Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

изменения вызовет развитие торговли в производст-

ве — это зависит не от торговли, а от наличного в данной стране спо-

соба производства. Для возникновения капитализма развитие купече-

ского капитала — совершенно недостаточная предпосылка, требуются

гораздо глубже лежащие экономические предпосылки. Более того,

нормальным условием функционирования купеческого капитала явля-

лось как раз отсутствие экономических предпосылок для перехода к

капиталистическому производству: неразвитость тех стран, между ко-

торыми он посредничал. Иначе говоря, условием его функционирова-

ния было производство внутри страны преимущественно не для про-

дажи, а для непосредственного потребления, т. е. производство пре-

имущественно потребительной стоимости. Господство натурального

хозяйства — условие нормального функционирования купеческого ка-

питала в феодальную эпоху. При таких условиях мы и должны здесь

рассматривать функцию денег как мировых (международных) денег и

развитие из нее других функций.

Подобно тому, говорит Маркс, как из формы товарного обращения,

Т — Д — Т, появляются деньги как мера стоимости и средство обраще-

ния, как сокровище и абсолютная форма богатства, так из самой по се-

бе формы обращения купеческого капитала, Д — Т — Д’, развиваются

деньги как сокровище, как нечто такое, что сохраняется и увеличива-

ется просто посредством отчуждения32

.

Действительно, из рассмотренной функции денег как мировых (ме-

31 Там же, стр. 339.

32 См. там же, стр. 342.

134

ждународных) денег могут быть легко выведены функция денег как

средства накопления (сокровища) и их функция как платежного сред-

ства.

Мы допустили, что вначале деньги появляются в данном обществе

только извне. Об этом писал Энгельс: «К тому же и сами деньги внача-

ле большей частью притекали из чужих краев…»33 Для простоты мы

представили, что купец нечто купил у данного феодала, т. е. отдал ему

свои деньги, а затем ему же нечто продал, т. е. получил от него свои

деньги обратно. Уже и тут деньги могут функционировать не только

как товар. Если, скажем, феодал не сразу купил после продажи, и день-

ги на то или иное время остались в его руках, они уже выступают в

функции сокровища. Если он получил товар, а деньги заплатил через

то или иное время, они уже выступают в функции платежного средст-

ва. Однако все эти функции обнаружатся еще гораздо отчетливее, если

мы учтем, что купец может иметь дело не с одним контрагентом в

данном обществе, а с рядом их, из которых одни фигурируют в роли

продавцов, другие — покупателей.

Неразвитость товарного обращения, господство натурального хо-

зяйства благоприятствуют тому, что сплошь и рядом деньги оседают в

своей натуральной форме, а не возвращаются в международное обра-

щение. Продавец вовсе не обязательно выступит как покупатель; он

окажется в таком случае собирателем сокровищ. Наследие рабовла-

дельческой эпохи, когда все функции денег были уже развиты, сказы-

валось в феодальную эпоху в том, как охотно люди всех сословий за-

держивали у себя деньги, рассматривая их как воплощение богатства.

Начиная с самой ранней поры западного средневековья, с меро-

вингской эпохи, по свидетельству источников, золото и другие драго-

ценности наполняли сокровищницы королей и крупных феодальных

князей и военачальников. Это был не только резерв на случай каких-

либо дорогих покупок. Сокровища часто переходили из рук в руки

внутри феодального класса, в порядке всякого рода дарений, прида-

ных, выкупов, компенсаций за территории и политические права — за

«товары», не имеющие никакой стоимости. Сокровища были излюб-

ленной военной добычей в феодальном мире. Поэтому многие, осо-

бенно люди послабее, всякое образовавшееся, т. е. скопившееся у них

сокровище спешили до времени закопать в землю. Отсюда те много-

численные клады феодальной эпохи, в значительной части содержа-

щие иностранную монету, которые археологи до сих пор продолжают

находить на самых различных территориях. Предполагают, что глав-

ной причиной, приведшей к вытеснению в феодальную эпоху из об-

33 Ф. Энгельс. Дополнения к третьему тому «Капитала». — К. Маркс. Капитал, т. III, стр.

912.

135

ращения медных монет, занимавших большое место в обращении

древнего Рима, является плохая пригодность меди к функции сокро-

вища: в земле медные монеты окисляются и портятся.

Клады особенно обильны по древним торговым путям. Вполне ве-

роятно, что часть из них была зарыта самими купцами, которые, следо-

вательно, тоже выступали в роли собирателей сокровищ. В самом деле

купцы не могли ограничиваться минимальным запасом денег, необхо-

димым для начала торговой операции: окружающая феодальная дейст-

вительность постоянно ставила их под угрозу ограбления и побуждала

к созданию резервов. С другой стороны, накопление и было прямой

целью их деятельности, причем рост их капиталов вовсе не обязатель-

но сопровождался расширением торговых операций. Прибыль сплошь

и рядом воплощалась в сокровище, в накопленной массе денег. Тем

самым деньги выступали как олицетворение богатства.

Богатство олицетворялось также роскошью. Роскошь, особенно вся-

ческие украшения из золота, серебра, драгоценных камней, есть не что

иное, как другая форма сокровища. В отличие от сокровищ, которые

скрывали от нескромных взоров под землю и в подвалы, в кубышки и

сундуки, эти сокровища, напротив, выставляли напоказ с целью де-

монстрации богатства и могущества их владельцев. Уже в самом ран-

нем средневековье и на Западе и на Востоке феодальные государи по-

ражали при выходах и приемах количеством золота, серебра и драго-

ценностей на своих одеждах, украшениях, знаках власти, оружии, по-

суде, мебели, драпировках. Им подражали в этом церкви и вельможи. В

этих случаях сокровище хранится в виде произведений ювелирного

искусства, и соответственно этот вид сокровища называется эстетиче-

ским сокровищем. Но его экономическая роль совершенно та же, что и

сокровища в монетах. В нужную минуту его использовали как деньги.

Если монеты нередко употреблялись как украшения, то и украшения-

ми нередко пользовались для производства платежей.

Функция денег как сокровища особенно характерна именно для

феодального общества. Она играет особенно большую роль, говорит

Маркс, у народов, у которых меновая стоимость еще не охватила всех

производственных отношений, т. е. у которых господствует натураль-

ное хозяйство. «Чем менее развито товарное производство, тем более

важное значение имеет это первое самостоятельное обособление ме-

новой стоимости в виде денег, собирание сокровищ…»34

Параллельно с функцией денег как сокровищ появляется в фео-

дальном обществе и функция их как средства платежа. Если у одних в

руках застревают деньги, то у других в данный момент нет на руках

нужных денег для покупки — и то, и другое отражает прежде всего

34 К. Маркс. К критике политической экономии, стр. 131.

136

неразвитость или даже отсутствие денежного обращения внутри фео-

дального общества. Поэтому долг для него столь же характерное явле-

ние, как и сокровище. Товары берутся в долг. Деньги для уплаты долга

мобилизуются после приобретения товара и выступают уже как пла-

тежное средство.

Где же мог добыть феодал или государь деньги для уплаты долга

купцу? Прежде всего, у тех же купцов: феодалы облагают купцов по-

шлинами при проезде через свою территорию, при проезде через лю-

бой мост, при выгрузке и перегрузке товаров и т. д., присваивая тем

самым часть купеческой прибыли. Феодалы не брезгуют и просто за-

бирать мошну у купцов на больших дорогах. Далее, феодал или госу-

дарь стремится добыть нужные ему деньги путем продажи купцам тех

или иных продуктов своих поместий; например, при Карле Великом

управляющим королевскими поместьями предписывалось часть изго-

товленного вина обязательно продавать. Однако состояние феодально-

го производства до поры до времени оставляло лишь самые ограничен-

ные возможности такого рода. Эффективнее оказывался другой путь.

Поскольку в обществе были сокровища, феодал или государь должен

был лишь найти средства мобилизовать и присвоить их. Феодальная

эпоха знает большое многообразие этих средств — от принуждения

обладателей каких-либо накоплений к «добровольным дарениям» до

продажи им феодальных титулов, церковных должностей, привилегий,

регалий, наконец, даже собственных дочерей государей и феодалов.

Если все эти средства не достигали цели, у феодала или государя

оставалась возможность взять деньги в долг у обладателей сокровищ,

точно так же, как он брал товары в долг у купцов. Тем самым облада-

тель сокровища, накопленных денег, снова превращался в обладателя

капитала. Но здесь перед нами иной вид капитала — ростовщический

капитал. Формула его движения не Д — Т — Д’, как у торгово-купечес-

кого капитала, а Д — Д’: обладатель денег отдает их, а через некоторое

время получает их с приращением — с прибылью, «процентом». Маркс

подверг эту форму денежного капитала всестороннему рассмотрению

в 36-й главе III тома «Капитала». Маркс показал здесь, что функциони-

рование ростовщического капитала отнюдь не означает появления но-

вых производственных отношений, капитализма. Оно даже не подра-

зумевает значительного развития денежного обращения. Напротив,

«чем незначительнее та роль, которую в общественном воспроизводст-

ве играет обращение, тем пышнее расцветает ростовщичество»35. Ины-

ми словами, господство натурального хозяйства в обществе является

условием развития ростовщического капитала. В средние века, говорит

Маркс, ничтожное денежное обращение, необходимость производить

35 К. Маркс. Капитал, т. III, стр. 623.

137

большинство платежей наличными деньгами принуждали к денежным

займам. Две характерные формы, в которых ростовщический капитал

действовал в феодальном обществе, — это, во-первых, ростовщичество

при помощи денежных ссуд расточительной знати, преимущественно

земельным собственникам, во-вторых, ростовщичество при помощи

денежных ссуд мелким, владеющим условиями своего труда произво-

дителям — ремесленникам и особенно крестьянам. К ним можно было

бы прибавить еще третью форму — денежные ссуды купцам, однако

применительно к этой форме принято говорить уже не о ростовщиче-

стве, а о кредите, вексельном деле, банках. Исходной формой при

феодализме являлась первая: обладатель денежной наличности ссужа-

ет ее под проценты феодалу (или феодальному государству), который

нуждается в этих деньгах как платежном средстве. Однако из нее не-

обходимо вытекает двойной нажим на непосредственных производи-

телей — со стороны феодала и со стороны ростовщика.

В самом деле, если феодал взял деньги в долг, это не решает про-

блемы, ибо он должен затем где-то добыть деньги, чтобы вернуть долг,

да еще с процентами. Но у него нет иного дохода, кроме феодальной

ренты, и, стало быть, именно часть феодальной ренты он отдает рос-

товщику за предоставленную ссуду. Он начинает требовать эти деньги

со своих крестьян. Пока, говорит Маркс, прибавочный продукт поеда-

ется феодалом и его челядью и во власть ростовщика попадает феодал,

способ производства остается все тот же — он только начинает тяже-

лее давить на работника производства; «обремененный долгами… фео-

дальный сеньор высасывает больше, потому что из него самого больше

высасывают»36

.

Однако дело не сводится лишь к количеству прибавочного продук-

та: ведь феодалу он нужен в денежной форме, между тем у крестьяни-

на может и не быть нужных денег или рынка для сбыта своего продук-

та. Представим себе для простоты такое положение, когда крестьянин

еще совсем не продает продукта горожанам — ремесленникам. Где

может он взять деньги для уплаты требуемых феодалом денежных по-

винностей? Только у ростовщика. Получив ссуду от ростовщика, кре-

стьянин вручит ее феодалу, а ростовщику возместит его ссуду с лих-

вой не деньгами, если уж ему их негде взять, а отработкой (или про-

дуктами). В раннефеодальном обществе, действительно, время от вре-

мени требовались эпизодические взносы с крестьянских хозяйств бо-

лее или менее крупных денежных сумм: платежи виры или вергель-

да — судебных штрафов, платежи за выкуп кого-либо из плена или

рабства, платежи контрибуций, плата за церковные требы, вклады в

церкви и монастыри по обету и т. д. Очевидно, во всех этих случаях

36 Там же, стр. 610.

138

деньги можно было найти только у обладателей сокровищ.

Таким образом, класс феодалов мобилизовал находящиеся в недрах

общества денежные накопления, сокровища, как непосредственно бе-

ря ссуды, так и принуждая своих подданных-держателей брать ссуды и

платить себе эти деньги.

В последнем

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн