Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

То

х наук.

Ленин в работе «Карл Маркс» писал, что коренным недостатком

немарксистской историографии является ее неумение и нежелание ох-

ватить «как раз действие масс населения»72. Вопрос о трудящихся мас-

сах и движениях этих масс и является «краеуго

ки зрения в историографии средних веков.

Если первая, дворянская, точка зрения указывала смысл изучения

72 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 57.

263

истории в извлечении моральных и политических уроков и подходила

к прошлому только с оценочными суждениями, то вторая, буржуазная,

точка зрения по видимости отказалась от этого и внесла в изучение ис-

тории видимость объективности. Однако на самом деле это было в зна-

чительной степени не объективностью, а объективизмом, — тончайшей

маскировкой оценочного и субъективного подхода к истории: видя в

многовековом процессе не что иное, в конечном счете, как процесс

укрепления и возвышения буржуазии, историки выступали в роли апо-

логетов этого «прогресса» и, следовательно, этого класса. Напротив,

историки, стоящие на третьей точке зрения, открыто заявляющие, что

они рассматривают историю не с надклассовой позиции, а с позиции

трудящихся эксплуатируемых классов, ни в малой мере при этом не

подменяют анализа объективных законов истории оценочными сужде-

ниями. Для них изучение роли народных масс не ограничивается выяв-

лением только положительного, прогрессивного воздействия масс на

исторические события. С неменьшим вниманием они изучают и те чер-

ты сознания и действий народных масс, которые делали возможным в

прошлом и застой, и реакционные попятные движения, — важно толь-

ко понять, что и реакционные исторические явления могли осущест-

виться лишь постольку, поскольку реакционным силам удавалось отра-

вить сознание масс или воспользоваться в своих нуждах неразвито-

стью этого сознания. Говоря о феодальной эпохе, историки-марксисты

особенно далеки от стремления петь некритические дифирамбы тру-

дящимся и их борьбе: исторический интерес пролетариата скорее тре-

бует самого строгого выявления тех объективных причин, которые по-

рождали и порождают слабости крестьянского движения, которые

объясняют его срывы, падения и поражения всюду, где оно выступает

не под руководством пролетариата. Не «народопоклонничество», не

сладенькое «народолюбие» характеризует третью точку зрения, а при-

знание определяющего значения труда и борьбы народных масс для

всех сколько-нибудь важных исторических процессов и событий.

Итак, третья точка зрения нимало не прикрашивает стихийную,

слепую борьбу народных масс в феодальном обществе. Она вместе с

тем не сбрасывает со счета ни дворянства, ни буржуазии. Она указыва-

ет на гегемонию буржуазии в антифеодальных революциях. Она вовсе

не отрицает каких-либо фактов инициативы, исходившей от господ-

ствующих верхов, или наступления эксплуататорского меньшинства

на эксплуатируемое большинство. Но она видит наступление и со сто-

роны народных масс, которого не существовало в глазах дворянской и

буржуазной концепций. Более того, она находит в этом, то глухом и

упорном, то открыто революционном сопротивлении народных масс

эксплуатации самый коренной, самый глубокий фактор, определявший

в конечном счете возможность или невозможность тех или иных дей-

264

ствий любых других классов и политических сил. Но она подчеркивает

и противоположность между ролью пролетариата в новое время и ро-

лью крестьянско-плебейской массы в средние века: только борьба про-

летариата во главе всех трудящихся завершается подлинной победой,

борьба же крестьян и плебеев в феодальную эпоху воздействовала на

ход истории гораздо более косвенно, не уничтожая эксплуататорских

классов, а лишь детерминируя их действия, их взаимоотношения, их

политическую и идейную эволюцию, приводя, в лучшем случае, лишь

к с

лины. Нужно и теоретическое цементирование

тог

бщества, достаточно накрепко за-

по

уазными историками антагонизма буржуазного и

фе

мене формы эксплуатации.

Этот третий этап в медиевистике еще далеко нельзя считать завер-

шенным. Через работы советских историков лейтмотивом прошла

именно в корне отличающая их от буржуазных историков тема о дви-

жениях народных масс в прошлом. Но нужны еще сотни этих исследо-

ваний исторической це

о, что уже создано.

Чтобы усвоить, какое же место и какую роль отводит марксизм

буржуазии в истории феодального о

мнить два положения.

