Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

его феодального господства сливается (исторически. — Б. П.)

с борьбой крепостных и зависимых крестьян за полное уничтожение

феодального гнета», — подобно тому, поясняет Энгельс, как коммуни-

стические намеки, появляющиеся в ранних плебейских движениях,

постепенно сливаются «с современным пролетарским движением»2

.

Но если борьба крестьян против землевладельцев-феодалов шла на

протяжении всей феодальной эпохи, то интенсивность, характер, фор-

мы этой борьбы были различны на разных этапах. Борьба классов ста-

новилась все более острой вместе с развитием феодального способа

1 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,

т. 7, стр. 361. 2

Там же, стр. 364.

269

производства. Особенно резко усилилась феодальная эксплуатация в

период развития городов, товарных связей между городом и деревней,

денежной ренты. В этот период и классовая борьба приобрела особен-

ную остроту. Борьба крестьянства сливалась теперь с движением го-

родских низов.

Еще более острой стала борьба двух основных классов феодального

общества, крестьян и феодалов, когда в недрах этого общества заро-

дился новый капиталистический уклад. Возникновение мануфактуры

знаменовало складывание новых производительных сил и новых про-

изводственных отношений. Противоречия феодализма обострились до

крайности. Крестьянско-плебейские движения, расшатывавшие феода-

лизм, теперь могли быть использованы и действительно использова-

лись буржуазией для захвата власти и замены феодальной эксплуата-

ции — капиталистической.

Социал-демократы, меньшевики всех оттенков утверждали, что

только на этом последнем этапе, в качестве резерва революционной

буржуазии, бунтующее крестьянство играло хоть какую-то прогрес-

сивную роль. Во все предшествовавшее время и вне союза с буржуази-

ей оно якобы играло только реакционную роль, тянуло общество куда-

то вспять, к патриархальщине. Историки-большевики, в противопо-

ложность меньшевикам, крестьянские революционные движения и да-

лекого прошлого не расценивали как нечто вредное для исторического

процесса. Большевики всегда интересовались такими историческими

личностями, как Болотников, Разин, Пугачев и др. Они видели в вы-

ступлениях этих людей отражение стихийного возмущения угнетен-

ных классов, стихийного восстания крестьянства против феодального

гнета. Изучение подобных восстаний крестьянства всегда представля-

ло интерес для историков-марксистов. Однако историки-большевики

всегда указывали также, что эти крестьянские восстания далекого

прошлого принуждены были оставаться стихийными, слепыми и тер-

петь поражения, поскольку на исторической сцене не было рабочего

класса, способного их возглавить.

Школа М. Н. Покровского свела весь вопрос о крестьянских анти-

феодальных движениях к их оценке: пролетариат-де относится к ним

положительно, сочувственно, ибо он видит в них исторический прооб-

раз своего нынешнего союзника. «Надо изучать историю крестьянских

движений», — справедливо провозглашала эта школа, но с какой науч-

ной целью надо их изучать — объяснить не могла. Тем самым она заве-

ла весь вопрос в тупик: крестьянскими движениями занимались как ка-

кой-то самоцелью, а не для объяснения совокупного исторического

процесса. Отсюдавнимание исключительно только к крупным кре-

стьянским революционным бурям, к драматическим крестьянским вой-

нам, и полное пренебрежение к менее эффектным, повседневным,

270

будничным формам крестьянской борьбы, хотя они в реальном ходе

истории играли очень большую роль.

Как видим, во многих случаях вопрос сводился к тому, хороши или

плохи крестьянские восстания. Но задача исторической науки отнюдь

не сводится к вынесению похвал или порицаний. Она, как и всякая

наука, прежде всего изучает объективные связи фактов, объясняет,

ищет закономерности. Поэтому историческую науку не может и в во-

просе о крестьянских антифеодальных движениях удовлетворить субъ-

ективная сторона дела, будь то субъективные симпатии историка или

даже субъективные цели самих крестьянских идеологов.

