Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

круга

покупателей. Немалую долю ремесленных изделий покупали те же

феодалы и их свитапочти всю продукцию оружейников, шорников,

краснодеревщиков, позументщиков, золотых дел мастеров и т. д.; дру-

гие изделия покупали горожане друг у друга, и только самая меньшая

часть сбывалась крестьянам. Нелегко было закону стоимости проби-

вать себе дорогу в этой цехово-ремесленной системе, где долго царил

обычай работать только на заказ и где заказчик-феодал, разумеется,

старался и имел возможность (ссылаясь на старину, «справедливую

цену» и т. д.) поменьше тратить денежной ренты, которую он выжал из

крестьян и из тех же ремесленников.

История рыночных цен в странах Западной Европы в средние века,

изученная в настоящее время довольно хорошо, показывает, что на

98

протяжении столетий было много периодов, когда рыночные цены

возрастали, причем всякий раз дело начиналось с возрастания цен на

продукты сельского хозяйства, а цены на промышленные (ремеслен-

ные) товары поднимались позже, медленнее и не в такой степени. С

наибольшей силой эта закономерность проступила в предыстории так

называемой «революции цен», еще до притока благородных металлов

из Америки, в конце XV — начале XVI в., когда цены на продукты

сельского хозяйства росли быстро и интенсивно, а цены на городские

изделия долго еще оставались почти неизменными и начали подни-

маться значительно позже.

Закон стоимости выступал в феодальном обществе не в чистом ви-

де, а осложненный законом феодальной ренты. Цена сельскохозяйст-

венных продуктов складывалась из стоимости и надбавки к ней, кото-

рую оплачивали горожане. Цена же ремесленных изделий была ближе

к стоимости, во всяком случае не компенсировала этой надбавки. Если

одной рукой класс феодалов давил на цены сельскохозяйственных

продуктов, вызывая их повышение своим домогательством денежной

ренты с крестьян, то другой рукой он давил на цены ремесленных про-

дуктов, вызывая их стабилизацию с помощью регламентации цен на

городском рынке на правах сеньоров города или просто в качестве мо-

нопольных покупателей ряда товаров в каждом данном районе. В этом

закономерно проявлялось то обстоятельство, что простое товарное

производство развивалось тут не в абстрактном обществе равных не-

посредственных производителей, а в обществе, где царили классовые

антагонистические производственные отношения феодализма.

Сказанное выше можно выразить иными словами. В период господ-

ства денежной ренты всю сумму разнообразных повинностей и плате-

жей крестьянства какой-либо страны, например Франции, можно рас-

сматривать как единую величину, как совокупную массу феодальной

денежной ренты. Как бы ни делилась эта сумма между разными пре-

тендентами — между сельскими феодалами, дворянским государством,

феодальной церковью и ростовщиками, — в конце концов с крестьян-

ства можно было взять деньгами не больше той суммы, которую оно

выручало от продажи своих продуктов горожанам. Значит, вопрос о

дальнейшем росте денежной ренты упирался в покупательную спо-

собность горожан. Если давление всех этих получателей ренты, на-

пример государства, взвинчивавшего налоги, заставляло крестьян, не-

смотря на все противодействие горожан, понемногу в среднем по всей

стране поднимать цены на свои продукты, ясно, что этот избыток рен-

ты (но отнюдь не крестьянского дохода, ибо крестьяне оставались

бедны, как и прежде) выражал эксплуатацию феодалами уже не только

крестьян, а и ремесленников-горожан, которые вынуждены были пла-

тить за продукты сельского хозяйства выше стоимости. Следовательно,

99

это было одним из способов отнимать их прибавочный продукт. Хотя

ремесленники-горожане и не нуждались в принадлежавшей феодалам

земле в качестве средства производства, но ведь они нуждались в про-

дуктах земли (в съестных припасах и сырье) и поэтому все-таки не

могли укрыться от эксплуатации феодалов, раз оставались в стране,

где вся земля была собственностью феодалов. Вместе с ценой на съе-

стные припасы и сырье им приходилось уплачивать нечто вроде акци-

за, косвенного налога в пользу феодального класса. Наблюдавшийся

иногда значительный рост цен на сельские продукты в феодальном

обществе как раз и означал усиление косвенной эксплуатации города

получателями феодальной ренты.

Таким образом, история денежной ренты неразрывно связана с ис-

торией феодального города — очага товарного производства. Возник-

новение и развитие такой новой производительной силы, как город-

ское ремесло, не могло быть утилизировано классом феодалов иным

путем, как путем денежной ренты. Развитие городов явилось могучим

стимулом ко все более широкому переходу на денежную ренту. В ис-

тории Франции и Западной Германии особенно заметно, что феодаль-

ный класс широко переходит на денежную ренту в ту эпоху, когда го-

рода наиболее успешно отбивают прямые притязания отдельных фео-

далов на господство над ними и на обложение их поборами.

Разумеется, каждый отдельный феодал видел прежде всего не ко-

личественную выгоду от перевода крестьянских натуральных повин-

ностей в форму денежной ренты (от «коммутирования» крестьянских

повинностей). Феодала интересовала потребительная сторона дела: он

видел, что денежная рента давала ему возможность разнообразить свое

(и своих ближних) потребление. Но ведь одновременно он не сокра-

щал сколько-нибудь значительно объем потребления тех продуктов,

которые прежде получал в натуре. Исторические источники не свиде-

тельствуют о том, чтобы при переходе к денежной ренте трапезы и

пиры феодалов стали скуднее или сократилось число прожорливой че-

ляди, прихлебателей, свиты. Но к прежним продуктам питания приба-

вились новые, к прежним платьям — парадные из покупных тканей, к

прежним видам вооружения — турнирное — заказное или заморское.

Следовательно, разнообразие потребления пошло в основном за счет

добавки ренты, т. е. увеличения объема ренты при переходе от нату-

ральной формы к денежной. Иначе говоря, объективным экономиче-

ским стимулом для феодалов к переводу крестьян на денежные повин-

ности была количественная выгода: возможность таким путем уловить

наличные в обществе, но ускользающие трудовые ресурсы для своего

паразитического потребления. Таким ресурсом был, в частности, вы-

сокопроизводительный труд городских ремесленников.

Конечно, город не оставался безучастным и предпринимал встреч-

100

ные меры.

Развитие противоположности между городом и деревней в фео-

дальном обществе представляло сложную картину. С одной стороны,

город сам стремился эксплуатировать деревню, выступать по отноше-

нию к ней в роли феодала — то город как целое, скажем, город, кото-

рый имеет своих крепостных крестьян, то отдельные зажиточные го-

рожане, ростовщики, которые экономически эксплуатируют окрестное

крестьянство. С другой стороны, как сказано, феодалы стремились

эксплуатировать города, и не только прямо путем их обложения побо-

рами, но и посредством непомерного повышения крестьянского обро-

ка, т. е. путем стимулирования неэквивалентного обмена. Но горожане

со своей стороны активно боролись за удержание, как говорили в

средние века, «справедливых цен» на съестные припасы, т. е. за покуп-

ку их не выше стоимости. В политике средневековых городов так на-

зываемая «продовольственная политика» играла не менее важную

роль, чем борьба за освобождение от сеньора города и от его вымога-

тельств. «Продовольственная политика» — это и есть сумма мероприя-

тий, направленных к тому, чтобы привлечь на городской рынок для на-

селения города съестные припасы не только в достаточном количест-

ве, но и по ценам, по возможности не превышающим стоимость (на-

пример, попытки закупать продовольствие в отдаленных районах, рег-

ламентирование цен на продовольствие и т. д.). Проводились анало-

гичные мероприятия и в отношении сельскохозяйственного сырья для

ремесленного производства.

Однако все эти контрмеры могли лишь несколько парализовать дав-

ление феодальной ренты на уровень цен, но «справедливая цена», т. е.

торговля по стоимости (обмен трудовых эквивалентов), оставалась

идеалом, недостижимым на практике.

Поэтому ремесленники прибегали к другому средству: они стара-

лись сами нарушать «справедливую цену» на свои изделия, чтобы воз-

мещать этот убыток, т. е. чтобы получать некоторую надбавку свыше

стоимости к своим собственным денежным доходам. Цехи, в которые

были организованы городские ремесленники по профессиям, имели

целью не только взаимопомощь, но и удержание монопольно высоких

(выше стоимости) цен на ремесленные изделия на крайне ограничен-

ном местном рынке (как уже было сказано, покупателями изделий ре-

месленников являлись феодалы и их челядь, горожане и в небольшой

мере — крестьяне). Благодаря своей борьбе с феодальными притяза-

ниями и своей организованности, что в свою очередь отражало их бо-

лее высокий производственный уровень сравнительно с крестьянами,

ремесленники добились и несколько лучших жизненных условий. Ес-

ли, с одной стороны, следует подчеркнуть ошибочность мнения, будто

городские ремесленники были «свободны от феодальной эксплуата-

101

ции», то, с другой стороны, правильно будет подчеркнуть, что норма

феодальной эксплуатации в итоге сложилась для города более низкая,

чем для деревни, что в феодальном городе в связи с этим происходили

процессы накопления и имущественной дифференциации быстрее,

чем в деревне.

Город не только отделился от деревни на базе роста производи-

тельных сил, но и стал очагом дальнейшего роста производительных

сил. Это проявлялось в том, что именно в городах (или, как говорили

на Руси, посадах) шло непрерывно прогрессировавшее специализиро-

вание и отпочкование друг от друга ремесленных профессий, что в

свою очередь являлось базой для расширения рыночных отношений,

товарного производства. Цеховое городское ремесленное производст-

во было такой хозяйственной формой, которая до поры до времени со-

действовала росту производительных сил феодального общества, слу-

жила двигателем развития производительных сил46

.

Однако город оставался органической частью феодальной эконо-

мической системы, к тому же частью, игравшей лишь подчиненную

роль. Было бы совершенно неправильно включать деревню и город на

равных правах в характеристику производственных отношений феода-

лизма. Даже применительно к концу феодальной эпохи, характеризуя

зависимость «плебейской оппозиции» XVI в. от крестьянских движе-

ний, Энгельс видел в этом яркое доказательство того, «насколько город

тогда зависел еще от деревни»47. Основным видом производства при

феодализме было сельскохозяйственное производство; экономической

основой феодализма была феодальная собственность на землю. Слож-

ность феодальной экономики не должна мешать нам выделить главное

и основное.

Средневековые городские ремесленники были долгое время такими

же непосредственными производителями, тружениками, владевшими

своими орудиями производства и своим хозяйством, как и крестьяне.

Феодалы эксплуатировали их то прямо, то, как показано выше, средст-

вами более косвенными, чем крестьян. Но все же часть прибавочного

продукта оседала в городе в виде накоплений верхушки самих горо-

жан — патрициата, купечества. В связи с этим понемногу наблюдается

экономическая дифференциация средневекового ремесла: одни цехи

эксплуатируют другие; в пределах цеха богатеющие мастера — разо-

ряющихся; в пределах мастерских мастера — подмастерьев и учеников.

Однако все это само по себе отнюдь не говорит еще о появлении но-

вых, нефеодальных экономических отношений, все это — не более чем

46 См. Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М., 1948; Ф. Я. Полянский. Очерки соци-

ально-экономической политики цехов в городах Западной Европы XIII–XV вв. М., 1952. 47 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 7, стр. 355.

102

почва для зарождения капитализма, или та средневековая форма, кото-

рая может наполниться новым содержанием.

Здесь остается еще отметить, что когда город все же перерос оха-

рактеризованные выше способы косвенного выжимания из него фео-

дальной ренты, когда расцвет товарного производства в XIV–XV вв.

сделал его достаточно обороноспособным против вытягивания частиц

феодальной ренты из кошельков горожан вместе с ценой крестьянских

продуктов, — тогда главным средством собирания феодальной ренты с

городов стали королевские налоги.

Обратимся теперь к некоторому своеобразию истории ремесла и

города в странах Азии. В качестве примера возьмем Индию. Здесь бро-

саются в глаза два разительных отличия. Во-первых, города существо-

вали на протяжении всего средневековья. Они не пережили здесь того

почти полного исчезновения и последующего бурного возрождения,

как на Западе. Во-вторых, здесь гораздо более устойчиво сохранялась

община как экономическая, производственная организация, в частно-

сти, сохранялось характерное соединение или, вернее, единство зем-

леделия и ремесла внутри общины. Это ставит несколько на первый

взгляд неразрешимых загадок: какова же была экономическая база го-

рода, городского ремесла, городского рынка, если не разделение труда

и обмен с деревенской округой? Раз последняя обеспечивала сама себя

изделиями своих ремесленников, можно ли предположить, что город

жил в основном межобластным разделением труда и, соответственно,

более или менее отдаленной

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн