с определения «сущности» данной хозяй-
ственной системы — с характера земельной собственности и эксплуа-
тации помещиками-землевладельцами крепостных крестьян. Лишь на
этой основе он переходит к перечислению четырех условий данной
системы. «Необходимыми условиями» они названы в том смысле, что
без любого из этих признаков данная система немыслима, не могла бы
существовать. Порядок их перечисления, конечно, не означает, что
именно первое условие является основой для остальных: ведь уровень
техники, уровень производительных сил Ленин поставил на послед-
нем, четвертом месте, хотя, как известно, марксизм начинает характе-
ристику способа производства именно с состояния производительных
сил. Словом, в ленинском перечне речь идет не о том, какое из «необ-
ходимых условий» является основным, какое производным. Тут речь
идет не о причинах и следствиях, не об условиях происхождения бар-
щинного хозяйства, а об условиях, необходимых для удержания «пре-
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 184.
114
обладания» барщинного хозяйства перед лицом развивающегося капи-
тализма. Поэтому-то Ленин имел полное основание поставить на пер-
вое место господство натурального хозяйства как наиболее уязвимую в
этих условиях черту феодальной системы. Именно разрушая натураль-
ное хозяйство, растущий капитализм в первую очередь пробивал брешь
в крепостнической, барщинной экономике.
Натуральное хозяйство составляет характерную черту феодальной
экономики. Но историческая действительность показывает, что фео-
дальный строй веками существовал как в условиях почти полного на-
турального хозяйства, так и в условиях значительного развития товар-
ного производства.
Надо прежде всего различать в феодальном обществе два разных
экономических явления, характеризуемых нами как «натуральнохозяй-
ственные». Маркс говорит отдельно об этих двух явлениях в 1-й главе
I тома «Капитала», приглашая читателя перенестись в «мрачное евро-
пейское средневековье».
Во-первых, это та форма, которую здесь в течение длительного вре-
мени носит прибавочный продукт. Вместо независимых товаровла-
дельцев «мы находим здесь людей, которые все зависимы, — крепост-
ные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы… Но именно по-
тому, что отношения личной зависимости составляют основу данного
общества, отдельным работам и продуктам не приходится принимать
отличную от их реального бытия фантастическую форму. Они входят
в круговорот общественной жизни в качестве натуральных служб и на-
туральных повинностей»2
. Крестьянин отдает феодалу свой труд на
барщине в натуральной и, следовательно, конкретной форме; общест-
венно значима здесь особенность этого труда, а не его всеобщность,
как при товарном производстве. То же можно сказать о труде, соз-
дающем разнообразные продукты, которые крестьянин поставляет
феодалу в качестве оброка. Впрочем, документы, фиксирующие кре-
стьянские оброчные повинности, подчас предусматривают возмож-
ность заменять один продукт другим, а это уже шаг к приобретению
трудом формы всеобщности. Во всяком случае натуральные службы и
натуральные повинности, как мы уже знаем, характеризовали две пер-
вые формы феодальной ренты.
Во-вторых, натуральнохозяйственный характер имеют экономиче-
ские отношения внутри каждого крестьянского хозяйства, внутри кре-
стьянской семьи. Маркс указывает на деревенское патриархальное про-
изводство крестьянской семьи, которая производит для собственного
потребления хлеб, пряжу, холст, предметы одежды, продукты ското-
водства и т. д. «Эти различные вещи представляют для этой семьи раз-
2 К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 83.
115
личные продукты ее семейного труда, но они не представляют друг
для друга товаров. Различные работы, создающие эти продукты: обра-
ботка пашни, уход за скотом, прядение, ткачество, портняжество и
т. д., являются общественными функциями в своей натуральной фор-
ме…»3
В отличие от первой группы натуральнохозяйственных явлений
эта вторая группа характеризуется Марксом как форма труда не только
особенного, но в своем роде также и общего, а именно непосредствен-
но обобществленного труда. Все трудовые функции в крестьянской
семье являются частями естественного целого, они выражают своеоб-
разное разделение труда. Маркс замечает, что различия пола и возрас-
та, а также изменяющиеся по сезонам природные условия работ регу-
лируют распределение труда между членами семьи и рабочее время
каждого отдельного члена. Но речь идет именно о рабочем времени,
т. е. индивидуальные затраты труда измеряются временем и сравнива-
ются между собой по времени, что придает всем этим работам своеоб-
разный общественный характер: «…Индивидуальные рабочие силы с
самого начала функционируют здесь лишь как органы совокупной ра-
бочей силы семьи»4
.
Таким образом, эти два экономических явления, характеризуемых
как натуральнохозяйственные, хотя и связаны между собой, но глубо-
ко различны. Различна и их судьба с развитием феодального способа
производства. Первое из указанных проявлений натурального хозяйст-
ва (натуральная форма прибавочного труда и продукта) может полно-
стью исчезнуть еще при феодализме. Второе (натуральная форма от-
ношений внутри крестьянского хозяйства) не может исчезнуть при
феодализме и имеет абсолютный характер.
В сумме же феодальное хозяйство остается натуральным хозяйст-
вом даже при полном господстве денежной ренты: ведь огромная часть
валового продукта крестьянских хозяйств и при этом условии не попа-
дает на рынок. Маркс при анализе денежной ренты как раз противо-
поставляет ту часть валового продукта, «которую предстоит превра-
тить в деньги» (т. е. денежную ренту), той части, «которая должна по-
служить, с одной стороны, опять как средство воспроизводства, с дру-
гой стороны, как непосредственное средство существования»5
. Этой
второй части, или необходимому продукту, как правило, не предстоит
Таким образом, две важнейшие сферы хозяйственной жизни — про-
изводительное потребление (воспроизводство) и личное потребление
самих сельских производителей, т. е. подавляющей массы населе-
3
Там же, стр. 84.
4
Там же.
5 К. Маркс. Капитал, т. Ill, стр. 810.
116
ния, — остаются в рамках натурального хозяйства, как бы полно ни
превращался прибавочный продукт в деньги, какая бы бурная товарно-
денежная жизнь ни кипела в остальных сферах.
К любой из трех форм ренты с известным правом могут быть отне-
сены слова Маркса, сказанные о ренте продуктами, что она «по-преж-
нему предполагает натуральное хозяйство, т. е. предполагает, что ус-
ловия хозяйствования целиком или в подавляющей части производятся
в самом хозяйстве, возмещаются и воспроизводятся непосредственно
из его валового продукта»6
.
Когда политическая экономия указывает на натуральное хозяйство
как на характерную черту феодальной экономики, то имеется в виду
не абсолютно бестоварное хозяйство, не полное отсутствие товарного
обращения. Имеется в виду лишь то, что при феодализме «превраще-
ние продукта в товар, а следовательно, и бытие людей как товаропро-
изводителей играют подчиненную роль…»7
. Товарное производство и
товарное обращение может существовать, говорит Маркс, «несмотря
на то, что подавляющая масса продуктов, предназначаемая непосред-
ственно для собственного потребления, не превращается в товары»8
.
Мы вправе говорить, что в обществе господствует натуральное хозяй-
ство, раз общественный процесс производства не во всем своем объе-
ме, а лишь в меньшей части подчинен господству меновой стоимости.
Иными словами, в марксистском понимании «натуральное хозяйст-
во» отнюдь не исключает наличия «товарно-денежного хозяйства», как
получается у буржуазных экономистов. Сколько бы ни продавалось
продукции феодального поместья на рынке, этот продукт не превра-
тится снова в элементы производства, но пойдет на удовлетворение
личных потребностей помещика, а новый хозяйственный цикл должен
будет начаться на основе сохранившихся натуральных запасов и на-
личной рабочей силы крестьян. Более того, чем больше связано поме-
стье с рынком, тем более заинтересован помещик в том, чтобы укре-
пить натуральнохозяйственную основу своего поместья: помещик бу-
дет ревностно воздерживаться от «траты» прибавочного продукта,
принявшего денежную форму, на условия хозяйствования; он будет
добиваться, чтобы эти условия, как даровой источник удовлетворения
его потребностей, бесперебойно воспроизводились из другой части
продукции — из той, которая не принимает денежной формы.
Натуральное хозяйство не является основой производственных от-
ношений феодализма, но оно является закономерным следствием оха-
рактеризованных выше основных производственных отношений фео-
6 К. Маркс. Капитал, т. III, стр. 808. 7
Там же, т. I, стр. 85.
8
Там же, стр. 176.
117
дализма и всецело вытекает из них.
В самом деле, как уже было показано, из феодальной формы собст-
венности на средства производства, из положения и взаимоотношения
классов вытекает особенность категории «необходимый труд» при
феодализме: в нее входит и воспроизводство крестьянского хозяйства.
Таким образом, основные производственные отношения феодализма
определяют особенность состава «необходимого труда». А из этой осо-
бенности в свою очередь вытекает, что воспроизводство основной хо-
зяйственной ячейки феодального общества — крестьянского хозяйст-
ва — носит в основном натуральнохозяйственный характер на любой
ступени развития феодального строя. При этом товарно-денежные от-
ношения в обществе могут достигнуть значительного развития, но они
мало затрагивают процесс воспроизводства: феодал превращает в день-
ги присвоенный им крестьянский прибавочный продукт в целях рас-
ширения своего потребления или же крестьяне превращают в деньги
преимущественно ту часть своего продукта, которая является приба-
вочным продуктом, так как вырученные деньги они принуждены отда-
вать феодалу (а также феодальному государству и церкви) в виде по-
винностей и податей.
Таким образом, товарное производство может пронизывать фео-
дальный строй, не задевая процесса воспроизводства, который, как и
на ранних стадиях феодализма, носит по-прежнему натуральнохозяй-
ственный характер.
Отличие феодального хозяйства от капиталистического состоит не
в том, что в феодальном хозяйстве продукт не принимает формы това-
ра, не выступает как стоимость. Нет, закон стоимости действовал и в
феодальном обществе, часть продуктов принимала форму товара. Но
прибавочный труд и прибавочный продукт в феодальном обществе не
выступали как прибавочная стоимость.
Закон прибавочной стоимости не действовал в феодальном хозяй-
стве, так как оно не было основано на эксплуатации наемного труда.
Не свободный от средств производства пролетарий, а имеющий собст-
венное хозяйство крестьянин был объектом эксплуатации в феодаль-
ном обществе. Поэтому, пока оставались в силе феодальные производ-
ственные отношения, товарное производство было объективно огра-
ничено: воспроизводство неизбежно носило в основном натуральнохо-
зяйственный характер (не всегда в барском хозяйстве, но почти всегда
и почти полностью в крестьянском хозяйстве, исключая случаи узко
специализированного сельского хозяйства).
Некогда А. Богданов сваливал в одну кучу товарное и капиталисти-
ческое хозяйства. Фактически то же самое делал вслед за
А. Богдановым и М. Н. Покровский с его пресловутым торговым капи-
тализмом. Что означает это понятие, которое одно время насаждалось
118
в нашей исторической и экономической науке, — «торговый капита-
лизм»? Представление о том, что торговля уже содержит в себе капи-
тализм, что мелкая торговля — это еще не капитализм, а крупная тор-
говля — это уже капитализм. Здесь не указывалось никакой качествен-
ной грани, т. е. между мелким товарным производством и капитализ-
мом замечалось только количественное различие. На самом же деле
между ними налицо глубочайшая качественная грань. В. И. Ленин в
своих экономических работах неоднократно подчеркивал коренное ка-
чественное различие между этими двумя явлениями, между товарным
производством и капитализмом. Так, например, в работе «По поводу
так называемого вопроса о рынках» В. И. Ленин писал: «…В историче-
ском развитии капитализма важны два момента: 1) превращение нату-
рального хозяйства непосредственных производителей в товарное и
2) превращение товарного хозяйства в капиталистическое»9
. Как ви-
дим, Ленин говорит о «превращении» товарного хозяйства в капитали-
стическое, он противопоставляет друг другу эти две категории. Он ви-
дит между ними различие не менее важное, чем между натуральным и
товарным хозяйством. То же разграничение Ленин последовательно
проводит и в «Развитии капитализма в России».
Какие условия для капитализма товарное производство смогло под-
готовить в феодальную эпоху? Необходимый для возникновения ма-
нуфактуры уровень разделения труда (отражавший уровень развития
производительных сил); необходимый для мануфактуры рынок сбыта,
т. е. известную степень товарности всего общественного хозяйства;
наконец, некоторые денежные накопления, капиталы, без которых ка-
питалистическое производство не может начаться.
Каких условий для капитализма товарное производство само по се-
бе не могло подготовить? Существования капиталистической частной
собственности на средства производства, т. е. собственности, основан-
ной не на личном труде, а на эксплуатации чужого труда и служащей
для присвоения чужого труда; существования на рынке рабочей силы
как товара, который капиталист может купить и эксплуатировать в
процессе производства; существования в стране системы эксплуатации
наемных рабочих капиталистами. Без этих условий нет капитализма, а
эти