Изменим коренным образом традиционную постановку вопроса о

роли средневековых крестьянских движений. Перенесем центр тяже-

сти с вопроса: что было бы, если бы они победили, на вопрос: каково

было их не гадательное, а действительное историческое место? В са-

мом деле, вопрос: что было бы, если бы крестьянское восстание побе-

дило, — в сущности пустой вопрос. Наука точно знает, что как тако-

вое, как чисто крестьянское антифеодальное восстание оно и не может

победить. Следовательно, ставя вопрос, уже молча допускают какие-то

дополнительные факторы, обеспечившие победу восстания, — а в та-

ком случае и вопроса нет: раз мы предполагаем феодальное общество

на такой ступени, когда крестьянское восстание может победить, зна-

чит речь идет о буржуазной революции, о победе капитализма, или о

победе крестьянства над пережитками феодализма под гегемонией

пролетариата. Если же условий для этого не было, не могло быть и по-

беды; значит, бессмысленно спорить, к чему привела бы она общество.

Иное дело — изучение реально имевших место в истории форм кресть-

янского сопротивления феодальной эксплуатации и реальных воздей-

ствий, которые они оказывали на историческое движение феодального

общества.

Подчас думают, что вопрос о классовой борьбе в феодальном обще-

стве сводится к вопросу о крестьянских восстаниях.

Такое представление обедняет всю проблему. Исходя из него, дей-

ствительно трудно научно объяснить разные стороны феодальной ис-

тории. Восстания были не очень часты, они выглядят скорее как эпи-

зоды, как исключение, а не как правило, — если оторвать их от других

средств, видов, форм крестьянского сопротивления феодальной экс-

плуатации.

Но разве вопрос о классовой борьбе в капиталистическом обществе

сводится к вопросу о восстаниях?

Классики марксизма-ленинизма, и в особенности Ленин, подробно

разработали вопрос о формах классовой борьбы пролетариата. Остано-

вимся кратко на ленинской постановке этого вопроса, — это поможет

нам затем перейти и к формам классовой борьбы крестьянства. Рабочее

271

движениенечто совершенно иное, чем крестьянское движение, но

на его примере можно уяснить, как вообще теоретически правильно

следует ставить вопросы классовой борьбы.

Ленин говорит об огромном многообразии форм сопротивления ра-

бочих капиталистической эксплуатации, о целой цепи их, начинаю-

щейся со стихийного «отпора» отдельных рабочих капиталистам, ко-

торый «вытекает из самих условий жизни — продажи рабочей силы»,

через стихийные бунты, далее через объединение сил рабочих одной

фабрики, затем — одной профессии для стачечной борьбы, — до поли-

тической борьбы, до внесения социалистического сознания, до рево-

люционной борьбы за свержение власти капиталистов. Ленин в статье

«О формах рабочего движения» говорит о сплетении разнообразных

форм рабочей борьбы в живой действительности: «Марксистская так-

тика состоит в соединении различных приемов борьбы, в умелом пе-

реходе от одного к другому, в неуклонном повышении сознания масс и

широты их коллективных действий, из которых каждое в отдельности

бывает то наступательным, то оборонительным, а все вместе ведут к

все более глубокому и решительному конфликту»3

.

Ленин различал оборонительные и наступательные, стихийные и

сознательные формы рабочего движения. Он различал разные ступени

в развитии стихийной коллективной борьбы рабочих: «бунты», сопро-

вождавшиеся разрушением машин, — это, писал он в «Что делать?»,

другая ступень, чем стачки. «Если бунты были восстанием просто уг-

нетенных людей, то систематические стачки выражали уже собой за-

чатки классовой борьбы, но именно только зачатки»4

. В статье «О ли-

беральном и марксистском понятии классовой борьбы» Ленин раскри-

тиковал представления «экономистов» о том, что такое классовая

борьба: «экономисты» признавали «классовой борьбой», пишет он,

«борьбу за пятачок на рубль, не желая видеть более высокой, развитой,

общенациональной классовой борьбы за политику. «Экономисты»

признавали, таким образом, зачаточную классовую борьбу, не призна-

вая ее в развитом виде. «Экономисты» признавали, иначе говоря, в

классовой борьбе лишь то, что было наиболее терпимо с точки зрения

либеральной буржуазии, отказываясь идти дальше либералов, отказы-

ваясь признавать более высокую, для либералов неприемлемую, клас-

совую борьбу…

Далее. Мало того, что классовая борьба становится настоящей, по-

следовательной, развитой, лишь тогда, когда она охватывает область

политики. И в политике можно ограничиться мелкими частностями,

можно идти глубже, вплоть до основного. Марксизм признает классо-

3

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 57. 4 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 6, стр. 30.

272

вую борьбу вполне развитой, «общенациональной» лишь тогда, когда

она не только охватывает политику, но и в политике берет самое су-

щественное: устройство государственной власти»5

.