Во-первых, зачатки капиталистического производства, следователь-

но, и буржуазия как класс, хотя бы зачаточный, появляются на все-

мирно-исторической сцене лишь с XVI в., т. е. лишь в самом конце

средневековья. Слабые зародыши капитализма, наблюдаемые в XIV и

XV вв. в очень немногочисленных приморских районах и городах За-

падной Европы, носили еще характер исключений, были нестойки и ни

в какой мере не определяют в целом лицо этих столетий73. С XVI в.

можно говорить о начале капиталистической эры — не в смысле гос-

подства, а еще только в смысле зарождения мало-мальски стойких

элементов капитализма в недрах феодализма в виде капиталистической

мануфактуры. Таким образом, только с XVI в. (с оговоренными не-

большими исключениями) и можно говорить о буржуазии как эконо-

мическом классе. До этого времени ни «горожане» (хотя французский

термин «буржуа» и значил некогда просто «горожанин»), ни торговля,

ни товарность крестьянского, ремесленного, помещичьего хозяйст-

ва, — ничто это не рассматривается марксизмом хотя бы как предтечи

и зачатки капитализма. Марксизм отвергает проецирование «зароды-

шей» капитализма в глубь средневековья. А следовательно, в рамках

значительной, основной части средневековья нет места вообще для

вымышленного бурж

одального начал.

Во-вторых, в последней, заключительной фазе развития феодально-

73 В. И. Рутенбург. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. Флорентийские

кампании XIV в. М.–Л., 1951.

265

го общества буржуазия играла видную антифеодальную роль, но край-

не противоречиво. Известно, что XVI–XVIII вв. в Западной Европе, а в

странах Азии и более поздние столетия, являются временем восходя-

щего развития буржуазии, когда она действовала еще в условиях гос-

подства феодальных отношений или при их значительных пережитках.

Маркс писал: «В истории буржуазии мы должны различать две фазы: в

первой фазе она складывается в класс в условиях господства феода-

лизма и абсолютной монархии; во второй, уже сложившись в класс,

она ниспровергает феодализм и монархию, чтобы из старого общества

создать общество буржуазное. Первая из этих фаз была более длитель-

ной и потребовала наибольших усилий»74. Именно преимущественно в

течение этой первой фазы буржуазия созревала как сила, все более

враждебная феодализму и все более революционная, хотя прогрессив-

ность ее проявлялась известное время и после победы. «Нельзя быть

марксистом, — писал В. И. Ленин, — не питая глубочайшего уважения

к великим буржуазным революционерам, которые имели всемирно-ис-

торическое право говорить от имени буржуазных «отечеств», подни-

мавших десятки миллионов новых наций к цивилизованной жизни в

бо

ми-

рят

рьбе с феодализмом»75

.

Но значит ли это, что в течение первой фазы, во времена своей ре-

волюционности и демократичности, буржуазия не была тем, чем пока-

зал ее Маркс, анализируя буржуазию вообще, как олицетворение капи-

тала? Мы видели, что капиталист по своей глубочайшей сути, посколь-

ку он противостоит наемному рабочему (а если он не противостоит

наемному рабочему — не может быть речи о капитализме, о буржуазии

в собственном смысле), представляет лишь весьма одностороннюю си-

лу капиталистического производства и сползает вспять всюду, где его

не стесняют наемные рабочие. Выполняли ли капиталисты эту одно-

бокую функцию и в экономическом механизме мануфактурного пе-

риода? Безусловно, да. Следовательно, буржуазия первой фазы не была

свободной от противоречий, носительницей только прогрессивного и

революционного начала. Она была в то время противоречивее, чем ко-

гда-либо. Она должна была совмещать в себе несовместимое, при

ь в себе, в своей политике и идеологии, вопиющие антиномии.

Чтобы сокрушить феодализм и завоевать власть, буржуазия должна

была идти вместе с народными массами. Неумолимая логика ее поло-

жения объективно требовала от нее этого. Она должна была искренне,

бескорыстно, вдохновенно дружить с народом, должна была завоевать

право говорить от его имени и руководить им в его антифеодальной

борьбе. И в то же время она была буржуазией: тем вампиром, питаю-

74 К. Маркс. Нищета философии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 4, стр. 183. 75 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 226.

266

267

дой, восходящей

бу

далов, на-

зойливо выпячиваемого буржуазной исторической мыслью.

щимся народной кровью и во всем враждебным интересам трудящихся,

какой показал ее нам Маркс. Поистине, фигура моло

ржуазии — не идиллическая, а трагическая фигура.

Отсюда видно, что роль буржуазии в антифеодальной борьбе в по-

следний период феодальной эпохи должна рассматриваться после то-

го, как изучена и понята антифеодальная борьба народных масс. Бур-

жуазия была революционна и прогрессивна тем, что она шла с наро-

дом. Ее антагонизм к феодальному строю как бы наложен на антаго-

низм к этому строю со стороны народа, трудящихся масс. Следова-

тельно, мы можем, не пугаясь обвинений в схематизме, рассматривать

этот последний антагонизм как коренной, глубочайший и изучать его в

известной мере отдельно от антагонизма буржуазии и фео

ГЛАВА ВТОРАЯ

Сопротивление трудящихся масс эксплуатации

при феодализме

1. Формы крестьянской борьбы

против феодальной эксплуатации

Из сказанного в предыдущей главе вытекает, что исторический ма-

териализм обращается к изучению классовой борьбы отнюдь не только

когда дело идет о переходе от одного способа производства к другому.

Конечно, роль классовой борьбы в эти переломные революционные

моменты всемирной истории особенно велика и очевидна. Но и в эпо-

хи «мирного» развития того или иного антагонистического способа

производства без изучения классовой борьбы невозможно объяснить

его движения, его внутренних стадий и переходов, как и невозможно

объяснить надстройку, характерную для данной общественно-эконо-

мической формации, и изменений этой надстройки.

Экономический базис феодального общества имел антагонистиче-

ский характер. Непосредственные производители, являвшиеся важ-

нейшим элементом производительных сил, трудились и производили в

таких производственных отношениях, которые неумолимо порождали

их борьбу против эксплуататоров. Основной производящий класс фео-

дального общества, крестьянство, был не только страдающим, но и бо-

рющимся классом. Поэтому классовая борьба между эксплуататорами

и эксплуатируемыми составляла главную характерную черту феодаль-

ного строя.

Буржуазно-либеральная историография, как известно, много и весь-

ма учено занималась экономическим бытом, юридическим положени-

ем, имущественной дифференциацией народных масс в разные исто-

рические эпохи и даже провозглашала «историю состояний» задачей,

более достойной подлинной науки, чем «история событий». Сколько

написано, например, немецкими историками о средневековой деревне

и средневековом городе, о положении разных категорий крестьян и

цеховых ремесленников! Многие крупнейшие русские буржуазные ис-

торики, — не только те, которые занимались историей России, но и те,

268

которые занимались историей Запада, — Виноградов, Кареев, Ковалев-

ский, Лучицкий, Савян, Петрушевский и др., — изучали именно исто-

рию крестьянства, ремесленников, рабочего класса. Это дает право

считать их относительно передовыми учеными, но еще не дает права

признать их исследования той подлинной наукой о феодальном обще-

стве, создать которую стремится марксистско-ленинская историогра-

фия. Чтобы быть действительно наукой, историческая наука, очевид-

но, должна не просто с большей или меньшей правильностью описы-

вать положение трудящихся масс, но и объяснить всю историю, исхо-

дя из истории трудящихся масс. А для этого недостаточно видеть в на-

роде производителя материальных благ, но надо видеть в нем и борца

против угнетателей. Только если брать то и другое в единстве, народ,

трудящаяся масса предстанет как подлинный творец истории.

Иными словами, трудящийся народ представляет творческую, ак-

тивную часть феодального общества не только как основная произво-

дительная сила, противостоящая природе, но и как сила, борющаяся,

противостоящая эксплуатирующим классам. Заняться историей произ-

водительных материальных благ — значит заняться не только хозяйст-

венной, производственной историей в узком смысле, не только соци-

ально-правовым положением трудящихся, но и борьбой эксплуатируе-

мых с эксплуататорами и под этим углом зрения — вообще всей соци-

альной, политической и культурной жизнью феодального общества,

поскольку вся она была ареной борьбы классов.

В какой бы форме не выступала феодальная эксплуатация (фео-

дальная рента), она была экономической причиной той классовой

борьбы, которая наполняет всю историю феодального общества. Из

факта эксплуатации с необходимостью вытекало сопротивление экс-

плуатации. Поэтому «революционная оппозиция феодализму, — по

словам Энгельса, — проходит через все средневековье»1

; «в средние

века борьба свободного крестьянства против все более и более опуты-

вающего

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн