выражались их протест и борьба (недаром беззе-
мельные «бродяги» преследовались как опаснейший социальный эле-
мент), но, с другой стороны, лендлорды сами принуждали их к этому в
собственных интересах. И в этих сгонах крестьян можно вскрыть не
только экономический расчет, но и классовую борьбу. Бесспорно, что
классические английские «огораживания» были вызваны ростом цен на
шерсть, но лендлорды выигрывали при этом и в том отношении, что
разрушали общину, вообще уменьшали в своих владениях число кре-
стьян, следовательно, уменьшали и потенциал крестьянского сопро-
тивления. Если бы даже переход к овцеводству не увеличил, а только
сохранил прежний доход лендлорда, он был бы в выигрыше уже от то-
го, что один пастух, заменивший несколько десятков согнанных кре-
стьян, не был способен и отдаленно оказать ему такое сопротивление,
как эти многочисленные крестьяне, особенно в такую пору накален-
ной классовой борьбы, какими были XVI–XVII вв. в истории Англии.
Впрочем, таков мог быть лишь близорукий расчет каждого отдельного
лендлорда, ибо в совокупности огораживания только провоцировали
широкие крестьянские восстания (например, норфолкское восстание
Роберта Кета); это было одним из главных мотивов, заставлявших тю-
288
доровское законодательство противиться огораживаниям23.
Крестьянское восстание, в отличие от этих низших форм крестьян-
ского сопротивления, не могло быть никак использовано в интересах
господствующего класса. Вернее, если это и могло произойти, то толь-
ко в том случае, когда оно на деле было уже сведено к низшей форме,
когда те или иные умеренные элементы (по большей части представ-
ляющие обеспеченную крестьянскую верхушку), подчинив его своему
влиянию, соглашались прекратить его полюбовным компромиссом. В
таком случае это — уже частичное сопротивление. Подавляющее боль-
шинство так называемых программных документов крестьянских вос-
станий и должно быть отнесено к этой категории.
Всякому крестьянскому восстанию было свойственно глубочайшее
внутреннее противоречие. С одной стороны, оно было по своей при-
роде массовым движением. Более того, внутренняя логика требовала
все большего его расширения по мере достигаемых успехов. С другой
стороны, в основе его лежала всего лишь оборона крестьянином своего
личного хозяйства. Это противоречие проявлялось в нежелании кре-
стьянина далеко уйти от своего хозяйства, в стихийной тяге ограни-
чить арену борьбы небольшим районом, локализовать ее. Поэтому ло-
кальная разобщенность, раздробленность — характерная черта кресть-
янских восстаний. Но характерна и другая черта — стремление наибо-
лее активной части, вожаков, всеми средствами преодолеть эту ло-
кальность, вовлечь новых участников в восстание, распространить
борьбу на новые районы. Столкновение двух тенденций наглядно вы-
ражалось в применении сплошь и рядом разнообразных мер не только
убеждения, но и принуждения для того, чтобы расширить круг вос-
ставших крестьян; народная реформация Томаса Мюнцера провозгла-
сила это принуждение своим принципом. Но даже если восстание ох-
ватывало обширнейшие территории, локальность снова обнаруживала
себя в тактике крестьян, в разобщенности отрядов, в децентрализован-
ности наносимых ударов. Невозможность успеха крестьянского вос-
стания коренилась в самом характере производства: в том, что произ-
водство было мелким, обособлявшим производителей, а не сплачивав-
шим их.
В некоторой мере преодолению распыленности крестьянских дви-
жений способствовала нараставшая с веками их связь с движениями
городского плебейства. Первоначально плебейство было лишь «резер-
вом» крестьянских движений, но мало-помалу город из спутника кре-
23 См. В. Ф. Семенов. Огораживания и крестьянские движения в Англии XVI в. Из ис-
тории обезземеления крестьян в Англии. М.–Л., 1949; его же. Восстание на севере Анг-
лии 1569–1570 гг. — В кн.: «Из истории социально-политических идей. К семидесятипя-
тилетию акад. В. П. Волгина». М., 1955.
289
стьянской войны превращался в центр притяжения ее сил, а еще поз-
же — даже в ее лидера. Это объясняется не только тем, что изменялась
социальная структура самого города и классовая борьба в нем обостря-
лась, не только тем, что городские ремесленники изготовляли то ору-
жие, в котором нуждалось крестьянское восстание, но и тем, что логи-
ка борьбы за победу крестьянского восстания требовала спайки, пре-
одоления распыленности, а города были уже наличными и естествен-
ными, порожденными самой экономической жизнью центрами — одни
для данного района, другие для данной области, третьи для всей стра-
ны. Понятно, что одна из двух боровшихся во всяком крестьянском
восстании тенденций, тенденция к расширению и спайке, оказывалась
в то же время тенденцией к связи с городскими движениями. Энгельс
писал о крестьянском движении в России: «…Крестьяне же не пойдут
дальше бесплодных местных восстаний, пока победоносное восстание
городских центров не даст им недостающей спайки и опоры»24. Но на-
до оговориться, что город — это не только плебейство. Крестьянские
войны обращались также и против городов, ибо верхушка городов сра-
сталась с классом феодалов. В городах, за их укрепленными стенами,
искали спасения во время крестьянских восстаний дворяне на Западе,
помещики в России, например, во время восстания Болотникова25.
Нарастают или ослабевают крестьянские восстания в эпоху разло-
жения феодализма?
В XIV–XV вв. мощные крестьянские войны сотрясали феодальную
Западную Европу. Восстание Дольчино в Италии, Жакерия во Фран-
ции, восстание Уота Тайлера в Англии, гуситские войны в Чехии, Ве-
ликая крестьянская война в Германии в начале XVI в. — самой своей
новизной, непривычностью так поразили сознание современников, а за
ними и историков, что создалось мнение, будто в дальнейшем, в XVI–
XVIII вв., крестьянские движения были уже менее значительными.
На самом деле они продолжали в общем нарастать, хотя и очень не-
равномерно, вплоть до конца феодальной эпохи. Но для изучения кре-
стьянских восстаний в эти более поздние века требуется упорная борь-
ба с историографической традицией и серьезная критика источников.
В корне изменилось отношение к ним современников из рядов господ-
ствующих классов, которые отныне уже не хотят о них писать, отно-
сятся к ним не с любопытством первого испуга, а с отвращением. Од-
новременно и у историков мы находим пренебрежение этой темой и
лишь малую долю того, что путем тщательного изучения можно все
же найти в документах, хотя письменные памятники в свою очередь
24 Ф. Энгельс — Августу Бебелю, 29 сентября 1891 г. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, т. XXVIII, стр. 344. 25 См. И. И. Смирнов. Восстание Болотникова. 1606–1607. М., 1951.
290
отразили далеко не все, что происходило в действительности. Во вся-
ком случае, стоит только иметь желание рыться в источниках, искать
факты, проверять по документам естественно возникающие догадки,
преодолевать ученую рутину, — и эта темная, замалчиваемая буржуаз-
ной историографией сторона истории XVI–XVIII вв. открывается со
все возрастающей щедростью как отрытый клад. Так, например, XVII
век, имевший репутацию почти вовсе чуждой крестьянским движени-
ям главы западноевропейской истории, в результате усилий советских
исследователей раскрылся как классический век крестьянских восста-
ний — в Англии, во Франции, в Германии26. Их больше в XVII в., чем в
XIV–XV вв., и некоторые из них значительно крупнее знаменитых об-
разцов того времени.
Следовательно, сознание господствующего класса неустанно полу-
чало все новые и новые напоминания о возможности крестьянского
восстания. Государи, правители, министры, разумеется, знали о вос-
станиях гораздо больше, чем когда-нибудь узнают историки. Но важно
подчеркнуть, что общественной силой были не только сами споради-
чески вспыхивавшие восстания, но и всегда бывшая налицо мысль о
них. Слово «жакерия» стало нарицательным в языке господствующего
класса Франции; этот исторический пример, может быть, потому ка-
жется до сих пор таким выходящим из ряда вон, что ужасы Жакерии
были использованы для воспитания многих дворянских поколений.
Благодаря этому и другим подобным примерам в их сознании жила
мысль не только о том, что крестьянское восстание может произойти
(об этом напоминали более близкие примеры), но что оно может вре-
менно и победить — жуткие сцены, описываемые Фруассаром, красно-
речиво говорили, что это значит.
Точно так же и среди крестьянства не умирала идея возможности
победы крестьянского восстания, поддерживаемая историческими
примерами и легендами. Так, во многих крестьянских восстаниях, в
самые разные времена и в разных странах, все снова всплывала ссылка
на швейцарских крестьян, сумевших будто бы победить своих господ и
добиться свободы. Встречаются также ссылки на овеянные легендой
успехи чешских гуситов. И подавленное восстание подчас веками ос-
26 С. И. Архангельский. Крестьянские движения в Англии в 40–50-х годах XVII века.
М., 1960; Английская буржуазная революция XVII века, т. 1. М., 1954, гл. 13; Б. Ф. Порш-
нев. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623–1648). М.–Л., 1948; он же.
Народные восстания во Франции при Кольбере. — «Средние века», вып. II, 1946; он же.
Цели и требования крестьян в Бретонском восстании 1675 г. — «Труды ИФЛИ», т. VI,
1940; Н. Н. Самохина. Крестьянские восстания в Австрии в конце XVI — середине XVII
века. Автореф. канд. дисс. М., 1951. О крестьянских восстаниях в Швеции XVII в. см.
А. С. Кан. Антифеодальные выступления шведского крестьянства в XVII веке. — «Сред-
ние века», вып. VI, 1955.
291
тавалось общественной силой, закрепленное в памяти крестьян фольк-
лором, вроде, например, песен о Степане Разине в России.
В заключение необходимо остановиться еще на имевших место в
научной литературе попытках теоретически разграничить два понятия:
крестьянское восстание и крестьянская война27. Были предложены не-
которые признаки, якобы отличающие крестьянскую войну от суммы
разрозненных крестьянских восстаний: выступление крестьянства про-
тив всего класса помещиков-землевладельцев, наличие единого центра
движения, общих лозунгов, выступление крестьян в общегосударст-
венном масштабе. В крестьянской войне, в отличие от восстаний, кре-
стьянство якобы борется не за реформы и уступки, а за слом всей фео-
дально-крепостнической системы, борется за власть в общенациональ-
ном масштабе. Однако все эти разграничения имеют в виду только кре-
стьянские войны под руководством Болотникова, Разина и Пугачева в
России. Но, приняв приведенные определения, нам пришлось бы отка-
заться от термина «крестьянская война» применительно к таким клас-
сическим образцам крестьянских войн на Западе, как Жакерия во
Франции, восстание Уота Тайлера в Англии, гуситские войны в Чехии,
Великая крестьянская война в Германии. Точно так же не пришлось бы
впредь называть «крестьянскими войнами» и многие общеизвестные
крестьянские войны в Китае. Словом, приведенные дефиниции искус-
ственны, не учитывают данных всеобщей истории, установившегося в
науке словоупотребления.
В действительности невозможно и ненужно проводить метафизи-
ческую грань между крестьянскими войнами и другими формами клас-
совой борьбы крестьянства. Всякое вооруженное восстание есть уже в
какой-то мере «война». «Крестьянскими войнами» обычно называют
самые крупные, самые значительные и массовые крестьянские восста-
ния. В разных странах крестьянские войны носят разные отличитель-
ные черты, зависящие от конкретных особенностей исторического
развития этой страны, от уровня экономического развития феодально-
го общества, от вызревания капиталистического уклада.
Подведем итоги рассмотрения различных форм крестьянского со-
противления феодальной эксплуатации. Мы убедились, что восстания,
т. е. стихийные попытки уничтожить феодальную эксплуатацию, тер-
пели поражения. А низшие формы сопротивления, еще более слепые,
т. е. попытки спастись от гнета путем усиленного труда, путем апел-
27 В. И. Лебедев. К вопросу о характере крестьянских движений в России XVII–XVIII
вв. — «Вопросы истории», 1954, № 6; В. В. Мавродин, И. 3. Кадсон, Н. И. Сергеева, Т. П.
Ржаникова. Об особенностях крестьянских войн в России. — «Вопросы истории», 1956,
№ 2; В. В. Мавродин. Советская историческая литература о крестьянских войнах в Рос-
сии XVII–XVIII вв. — «Вопросы истории», 1961, № 5.
292
ляции к обычаю и праву, путем побега или переселения, — если и да-
вали какой-то успех, то лишь незначительному слою крестьян сравни-
тельно с основной массой, да и их успех чаще был обманчивым, ибо
феодалы так или иначе брали реванш. Феодальный строй обладал ог-
ромной приспособляемостью, даже изменчивостью при всей его кос-
ности: он перестраивался, видоизменялся под давлением противника,
но не уступал главного — основных производственных отношений,
т.