Подчеркнем два вывода, вытекающих из этих ленинских высказы-

ваний. Во-первых, классовой борьбой в полном смысле слова Ленин

считает только борьбу пролетариата за захват государственной власти,

за диктатуру пролетариата, т. е. только вполне сознательное револю-

ционное движение рабочего класса, когда он выступает как «класс для

себя». Во-вторых, Ленин включает в понятие классовой борьбы и бо-

лее низкие формы рабочего движения, но рассматривает их как нераз-

витую классовую борьбу, а экономическую борьбу, даже если стачки

носят систематический и организованный характер, — как «зачатки

классовой борьбы», как «зачаточную классовую борьбу»; все же, что

стоит еще ниже систематической стачечной борьбы, Ленин предпочи-

тает называть «отпором», «проявлением антагонизма», «просто вос-

станием угнетенных людей», но не классовой борьбой.

Что же дают нам эти выводы для понимания классовой борьбы кре-

стьянства в феодальном обществе?

На первый взгляд может показаться, что мы должны сделать обес-

кураживающее заключение, будто в феодальной деревне вообще не

было классовой борьбы: ведь без руководства рабочего класса кресть-

янство всегда оставалось «классом в себе», его движение всегда оста-

валось стихийным, с ложным сознанием, а высшей формой движения

крестьянства без руководства рабочего класса были именно те «бун-

ты», те «просто восстания угнетенных людей», которые Ленин ставит

ниже даже зачаточной классовой борьбы, т. е. не называет классовой

борьбой. И в самом деле, Ленин много раз, в разные годы и в разной

связи говорил о пролетарской революционной задаче: внесения «клас-

совой борьбы в деревню»6

.

Значит ли это, что в деревне помимо пролетариата не было классо-

вой борьбы, что классовая борьба эксплуататоров и эксплуатируемых

не являлась коренным свойством феодального строя?

Нет, конечно. Дело в том, что каждая общественная формация име-

ет свои законы и свои пределы развития классовой борьбы. Высшие

возможности классовой борьбы пролетариата совершенно иные, чем

крепостного крестьянства. Называть стачки классовой борьбой, как

делали «экономисты», значило усыплять сознание пролетариата, вме-

5

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 238–239. 6

См., например, В. И. Ленин. Наша программа. — Полн. собр. соч., т. 4, стр. 182; он же.

Рабочая партия и крестьянство. — Полн. собр. соч., т. 4, стр. 432; он же. Что такое «дру-

зья народа» и как они воюют против социал-демократов? — Полн. собр. соч., т. 1. стр.

311–312 и многие другие.

273

сто того чтобы разъяснять ему возможность и необходимость более

высокой, политической классовой борьбы и свержения буржуазного

государства. В этом, но только в этом смысле крестьянство на классо-

вую борьбу неспособно, если последняя не «внесена в деревню» про-

летариатом, другими словами, крестьянство неспособно на достиже-

ние своими силами тех целей, которых оно может достигнуть лишь

под руководством пролетариата. Однако, если мы говорим о феодаль-

ном средневековом обществе, когда пролетариата не было, мы должны

взять совсем другие масштабы и критерии для понятия классовой борь-

бы.

Для феодального крестьянства высшей формой классовой борьбы

были стихийные крестьянские войны, стихийные восстания и «бунты»,

в лучшем случае — революционная борьба под руководством буржуа-

зии, которая присваивала себе все плоды этой борьбы или подчас про-

сто предавала восставших крестьян, как было в Германии в 1525 г.

Соответственно были в феодальном обществе и неразвитые формы

классовой борьбы крестьянства, и «зачаточная классовая борьба», и,

наконец, такие формы крестьянского сопротивления, которые стоят

еще ниже, которые классовой борьбой в полном смысле и не следует

называть, а лучше называть именно сопротивлением, «отпором», само-

обороной, проявлением антагонизма. «Зачаточной классовой борьбой»

в феодальном обществе мы называли бы крестьянские побеги и уходы.

Как видим, теоретическая основа ленинских идей о многообразии и

целой лестнице форм рабочего движения вполне приложима и к про-

блеме классовой борьбы в феодальном обществе. Но конкретные фор-

мы тут совсем другие и подходить к ним надо с совсем другим мери-

лом. Классовая борьба при капитализме и феодализме — это качест-

венно глубочайшим образом различные эпохи в истории классовой

борьбы.

Кстати, точно так же несоизмеримой новой ступенью было и со-

противление

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн