е. самой феодальной эксплуатации. Эти производственные отноше-
ния только все более усложнялись, поднимались на все более высокую
Рост производительных сил феодального общества и развитие фео-
дальных производственных отношений совершались через посредство
всех этих форм, в которых проявлялись антагонизм и столкновение
интересов крестьян и феодалов, а не где-то в стороне от них, как пред-
ставляет себе это «экономический материализм».
2. Формы общности людей при феодализме
и роль народной борьбы в их развитии
Сопротивление трудящихся масс эксплуатации требует их сплоче-
ния. В одиночку люди бессильны в общественной борьбе; чтобы стать
общественной силой, они должны так или иначе объединять свои ин-
дивидуальные усилия. Одним из главных показателей уровня борьбы
трудящихся является широта и прочность охвата их теми или иными
организациями и связями, т. е. уровень суммирования их индивидуаль-
ных усилий.
Рабы в античности почти не имели организаций; самое большее, это
были религиозные общины, коллегии или чисто военные, хрупкие в
силу разноплеменности, организации в моменты восстаний. Это дале-
ко уступает уровню организованности средневекового крепостного
крестьянства, повседневно опиравшегося хотя бы на такую форму свя-
зи индивидов, как община. Но сплоченность и взаимосвязь крестьян-
ских масс в свою очередь выглядят почти равными нулю в сопоставле-
нии с организациями пролетариата при капитализме. Если индивиду-
альное хозяйство разобщало крестьян, то совместная работа на круп-
ном предприятии приучала рабочих к объединению. Если крестьянство
почти никогда не могло подняться до взаимопомощи даже в общена-
циональном масштабе, то пролетариат выступает сплоченно и на ин-
тернациональной арене.
Исходной и характернейшей формой общения и организации кре-
293
стьянства при феодализме являлась сельская община28. Как показал
Энгельс, эта община, марка, выросшая на основе более древних, родо-
вых форм общинных организации, при феодализме проявляла необы-
чайную живучесть прежде всего в силу того, что отвечала потребности
крестьян иметь орган взаимопомощи и отпора феодалам-землевладель-
цам. Экономическим базисом этого органа являлась сохранявшаяся
общинная собственность на непахотные земли (тогда как пахотные
земли находились уже в индивидуальной собственности). Но именно
потому, что феодалы не могли не покушаться снова и снова на эти
земли, крестьянская община естественно оказалась органом, антагони-
стичным феодалам. Благодаря тому, что этот орган сохранял видоиз-
мененные остатки древней родо-племенной демократии в рядах экс-
плуатируемого класса, он столь же естественно служил важным ору-
дием крестьян в их борьбе с феодалами. Строй этой общины, по сло-
вам Энгельса, «все же сохранил свой первобытный демократический
характер, отличающий весь родовой строй, так что даже при его даль-
нейшем навязанном ему вырождении еще уцелели его остатки, слу-
жившие оружием в руках угнетенных и дожившие до новейшего вре-
мени»29. Община, хотя бы и закрепощенная, давала, говорит Энгельс,
«угнетенному классу, крестьянам, даже в период жесточайшего сред-
невекового крепостного права, территориальную сплоченность и сред-
ства к сопротивлению»30. Существование марки, с ее хозяйственными
и судебными правами, на каждом шагу стесняло и урезывало произвол
земельного собственника. Марка служила элементарной организаци-
онной ячейкой всех трех рассмотренных выше форм крестьянского
28 Исследованию крестьянской общины в России, в Восточной и Западной Европе по-
священы многочисленные работы советских историков. См., например, Б. Д. Греков. Кре-
стьяне на Руси с древнейших времен до XVII века, Изд. 2-е. Кн. 1–2. М., 1952–1954; он
же. Краткий очерк истории русского крестьянства. М., 1958; он же. Киевская Русь. М.,
1953, гл. 3–5; он же. Полица. М., 1951; С. В. Юшков. Очерки по истории феодализма в
Киевской Руси. М.–Л., 1939; его же. Русская Правда. М., 1950; А. Н. Горский. Очерки
экономического положения крестьян Северо-Восточной Руси XIV–XV вв. М., 1960; Д. Л.
Похилевич. Крестьяне Белоруссии и Литвы в XVI–VIII вв. Львов, 1957; А. И. Неусыхин.
Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в За-
падной Европе VI–VIII вв. М., 1956. Изучению крестьянской общины в Италии посвящен
ряд статей М. Л. Абрамсон, Ю. Л. Бессмертного, Л. М. Брагиной, Л. А. Котельниковой;
во Франции — Н. П. Грацианского, Я. Д. Серовайского; в Германии — А. И. Данилова,
В. В. Дорошенко, Л. Т. Мильской, А. И. Неусыхина. Исследованием английской общины
занимаются А. Я. Гуревич и М. Н. Соколова, норвежской — А. Я. Гуревич, шведской —
А. С. Кан и венгерской — М. А. Павлушкова, сербской — М. С. Шихарева; исследованию
индийской общины посвящены работы И. М. Рейснера, К.А. Антоновой, А. М. Осипова,
китайской — Л. С. Васильева. 29 Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. 1, стр. 128. 30 Там же, стр. 132.
294
сопротивления феодальной эксплуатации: судебные права общины да-
вали основу для частичного сопротивления; крестьяне не могли в слу-
чае переселения обосноваться на новом месте, например в городском
поселении, не вступая и не организуясь в новые общины; во время вос-
станий крестьяне выступали общинами, «миром», и часто сохраняли
общинную связь в военных отрядах, сражавшихся с феодалами. Марка
сложилась и развивалась, говорит Энгельс, «в борьбе с растущим и
усиливающимся крупным землевладением… Марка сохранилась на
протяжении всех средних веков в тяжелой беспрестанной борьбе с
землевладельческим дворянством»31
.
Эта организация, община, на заре средневековья опиралась на об-
щую собственность всех свободных общинников-мужчин и, по словам
Энгельса, охватывала все, что для них тогда действительно являлось
«отечеством»32. В дальнейшем экономическая основа общины все более
исчезала. Суть этого процесса состояла не столько в развитии индиви-
дуальной собственности (ибо, как показывают факты, община-марка
вполне уживалась с индивидуальной собственностью крестьян и даже
с очень значительной имущественной дифференциацией членов об-
щины), сколько в узурпации общинной земли феодалами. «Марка по-
гибла вследствие разграбления почти всей крестьянской земли, как по-
деленной, так и неделенной, — разграбления, произведенного дворян-
ством и духовенством при благосклонном содействии правителей
страны»33. Конечно, это разграбление феодалами общинных земель об-
легчалось тем, что общинная собственность экономически все более
устаревала, превращалась в некоторых отношениях в тормоз сельско-
хозяйственного производства, например, из-за принудительного сево-
оборота. Но лишь в новое время технический и научный прогресс зем-
леделия действительно потребовал ликвидации коллективной собст-
венности на землю (или возрождения ее уже как базы крупного сель-
скохозяйственного коллективного производства34). На протяжении же
феодальной эпохи общинная собственность не исчезла бы, если бы ее
в разные моменты, при благоприятном соотношении классовых сил, не
захватывали феодалы, подрывая тем самым общину. При этих захватах
(«огораживаниях», «триажах» и т. д.) они руководствовались как жад-
ностью к чужому добру, так и заинтересованностью в том, чтобы ли-
шить непокорных крестьян сплоченности, судебных прав, «отечества»,
каким являлась для них, по словам Энгельса, община.
Но все же в жизни средневекового общества община-марка очень
31 Ф. Энгельс. Марка. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XV, стр. 638. 32 Там же, стр. 629.
33 Там же, стр. 638.
34 См. там же, стр. 259–260, 638, 645.
295
долго сохраняла роль почти универсальной формы общественной ор-
ганизации. Энгельс говорит о марковом строе: «…На протяжении всего
средневековья служил основою и образцом всякого общественного
строя»35. Энгельс имеет тут в виду итоги исследований немецкого ис-
торика Г. Л. Маурера, показавшего, что правовая структура поместья
как судебно-юридической и административной единицы, а также го-
родской общины, ремесленного цеха, купеческой гильдии, словом,
всех институтов средневекового общества, в конечном счете являлась
лишь видоизменением и воспроизведением конституции общины-мар-
ки. «Сельская конституция, — резюмирует Энгельс, — является только
конституцией марки, самостоятельной сельской общины, и переходит
в конституцию города, как только село превращается в город, т. е. ук-
репляет себя рвом и стенами. Из этой первоначальной конституции
городской марки выросли все позднейшие городовые положения. И,
наконец, по образцу конституции марки созданы уставы и положения
бесчисленных вольных товариществ средних веков, не основанных на
общности землевладения, — особенно же уставы вольных цехов»36
.
Словом, община, как организация борьбы крестьян с землевладель-
ческим дворянством, оплодотворила собою всю структуру, все поряд-
ки феодального общества.
Однако, с другой стороны, сама по себе эта организация обречена
была в конце концов на поражение или превращение в собственную
противоположность. Энгельс отмечает два пути крушения общины-
марки как органа сплочения крестьян для борьбы с феодалами. В одних
случаях — это прямое поражение в борьбе: так, после Великой кресть-
янской войны в Германии 1525 г., в местностях, где свирепствовала
война, где крестьяне были побеждены после ожесточенной борьбы,
все оставшиеся еще права крестьян-общинников были окончательно
попраны, последние следы марки исчезли. В других случаях шел про-
цесс сначала проникновения феодала-помещика в марку на правах ее
равноправного члена, затем приобретения им господствующего поло-
жения в ней, наконец, превращения ее в подсобный орган поместной
администрации, в орган феодальной эксплуатации крестьян; подчас
таким же образом общину подчиняло себе феодальное государство в
целях налоговой эксплуатации, подчас — церковь (приходская общи-
Этот прогрессировавший упадок или полное поражение общины
объясняются тем, что она не могла бесконечно существовать и при-
способляться при утере своей экономической основы — коллективной
собственности. Вместе с исчезновением остатков коллективной собст-
35 Ф. Энгельс. Марка. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XV, стр. 629. 36 Там же, стр. 637.
296
венности община все менее оставалась единственным «отечеством»
крестьян, их единственной или главной общностью. Наряду с общиной
и на смену ей вырастали иные формы связей и сплочения в народной
массе.
Так, еще ко временам родо-племенного строя, подобно корням об-
щины, относятся корни областных и этнических форм сплочения на-
селения. Племя как целое имело важную экономическую функцию в
дофеодальную эпоху переселения народов, с характерными для нее
постоянными переделами и перераспределениями земли. С прекраще-
нием переселений племенная организация кое-где, особенно в Герма-
нии, отчасти во Франции, на известное время сохранилась, отчасти от-
ступила на задний план перед не имевшей ясного этнического харак-
тера, просто территориально-административной организацией по об-
ластям; это были как бы союзы общин или «большие марки», объеди-
нявшие либо несколько общин, либо значительное их число («гау»,
«сотни», «графства» и т. п.).
Важнейшей функцией этих объединений, как племенных, так и тер-
риториальных являлась унаследованная от племенного строя функция
верховного распоряжения территорией, землей; а поскольку всякая
феодальная узурпация земель общинников в раннефеодальном обще-
стве мотивировалась верховным правом «королей», т. е. вождей союзов
племен, носителей сверхплеменной власти, на раздачу завоеванных и
покоренных территорий, областные и племенные объединения, есте-
ственно, оказались антагонистами этих узурпаций и защитниками зе-
мельных прав общинников. В своей борьбе с феодальными узурпация-
ми они опирались на унаследованные от родо-племенного строя остат-
ки и элементы древней демократии — судебную, военную, админист-
ративную власть общего собрания всех взрослых мужчин племени или
области, либо же выборных старейшин.
Вот эта областная общность и становится с развитием феодализма,
с первыми признаками ослабления роли единичной общины, все более
важным «отечеством» для крестьянских масс. В ней они ищут и в из-
вестной мере находят оплот для своего сопротивления феодалам. Все
три формы крестьянского сопротивления тесно связаны и с этой общ-
ностью. На судебные права области, графства, племени, на местное
или племенное обычное право в огромной степени опирается частич-
ное сопротивление. Оно, с его практикой «сговоров» между община-
ми, с его всегдашней оглядкой на порядки ближних и дальних соседей,
с его ссылками на «обычай», «пошлину», находит тут самые благопри-
ятные условия. Далее, общность в пределах данной области облегчает
переезды, отселение отдельных деревень на целинные земли, пересе-
ление людей из деревень в поселки свободных ремесленников — в за-
чатки будущих городов. Наконец, вооруженные выступления, восста-
297
ния крестьян сплошь и рядом приобретают характер общеплеменных
движений, вроде скажем, восстания саксонских крестьян-общинников
против феодализации в 841–842 гг. («Стеллинга»), или движений це-
лой области, провинции, что характерно не только для ранних перио-
дов