Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

говорит Маркс, казалось бы, собственный интерес капи-

тала указывает на необходимость сбережения рабочей силы от снаши-

вания, подобно тому как капитал заинтересован в наименьшем снаши-

вании машины. Но это только «казалось бы». А на самом деле капитал

относится к рабочей силе совсем иначе, чем к машине. «Капитал не

спрашивает о продолжительности жизни рабочей силы. Интересует

его единственно тот максимум рабочей силы, который можно привес-

ти в движение в течение рабочего дня. Он достигает этой цели сокра-

щением жизни рабочей силы, как жадный сельский хозяин достигает

повышения доходности земли посредством, расхищения плодородия

почвы»24.

Маркс обращается к примеру североамериканских рабовладельцев.

Рабовладелец, говорит он, покупает своего рабочего так же, как он по-

купает свою лошадь. Вместе с рабом он теряет капитал, который при-

ходится возмещать новой затратой на невольничьем рынке. Но, оказы-

вается, его это нисколько не стесняет, так как из рассадников рабов в

Кентукки и Виргинии, из неисчерпаемых недр Африки всегда можно

получить новых и новых негров. По словам цитируемого Марксом ав-

тора, в этих условиях продолжительность жизни раба становится ме-

нее важной, чем его производительность в то время, пока она продол-

жается. Поэтому, продолжает этот автор, правило рабовладельческого

хозяйства тех стран, в которые ввозятся рабы, таково: самая действи-

тельная экономия заключается в том, чтобы выжать из человеческого

24 К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 271.

233

скота (human cattle) возможно большую массу труда в возможно

меньший промежуток времени. Значительная часть рабов ежегодно

прямо истребляется вследствие не только крайней грубости пищи и

непрерывного изнурительного мучительства, но и вследствие медлен-

ного истязания чрезмерным трудом и недостатком сна и отдыха.

Процитировав это, Маркс восклицает, обращаясь к английскому ка-

питализму: «Mutato nomine de te fabula narratur! (Под другим именем о

тебе рассказывается эта история!) Заменим торговлю невольниками

рабочим рынком, Кентукки и Виргинию — Ирландией и земледельче-

скими округами Англии, Шотландии и Уэльса, Африку — Германи-

ей!»25 «В общем, — продолжает Маркс далее, — опыт показывает капи-

талисту, что постоянно существует известное перенаселениехотя

перенаселение это и составляется из захиревших, быстро отживаю-

щих, вытесняющих друг — друга, так сказать, срываемых до наступле-

ния зрелости человеческих поколений»26. Капиталу в действительно-

сти вовсе нет дела до того, что он подорвет жизненную силу народа,

поглотив вслед за промышленным городским населением также и все

запасные жизненные элементы деревни. Природа капитала исключает

далекое перспективное планирование. «…Перспектива будущего вы-

рождения человечества, т. е., в конце концов, неизбежного его выми-

рания, также мало влияет на его практическую деятельность, как сооб-

ражения относительно возможности падения земли на солнце»27

.

Таким образом, по мысли Маркса, буржуа отнюдь не руководству-

ется тем объективным расчетом, который, казалось бы, должен дикто-

вать ему оплату рабочей силы по стоимости или хоть по каким-либо

рациональным соображениям ее воспроизводства. Капиталист старает-

ся платить рабочим как можно меньше. Он готов довести жизненные

условия рабочих до условий рабов и еще худших. Для него в этом

стремлении нет никакого «физического» предела, ибо минимум усло-

вий, необходимых для того, чтобы рабочий мог назавтра еще раз встать

в строй, в пределе приближается к нулю, продолжительность же

функционирования рабочей силы каждого индивида его абсолютно не

интересует. После меня хоть потоп! — вот лозунг всякого капиталиста

и всякой капиталистической нации, говорит Маркс. «Поэтому капитал

беспощаден по отношению к здоровью и жизни рабочего всюду, где

общество не принуждает его к другому отношению»28

.

Но общественной силой, способной принудить или стеснить капи-

талистов в этом отношении, может быть в конечном счете только ра-

25 К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 272. 26 Там же, стр. 274.

27 Там же, стр. 275.

28 Там же.

234

бочий класс. Даже если непосредственное вмешательство берет на се-

бя государственная власть или, скажем, более просвещенная и либе-

ральная часть самой буржуазии, объективно они делают это, каковы бы

ни были субъективные мотивы, только потому, что рабочие борются за

лучшие жизненные условия — борются поодиночке и сообща, эконо-

мически и политически, неорганизованно или организуясь в профсою-

зы и партии.

Маркс особенно полно показал это на проблеме рабочего дня.

Необходимое время или время, оплачиваемое заработной платой,

составляет только часть рабочего дня. Вся остальная часть образует

прибавочное время, а стоимость, произведенная в течение этого вре-

мени, — прибавочную стоимость. Таким образом, анализ проблемы ра-

бочего дня является самой сердцевиной всей системы «Капитала», в

частности учения о производстве абсолютной прибавочной стоимости.

Здесь мы снова не обнаруживаем ни «чисто экономического», т. е.

действующего независимо от классовой борьбы закона политической

экономии, ни совпадения данной черты производственных отношений

капитализма с волей, интересами, выгодой лишь одного класса, «носи-

теля» этих производственных отношений, — класса капиталистов. Все

эти выдумки экономического материализма ничего общего не имеют с

диалектикой «Капитала».

Что такое рабочий день? У капиталиста, по словам Маркса, свой

собственный взгляд на крайний предел рабочего дня: у капитала одно-

единственное жизненное стремление — увеличивать свою стоимость,

создавать прибавочную стоимость, впитывать своей постоянной ча-

стью, средствами производства, возможно большую массу прибавочно-

го труда. Капитал — это мертвый труд, который, как вампир, оживает

лишь тогда, когда всасывает живой труд и живет тем полнее, чем боль-

ше живого труда он поглощает. С позиции капиталиста, рабочий об-

крадывает его, потребляя на самого себя какую-то часть времени, на-

ходящегося в распоряжении капиталиста: последний ссылается на за-

кон товарного обмена; он купил рабочую силу, и, как всякий другой

покупатель, старается выручить как можно большую пользу из потре-

бительной стоимости купленного товара29.

«Но вздруг раздается голос рабочего, который до сих пор заглушал-

ся шумом и грохотом процесса производства», — продолжает Маркс.

Знаменательно, что именно рабочему Маркс приписывает защиту ра-

бочей силы от безумной растраты ее, ту защиту нормальной продол-

жительности ее существования и ее нормального развития, которую

распространенное апологетическое представление экономических ма-

териалистов приписывает «организатору» капиталистического произ-

29 См. там же, стр. 238.

235

водства — капиталисту. Однако и рабочий отнюдь не выступает у Мар-

кса в качестве представителя интересов общества и производства в це-

лом при капитализме. Рабочий тоже односторонен. Маркс вкладывает

в его уста речь, в которой он, как и капиталист, ссылается на закон об-

мена товаров, но делает противоположный вывод. Тебе, как покупате-

лю, принадлежит потребление моей дневной рабочей силы, говорит

этот собирательный рабочий, обращаясь к капиталисту. Но при помо-

щи той цены, за которую я каждый день продаю ее, я должен еже-

дневно воспроизводить ее, чтобы потом снова продать. Безмерным уд-

линением рабочего дня ты можешь в один день привести в движение

большее количество моей рабочей силы, чем я мог бы восстановить в

три дня… таким образом ты крадешь у меня ежедневно 2/3 стоимости

моего товара. Ты оплачиваешь мне однодневную рабочую силу, хотя

потребляешь трехдневную. Это противно нашему договору и закону

обмена товаров. Я требую нормального рабочего дня, потому что, как

всякий другой продавец, я требую стоимости моего товара30

.

Мы находимся у важнейшего логического рубежа в развитии идей

«Капитала». С того момента, как законы обмена товаров рассматрива-

ются применительно к такому обществу, где налицо система наемного

труда, возникает антиномия, неразрешимая в узко «экономической»,

т. е. рыночной плоскости. Как мы видим, и продавец, и покупатель по

праву обвиняют друг друга в краже. Оба с полным основанием опира-

ются на закон обмена товаров в своих взаимно исключающих требова-

ниях. «Следовательно, — пишет Маркс, — здесь получается антиномия,

право противопоставляется праву, причем оба они в равной мере санк-

ционируются законом обмена товаров. При столкновении двух равных

прав решение принадлежит силе. Таким образом, в истории капитали-

стического производства нормирование рабочего дня выступает как

борьба за пределы рабочего дня — борьба между совокупным капита-

листом, т. е. классом капиталистов, и совокупным рабочим, т. е. рабо-

чим классом»31.

Какое фиаско экономического материализма, согласно которому

условием складывания капитализма «по Марксу» является лишь ры-

ночная конкуренция, открывающая простор закону стоимости! Оказы-

вается, для перехода от законов товарного обращения к законам капи-

тализма политическая экономия должна апеллировать к такому ком-

поненту экономической жизни, как классовая борьба. Классовая борь-

ба выступает как необходимое условие капиталистического способа

производства: если рабочий класс обнаруживает неспособность к со-

противлению, класс капиталистов не только неограниченно сокращает

30 См. К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 239. 31 Там же, стр. 240.

236

заработную плату, но и неограниченно увеличивает рабочий день, де-

лая невозможным воспроизводство рабочей силы, а тем самым — и все

капиталистическое воспроизводство.

На вопрос: как велико то время, в продолжении которого капитал

может потреблять купленную им рабочую силу, капитал, по словам

Маркса, отвечает: рабочий день насчитывает полные 24 часа в сутки.

«…При своем безграничном слепом стремлении, при своей волчьей

жадности к прибавочному труду капитал опрокидывает не только мо-

ральные, но и чисто физические максимальные пределы рабочего

дня»32. Но в этом слепом стремлении капитал наталкивается на проти-

водействие рабочих. «Установление нормального рабочего дня явилось

результатом многовековой борьбы между капиталистом и рабочим», —

говорит Маркс33

.

С помощью немногих ярких примеров Маркс обрисовал контуры

истории этой борьбы в Англии, Америке, Франции.

В течение ряда столетий, с XIV в., в Англии нанимателям рабочей

силы удавалось с помощью государственного законодательства (так

называемых рабочих статутов) шаг за шагом насильственно удлинять

рабочий день. Но еще в продолжение «большей части XVIII в., до эпо-

хи машинного производства, капиталу, говорит Маркс, не удавалось

захватить всю неделю рабочего, хотя рабочий день был уже раздвинут

за нормальные максимальные пределы до двенадцатичасового дня. Со

времени же возникновения крупной промышленности в последней

трети XVIII в. «начинается стремительное… опрокидывающее все пре-

грады движение в этой области. Всякие пределы, которые ставятся

нравами и природой, возрастом и полом, сменою дня и ночи, были раз-

рушены… Капитал справлял свои оргии».

«Как только рабочий класс, оглушенный грохотом производства, до

некоторой степени пришел в себя, он начал оказывать сопротивление,

и прежде всего на родине крупной промышленности, в Англии»34. Сна-

чала его сопротивление было малоуспешным, уступки, которых он до-

бивался, были чисто номинальными. Только со времени фабричного

акта 1833 г., говорит Маркс, распространяющегося на хлопчатобумаж-

ные, шерстяные, льняные и шелковые фабрики, берет свое начало нор-

мальный рабочий день для современной промышленности. Затем сле-

дуют законы 1844, 1845 и 1847 гг.; последний устанавливал десятича-

совой рабочий день.

Благодаря чему удавалось рабочим достигать этих уступок? Благо-

даря переходу от борьбы в одиночку к борьбе сплоченной массой, от

32 Там же, стр. 270.

33 Там же, стр. 276.

34 Там же, стр. 284.

237

индивидуального сопротивления стремлению капитала «безгранично и

беспощадно удлинять рабочий день» — к сопротивлению классовому.

По словам Маркса, «изолированный рабочий, рабочий как «свобод-

ный» продавец своей рабочей силы, на известной ступени созревания

капиталистического производства не в состоянии оказать какого бы то

ни было сопротивления. Поэтому установление нормального рабочего

дня является продуктом продолжительной, более или менее скрытой

гражданской войны между классом капиталистов и рабочим

кл

а двенадцати- и пятнадцатичасовое распо-

ряж

о классовый антагонизм достиг невероятной степени

на

вом до-

по

1866 г., когда были на-

пи

ассом»35.

В 1848 г., в тот момент, когда эта война стала перерастать из скры-

той в открытую политическую войну классов, из сопротивления — в

наступление рабочего класса, сплотившаяся буржуазия ответила раз-

громом рабочего движения и в Англии, и на континенте. Выше мы уже

цитировали бичующие слова Маркса, характеризующие этот «бунт в

защиту рабства». Если во время агитации за десятичасовой рабочий

день, говорит Маркс, фабриканты кричали, что рабочий сброд подает

петиции в надежде получать за десятичасовой рабочий день двенадца-

тичасовую заработную плату, то теперь, во время, «двухгодичного бун-

та капитала» 1848–1850 гг., они перевернули медаль и платили десяти-

часовую заработную плату з

ение

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн