гражданской войны, мы,
колониальные политики, должны завладеть новыми землями… Если вы
не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами». Как
дополнение к Сесилю Родсу Ленин цитирует француза Валя, призы-
вающего к колониальным захватам, «чтобы не произошло взрыва внут-
ри», поскольку в странах Европы скопляются «нетерпение, раздраже-
ние, ненависть, угрожающие общественному спокойствию»60. Конеч-
но, это нимало не исключает роли рыночной конкуренции в образова-
нии монополий и борьбе за колониальные рынки. Но буржуазный эко-
номист видит только одну эту сторону экономики — конкуренцию,
концентрацию, монополию, — тогда как марксист видит все экономи-
ческое целое, пронизанное классовым антагонизмом; он, например, не
упустит из виду, что рабочее движение концентрировалось по отрас-
лям производства исторически раньше, чем концентрировался капитал,
и что поэтому образование капиталистических монополий имело так-
же
—
ств
азвитый и бессиль-
ны
функцией лишить рабочих такого преимущества в борьбе.
Словом, в марксистской теории нет места противопоставлению
«экономики» — «классам и классовой борьбе». Классовая борьба — не
надстройка. Она принадлежит, прежде всего, экономике, базису. Но,
конечно, конкретный ход классовой борьбы зависит в огромной степе-
ни и от надстройки, являющейся в классово антагонистическом обще
е по преимуществу системой средств и органов классовой борьбы.
Совершенно очевидно, что мы должны рассуждать подобным же
образом и в том случае, если речь пойдет не о капитализме, а о феода-
лизме. Политическая экономия феодализма рассматривает основные
понятия, категории и законы феодальной системы производственных
отношений. Так же, как и политическая экономия капитализма, она не
смогла бы научно выполнить своей задачи, если бы отвлекалась от уче-
ния исторического материализма о классовой борьбе, хотя конкретные
формы классовой борьбы и исторического действия народных масс в
феодальном обществе носят неизмеримо более нер
й характер, чем в капиталистическом обществе.
Конечно, всякая мало-мальски развитая классовая борьба есть в той
или иной мере борьба и политическая и идеологическая, т. е. касается
вопроса о надстройке. Но классовая борьба не ограничивается над-
стройкой. Она касается вопроса о базисе и прежде всего о базисе.
Классовая борьба порождается антагонистическим характером произ-
водственных отношений, но она — и не одна лишь надстройка, и не
60 В. И. Ленин. Империализм, как высшая стадия капитализма. — Полн. собр. соч., т. 27,
стр. 376 и 382.
249
один лишь базис, она является той борьбой противоположностей, в
форме которой во всяком антагонистическом классовом обществе
осуществляется развитие и базиса, и надстройки. С точки зрения диа-
лектики борьба противоположностей — не «следствие» развития, а
внутренний закон самого развития. Развитие антагонистического спо-
соба производства и классовая борьба — это единый, неразрывный
процесс, в котором движение способа производства представляет со-
бой основу классовой борьбы и невозможно без классовой борьбы. Ес-
ли бы экономика общества не носила классово антагонистического ха-
рактера, не было бы никакой классовой борьбы; но раз сущностью
экономического строя служила та или иная форма отделения произво-
дителя от средств производства, та или иная форма эксплуатации,
классового антагонизма, то всякое развитие общества, всякое движе-
ние вперед осуществлялось не иначе, как через посредство скрытой
или открытой классовой борьбы, через посредство хотя бы неразвитых
сто
эксплуатируемыми, подчиненными и господ-
ств
лкновений антагонистических, враждебных интересов.
Для того и нужно изучать политическую экономию любого такого
общественного строя, чтобы при всей пестроте хозяйственных и соци-
альных явлений вскрыть основной классовый антагонизм этого обще-
ства и тем самым экономически объяснить и обосновать закон, сфор-
мулированный в «Коммунистическом Манифесте»: «История всех до
сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Эн-
гельс, комментируя это положение в предисловии к третьему немец-
кому изданию «Коммунистического Манифеста», излагал его не как
два разных закона, а как единый закон, как цельную единую мысль, что
основой истории является развитие производства и экономики обще-
ства, и поэтому история была историей классовой борьбы, борьбы ме-
жду эксплуататорами и
ующими классами61.
Подведем итоги возражениям, которые противопоставляются из-
ложенным выше взглядам с позиций «экономического материализма».
