них экономическими за-
конами, которые могут быть названы также социологическими закона-
ми, и отделены д
ми законами.
К числу законов, общих для всех формаций, относятся, например,
11 В. Ф. Келле, М. Я. Ковальзон. Категории исторического материализма. — «Вопросы
философии», 1956, № 4; М. С. Джунусов. Общественно-экономическая формация как ка-
тегория исторического материализма. — «Вопросы философии», I960, № 10.
7
закон единства производительных сил и производственных отношений
в едином общественном производстве, закон соответствия производст-
вен
м которой совер-
ша
тер: они проявляются
по
ам, соответствую-
щи
ных отношений уровню и характеру производительных сил.
Общим для всех формаций является и предмет политической эко-
номии: общественно-производственные, экономические отношения
людей — отношения людей в процессах производства, обмена своей
деятельностью и распределения произведенных материальных благ.
При этом политическая экономия не изучает технической стороны
производства, хотя материальное производство служит исходным
пунктом для всего круга вопросов, охватываемых политической эко-
номией. Предмет политической экономии — не отношения людей к
природе, а отношения между людьми. Политическая экономия не изу-
чает сами по себе производительные силы общества12. Но она изучает
производственные отношения в неразрывной связи с производитель-
ными силами, служащими материальной основой производства, как ту
общественную форму, внутри которой и посредство
ется в обществе производство материальных благ.
Политическая экономия изучает производственные отношения в их
развитии и смене, в их качественном отличии на разных ступенях ис-
тории. Иными словами, не только специфическим, но и общим эконо-
мическим законам свойствен исторический харак
-разному в разных общественных формациях.
Большинство категорий и законов политической экономии отно-
сится к числу не общих, а таких, действие которых ограничено опре-
деленным историческим периодом. Одни категории и законы теряют
силу, так как изменился способ производства, сходят со сцены, чтобы
уступить место другим, новым категориям и закон
м новой общественно-экономической формации.
Некоторые важные экономические категории и экономические за-
коны общи не для всех, а для двух или нескольких общественных фор-
маций. Например, внеэкономическое принуждение присуще как рабо-
владельческому, так и феодальному обществам; закон стоимости (за-
кон товарного производства) действует в ряде общественных форма-
ций. Есть существенные экономические категории, общие для всех ан-
тагонистических способов производства. Как известно, все типы про-
изводственных отношений могут быть разбиты на две главные формы:
либо это отношения сотрудничества и взаимной помощи свободных от
эксплуатации людей, либо это отношения господства и подчинения,
присущие антагонистическим, эксплуататорским, классовым форма-
циям. «Три формы порабощения», — как назвал Энгельс рабство, фео-
12 Подробно об этом см. К. Островитянов. О предмете политической экономии. М.,
1954, стр. 14–17.
8
дализм и капитализм, связаны общностью целого ряда экономических
категорий: отделение средств производства от непосредственных про-
изводителей, расчленение труда (или продукта труда) на необходимый
и п
сил, особенности разных способов производства и
пу
й общественный строй производства как нечто единое,
це
но
одства, а конкретизируются и видоизменяются на разных ста-
ди
нне разработана политическая экономия капита-
рибавочный и т. д.
Наконец, особые, специфические экономические законы отделяют
одну формацию от другой. Они выражают особенности типов произ-
водственных отношений, соответствующих разным ступеням развития
производительных
тей их развития.
Политическая экономия изучает прежде всего законы экономики,
свойственные каждому данному общественному строю. Изучая исто-
рически развивающиеся производственные отношения, политическая
экономия каждый раз исследует определенный, данный экономиче-
ский строй, которому присущи свои, особые, специфические условия
и формы общественного производства, обмена и распределения мате-
риальных благ. Соответственно политическая экономия вырабатывает
специфические категории, т. е. научные понятия, обобщающие наибо-
лее существенные элементы, условия, формы экономических отноше-
ний при данном, исторически определенном строе общественного про-
изводства. Вырабатывая эти категории, политическая экономия восхо-
дит от них к экономическим законам, управляющим производством,
обменом, распределением при данном строе. Законы выражают взаи-
мосвязь, причинную зависимость, единство экономических явлений.
Особые, или специфические, экономические законы представляют со-
бой то существенное, постоянное, прочно остающееся, что характери-
зует данны
льное13
.
