что идея феодального синтеза это
отнюдь не идея «культурных влияний». Идея феодального синтеза це-
ликом покоится на представлении, что в древнем мире рабовладельче-
ское государство и его варварская периферия представляли подлинное
единство, подлинное целое и что феодальный синтез совершался внут-
ри этого целого. Понятно, что тут обычное представление о внешнем
влиянии полностью исключается. Оно применимо, как уже отмеча-
лось, только в тех случаях, когда речь идет о воздействии более феода-
лизированных стран на менее или вовсе еще не феодализированные.
Чем менее пропорционален, менее уравновешен феодальный син-
тез, тем менее зрело и полновесно феодальное общество. Карта сред-
невекового мира показывает, что народы, шедшие по пути наиболее
пропорционального и прогрессивного феодального синтеза, соседили
с народами, где он был выражен до крайности однобоко, каковы нор-
манны и Византия, каковы тюрки и арабы. Сплошь и рядом в феодаль-
ном мире народы с менее пропорциональным синтезом были носите-
лями отсталости и агрессивности, облекавшихся в форму претензий на
мировое господство. Так, например, в XIII в. на базе полуварварской
феодальной Швабии в Европе и полуварварской Монголии в Азии как
снежная лавина выросли две захватнические империи — Штауфенов и
Чингисидов, подчинившие себе множество народов и стран, по суще-
ству зашедших гораздо дальше них в своем феодальном развитии. Пол-
ным всемирно-исторического трагизма был одновременный напор этих
двух империй на зажатую между ними феодальную Русь (см. нашу ста-
тью «Ледовое побоище и всемирная