его феодального господства сливается (исторически. — Б. П.)
с борьбой крепостных и зависимых крестьян за полное уничтожение
феодального гнета», — подобно тому, поясняет Энгельс, как коммуни-
стические намеки, появляющиеся в ранних плебейских движениях,
постепенно сливаются «с современным пролетарским движением»2
.
Но если борьба крестьян против землевладельцев-феодалов шла на
протяжении всей феодальной эпохи, то интенсивность, характер, фор-
мы этой борьбы были различны на разных этапах. Борьба классов ста-
новилась все более острой вместе с развитием феодального способа
1 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
т. 7, стр. 361. 2
Там же, стр. 364.
269
производства. Особенно резко усилилась феодальная эксплуатация в
период развития городов, товарных связей между городом и деревней,
денежной ренты. В этот период и классовая борьба приобрела особен-
ную остроту. Борьба крестьянства сливалась теперь с движением го-
родских низов.
Еще более острой стала борьба двух основных классов феодального
общества, крестьян и феодалов, когда в недрах этого общества заро-
дился новый капиталистический уклад. Возникновение мануфактуры
знаменовало складывание новых производительных сил и новых про-
изводственных отношений. Противоречия феодализма обострились до
крайности. Крестьянско-плебейские движения, расшатывавшие феода-
лизм, теперь могли быть использованы и действительно использова-
лись буржуазией для захвата власти и замены феодальной эксплуата-
ции — капиталистической.
Социал-демократы, меньшевики всех оттенков утверждали, что
только на этом последнем этапе, в качестве резерва революционной
буржуазии, бунтующее крестьянство играло хоть какую-то прогрес-
сивную роль. Во все предшествовавшее время и вне союза с буржуази-
ей оно якобы играло только реакционную роль, тянуло общество куда-
то вспять, к патриархальщине. Историки-большевики, в противопо-
ложность меньшевикам, крестьянские революционные движения и да-
лекого прошлого не расценивали как нечто вредное для исторического
процесса. Большевики всегда интересовались такими историческими
личностями, как Болотников, Разин, Пугачев и др. Они видели в вы-
ступлениях этих людей отражение стихийного возмущения угнетен-
ных классов, стихийного восстания крестьянства против феодального
гнета. Изучение подобных восстаний крестьянства всегда представля-
ло интерес для историков-марксистов. Однако историки-большевики
всегда указывали также, что эти крестьянские восстания далекого
прошлого принуждены были оставаться стихийными, слепыми и тер-
петь поражения, поскольку на исторической сцене не было рабочего
класса, способного их возглавить.
Школа М. Н. Покровского свела весь вопрос о крестьянских анти-
феодальных движениях к их оценке: пролетариат-де относится к ним
положительно, сочувственно, ибо он видит в них исторический прооб-
раз своего нынешнего союзника. «Надо изучать историю крестьянских
движений», — справедливо провозглашала эта школа, но с какой науч-
ной целью надо их изучать — объяснить не могла. Тем самым она заве-
ла весь вопрос в тупик: крестьянскими движениями занимались как ка-
кой-то самоцелью, а не для объяснения совокупного исторического
процесса. Отсюда — внимание исключительно только к крупным кре-
стьянским революционным бурям, к драматическим крестьянским вой-
нам, и полное пренебрежение к менее эффектным, повседневным,
270
будничным формам крестьянской борьбы, хотя они в реальном ходе
истории играли очень большую роль.
Как видим, во многих случаях вопрос сводился к тому, хороши или
плохи крестьянские восстания. Но задача исторической науки отнюдь
не сводится к вынесению похвал или порицаний. Она, как и всякая
наука, прежде всего изучает объективные связи фактов, объясняет,
ищет закономерности. Поэтому историческую науку не может и в во-
просе о крестьянских антифеодальных движениях удовлетворить субъ-
ективная сторона дела, будь то субъективные симпатии историка или
даже субъективные цели самих крестьянских идеологов.
Изменим коренным образом традиционную постановку вопроса о
роли средневековых крестьянских движений. Перенесем центр тяже-
сти с вопроса: что было бы, если бы они победили, на вопрос: каково
было их не гадательное, а действительное историческое место? В са-
мом деле, вопрос: что было бы, если бы крестьянское восстание побе-
дило, — в сущности пустой вопрос. Наука точно знает, что как тако-
вое, как чисто крестьянское антифеодальное восстание оно и не может
победить. Следовательно, ставя вопрос, уже молча допускают какие-то
дополнительные факторы, обеспечившие победу восстания, — а в та-
ком случае и вопроса нет: раз мы предполагаем феодальное общество
на такой ступени, когда крестьянское восстание может победить, зна-
чит речь идет о буржуазной революции, о победе капитализма, или о
победе крестьянства над пережитками феодализма под гегемонией
пролетариата. Если же условий для этого не было, не могло быть и по-
беды; значит, бессмысленно спорить, к чему привела бы она общество.
Иное дело — изучение реально имевших место в истории форм кресть-
янского сопротивления феодальной эксплуатации и реальных воздей-
ствий, которые они оказывали на историческое движение феодального
общества.
Подчас думают, что вопрос о классовой борьбе в феодальном обще-
стве сводится к вопросу о крестьянских восстаниях.
Такое представление обедняет всю проблему. Исходя из него, дей-
ствительно трудно научно объяснить разные стороны феодальной ис-
тории. Восстания были не очень часты, они выглядят скорее как эпи-
зоды, как исключение, а не как правило, — если оторвать их от других
средств, видов, форм крестьянского сопротивления феодальной экс-
плуатации.
Но разве вопрос о классовой борьбе в капиталистическом обществе
сводится к вопросу о восстаниях?
Классики марксизма-ленинизма, и в особенности Ленин, подробно
разработали вопрос о формах классовой борьбы пролетариата. Остано-
вимся кратко на ленинской постановке этого вопроса, — это поможет
нам затем перейти и к формам классовой борьбы крестьянства. Рабочее
271
движение — нечто совершенно иное, чем крестьянское движение, но
на его примере можно уяснить, как вообще теоретически правильно
следует ставить вопросы классовой борьбы.
Ленин говорит об огромном многообразии форм сопротивления ра-
бочих капиталистической эксплуатации, о целой цепи их, начинаю-
щейся со стихийного «отпора» отдельных рабочих капиталистам, ко-
торый «вытекает из самих условий жизни — продажи рабочей силы»,
через стихийные бунты, далее через объединение сил рабочих одной
фабрики, затем — одной профессии для стачечной борьбы, — до поли-
тической борьбы, до внесения социалистического сознания, до рево-
люционной борьбы за свержение власти капиталистов. Ленин в статье
«О формах рабочего движения» говорит о сплетении разнообразных
форм рабочей борьбы в живой действительности: «Марксистская так-
тика состоит в соединении различных приемов борьбы, в умелом пе-
реходе от одного к другому, в неуклонном повышении сознания масс и
широты их коллективных действий, из которых каждое в отдельности
бывает то наступательным, то оборонительным, а все вместе ведут к
все более глубокому и решительному конфликту»3
.
Ленин различал оборонительные и наступательные, стихийные и
сознательные формы рабочего движения. Он различал разные ступени
в развитии стихийной коллективной борьбы рабочих: «бунты», сопро-
вождавшиеся разрушением машин, — это, писал он в «Что делать?»,
другая ступень, чем стачки. «Если бунты были восстанием просто уг-
нетенных людей, то систематические стачки выражали уже собой за-
чатки классовой борьбы, но именно только зачатки»4
. В статье «О ли-
беральном и марксистском понятии классовой борьбы» Ленин раскри-
тиковал представления «экономистов» о том, что такое классовая
борьба: «экономисты» признавали «классовой борьбой», пишет он,
«борьбу за пятачок на рубль, не желая видеть более высокой, развитой,
общенациональной классовой борьбы за политику. «Экономисты»
признавали, таким образом, зачаточную классовую борьбу, не призна-
вая ее в развитом виде. «Экономисты» признавали, иначе говоря, в
классовой борьбе лишь то, что было наиболее терпимо с точки зрения
либеральной буржуазии, отказываясь идти дальше либералов, отказы-
ваясь признавать более высокую, для либералов неприемлемую, клас-
совую борьбу…
Далее. Мало того, что классовая борьба становится настоящей, по-
следовательной, развитой, лишь тогда, когда она охватывает область
политики. И в политике можно ограничиться мелкими частностями,
можно идти глубже, вплоть до основного. Марксизм признает классо-
3
В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 57. 4 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 6, стр. 30.
272
вую борьбу вполне развитой, «общенациональной» лишь тогда, когда
она не только охватывает политику, но и в политике берет самое су-
щественное: устройство государственной власти»5
.
Подчеркнем два вывода, вытекающих из этих ленинских высказы-
ваний. Во-первых, классовой борьбой в полном смысле слова Ленин
считает только борьбу пролетариата за захват государственной власти,
за диктатуру пролетариата, т. е. только вполне сознательное револю-
ционное движение рабочего класса, когда он выступает как «класс для
себя». Во-вторых, Ленин включает в понятие классовой борьбы и бо-
лее низкие формы рабочего движения, но рассматривает их как нераз-
витую классовую борьбу, а экономическую борьбу, даже если стачки
носят систематический и организованный характер, — как «зачатки
классовой борьбы», как «зачаточную классовую борьбу»; все же, что
стоит еще ниже систематической стачечной борьбы, Ленин предпочи-
тает называть «отпором», «проявлением антагонизма», «просто вос-
станием угнетенных людей», но не классовой борьбой.
Что же дают нам эти выводы для понимания классовой борьбы кре-
стьянства в феодальном обществе?
На первый взгляд может показаться, что мы должны сделать обес-
кураживающее заключение, будто в феодальной деревне вообще не
было классовой борьбы: ведь без руководства рабочего класса кресть-
янство всегда оставалось «классом в себе», его движение всегда оста-
валось стихийным, с ложным сознанием, а высшей формой движения
крестьянства без руководства рабочего класса были именно те «бун-
ты», те «просто восстания угнетенных людей», которые Ленин ставит
ниже даже зачаточной классовой борьбы, т. е. не называет классовой
борьбой. И в самом деле, Ленин много раз, в разные годы и в разной
связи говорил о пролетарской революционной задаче: внесения «клас-
совой борьбы в деревню»6
.
Значит ли это, что в деревне помимо пролетариата не было классо-
вой борьбы, что классовая борьба эксплуататоров и эксплуатируемых
не являлась коренным свойством феодального строя?
Нет, конечно. Дело в том, что каждая общественная формация име-
ет свои законы и свои пределы развития классовой борьбы. Высшие
возможности классовой борьбы пролетариата совершенно иные, чем
крепостного крестьянства. Называть стачки классовой борьбой, как
делали «экономисты», значило усыплять сознание пролетариата, вме-
5
В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 238–239. 6
См., например, В. И. Ленин. Наша программа. — Полн. собр. соч., т. 4, стр. 182; он же.
Рабочая партия и крестьянство. — Полн. собр. соч., т. 4, стр. 432; он же. Что такое «дру-
зья народа» и как они воюют против социал-демократов? — Полн. собр. соч., т. 1. стр.
311–312 и многие другие.
273
сто того чтобы разъяснять ему возможность и необходимость более
высокой, политической классовой борьбы и свержения буржуазного
государства. В этом, но только в этом смысле крестьянство на классо-
вую борьбу неспособно, если последняя не «внесена в деревню» про-
летариатом, другими словами, крестьянство неспособно на достиже-
ние своими силами тех целей, которых оно может достигнуть лишь
под руководством пролетариата. Однако, если мы говорим о феодаль-
ном средневековом обществе, когда пролетариата не было, мы должны
взять совсем другие масштабы и критерии для понятия классовой борь-
бы.
Для феодального крестьянства высшей формой классовой борьбы
были стихийные крестьянские войны, стихийные восстания и «бунты»,
в лучшем случае — революционная борьба под руководством буржуа-
зии, которая присваивала себе все плоды этой борьбы или подчас про-
сто предавала восставших крестьян, как было в Германии в 1525 г.
Соответственно были в феодальном обществе и неразвитые формы
классовой борьбы крестьянства, и «зачаточная классовая борьба», и,
наконец, такие формы крестьянского сопротивления, которые стоят
еще ниже, которые классовой борьбой в полном смысле и не следует
называть, а лучше называть именно сопротивлением, «отпором», само-
обороной, проявлением антагонизма. «Зачаточной классовой борьбой»
в феодальном обществе мы называли бы крестьянские побеги и уходы.
Как видим, теоретическая основа ленинских идей о многообразии и
целой лестнице форм рабочего движения вполне приложима и к про-
блеме классовой борьбы в феодальном обществе. Но конкретные фор-
мы тут совсем другие и подходить к ним надо с совсем другим мери-
лом. Классовая борьба при капитализме и феодализме — это качест-
венно глубочайшим образом различные эпохи в истории классовой
борьбы.
Кстати, точно так же несоизмеримой новой ступенью было и со-
противление