XIII в. представляла картину крайне обостренного крестьянского
сопротивления, стоящего на пороге открытого восстания15. В самом
деле, «частичное сопротивление» нуждалось в подкреплении какой-то
более действенной угрозой, и этой угрозой, раз невозможен уход,
должна была стать угроза восстания.
Обратно пропорциональную зависимость между возможностью
уходов и восстаниями крестьян легко проследить в истории средних
веков. Ведь, если возможность уходов сокращалась, господствующий
класс смелее мог повышать эксплуатацию, и парировать эти попытки
оставалось только последним средством — восстаниями. Так, значи-
тельно раньше, чем на континенте Европы, еще в XI–XII вв., крестьян-
ские восстания начались в Англии и в скандинавских странах, где само
островное или полуостровное положение ставило естественные пре-
делы размаху крестьянских переселений. В других случаях, как в Нор-
мандском герцогстве, к тому же результату приводили, по-видимому,
особенности политического строя, крайне затруднявшие выселение
подданных за его границы. История первого крупного крестьянского
восстания на континенте Европы, так называемого движения «пастуш-
ков» (1251), наглядно иллюстрирует, что переход к восстанию совер-
шался в той самой мере, в какой отпадала возможность спастись от
роста эксплуатации путем бегства, переселения; по слуху о новом кре-
стовом походе (для освобождения Людовика IX из плена) огромные
массы крестьян стали сниматься в Северной Франции с мест и двигать-
ся в Южную Францию, увлекая за собой новые массы; когда же выяс-
нилась и ложность слухов о возможности ехать за море и безнадеж-
ность найти на протяжении всей Франции лучшие условия жизни, —
неудавшийся крестовый поход превратился в подобие крестьянской
войны16
.
15 См. Е. А. Косминский. Исследования по аграрной истории Англии XIII в.; К. Д. Ав-
деева. Огораживание общинных земель в Англии в XIII веке. — «Средние века», вып. VI,
1955. 16 См. В. Л. Керов. Восстание «пастушков» в южных Нидерландах и во Франции в 1251
году. — «Вопросы истории», 1956, № 6; В. Л. Лурье. Крестьянское восстание «пастуш-
ков» в Бельгии и Северной Франции в 1251 году. Автореф. канд. дисс. М., 1954.
284
С XIV в. для Западной Европы начинается уже подлинная эпоха
крестьянских восстаний17. Для России же она начинается только со
второй половины XVI в. — именно потому, что здесь возможности ухо-
да были неизмеримо больше, и эксплуатация в связи с этим возрастала
медленнее. Ведь и много позже уходы крестьян служили регулятором
максимального предела феодальной эксплуатации: «Попробуйте сверх
определенной меры отбирать у крестьян продукт их сельскохозяйст-
венного труда — и, несмотря на вашу жандармерию и вашу армию, вам
не удастся приковать их к их полям», — писал Маркс в письме к Засу-
лич18. Тем более так стоял вопрос, когда не имелось «жандармов», ко-
гда в России еще не сложилось самодержавие. Крестьяне могли здесь
переходить не только от одного помещика к другому, но из окраинных
областей могли уходить и в почти совсем незаселенные места. Извест-
ное значение имела даже возможность хотя бы для немногих крестьян
бежать в бескрайние сибирские леса. Но основным направлением кре-
стьянских побегов в России были не леса, а плодородные степи. Здесь
сложилось казачество, лишь понемногу подпадавшее под феодальное
ярмо. И именно отсюда впоследствии разливались волны крестьянских
восстаний, когда степи перестали быть убежищем для ищущих если и
не полной воли, так хоть пониженной нормы эксплуатации.
В общем, в России, как и в других странах, эпоха крестьянских вос-
станий начинается тогда, когда резко сокращаются возможности кре-
стьянских уходов. В России к этому привело в значительной степени
установление в XVI в. крепостного права, неизмеримо более полного,
не имевшего тех трещин и отдушин, как на Западе19. Что касается кре-
стьянских восстаний в азиатских странах (Китае, Индии и др.), то и
17 Наряду с такими классическими крестьянскими восстаниями, как Жакерия, восста-
ние Уота Тайлера, Гуситские войны, история средних веков знает множество других
крестьянских выступлений. См. С. Д. Сказкин. Борьба крестьян против эксплуататоров в
средние века. — «Преподавание истории в школе», 1952, № 3. 18 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXVII, стр. 685. 19 О побегах на южные и восточные окраины см. А. Г. Маньков Побеги крестьян в вот-
чинах Троице-Сергиевского монастыря в первой четверти XVII века. — «Уч. зап. Ле-
нингр. гос. ун-та», вып. 10, 1941; Н. С. Чаев. Донское казачество. — В кн.: Очерки истории
СССР. Период феодализма. XVII век. М., 1955; А. А. Новосельский. Побеги крестьян и
холопов и их сыск в Московском государстве второй половины XVII века. — «Труды Ин-
та истории РАНИОН», вып. 1, 1926. О восстаниях крестьян против усиления феодаль-
ной эксплуатации в России XIV, XV и XVI вв. см. Е. Н. Кушева. К истории холопства в
конце XVI — начале XVII века. — «Исторические записки», т. XV, 1945; В. В. Мавродин.
К вопросу о роли классовой борьбы в истории феодализма в России. — «Вестник Ле-
нингр. ун-та», 1950, № 2; В. Пашуто, Л. Черепнин. О периодизации истории России
эпохи феодализма. — «Вопросы истории», 1951, № 2; Л. В. Данилова. Очерк по истории
землевладения и хозяйства в Новгородской земле в XIV–XV вв. М., 1955. (В этой работе
содержится также большой материал о побегах крестьян как одной из форм классовой
борьбы.)
285
они могли бы дать немало подтверждений правильности тех же общих
положений20.
Средневековые крестьянские войны на протяжении всей дальней-
шей истории сохраняли черты генетической связи с крестьянскими
уходами. Нередко, примыкая к отряду, крестьяне снимались с места
вместе с семьей, со скарбом, гоня с собой скот. Особенно наглядный
пример дают гуситские войны. Табориты обращались к населению с
призывом бежать в горы или в те пять чешских городов, где табориты
одержали победу. «Бегите в горы!», «Бегите к верным!» — требовали
они и грозили, что все жители деревень и местечек, которые останутся
у себя, совершат смертный грех. Чешские крестьяне огромными мас-
сами покидали насиженные места и уходили в лагери таборитов с
семьями и пожитками. Истинно верующих даже называли — «странст-
вующие». Как явственно здесь бегство перерастает в восстание!21
Попутно скажем, что между крестьянскими уходами и восстаниями
может быть отмечена не только генетическая связь, но и своеобразная
промежуточная форма, игравшая иногда заметную роль в истории.
Это — уход крестьян (в леса, в горы), но не для земледелия, а для «раз-
боя». Крестьянские лесные отряды, шайки, «разбой», «бандитизм» —
явления, приобретавшие подчас огромный размах и постоянство, ха-
рактеризовавшие подчас внутреннюю политическую атмосферу целых
стран и периодов, например, Италии XVI–XVII вв. По существу своему
крестьянский «разбой» все же ближе к уходам, чем к восстаниям22
.
Внешние затруднения для крестьянских уходов были отнюдь не
единственной причиной перерастания их в новую форму борьбы, в
восстания. Они только его подстегивали. В основе этого перерастания
лежали более глубокие причины. С постепенным развитием крестьян-
ской личной трудовой собственности крестьянин все крепче держится
за свое хозяйство, не хочет его бросать. Более того, развитие крестьян-
ской, собственности и денежных отношений, как мы уже знаем, резко
обостряет антагонизм крестьян и феодалов. Растет слой крестьянской
бедноты. Феодалы энергичнее наступают на крестьянское хозяйство,
20 К. А. Антонова. Очерки общественных отношений и политического строя Монголь-
ской Индии времен Акбара (1556–1605). М., 1952 (особенно гл. 4. Народные движения и
формы их идеологии); В. А. Рубин. Дискуссия по вопросам крестьянских войн в Китае. —
«Вопросы истории», 1961, № 2. 21 См. И. Мацек. Гуситское революционное движение. Пер. с чешск: М., 1954; его же.
Табор в гуситском революционном движении. Пер. с чешск. М., 1956; Б. Т. Рубцов. Гу-
ситские войны. М., 1955. 22 Е. В. Вернадская. Из истории итальянского крестьянства XV–XVI веков. — «Средние
века», вып. XI, 1958. О татьбе, разбое как форме классовой борьбы крестьян в России см.
Л. В. Черепнин. Формы классовой борьбы в Северо-Восточной Руси в XIV–XV веках. —
«Вестник Московского ун-та», 1952, № 4; А. И. Копанев. История землевладения Бело-
зерского края в XV–XVI вв. М.–Л., 1951.
286
крестьяне переходят ко все более активной его обороне и к контрна-
ступлению. Вот этому новому этапу классовых противоречий и соот-
ветствует принципиально новая форма классовой борьбы — крестьян-
ское восстание.
Здесь надо отметить также, что существуют промежуточные, пере-
ходные формы крестьянской борьбы не только между бегством и вос-
станием, но и между частичным сопротивлением и восстанием. Час-
тичное сопротивление, т. е. оспаривание тех или иных феодальных
притязаний и «прав», в случае неуспеха часто влекло за собой разные
виды «прямого действия»: «правонарушение», «самоуправство» кре-
стьян в отношении оспариваемых феодальных порядков, например,
потравы, т. е. выгон скота на «господские» угодья, порубка леса, нару-
шение монополий на охоту, рыбную ловлю и пр. Сюда же относятся
организованный невыход на барщину, прямой отказ выполнить какие-
либо повинности. Все это, разумеется, еще далеко не было восстанием,
но все это могло быть шагом по направлению к нему. Эти формы борь-
бы в некоторые периоды в высшей степени типичны для аграрной ис-
тории многих европейских стран. Еще ближе к восстанию такие акты
борьбы, которые являются уже открытым насилием, террором: избие-
ние или убийство помещика или его служащих; сожжение или разру-
шение его дома или хозяйственных построек (иногда мелиоративных
сооружений, изгородей и т. п.); уничтожение посевов на его полях, ра-
зорение его садов, порча его инвентаря, истребление его скота. Хотя
такие акты сами по себе тоже еще нельзя назвать восстаниями, они
уже далеко отстоят от частичного сопротивления в собственном
смысле и сплошь и рядом служат началом, прологом восстания.
Вырастая из двух низших форм открытого крестьянского сопротив-
ления, восстание в то же время коренным, глубочайшим образом от-
лично от них. Низшие формы — стремление уменьшить феодальную
эксплуатацию, восстание — уничтожить, ее. Восстание — наиболее
массовая форма борьбы, доступная не какой-либо части крестьян, а
всем без исключения.
Первые две формы являлись низшими и в том смысле, что, в отли-
чие от восстания, могли быть в известной мере утилизированы господ-
ствующим классом в собственных интересах и даже обращены против
крестьян.
Так, если частичным сопротивлением крестьян удавалось добиться
известного ограничения сеньориальной эксплуатации, введения ее в
фиксируемые обычаем нормы, то, во-первых, за высвобождающийся
крестьянский излишек тем скорее ухватывались другие эксплуататоры
феодального типа — церковь, государство, ростовщик, во-вторых, сень-
оры и феодальные юристы утилизировали само согласие крестьян под-
чиняться раз установленному обычаю и соглашению, умело перетол-
287
ковывая последние к своей выгоде и при случае сами апеллируя к той
или иной «старине», удобной в данный момент. Даже общину, важ-
нейший орган крестьянского частичного сопротивления, феодалы и
феодальное государство умели использовать как орган эксплуатации
крестьян, круговой поруки.
От ухода крестьян выигрывали те феодалы, которые переманивали
их к себе, нередко гарантируя льготные условия только на несколько
лет, а затем повышая эксплуатацию; выигрывали те феодалы, которые
по следам крестьян-колонистов появлялись в незаселенных районах,
объявляли себя верховными собственниками земли и таким путем по-
лучали сразу и новую территорию и новых подданных; выигрывали те
феодалы, которые по путям, проложенным на Восток уходящими кре-
стьянами, то во главе крестьянского ополчения, то в подражание ему,
устремлялись в крестовые походы для установления и там, в далеких
заморских краях, своего феодального господства; выигрывали сеньоры
городов от притока нового населения; выигрывала феодальная церковь
от роста монастырей, от крестовых походов; выигрывало феодальное
государство, заставляя беглых крестьян в окраинных порубежных зем-
лях нести сторожевую и военную службу, подчас вовсе их порабо-
щавшую. Наконец, феодалы обращали право крестьян на уходы в свое
право их сгонять, когда это было выгодно. Когда крестьяне в Англии,
не выдерживая невыносимых условий, бросали насиженную землю,
уходили, — в этом