отноше-
ния средневековых авторитетов к купле и продаже товаров, ни отно-
шения к этому явлению как новому, противопоставления его осталь-
ным явлениям феодальной экономики. Напротив, оно рассматривается
как естественное и привлекает большое внимание схоластов, пытаю-
щихся развивать теорию стоимости Аристотеля. Центральным поняти-
3
См. Л. М. Мордухович. Очерки истории экономических учений. (От античных мысли-
телей до родоначальников буржуазной классической политической экономии). М., 1957.
174
ем выступает эквивалентность. Так, Альберт Великий (XIII в.), рас-
смотрев разные виды обмена, говорит о том, что обмениваются не
только продукт на продукт, т. е. не только потребительские стоимости:
«Ведь меняющий зерно не всегда нуждается в башмаках, чтобы пере-
менить зерно на башмаки. Такая мена делается не по эквивалентности
обмениваемых вещей, но скорее пропорционально стоимости одной
вещи к стоимости другой вещи, а пропорциональность устанавливает-
ся по нужде, которая есть причина мены». Тут, как видим, причина,
побуждающая человека к продаже, не тождественна его потребности в
приобретении другой вещи (действительно, он мог продавать, напри-
мер, для уплаты феодальной ренты), но всякая рыночная сделка рас-
сматривается в принципе как обмен эквивалентов. Фома Аквинский
также детально разработал учение о стоимости, выражающейся в экви-
валентности купли-продажи и нарушаемой во всех случаях и при всех
разновидностях торгового обмана, а также почти всегда при продаже с
прибылью. Это представление лежит в основе понятия о «справедли-
вой цене». Однако «справедливая цена», с другой стороны, формиру-
ется и уровнем дохода, приличествующего тому сословию, к которому
принадлежит продавец товара, следовательно, «справедливая цена» в
ряде случаев подразумевает продажу не по стоимости, накидку сверх
эквивалента.
В отличие от всего этого чем-то весьма противоестественным и дур-
ным представлялась средневековым схоластам прибыль ростовщиков и
купцов-посредников. Еще Карл Великий писал в 806 г.: «Постыдную
прибыль получают те, кто разными неблаговидными способами стара-
ются собрать в одно место что-либо с целью прибыли». Испанец Рай-
мунд из Пеннафорта (XIII в.) доказывал, что скупщиков следует нена-
видеть, «как отвратительных зверей». Средневековая дворянско-цер-
ковная мысль выработала обильные теории и аргументы в осуждение
ростовщических процентов, всяческих видов ссуды, торговой прибы-
ли, извлекаемой из конъюнктуры4
. При этом Фома Аквинский особен-
но подчеркивал различие между займом денег и наймом земли: в пер-
вом случае плата за пользование (проценты) незаконна, во втором —
законна, потому что здесь собственность на имущество остается в ру-
ках землевладельца и таким образом право на имущество (землю) раз-
дваивается.
Во всей этой ожесточенной борьбе дворянско-церковной мысли
против ростовщической лихвы и купеческого барыша следует видеть
отнюдь не выражение какого-либо объективного экономического про-
тиворечия между рентой и прибылью, между земельной собственно-
4
См. П. Г. Виноградов. Экономические теории средневековья. — «История экономиче-
ской мысли», под ред. В. Я. Железнова и А. А Мануйлова, т. 1, вып. 3. М., 1916.
175
стью и капиталом. Нет, ведь ростовщические операции монастырей не
вызывали никаких протестов. Все дело было в том, что ростовщики и
купцы были, как правило, выходцами из «неблагородных», прибыль же
их являлась, как мы уже знаем, присвоением части феодальной ренты.
Вот этот захват денежным капиталом частиц феодальной ренты, отры-
ваемых таким образом от совокупного дохода «благородных» сосло-
вий, и бесил дворянско-церковных идеологов.
Но показательно то, что этот гнев не усиливался, а смягчался по
мере развития феодализма и в конце концов, если не считать своеоб-
разного рецидива в учении Лютера, вовсе утих; ясно, что его порожда-
ло не непримиримое противоречие: дворянская идеология легко при-
мирилась с существованием наряду с «благородными» сословиями еще
и «полублагородного», «среднего» слоя, участвующего в дележе фео-
дальной ренты, но совершенно необходимого для высасывания ее из
производительного населения. Характерно также, что в идеологии
средневекового Востока вообще почти не наблюдалось такого осужде-
ния ростовщичества и торговли даже на ранних исторических этапах.
Сам Фома Аквинский при всем своем неодобрении прибыли при-
знавал, что торговля и торговцы необходимы в государстве. Конечно,
писал он, было бы лучше, если бы каждое государство производило все
то, что ему нужно, но так как это редко возможно, то нельзя не счи-
таться с деятельностью купцов, даже иностранных. Последующее раз-
витие экономической мысли в феодальную эпоху не только все более
санкционирует деятельность купцов, но и становится преимуществен-
но развитием теории этой самой купеческой деятельности. Так возни-
кают сначала монетарная система, затем развившийся на ее основе
Меркантилизм был одновременно первой теоретической разработ-
кой капиталистического способа производства и последней теоретиче-
ской разработкой феодального способа производства. Вместе с тем
меркантилизм был и экономической политикой дворянских государств
в XV–XVIII вв. Насколько поверхностно и ошибочно было понимание
меркантилистами капиталистических отношений, настолько же точно
кое в чем они отразили специфику феодальной экономики, хотя и не
проникнув в нее особенно глубоко. Так, их тезис, что внутри страны
для капитала не создается никакой прибавочной стоимости, и она мо-
жет возникать только в сношениях одной нации с другими5
, выглядя-
щий нелепым заблуждением с точки зрения политической экономии
капитализма, в действительности весьма близко отражает охарактери-
зованные выше свойства денег и денежного капитала при феодализме.
5
См. К. Маркс. Теории прибавочной стоимости, ч. I. 1936, стр. 38. Взгляды мерканти-
листов представлены в сборнике «Меркантилизм», под ред. И. С. Плотникова. Л., 1935.
176
Учение физиократов было уже собственно буржуазной экономиче-
ской теорией. Если они и отразили подчас довольно глубоко некото-
рые стороны экономики феодализма, то только потому, что требовали
не уничтожения феодализма, а перенесения с молодой промышленно-
сти на феодальный сектор общественного хозяйства всей тяжести на-
логовой политики абсолютистских властей. Физиократам тем самым
понадобилось доказать, что дворянское поместье создает излишек,
«чистый продукт», который может быть экспроприирован государст-
вом, т. е. понадобилось приоткрыть завесу над феодальной рентой и
механизмом ее образования. «Экономическая таблица» Кенэ отразила
также некоторые специфические черты воспроизводства и обращения
при феодализме.
Но со времени победы капитализма буржуазная экономическая
мысль перестала развивать экономическую теорию феодализма. Более
того, и классическая и вульгарная политическая экономия капитализ-
ма, как и различные буржуазные апологетические схемы в экономиче-
ской теории и истории, исказили все категории и сущность феодаль-
ной экономики.
Объясняется это попятное движение тем, что буржуазная полити-
ческая экономия должна была укреплять капитализм не божественной
или политической санкцией, как укрепляли феодализм дворянские
идеологи, а доказательствами его преимуществ, следовательно, срав-
нением. Естественно, что сравнивали капитализм прежде всего с тем
«мраком средневековья», которому он пришел на смену. С другой сто-
роны, классовая апологетическая задача буржуазных экономистов тре-
бовала идеи вечности капитализма или вечности по крайней мере его
главных категорий, которыми они стали заполнять феодальное про-
шлое, иногда лишь механически переворачивая эти категории вверх
ногами.
В «Нищете философии» Маркс писал: «Экономисты употребляют
очень странный прием в своих рассуждениях. Для них существует
только два рода институтов: одни — искусственные, другие — естест-
венные. Феодальные институты — искусственные, буржуазные — есте-
ственные. В этом случае экономисты похожи на теологов, которые
тоже устанавливают два рода религий. Всякая чужая религия является
выдумкой людей, тогда как их собственная религия есть эманация бо-
га»6
.
В «К критике политической экономии» Маркс снова отмечал, что
буржуазная экономия либо начисто отождествляла себя с прошедшим,
стирая все исторические различия, видя во всех общественных формах
буржуазные формы, либо ее критика прежнего, именно феодального
6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 4, стр. 142.
177
общества, с которым буржуазии непосредственно приходилось бо-
роться, походила на критику христианами язычества или протестанта-
ми католицизма7
. В «Капитале» Маркс также останавливался на этой
ограниченности буржуазной политической экономии, считающей само
собой разумеющимися, естественными и необходимыми только фор-
мулы капиталистической общественной формации. «Добуржуазные
формы общественного производственного организма, — писал он, —
третируются ею поэтому приблизительно в таком же духе, как дохри-
стианские религии отцами церкви»8
.
В силу этого буржуазная мысль до крайности теоретически обедни-
ла представление о феодализме. Она смогла много сделать в области
изучения конкретной истории хозяйства феодальной эпохи, но не
смогла создать политической экономии феодализма, не выработала
почти никаких специфических категорий феодальной экономики.
В основном специфику феодализма буржуазная мысль усматривала
и усматривает в политической раздробленности. Тем самым она пол-
ностью подпадает под власть того политического фетишизма, той пуб-
личноправовой оболочки, которая скрывает при феодализме суть эко-
номических отношений людей. Буржуазная мысль оказывается в этом
отношении в плену дворянской мысли и даже идет еще дальше. Так,
Гизо определял феодализм тремя признаками: 1) соединение верхов-
ной власти с землевладением, 2) замена полной собственности услов-
ной, 3) вассальная иерархия между государями-помещиками. Фюстель
де Куланж также считал признаками феодализма условное владение
землей вместо собственности, подчинение людей сеньору вместо под-
чинения королю, иерархию между сеньорами. В сущности подобными
же признаками определяют феодализм буржуазные авторы и поныне.
Главное для них — это ленная система, сеньорат, вассалитет, иммуни-
тет. Государственная власть рассматривается как ведущий фактор фео-
дального строя (в противоположность «свободному» капиталистиче-
скому предпринимательству); государство для осуществления своих
целей якобы организовывало общество в систему соподчиненных со-
словий; права феодалов-вотчинников, городов, цехов и других корпо-
раций были якобы переданы им государством; крестьянство якобы бы-
ло закрепощено волей и в интересах государства.
Определение феодализма как прежде всего политической раздроб-
ленности, как сращения крупного землевладения и политической вла-
сти ведет к признанию всякой централизованной, нераздробленной
монархии не феодальным, а буржуазным государством. Иными слова-
ми, огромная доля фактов даже политической истории феодального
7
См. К. Маркс. К критике политической экономии, стр. 219–220. 8 К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 87–88.
178
общества изымается из понятия «феодализм» и противопоставляется
ему как антитеза. Буржуазия тем самым претендует на то, что нацио-
нальная политическая общность принадлежит только ей и только с ней
связана. Ее государство — «естественно», феодальная раздроблен-
ность — «противоестественна». Мало того, определив феодализм как
политическую раздробленность, открывают дверь для мысли, что фео-
дализма без примеси буржуазного строя никогда не было, так как ведь
в конкретной исторической действительности всегда имелись налицо
хоть зачатки центральной государственной власти и тенденции к объ-
единению.
Таким путем при кажущемся историзме буржуазная мысль утвер-
ждает идею вечности капитализма. Оказывается, вся феодальная эпоха
насквозь пронизана борьбой «некапитализма» и капитализма, хотя бы
зачаточного.
В таком духе была создана в 20–30-х годах XIX в. знаменитая схема
французских историков Гизо, Тьерри и других: история средних ве-
ков — это история борьбы между феодальной аристократией и буржуа-
зией; феодализм всегда был лишь одним полюсом общества, другим же
полюсом являлись те зачаточно буржуазные порядки и институты, ко-
торые были унаследованы средними веками еще от античности, слабо
теплились в период раннего средневековья, затем стали крепнуть и
развиваться по мере роста городов и усиления королевской власти и,
наконец, победили к XIX в. Средневековье — это как бы светотеневой
рисунок, где тени — феодализм, свет — зачаточный капитализм, или
ткань, где всюду пересекаются продольные и поперечные нити — фео-
дальные и буржуазные. Пусть эти буржуазные начала, олицетворенные
в третьем сословии и королевской власти, были сперва совсем слабы и
ничтожны, — они неодолимо росли, особенно со времени зарождения
и дальнейшего расцвета западноевропейских средневековых городов.
Тьерри писал, что «непрерывный подъем третьего сословия составляет
господствующий факт и как бы закон нашей истории», что история
возвышения буржуазии есть «в сущности не что иное, как история раз-
вития и прогресса нашего гражданского общества, начиная с того хао-
са в правах, законах и состояниях, который образовался вслед за паде-
нием Римской империи, и кончая нашими днями». При такой трактов-
ке истории средних веков, естественно, не остается места для учения о
феодализме как цельном общественно-экономическом строе.
Иными словами, в буржуазном представлении феодализм с самого
начала только и делает, что разлагается. Именно в разложении состоит
его основной закон. Максимум, на что способна такая апологетическая
мысль, — это в абстракции допустить, что в идеальной начальной