Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

отмечено, служило для

теоретического обоснования оппортунизма. В своей борьбе с револю-

ционным марксизмом оппортунисты и реформисты эпохи II Интерна-

ционала нуждались в том, чтобы отодвинуть антагонизм классов на

задний план в экономической теории Маркса. Из указанного понима-

ния «экономики» вытекал тот метод объяснения общественного разви-

тия, который известен под названием экономического материализма.

Мы убедились, что марксистско-ленинское учение о генезисе капи-

тализма не имеет ничего общего с буржуазной эволюционной схемой,

41 «Ленинский сборник», XI, М., 1931, стр. 383.

42 См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 180.

195

видящей в возникновении капитализма из товарного производства ко-

личественное нарастание того же качества: согласно этой схеме по ме-

ре расширения товарно-денежных отношений возникает скопление

товаров и денег в отдельных руках, эти капиталы начинают скупать

средства производства, а в конце концов заставляют и рабочую силу

превратиться в товар и ее скупают, как и все прочее. В этой схеме ак-

тивная роль в экономическом развитии приписывается только капита-

лу, рабочий выступает исключительно как объект истории, а не как

субъект, который активно способствует ее развитию.

Маркс в 24-й главе I тома «Капитала» центральное место отвел, как

мы говорили, не «первоначальному накоплению капитала», т. е. не ис-

тории образования капиталов, а «так называемому первоначальному

накоплению» — последнему акту истории предков современного про-

летариата. Идея антагонизма, борьбы противоположных классовых

интересов, а не количественной эволюции единого качества лежит в

основе Марксова анализа истории возникновения и развития капита-

лизма. Как процесс, основанный на антагонизме рабочих и капитали-

стов, протекавший в ожесточенной борьбе между ними, Маркс рас-

крыл в «Капитале» сложный путь от зарождения мануфактуры до про-

мышленного переворота, знаменующего зрелость капиталистического

способа производства.

В. И. Ленин, подводя итоги своего исследования «Развитие капита-

лизма в России» и своей полемики с народнической политической эко-

номией, писал: «Наконец, едва ли не самая глубокая причина расхож-

дения с народниками лежит в различии основных воззрений на обще-

ственно-экономические процессы. Изучая эти последние, народник

делает обыкновенно те или другие морализирующие выводы; он не

смотрит на различные группы участвующих в производстве лиц, как на

творцов тех или иных форм жизни; он не задается целью представить,

всю совокупность общественно-экономических отношений, как ре-

зультат взаимоотношения между этими группами, имеющими различ-

ные интересы и различные исторические роли…»43

Это обобщение В. И. Ленина вполне характеризует и экономиче-

ский материализм. Последний отличается от народничества только

тем, что открыто не морализирует по поводу общественных процес-

сов. Но, как и народническая политическая экономия, экономический

материализм совершенно чужд этому требованию представить всю со-

вокупность экономических отношений как результат взаимоотноше-

ний между группами участвующих в производстве лиц, как результат

их творчества, отражающий различие их интересов и их исторической

роли. Такое требование в глазах экономического материализма означа-

43 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 601–602.

196

ет подмену экономики борьбой классов или субъективными отноше-

ниями. Экономический материализм основывается на представлении о

стихийном и фатальном развитии экономики, происходящем будто бы

помимо столкновения противоречивых экономических интересов, так

же как и помимо борьбы между передовыми и отживающими общест-

венными силами. Экономический материализм враждебен марксист-

ско-ленинской теории классовой борьбы. Соответственно экономиче-

ские законы, открытые Марксом, толкуются им в духе замазывания

экономического антагонизма классов, которому отводится место лишь

чего-то производного сравнительно с «настоящей экономикой»; по-

этому и для классовой борьбы в общественной жизни остается в луч-

шем случае роль придатка к плавной экономической эволюции.

Если же признать, как учит марксизм, что основой всей совокупно-

сти экономических отношений при рабовладельческом, феодальном и

капиталистическом строе были классовые антагонистические отноше-

ния, т. е. отношения эксплуатации собственниками средств производ-

ства трудящихся, лишенных этих средств производства, тогда с оче-

видностью следует, что противоположные группы людей при таком

строе всеми своими экономическими действиями преследуют проти-

воположные интересы и из столкновения их интересов рождается ре-

альная картина экономической жизни. В этом смысле В. И. Ленин и го-

ворит о группах людей, классах как творцах тех или иных форм жиз-

ни, имея в виду, например, рассмотренную им «подвижность» трудо-

вого населения, уход на заработки в далекие губернии, как характер-

ную форму рождения рабочего класса, переход из крестьян в мастеро-

вые, возрастающую «потребность… в союзе, в объединении»44

для

борьбы и т. д.; с другой стороны, — это активные действия помещиков,

пытающихся помешать уходу крестьян, действия скупщиков, прони-

кающих в деревню, и т. д.

В марксистско-ленинском понимании действие объективных эко-

номических законов не исключает, а подразумевает субъективную за-

интересованность, волю, инициативу, творчество людей. Раз перед на-

ми законы антагонистического способа производства, значит любое

экономическое явление, выгодное одним людям и группе людей, в

конце концов обязательно невыгодно другим людям, другой группе

людей. Всякое малейшее изменение в хозяйственной жизни осуществ-

лялось одними при противодействии других, одними в ущерб другим,

ибо даже простое улучшение быта, достатка трудящегося, например

крестьянина, есть объективно изменение нормы эксплуатации в его

пользу. Люди не сознавали общественных результатов своих усилий.

Но только через столкновение противоположно направленных стрем-

44 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 600.

197

лений осуществлялось действие объективных экономических законов

в классовых антагонистических обществах. Чтобы избежать субъекти-

визма в этом вопросе, достаточно только помнить, что марксизм пока-

зал сводимость всей пестроты индивидуальных стремлений в хозяйст-

венной жизни к основным типам и группам, а последние целиком объ-

ясняются не зависящим от воли и сознания людей строем обществен-

ного производства, формой собственности на средства производства,

разделяющей людей на классы. Классы — это и есть та объективная ка-

тегория, которая объясняет субъективные взаимно противоположные

действия людей в антагонистическом обществе.

Подчеркивание важности «экономического фактора» характерно

для многих школ буржуазной исторической науки. В интересе к «эко-

номической истории» самом по себе, который проявляют и современ-

ные буржуазные специалисты по средневековой эпохе, нет еще ничего

марксистского, и он отнюдь не делает их сочинения более научными.

Ленин много раз подчеркивал, что только теория классовой борьбы

сделала историю наукой. Так, характеризуя главное в марксизме в ста-

тье «Карл Маркс», Ленин писал: «Что стремления одних членов данно-

го общества идут в разрез с стремлениями других, что общественная

жизнь полна противоречий, что история показывает нам борьбу между

народами и обществами, а также внутри них, а кроме того еще смену

периодов революции и реакции, мира и войн, застоя и быстрого про-

гресса или упадка, эти факты общеизвестны. Марксизм дал руководя-

щую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся

лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы»45. Разумеется,

Ленин имеет тут в виду не всякую теорию классовой борьбы, которая,

как известно, приемлема и для буржуазии, а марксистскую теорию

классовой борьбы.

Представители экономического материализма обычно признают

классовую борьбу. Однако это преимущественно борьба между бур-

жуазией и дворянством или борьба трудящихся под руководством бур-

жуазии против дворянства и абсолютизма в период разложения феода-

лизма. В качестве главной причины классовой борьбы указывается

именно разложение старого строя, несоответствие устаревших эконо-

мических отношений вызревающим новым производительным силам.

Или экономические материалисты уверяют, что классовая борьба есть

лишь второстепенное следствие, «внешнее проявление» присущего

данному способу производства на всех ступенях его развития проти-

воречия между характером производства и характером присвоения.

Так или иначе, но экономический материализм не признает дейст-

вительной причины классовой борьбы. А она очень проста. Причину

45 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 58.

198

классовой борьбы марксизм-ленинизм указывает в самих производст-

венных отношениях: в форме собственности на средства производст-

ва — отделении производителей от средств производства, в эксплуата-

ции. Противоречие или несоответствие между производительными си-

лами и производственными отношениями не порождает антагонизм

классов, а создает объективные условия для победы того или иного

класса и поэтому лишь заставляет еще острее проявляться классовую

борьбу, которая на всех ступенях присуща производственным отноше-

ниям в классово-антагонистическом обществе.

Часть экономических материалистов составляют буржуазные исто-

рики хозяйства, не объявляющие себя марксистами, но испытавшие

поверхностное влияние марксизма. Другая часть представителей эко-

номического материализма выступает в роли марксистов. Если взять к

примеру французскую историческую науку, то к первым можно отне-

сти Марка Блока, ко вторым — Эрнеста Лабрусса.

Итак, экономический материализм — это в сущности то же, что ле-

гальный или катедер-марксизм, т. е. марксизм обезвреженный с точки

зрения буржуазного мышления и вполне приемлемый для последнего.

Вкратце экономический материализм может быть охарактеризован сле-

дующими чертами. Во-первых, для экономического материализма при

характеристике экономики общества самыми важными и основными

являются отношения обращения, рыночные отношения, а не отноше-

ния производства (отделение производителя от средств производства,

соединение производителя со средствами производства через эксплуа-

тацию). Во-вторых, для экономического материализма экономика в

сущности не антагонистична; им учитываются интересы (выгоды)

только одного из классов, эксплуатирующего класса, а эксплуатируе-

мые, непосредственные производители, трактуются как пассивная ве-

личина, как объект, а не субъект истории, как пешки: их закрепощают,

раскрепощают, меняют их экономическое положение и т. д. в зависи-

мости исключительно от того, выгодно ли это господствующему клас-

су; другими словами, экономический материализм учитывает только

одну сторону антагонистической экономики. В-третьих, экономиче-

ский материализм полагает, что надстройка, например централизован-

ное государство, «отражает» базис, «порождается» экономикой (или

напротив, «порождает» новую экономику), но не является средством

борьбы классов. В-четвертых, экономический материализм игнорирует

и отрицает роль борьбы народных масс в развитии и базиса, и над-

стройки.

Если марксизм говорит, что развитие экономического базиса обще-

ства совершалось независимо от воли людей, экономический материа-

лизм толкует это в почти спиритическом смысле: экономика развива-

лась помимо людей, словно ее развивали не люди, а духи. На самом

199

деле это положение марксизма вовсе не вычеркивает участия людей и

их воли в экономической жизни, но указывает, что объективный ре-

зультат не соответствовал их субъективным волям, ибо эти субъектив-

ные воли были направлены антагонистически друг к другу, противоре-

чили друг другу. Экономика развивалась не помимо волевых действий

людей, а посредством их действий, через столкновение их противоре-

чивых интересов, — результат же независимо от их воли и их сознания

оказывался таким, какого никто из них в отдельности не предвидел и

не добивался.

Но именно любители такого «спиритического» толкования мар-

ксизма, негодующие от одной мысли, что классовая борьба может воз-

действовать на экономическое развитие, именно пламенные защитни-

ки «надчеловеческого» и «надволевого» экономического начала другой

рукой самым нехитрым образом указывают на тех таинственных духов,

которые формируют, по их мнению, скажем, феодальную экономику

или капиталистическую экономику: феодализм «выгоден» феодалам,

значит, они его и создали и видоизменяли согласно своим интересам,

точно так же как капиталисты — капитализм. На поверку оказывается,

что все разговоры о развитии экономики «независимо от воли людей»

служат тут лишь для исключения воли части людей, а именно: экс-

плуатируемых производителей, трудящихся масс, народных низов.

Экономический материализм, отрицая, что экономика развивалась

через столкновения антагонистических материальных интересов лю-

дей и классов, тем самым оказывается на деле просто буржуазным

апологетическим учением, приписывающим господствующим, экс-

плуататорским классам творческую роль в развитии экономики. На

словах — материализм, отрицание даже участия воли, сознания в эко-

номическом развитии, на деле — чистейший идеализм, сводящий раз-

витие способа производства к интересам и воле только одного класса,

представлявшего незначительное меньшинство общества. Брентано,

Зомбарт, Макс Вебер и другие буржуазные историки хозяйства искони

отожествляли «капитализм» и «дух капитализма» с капиталистами и

духом капиталистов. Капиталисты рассматриваются ими не как один

из полюсов целого, т. е. капиталистического общества, а как олицетво-

рение всего целого; развитие капитализма — это история буржуазии.

Точно так же экономический материализм в изучении средних ве-

ков отожествляет феодализм с феодалами и их интересами. Три фор-

мы феодальной ренты — отработочная, продуктовая и денежная —

сменяли друг друга в изображении этой школы потому, что феодалы

сначала довольствовались малым, затем их

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн