эта сфера не обособилась от осталь-
ных, пока она не стала требовать всего человека, как бы растворялась в
простом, всякому доступном черном труде. Обособление же отдель-
ной сельскохозяйственной профессии (пасечников, садоводов, рыба-
ков) и тем самым выделение сложного труда наблюдалось лишь в ни-
чтожной мере, как исключение из общего правила. В среднем быть
42 Эта проблема впервые была поставлена в общей форме в статье: Ф. Я. Полянский. О
ценообразовании в условиях феодализма. — «Проблемы истории докапиталистических
обществ», 1935, № 7–8. 43 См. Ф. Энгельс. Дополнения к третьему тому «Капитала». — К. Маркс. Капитал, т. III,
стр. 911–912.
93
крестьянином — значило быть земледельцем «на все руки», иными
словами — заниматься простым трудом.
Напротив, быть ремесленником — значило быть работником-про-
фессионалом, квалифицированным, т. е. обученным мастером опреде-
ленного конкретного вида труда. Это равносильно понятию сложного
труда. Конечно, притом многие ремесленники вели вдобавок и свое
сельское хозяйство; в этой области, как и в разных подсобных произ-
водственных и бытовых действиях, их труд оставался простым, но он
растворялся в доминирующей форме труда ремесленника — в сложном
труде.
Таким образом, объективно час работы ремесленника равнялся
большему числу, скажем двум часам работы крестьянина. Но прежде
чем это объективное соотношение могло проявиться в рыночной сфе-
ре, как отношение цен товаров крестьянина и ремесленника, оно про-
являлось в разном отношении того и другого к феодалу. Непосредст-
венным стимулом для превращения крестьян в ремесленников вначале
была не меновая выгода, а большая степень личной свободы. Работник
сложного труда оказывался неподходящим объектом для неполной
собственности феодала.
Факты показывают, что судьба работника сложного труда могла
быть двоякой.
Подчас, как, например, в России при крепостничестве, помещики
переводили таких крестьян в «дворовые» (или обучали часть «дворо-
вых» тем или иным профессиям), что на практике означало усиление
собственности на работника производства: замену неполной собствен-
ности полной собственностью. Положение крепостного ремесленника
в этом случае приближалось к положению раба. Это было попятное
движение. При рабовладельческом строе, действительно, труд раба не
являлся обычно таким универсальным, как труд средневекового кре-
стьянина-земледельца. Рабы в античном обществе в большинстве слу-
чаев были привязаны к определенному, конкретному виду труда, даже
если они работали в сельском хозяйстве, а тем более — в строительст-
ве, ремесле, рудниках, транспорте. Но это не было еще тем «сложным
трудом» в экономическом смысле, каким был труд свободных ремес-
ленников. Хотя этот труд рабов и требовал предварительного их обу-
чения данной специальности, он экономически стоял не выше, а ниже
простого универсального труда средневековых крестьян: труд рабов —
это был только конкретный труд, тогда как труд средневековых кре-
стьян — это уже и шаг на пути к категории абстрактного труда. По-
следняя невозможна без некоторой степени раскрепощения трудяще-
гося, так как предпосылкой сравнивания разных конкретных видов че-
ловеческого труда является хоть некоторая свобода перемены одним и
тем же человеком одного вида труда на другой. Феодальный строй, где
94
непосредственный производитель имеет свое хозяйство, в пределах
которого он располагает полной инициативой, дает тем самым воз-
можность непосредственному производителю переходить от одного
конкретного труда к другому. Хотя бы в тенденции это означает сво-
боду выбора видов труда и смены их. Поэтому политическая экономия
феодализма вправе пользоваться категорией человеческого труда во-
обще, например, говорить, что собственность работников производст-
ва на свое хозяйство при феодализме основана просто на их «личном
труде». Трудящийся здесь перестает быть «инструментом», подчас и
весьма сложным, — его экономическое положение уже требует хоть в
известной мере признавать его «человеком вообще», ибо его труд —
это простой универсальный человеческий труд.
И вот, когда этот простой труд с развитием производительных сил
начинает усложняться, когда от него начинает отпочковываться слож-
ный, специализированный ремесленный труд, феодалы прежде всего
пытаются обращаться с последним по рабовладельческому образцу.
Новую народившуюся производительную силу они пробуют утилизи-
ровать отмершим старым способом. Не только Россия, весь средневе-
ковый мир знает упорные попытки феодальных землевладельцев и го-
сударей возродить полную собственность в отношении этой наиболее
квалифицированной части работников производства: нарождающихся
ремесленников берут «на двор», «ко двору». В некоторых историче-
ских условиях дело заходило далеко — специализированные крепост-
ные-рабы обслуживали и художественные потребности, и всяческие
прихоти господина, и его производственные заведения, работавшие
подчас на рынок. Но рано или поздно экономическое развитие вскры-
вало нелепость и нежизненность этого пути. Так, крепостные ремес-
ленники, отпускаемые на оброк, частично не возвращались, так как их
мастерство вполне могло их прокормить.
Второй путь, рано или поздно прокладываемый экономическим раз-
витием, — это превращение работника, носителя сложного труда, не в
раба, а, наоборот, в свободного, т. е. не возрождение полной собствен-
ности, а расшатывание и устранение и неполной собственности на не-
го. Таким образом, овладение сложным, квалифицированным трудом
было в конечном счете шансом на личную свободу, хотя бы тысячи
попыток такого рода и оканчивались неудачей.
Вместе с тем, едва лишь приобретя возможность свободно выносить
продукты своего труда на рынок, ремесленник получает и потенци-
альную возможность извлечь меновую выгоду из сопоставления своего
сложного труда с простым трудом крестьянина. И тот и другой потра-
тили на свой продукт по часу труда, но объективная стоимость про-
дукта ремесленника, допустим, вдвое больше. Однако совсем не про-
сто реализовать эту объективно существующую разницу. Напротив,
95
именно потому, что крестьянин в своем хозяйстве производит самые
различные работы, в том числе и ремесленные, он, исходя из своего
повседневного опыта и экономического уровня, приравнивает друг к
другу только разные виды простого труда. За час чужого труда он го-
тов отдать час своего труда, и, чем он «хозяйственнее», тем точнее со-
считает взаимные затраты времени. Он согласится оплатить и расход
ремесленника на закупку сырья. Но он никак не согласится отплачи-
вать еще и стоимость обучения ремесленника; время, затраченное на
овладение специальностью, по его представлению, не может оплачи-
ваться, да и ему самому ремесленник отнюдь не оплатит элементов
сложного труда, возможно, присутствующих в его продукте. Для того
чтобы в рыночных ценах реализовалось различие простого и сложного
труда, требуется значительное и систематическое развитие товарного
обращения, к тому же при условии более или менее свободного пере-
хода рабочей силы из одной сферы в другую, в частности из сельского
хозяйства в ремесло и обратно. Поскольку этого условия не было, по-
стольку не было возможности чисто конкурентным рыночным путем
реализовать разницу в стоимости продуктов сложного и простого тру-
да. Сложный труд неизменно должен был оставаться в убытке: объек-
тивная стоимость обучения, квалификации не оплачивалась. А это зна-
чит, что при обмене между городом и деревней неизбежно капля за
каплей происходила бы невидимая на первый взгляд перекачка трудо-
вой стоимости из города в деревню.
Однако на стороне горожан-ремесленников был другой фактор,
обеспечивавший им в свою очередь нарушения эквивалентности в сно-
шениях с деревней. Этот фактор — редкость, незаменимость их изде-
лий, т. е. некоторая степень монополии на местном рынке. Борьба за
удержание этой монополии была одной из глубочайших экономиче-
ских причин для объединения средневековых ремесленников в цехи
(союзы по профессиям). Если, с одной стороны, цехи породила, по
словам Маркса и Энгельса, «необходимость объединения против объе-
диненного разбойничьего дворянства», то, с другой стороны, их поро-
дили «рост конкуренции со стороны беглых крепостных, которые сте-
кались в расцветавшие тогда города», «необходимость охраны с таким
трудом усвоенного ремесла»44. Эти органы, ограничивавшие конкурен-
цию, могли содействовать в некоторой мере отклонениям цен от тру-
довой стоимости в пользу горожан-ремесленников.
Еще один фактор, действовавший в пользу ремесленников: прогрес-
сировавшая в городах специализация ремесла необходимо приводила к
росту производительности труда, к уменьшению стоимости единицы
продукции ремесленника, и это не могло не отразиться на выравнива-
44 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 3, стр. 23, 51.
96
нии эквивалентных отношений в обмене между городом и деревней,
более того, на получении ремесленниками в ряде случаев большей вы-
годы.
Таким образом, установление строго эквивалентных отношений в
торговле между городом и деревней представляло большие трудности.
Практически оно было неосуществимо, даже если бы дело сводилось к
простому обращению между непосредственными производителями,
между крестьянами и ремесленниками.
Однако дело еще значительно усложняется именно из-за того, что
крестьянин в развитом феодальном обществе, как правило, продавал
горожанам свои продукты не для того, чтобы на вырученные деньги
удовлетворить свои потребности в ремесленных изделиях, а для того,
чтобы этими деньгами уплатить денежные ренты — оброки, подати и
т. п. В. И. Ленин писал, что в дореформенной, феодально-крепостни-
ческой России денежные подати, требовавшиеся с крестьян, «были
важным фактором развития обмена»45
.
Далее, возникает вопрос: что же, существование горожан-ремеслен-
ников в недрах феодального общества связано с законом феодальной
ренты только в указанном смысле — как необходимое средство для
«метаморфоза» крестьянского продукта в денежную форму? Остава-
лась ли при этом вся стоимость, созданная трудом ремесленников, в
распоряжении самих ремесленников или же класс феодалов и у ремес-
ленников отнимал прибавочный труд?
В пользу первого, казалось бы, можно привести то соображение,
что горожане-ремесленники стоят уже как бы вне системы феодаль-
ных производственных отношений, вне системы феодальной эксплуа-
тации, поскольку экономическая основа феодализма, т. е. феодальная
земельная собственность, может служить основанием для эксплуата-
ции лишь сельскохозяйственных производителей, но не городских ре-
месленников. Но это соображение неверно.
Во-первых, в качестве верховного господина той земли, на которой
был расположен тот или иной город, феодальный сеньор взимал с го-
рожан всевозможные прямые и косвенные поборы. Если горожане и
откупались крупными единовременными взносами или покупали за
большие суммы независимость города у короля, это не меняет эконо-
мической природы дела; все эти выкупные суммы были конденсиро-
ванной феодальной рентой.
Во-вторых, с домовладельцев, владельцев мастерских земельный
сеньор и непосредственно взимал арендную плату. Исследователи,
изучавшие процесс экономической дифференциации среди городских
ремесленников, заметили гигантское различие (в десятки раз) в иму-
45 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 623.
97
щественном положении тех, кто не имел и кто имел собственный уча-
сток земли под домом и мастерской. Последних было ничтожное
меньшинство, они выдвигались в ряды городского «патрициата». По-
давляющее большинство, как видно, принуждено было значительную
часть своих доходов в той или иной форме отдавать земельному собст-
веннику, хотя для них земля и не была «средством производства» в уз-
ком смысле.
В-третьих, класс феодалов взимал ренту с горожан и более косвен-
ным, но весьма существенным образом. Поскольку феодал своими по-
борами с пригородных участков более или менее быстро доводил го-
рожан до необходимости отказаться от ведения подсобного сельского
хозяйства, горожане были принуждены покупать продукты у окрест-
ных крестьян. Этим обстоятельством могли воспользоваться и пользо-
вались опять-таки феодалы: анализ «продовольственного вопроса», иг-
равшего гигантскую роль в политике, законодательстве и администра-
тивных мерах средневековых городов, доказывает, что феодалы требо-
вали со своих крестьян такую высокую сумму денежной ренты, кото-
рую те не могли бы выручить, если бы продавали свои продукты горо-
жанам по стоимости, т. е. за эквивалент. Чтобы иметь возможность уп-
лачивать все свои повинности, крестьяне чаще должны были продавать
свои продукты ремесленникам (и вообще горожанам) выше стоимости,
т. е. цена их продуктов состояла из стоимости плюс некоторой надбав-
ки. Эта надбавка, таким образом, извлекалась из карманов покупате-
лей-ремесленников, но ничто из нее не застревало в карманах продав-
цов-крестьян — все шло получателям феодальной ренты.
Если бы в феодальном обществе существовали свободная конку-
ренция и развитые рыночные связи, это нарушение закона трудовой
стоимости, конечно, было бы тотчас возмещено тем, что ремесленники
со своей стороны подняли бы соответственно цены на свои товары и
равенство было бы восстановлено. Но достаточно вспомнить, что ре-
месленники в основном изготовляли товары для совсем другого