В экономических трудах классиков марксизма экономическое развитие
общества якобы рассматривается независимо, отдельно от вопросов
классовой борьбы. Следовательно, боролись ли трудящиеся против
эксплуатации или нет, это не имеет прямого отношения к вопросу о
действии экономических законов, открытых и исследованных Мар-
ксом, Энгельсом и Лениным. Для понимания же действия этих законов
в развитии общества якобы вполне достаточно учитывать рост произ-
водительных сил и тот факт, что вытекающая отсюда рано или поздно
потребность в новых производственных отношениях приводила к по-
61 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. — Сочинения, т. 4,
стр. 424.
250
явлению нового класса, которому эти новые производственные отно-
шения были выгодны, который был носителем этих новых производст-
вен
ей истории
мо
ались благодаря
этому режиму антагонизма классов», — писал Маркс63
.
3. За тва
ных отношений.
Отсюда вытекает, что задача всех прошлых революций в истории
состояла главным образом в низвержении старой политической над-
стройки, в приходе к власти этого класса — носителя новых производ-
ственных отношений. Борьба же народных масс могла содействовать
(или, подчас, мешать) выполнению им данной задачи. Борьба народных
масс, следовательно, до социалистической революции во вс
гла иметь отношение к судьбе надстройки, но не базиса.
Примерно такое истолкование марксизма дается экономическим
материализмом62. Исторический материализм, напротив, не допускает
рассмотрения каких-либо существенных процессов в древней, средне-
вековой и новой истории вне борьбы классов, вне конкретных прояв-
лений того экономического антагонизма классов, который составляет
глубочайшую черту, «сокровенную сущность», по выражению Маркса,
всей системы производственных отношений рабовладельческого, фео-
дального и капиталистического строя. Классовый антагонизм прони-
зывает собою всю жизнь этих обществ. «Без антагонизма нет прогрес-
са. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней.
До настоящего времени производительные силы развив
дача изучения базиса и надстройки феодального общес
под углом зрения воздействия борьбы народных масс
Уже из сказанного выше видно, что классовая борьба не могла иг-
рать одинаково большую роль как компонент экономической жизни в
разных классово антагонистических формациях. При капиталистиче-
ском способе производства вне борьбы пролетариата немыслим сам
основной экономический закон, и прекращение этой борьбы было бы
равносильно возвращению общества к рабству; при рабстве экономи-
ческая роль сопротивления непосредственных производителей экс-
плуатации, напротив, сравнительно с капитализмом очень мала. Фео-
дальный способ производства находится, так сказать, на полпути меж-
ду этими двумя полюсами. При феодализме участие классовой борьбы
в экономической жизни, в оформлении производственных отношений,
в реализации экономических законов неизмеримо выше, чем при рабо-
владельческом способе производства, но неизмеримо ниже, чем при
62 Подробнее об экономическом материализме см. часть I, гл. V, раздел 3. 63 К. Маркс. Нищета философии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 4, стр. 96.
251
капиталистическом. В этом проявляется возрастание роли народных
ма
ледствия для целых отраслей производства
в м
вен
сс в истории.
Как отмечалось выше, сам характер феодального производства —
распыленность непосредственных производителей по мелким полуса-
мостоятельным индивидуальным хозяйствам — затруднял и ограничи-
вал сплочение трудящихся в их борьбе против феодалов. Объективные
и субъективные возможности сопротивления эксплуатации со стороны
народных трудящихся масс при феодализме не идут ни в какое сравне-
ние с возможностями масс наемных рабочих при капитализме. Не мо-
жет быть даже речи о том, чтобы поставить на одну доску крестьян-
ское движение феодальной эпохи и рабочее движение капиталистиче-
ской эпохи. Между ними целая качественная пропасть. Крайне низкая
общественная эффективность любых форм крестьянского сопротив-
ления феодальному гнету становится очевидной при сопоставлении их
даже с такими «зачаточными» формами классовой борьбы пролетариа-
та, как экономические стачки и забастовки, дающими все же во мно-
жестве случаев прямые пос
асштабах целой страны.
Экономика феодализма во многих отношениях ближе к рабству,
чем к капитализму. Так, она немыслима без тех или иных проявлений
внеэкономической зависимости, т. е. без той или иной степени собст-
ности господствующего класса на работников производства.
Но в то же время экономика феодализма многими прогрессивными
чертами отличается от рабовладельческой экономики. Так, для нее ха-
рактерна лишь неполная собственность на работников производства,
ее основой служит уже экономическая зависимость трудящихся от
собственников главного средства производства, земли. Вообще, вся со-
вокупность экономических отношений и, соответственно, экономиче-
ских категорий и законов феодализма может быть в известном смысле
охарактеризована теми признаками, которые ставят ее как бы этажом
выше рабовладельческого способа производства. И все это, можно ска-
зать, подперто классовой борьбой феодально-зависимых трудящихся
масс. Приписываем ли мы тем самым этим массам роль силы, утвер-
ждавшей феодализм? Нет, если их борьба что-либо и утверждала, то не
феодальную эксплуатацию, а лишь совершившееся при переходе к
феодализму хотя бы неполное освобождение трудящегося по сравне-
нию с положением рабов. В основном же смысл их борьбы состоял не
в утверждении, а в отрицании, — это была антифеодальная борьба, это
было отрицание феодализма. Однако феодализм немыслим без этого
постоянно действующего внутри него отрицания. Правда, оно беско-
нечно неразвитее, несравнимо беспомощнее, чем то отрицание, кото-
рое, как было показано выше, постоянно действует внутри капитализ-
ма. И все же нет и феодализма, если нет неустанно проявляющейся в
252
его недрах, гораздо более высокой, чем в рабовладельческом обществе,
борьбы трудящихся против эксплуатации, как нет феодализма, если
нет и неустанной борьбы господствующего класса за утверждение
экс
формы феодальной ренты
к г
спыленность отража-
ет
плуатации.
Если при капитализме осью, вокруг которой разыгрывается вся эта
борьба, является прибавочная стоимость, то при феодализме такой
осью служит феодальная рента. Основной экономический закон фео-
дализма, закон феодальной ренты, реализуется только в борьбе. В борь-
бе за степень владельческих прав на землю, а также за ту или иную
степень собственности феодалов на работника производства, оформ-
ляется коренное производственное отношение феодализма — отноше-
ние феодала-землевладельца и зависимого крестьянина. В борьбе за
уровень жизни крестьян и ремесленников и за объем их повинностей
определяется то или иное разделение всего совокупного общественно-
го труда на необходимый труд и прибавочный труд (ренту). В ожесто-
ченной борьбе противоположных интересов совершается и движение
феодальной экономики от господства одной
осподству другой, более высокой формы.
Только, в отличие от капитализма, где борьба сосредоточена на
сравнительно немногих решающих экономических вопросах — право
отказа от работы, заработная плата, рабочий день, — при феодализме
она распылена на несчетное множество детальных, то крупных, то
мелких пунктов. Борьба идет из-за отдельных прав владения и пользо-
вания: пашней, лугом, рекой, дорогой, мостом, валежником в лесу, же-
лудями в лесу, дичью в лесу, травой в лесу; из-за права переселения,
отходничества, заключения браков, подчинения суду и администрации
землевладельца или иной инстанции по такому-то, такому-то и такому-
то вопросу по отдельности; из-за прав наследования, продажи, покуп-
ки, заклада различнейших видов имущества по отдельности; из-за ог-
ромного множества повинностей — барщин, продуктовых оброков, де-
нежных оброков, судебных штрафов, государственных налогов, цер-
ковных поборов, словом, повинностей, видоизменяющихся до беско-
нечности по объектам обложения, по поводам взимания, по формам
отработки и уплаты; из-за различных хозяйственных монополий фео-
далов (на мельницы, прессы, охоту, голубятни и т. д.) или трудящихся
(цехи); из-за максимальных или минимальных цен на разные товары по
отдельности, из-за рыночных, мостовых и других торговых сборов, из-
за нормы процента по ссудам, из-за установления и изменения мер, ве-
сов, монет. Одним словом, борьба идет вокруг каждого элемента, из
которых складывается сложная мозаика хозяйственной жизни деревни
и города в феодальном обществе. Ясно, что эта ра
слабость противостоявшего феодалам фронта.
Точно так же показателем слабости этого фронта является и тот
253
факт, что на протяжении всей феодальной эпохи рецидивы и остатки
рабовладельческих отношений гораздо обильнее, чем при капитализме.
Мы видели, что при капитализме всякое временное поражение рабоче-
го класса подводит общество к грани возрождения рабства. Но все же
это лишь грань, лишь крайняя точка размаха маятника. Между тем фео-
дальная эпоха буквально наполнена обломками рабства и целыми пе-
риодами его оживления. Так, на Руси «холопы», т. е. рабы,