история». — «Доклады и сообще-
ния истфака МГУ», 1947, № 5).
В то же время, если отвлечься от этой неравномерности феодально-
го развития и от порождаемых ею в феодальном мире бурь и катаклиз-
мов, этот феодальный мир в целом был все же неизмеримо единооб-
разнее, чем античный. Феодальный общественный строй сам по себе
не требовал того полного раскола человечества на две противополож-
ные половины, на народы-вампиры и народы-жертвы, как древний ра-
бовладельческий мир. Феодальный строй распространился на огром-
нейшие массивы народов земли, и можно сказать, что он имел тенден-
цию всеобщего, повсеместного распространения, которой не противо-
речили никакие внутренние его законы. Правда, он все же не охватил
все человечество. Феодализм — в высшей степени континентальная
общественная система: воды океана отсекли от феодального мира не-
которые народы, стоявшие на более низких ступенях развития. Вслед-
ствие этого к концу феодальной эпохи налицо снова были предпосыл-
ки для географического раздвоения человечества, на этот раз отвечав-
517
шего природе капитализма. Европейские мореплаватели и завоеватели,
движимые духом еще не столько капиталистической, сколько фео-
дальной экспансии, набросились на народы Америки и Индонезии. Че-
рез несколько столетий мир снова, как в античности, был разделен на
две взаимосвязанные и грозно противостоящие друг другу половины:
метрополии и колонии. Крушение этой новой всемирно-исторической
противоположности совершается в наше время.
Сказанное выше не является развитой концепцией, а всего лишь
постановкой вопроса. Перед советской исторической наукой стоит за-
дача выбрать один из трех упомянутых путей в объяснении генезиса
феодализма.