Эти особые, или специфические, законы каждой формации состав-
ляют сложную систему последовательно и неразрывно друг с другом
связанных разнообразных законов. Среди этих законов особое место
занимает основной экономический закон каждой данной обществен-
ной формации. Сложная система прочих экономических законов, воз-
никающих на базе данных экономических условий, опирается на ос-
вной экономический закон и во всем сообразуется с его сущностью.
Законы, специфические для того или иного способа производства,
не остаются неизменными на всех стадиях развития этого способа
произв
ях.
В произведениях основоположников марксизма-ленинизма наибо-
лее полно и всесторо
13 См. А. М. Румянцев. Предмет политической экономии и характер законов экономи-
ческого развития общества. — «Вопросы философии», 1955, № 2.
9
ли
способа производства, который
пр
пр
»14. Речь здесь идет прежде всего о феодальной форме произ-
вод
етские ученые раз-
раб
нифесте»: «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается… тем, что она
зма и социализма.
Разработка экономических проблем социализма и современного ка-
питализма, сравнение законов этих двух способов производства одно-
временно заставляют нашу общественную науку внимательнее изучать
всю политическую экономию в широком смысле, в частности, эконо-
мические категории и законы того
едшествовал капиталистическому.
Темой настоящей книги и являются особые, специфические эконо-
мические категории и законы феодального способа производства.
Предмет политической экономии феодализма — отношения людей в
процессах производства, обмена своей деятельностью и распределения
оизводственных материальных благ, присущие феодальному строю.
Фундамент экономической теории феодализма был заложен Мар-
ксом. Охарактеризовав анализ и критику капитализма, данные Мар-
ксом, Энгельс пишет: «Чтобы всесторонне провести эту критику бур-
жуазной политической экономии, недостаточно было знакомства с ка-
питалистической формой производства, обмена и распределения. Нуж-
но было также, хотя бы в общих чертах, исследовать и привлечь к срав-
нению формы, которые ей предшествовали, или те, которые сущест-
вуют еще рядом с ней в менее развитых странах. Такое исследование и
сравнение было в общей форме предпринято пока только Марксом, и
почти исключительно его работам мы обязаны поэтому всем тем, что
удалось до сих пор установить в области добуржуазной теоретической
экономии
ства.
Краеугольный камень теоретической экономии феодализма зало-
жен Марксом в 47-й главе III тома «Капитала» — «Генезис капитали-
стической земельной ренты». Важнейшие положения содержатся так-
же в других главах «Капитала» и в различных произведениях Маркса и
Энгельса. В. И. Ленин развил учение Маркса о феодализме в книге
«Развитие капитализма в России», в лекции «О государстве» и других
работах. На основе этого прочного фундамента сов
атывают политическую экономию феодализма.
Следует учитывать, что эта область политической экономии, хотя и
проще во многих отношениях, чем политическая экономия капитализ-
ма, в то же время имеет и свою специфическую сложность. Маркс под-
черкивал, с одной стороны, что «древние общественно-производствен-
ные организмы несравненно более просты и ясны, чем буржуазный»15.
С другой стороны, Маркс и Энгельс писали в «Коммунистическом Ма-
14 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1953, стр. 141. 15 К. Маркс. Капитал, т. I. M., 1955, стр. 85.
10
упростила классовые противоречия…»16
Оба положения истинны, они отражают разные стороны вопроса —
капитализм и сложнее и проще предыдущих способов производства.
Капитализм представляет собой более высокую общественную форму,
чем феодализм, и именно поэтому не феодальная экономика служит
ключом к пониманию капиталистической, а наоборот. «Буржуазное
общество есть наиболее развитая и многосторонняя историческая ор-
ганизация производства. Поэтому категории, выражающие его отно-
шения, понимание его структуры (Gliederung), дают вместе с тем воз-
можность проникновения в строение и производственные отношения
всех отживших общественных форм, из обломков и элементов кото-
рых оно строится, частью продолжая влачить за собой их остатки, ко-
торые оно не успело преодолеть, частью развивая до полного значения
то, что прежде имелось лишь в виде намека и т. д. Анатомия челове-
ка — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки на высшее у низ-
ших видов животных могут быть поняты только в том случае, если это
высшее уже известно»17. Однако в то же время трудность анализа этих
более простых низших общественных форм состоит в том, что они
дальше от нашего жизненного опыта и поэтому требуют от нас в из-
вестном смысле больше абстракции. То, что в феодальной экономике
не было и «намеком» на экономические отношения капитализма, мо-
жет быть научно исследовано только при условии отвлечения от зна-
комых и уже уясненных категорий капитализма.
Следует различать две разные, хотя и тесно связанные между собой
науки, — политическую экономию и историю экономических отноше-
ний, историю хозяйства. История хозяйства руководствуется основ-
ными понятиями и законами, устанавливаемыми политической эконо-
мией, и в свою очередь доставляет ей эмпирический материал, беско-
нечно разнообразный в зависимости от страны, времени и т. д.
Конкретный материал по истории экономических отношений и
производительных сил в феодальную эпоху читатель может найти в
довольно значительном объеме в вузовских пособиях по истории хо-
зяйства, по истории средних веков, по истории СССР, по истории
стран Азии, в специальных научных монографиях18.
16 К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. — Сочинения, т. 4,
стр. 425. 17 К. Маркс. К критике политической экономии. М., 1953, стр. 218–219. 18 Из специальных курсов по истории хозяйства см., например: С. Г. Струмилин.
Очерки экономической истории России. М., 1960; П. И. Лященко. История народного
хозяйства СССР, т. 1. М., 1950; П. А. Хромов. Очерки экономики феодализма в России.
М., 1957; История народного хозяйства СССР. Курс лекций (Ф. Я. Полянский, ред.). М.,
1960; Ф. Я. Полянский. Экономическая история зарубежных стран. Эпоха феодализма.
М., 1954; Ф. Я. Полянский. Экономическая история зарубежных стран. Эпоха капитализ-
11
Но для обобщения и уяснения всего этого огромного материала по
истории хозяйства необходимо обращаться к теоретическим категори-
ям и к законам, разрабатываемым политической экономией.
Настоящая книга (в ее первой части) и является книгой по полити-
ческой экономии, а не по истории хозяйства. Ее задача — осветить на
основе работ основоположников марксизма-ленинизма основные тео-
ретические вопросы, связанные с характеристикой общественно-про-
изводственных, экономических отношений феодального общества и их
развития.
История хозяйства неразрывно связана и с историей техники, вклю-
чает в себя в большем или меньшем объеме сведения по истории тех-
ники. Политическая экономия, как отмечено выше, не изучает произ-
водительных сил. Само материальное производство (конструкция ору-
дий труда, способы обработки материалов и веществ природы, воздей-
ствие человеческой силы на предмет труда, расстановка и взаимодей-
ствие людей в процессе труда) не изучается политической экономией
и берется ею лишь как предпосылка, изучаемая другими науками. «По-
литическая экономия, — писал В. И. Ленин, — занимается вовсе не
«производством», а общественными отношениями людей по производ-
ству, общественным строем производства»19. Однако поскольку мате-
риальное производство, состояние производительных сил общества
являются исходным пунктом политической экономии, изучающей об-
щественный строй этого материального производства, постольку и при
анализе феодального способа производства невозможно было бы
обойтись без самой краткой характеристики производительных сил
феодальной эпохи и их развития. Необходимо сделать оговорку, что
политическая экономия феодализма пока опирается преимущественно
на факты из истории экономических отношений Западной Европы и
СССР и значительно менее — стран Востока, поскольку история хо-
зяйства стран Востока разработана недостаточно. Однако коренные
положения и законы, характеризующие феодальные производственные
отношения, носят, разумеется, всеобщий характер, в своих основных
чертах они, безусловно, приложимы к истории любых стран, любых
народов.
Основное понятие, которое связывает первую часть настоящей кни-
ги со второй частью — это понятие антагонизма. Руководящая мысль
настоящего исследования и состоит в том, что ни в экономической
жизни феодального общества, ни в его социальной, духовной, полити-
ческой жизни ничто не может быть научно объяснено, если не руково-
дствоваться этой диалектической категорией антагонизма. Такая уста-
ма. М., 1961. 19 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 53.
12
новка придала всей книге, в частности — ее второй части, полемиче-
ский оттенок. Она заострена против идей буржуазной историографии
и буржуазной политической экономии, упрекающих марксистов в
«преувеличении» антагонистичности средневекового общества. Есте-
ственно, что полемика особенно обнажается, когда мы переходим от
анализа экономического антагонизма к его выражению в форме клас-
совой борьбы. Одновременно с борьбой