Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

случае перед нами односторонние платежи, не имев-

шие непосредственной связи с обращением товаров. Все эти подати и

сборы, все эти факты внеобменного платежного оборота иллюстриру-

ют функцию денег как средства платежа в том виде, в каком она про-

является при господстве вокруг натурального хозяйства.

Однако, если рассмотренные функции денег при феодализме сколь-

ко-нибудь развиты, они необходимо ведут к развитию и внутреннего

денежного обращения. Сами феодалы и феодальные государи обнару-

живают в чеканке монет еще одно средство мобилизации в своих руках

денег, имеющихся в порах феодального общества. Чеканка монет пер-

воначально преследовала чисто фискальные цели — она имела назна-

чением пополнение казны, привлечение в казну наличных благород-

ных металлов, в том числе вновь добываемых из земных недр. Это ока-

залось настолько важным источником дохода, что в условиях феодаль-

ной раздробленности каждый феодал стремился чеканить свою собст-

венную монету и понемногу воцарился самый безграничный монетный

партикуляризм.

Основой этого дохода от чеканки монеты служило несовпадение

номинальной стоимости монеты с ее действительной стоимостью как

товара. Мы помним, что как товар деньги фигурировали только в меж-

дународной торговле. Только купец-посредник на практике знал, что

монеты, встречавшиеся в разных частях земного шара, независимо от

своих названий имеют какие-то весовые соотношения между собой.

Несомненно, что купцы-посредники извлекали дополнительную при-

быль из своего монопольного знания монет и неосведомленности фео-

далов в таких материях. Но феодалы были господствующим классом и

поэтому в конце концов повернули дело к своей выгоде. Пользуясь

своей монопольной властью внутри страны, каждый феодальный госу-

дарь фактически принуждал своих подданных обменивать разнообраз-

ные скопившиеся в обществе иноземные монеты на монету своей че-

канки. А поскольку последняя содержала, как правило, меньше благо-

родного металла, такой обмен обогащал казну. То же повторялось и

при последующих перечеканках монеты на еще менее полновесную.

Некогда, еще в дофеодальное время, названия монет обозначали

всего лишь их вес. Монета представляла собой меру заключенного в

ней золота или серебра, благодаря чему она могла служить масштабом

цен и средством обращения. Однако, сохранив эту роль средства об-

ращения, монета при феодализме утратила непосредственное значение

139

весовой меры золота и серебра. Деньги в монетной форме потеряли

связь со стоимостной основой, из которой они первоначально возник-

ли. Такой разрыв был возможен и неизбежен при феодализме в силу

слабости товарного обращения, в силу господства натурального хозяй-

ства. Именно этот разрыв открыл широчайший простор для установле-

ния феодальными государями произвольной, завышенной цены монет.

Порча монеты, т. е. выпуск ее с неполным весом благородного метал-

ла, стала легальным, повсеместным источником государственных до-

ходов, а также и нелегальным источником доходов фальшивомонетчи-

ков. «Вся история монетного дела с начала средневековья до конца

XVIII столетия сводится к истории этих двусторонних и антагонисти-

ческих подделок…», — говорит Маркс. Официальное феодальное миро-

воззрение рассматривало название монеты, вычеканенное на ней но-

минальное обозначение как основу ее рыночной роли. Маркс цитирует

декрет одного из французских королей: «Никто не смеет и не должен

сомневаться, — говорит верный ученик юристов Филипп Валуа в одном

декрете 1346 г., — что только нам и нашему королевскому величеству

принадлежит право… чеканки монеты, снабжения деньгами и всяких

распоряжений относительно монеты, право пускать ее в обращение, и

притом по такой цене, как это нам угодно и признано нами за благо»37.

Это представление отражало повсеместную практику: одноименные

монеты имели в разных феодальных государствах и княжествах или в

разное время самый различный вес; монеты чеканились и перечекани-

вались, и каждый раз государь извлекал из этого реальный доход.

Однако при всем том чеканка феодальными государями монеты по-

служила важным звеном при оформлении в феодальном обществе

внутреннего обращения — антитезы тому почти исключительно меж-

дународному обращению, которое было исходным пунктом. «…Деньги

в качестве монеты, — пишет Маркс, — получают местный и полити-

ческий характер, они говорят на разных языках и носят разные нацио-

нальные мундиры. Поэтому сфера, в которой деньги обращаются как

монета, отличается, как внутреннее товарное обращение, ограничен-

ное пределами данного государства, от всеобщего обращения товарно-

го мира»38. Правда, на первых порах феодальная монета оформляет и

унифицирует не товарное обращение, а преимущественно всевозмож-

ные односторонние платежи — налоги, ренты, подати, сборы, штрафы,

долги и т. д. Но вместе с тем совершается и переход от функции денег

как средства платежа к их функции средства обращения. Само сущест-

вование денег «в национальном мундире» помогает развитию внутрен-

него товарного обращения.

37 Цит. по: К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 98 (сноска). 38 К. Маркс. К критике политической экономии, стр. 101.

140

Пока деньги в феодальном обществе не достигли этой ступени раз-

вития, единичные факты приравнивания трудящимися — крестьянами

и ремесленниками — своих продуктов и трудовых затрат не могли

приобрести характера товарного обращения. Напротив, где существует

монета, в которой крестьянин обязан вносить свои сначала спорадиче-

ские, затем все более регулярные платежи феодалу, государству, церк-

ви, ростовщику, он, естественно, в этой же монете старается осущест-

вить и сезонные накопления до наступления срока платежа, следова-

тельно, в этой же монете стремится реализовать выручку от продажи

горожанам своего продукта. Он добивается при этом, чтобы получен-

ная цена отвечала количеству затраченного им труда. Если феодалы

умели превращать в деньги только продукты, но не труд (поэтому пе-

реход к денежной феодальной ренте был возможен только от продук-

товой формы, но не прямо от отработочной), и соответственно прода-

вали их всегда по ценам, в общем весьма далеким от трудовой стоимо-

сти, то непосредственные производители при обмене и продаже под-

считывали именно взаимные затраты труда. Еще в своем крестьянском

хозяйстве, как и в своих расчетах с кузнецами и другими бродячими

ремесленниками, работавшими не за деньги, а за натуральные харчи,

непосредственные производители научились приблизительно сравни-

вать разные виды труда по количеству затраченного времени или при-

равнивать количество затраченного времени к тому или иному количе-

ству продукта. Но это еще не было товарным обращением. Появление

в феодальном обществе денег в виде монет доставило недостающее

звено для возникновения на этой, уже подготовленной основе внут-

реннего товарного обращения. Деньги стали приобретать в этих вза-

имных расчетах крестьян и ремесленников функцию меры стоимости.

А в данной функции деньги играют хотя бы в тенденции роль, прямо

противоположную той, с которой началось их развитие в феодальном

мире: они должны обеспечить обмен эквивалентов, равных трудовых

затрат, а не неэквивалентный обмен, как в международной посредни-

ческой торговле.

Развитие же простого товарного обращения и функции денег как

меры стоимости и средства обращения должно было столкнуться с

произволом, царившим в феодальной монетной системе, и оказать на

нее обратное воздействие. Логика простого товарного обращения тре-

бовала, чтобы и деньги тоже продавались по своей трудовой стоимо-

сти. Хотя золото и серебро добывались не во всех странах и поэтому

нелегко было наглядно сравнить затраты труда при их добыче с затра-

тами труда в других производственных процессах, все же логика про-

стого товарного обращения настойчиво заявляла о себе. Наиболее ис-

порченные монеты устранялись с рынка, или, наоборот, из обращения

изымались (превращались в сокровище) наиболее полноценные моне-

141

ты, и это ограничивало возможности порчи монеты государями.

Столкновение двух экономических тенденций нашло отражение и в

трактатах о деньгах — сначала в XIV в., француза Николая Орезма, за-

тем в XVI в., великого польского ученого Николая Коперника, опро-

вергавших традиционное представление, будто монета получает свою

стоимость по воле государя. Коперник доказывал, что деньги являются

таким же товаром, как и все другие товары, и что обращение их не по

стоимости ведет лишь к расстройству народного хозяйства39. Разумеет-

ся, ни шедшая из низов, из массы мелких товаропроизводителей, прак-

тическая оппозиция, ни оппозиция передовых мыслителей не могла

уничтожить феодальной порчи монеты и пестроты монетных систем.

Но противодействие рыночной стихии все же создавало минимальные

условия для того более или менее развернутого товарно-денежного

обращения в период господства денежной феодальной ренты, которое

было охарактеризовано в предыдущей главе.

Итак, мы видим, что в феодальной экономике функции денег логи-

чески и исторически выступают не в том порядке, как при анализе то-

вара и денег вообще. Ф. И. Михалевский верно отметил две особенно-

сти развития денег в феодальную эпоху: «Развитие товарно-денежных

отношений идет первоначально извне во внутрь. Проводниками их яв-

ляются торговые сношения и военные столкновения с более культур-

ными странами Востока и средиземноморского Юга. Развитие товарно-

денежных отношений идет долгое время сверху вниз. К ним в первую

очередь приобщается эксплуататорская верхушка общества, откуда

они просачиваются вниз по мере того, как, с одной стороны, растет

разделение труда, а с другой стороны, растет стремление эксплуатато-

ров получать часть прибавочного продукта в денежной форме»40. Все,

что изложено выше, подтверждает этот вывод.

Однако следует иметь в виду, что в действительности нет одной

единственной последовательности развития функций денег при фео-

дализме. Одновременно с изложенной последовательностью может

быть прослежена и обратная, «снизу вверх», по крайней мере после

появления в феодальном мире денег как мировых (международных)

денег.

В самом деле, ведь купец-посредник торговал не только с феодала-

ми, как мы для упрощения допустили. В той или иной мере он торго-

вал и с ремесленниками, а в редких случаях и с крестьянами. Если он

покупал у них нечто из их продуктов, в их руках оставались деньги.

Эти деньги могли не только осесть как зачаточное сокровище или на-

39 См. М. П. Герасименко. Николай Коперниквыдающийся экономист эпохи раннего

капитализма. Киев, 1953. 40 Ф. И. Михалевский. Очерки истории денег и денежного обращения, т. 1, стр. 19.

142

копление, но и войти в обращение между крестьянами и ремесленни-

ками с функцией меры стоимости, средства обращения, средства пла-

тежа.

Словом, на практике разные функции денег с развитием феодализ-

ма могли возникать в разной последовательности. Выше изложена

лишь наиболее теоретически существенная и характерная для феода-

лизма последовательность. Но по крайней мере со времени возникно-

вения товарообмена между городом и деревней, ремеслом и сельским

хозяйством законы товарного производства проявляются все более яс-

но в своей всеобщей форме. Однако эти законы здесь неумолимо огра-

ничены господством натурального хозяйства. Поэтому в своем разви-

тии они приводят нас лишь снова к тому же явлению, с которого мы

начинали характеристику денег при феодализме, — к денежному капи-

талу. Накопивший деньги ремесленник или крестьянин мог при случае

стать мелким, а то и крупным купцом-посредником или ростовщиком.

Мы возвращаемся к исходному пункту и не выйдем из этих рамок, по-

ка остаемся на почве феодального способа производства.

Одним из проявлений смешения, отождествления товарного произ-

водства с капиталистическим производством является смешение рос-

товщического и торгово-купеческого капитала с капитализмом. Рос-

товщический и торгово-купеческий капитал существовали в докапита-

листических формациях всюду, где существовало мало-мальски разви-

тое товарное производство. Ни тот, ни другой не создают каких-либо

новых производственных отношений сверх тех, которые господствуют

в обществе, не ведут сами по себе к капитализму.

Ростовщик в феодальном обществе только присваивал себе часть

феодальной ренты, независимо от того, ссужал ли он деньги феодалу

или крестьянину. Если он ссужал деньги феодалу, он прямо забирал в

виде процента часть той ренты, которую феодал собрал со своих кре-

стьян. Если же он ссужал деньги крестьянину, беря под залог его зе-

мельный участок, это значило, что он частично приобщился к верхов-

ным правам собственности на этот участок, а крестьянин со своего

участка отныне должен платить еще дополнительную ренту продукта-

ми или деньгами в виде процентов этому присосавшемуся соэксплуа-

татору. Средневековые документы так и называют платежи крестьян

ростовщикам — «добавочная рента», «вновь созданная («конституиро-

ванная») рента», «сверхчинш». Ростовщичество способно

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн