Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

при-

смотреться историк, когда он хочет изучать медленный процесс фор-

мирования нации.

Дворянство, помещики — класс, не только не представляющий на-

родность или нацию, но в истории чаще выступающий как начало ан-

тинациональное, космополитическое, легко откалывающееся от на-

родности и нации, от национальной культуры и общности. Это видно,

например, по крестоносцам. Это видно по страсти дворян, чтобы обо-

собить себя от «простого» народа, говорить на иностранном языке.

Правда, иногда в истории бывало, что дворяне участвовали в общена-

циональном движении, более того, даже возглавляли его. Это случа-

лось в тех ситуациях, когда налицо не было достаточно развитой бур-

жуазии, способной возглавить нацию, и когда часть дворянства брала

на себя эту роль. Но в том-то и дело: для того чтобы «возглавлять», на-

до, чтобы было налицо что возглавлять. Не самих себя возглавляли в

этих случаях дворяне, а народность или нацию, т. е. какую-то отлич-

ную от них самих общественную силу. Дворянство никогда не было

костяком народности или нации. Самое большее, если та или иная его

часть временно и непоследовательно руководила движением далеко не

вполне единодушного с нею народа против иноземного господства.

Всем известны, например, такие прогрессивные моменты из истории

русского дворянства, когда часть его возглавляла борьбу народа против

шведских, польских, французских и других захватчиков, против ино-

земного гнета Золотой Орды и т. д. Вплоть до эпохи социалистических

наций народные массы не в силах одни, без чьего-то руководства, от-

стоять национальную независимость. Но руководящая роль дворянства

в национальном движении всегда бывала кратковременной, мимолет-

ной. Космополитизм глубочайшим образом присущ феодальному клас-

су, и его неприязнь к «простонародью» обычно была много глубже и

прочней его национальных чувств.

Не совпадает с понятием нации и буржуазия. Правда, буржуазия

занимает руководящее, господствующее положение в жизни «буржу-

азных наций», — но все же марксизм называет их «буржуазными» лишь

в том смысле, что они развивались в эпоху подымающегося капита-

лизма и соответствуют капиталистическому, буржуазному обществен-

ному строю, а не в том смысле, что буржуазия составляла когда-либо

их основу. Буржуазия господствует в нации, но нацию составляет от-

нюдь не буржуазия, — разве это не видно нередко из поведения бур-

42 Там же, стр. 121.

303

жуазии в тех странах, где коренным национальным интересам проти-

воречит господство другой, более сильной нации? Разве буржуазия уг-

нетенной нации сплошь и рядом не предает тогда интересов своей на-

ции, не становится на путь компрадорства, политической измены,

культурного штрейкбрехерства и приспособленчества? Однако нация

остается нацией и при измене буржуазии. Тем более «буржуазия пре-

дает интересы свободы, родины, языка и нации, когда встает пред ней

революционный пролетариат»43. Раз буржуазия может предать нацию,

значит подлинной, главной, основной частью нации является не бур-

жуазия.

Таким образом, приведенные ленинские слова, что, хотя господ-

ствующей национальной культурой является культура помещиков, по-

пов, буржуазии, подлинной национальной культурой следует считать

культуру, порождаемую условиями жизни трудящейся народной мас-

сы, — дают ключ к пониманию вообще роли дворянства и буржуазии в

истории нации. Дворяне, буржуазия занимали руководящее, господ-

ствующее положение в нации и национальном движении. Однако не

они были остовом нации и основной силой национального движения, а

народные трудящиеся массы, крестьяне и рабочие. Но на той ступени

истории, когда происходило формирование наций, городские рабочие

составляли еще совершенно незначительную прослойку сравнительно

с гигантским массивом основного производительного класса, кресть-

янства, да и сами были сплошь вчерашними крестьянами. Значит, осто-

вом нации в ту эпоху, когда нации складывались, было крестьянство. И

действительно, исторический опыт учит, что во всех случаях, когда

одна нация в прошлом бывала порабощена другой нацией, или ей гро-

зило порабощение, крестьянство оказывалось главной силой борьбы за

национальную независимость.

Марксизм никогда не трактовал вопроса о нациях в отрыве от во-

проса о национальном движении. Складывание наций было предпо-

сылкой национально-освободительных и национально-объединитель-

ных движений, но эта национальная борьба в свою очередь оказывала

могучее воздействие на складывание наций. Вне ее, как «мирный» эво-

люционный процесс, оформление наций невозможно себе предста-

вить. Нации созревали в огне и бурях национальных движений.

Ясно, что конкретная история становления наций и конкретная ис-

тория антифеодальной борьбы крестьянства глубоко, органически свя-

заны, что крестьянский вопрос даже составлял основу и суть нацио-

нального вопроса: крестьянство представляло основную армию нацио-

нального движения, без крестьянской армии практически не могло воз-

43 В. И. Ленин. Национальный вопрос в нашей программе. — Полн. собр. соч., т. 7, стр.

241.

304

никнуть мощное национальное движение. Именно это имеют в виду,

когда говорят, что национальный вопрос есть по сути дела вопрос кре-

стьянский.

В эпоху подымающегося капитализма, в эпоху буржуазно-демокра-

тической революции национальная борьба в огромной степени подчи-

нена выгодам буржуазии, интересам конкурентной борьбы буржуазии

разных наций, и в этом смысле является буржуазной. Однако и на ран-

них ступенях истории складывания наций основной массой нации бы-

ли крестьяне, и крестьянский вопрос был сутью национального вопро-

са, но как бы скрытой от глаз руководящей ролью буржуазии, тогда как

в эпоху пролетарской революции эта суть выступает открыто, отодви-

гая явно на задний план вопрос о буржуазии. Наконец, пролетарская

революция и строительство социализма вовсе выбрасывают буржуа-

зию как общественный класс из состава нации и преобразуют нацию

из буржуазной в социалистическую, «общенародную», состоящую из

рабочего класса, трудового крестьянства и социалистической интелли-

генции.

Земельная аристократия, т. е. феодалы, были в прошлом тем клас-

сом, против которого по преимуществу боролось всякое национальное

движение, т. е. в борьбе с которым формировались и созревали нации.

А это и значит, что национальный вопрос всегда был по сути дела во-

просом крестьянским, ибо кто же был, как не крестьянство, главным

борцом против феодалов, против старой земельной аристократии, кто

же шел, как не крестьянство, в первых рядах против феодалов.

Ленин указывал, что первая эпоха в истории национальных движе-

ний, «эпоха краха феодализма и абсолютизма», «когда национальные

движения впервые становятся массовыми», характеризуется именно и

прежде всего участием в них «крестьянства, как наиболее многочис-

ленного и наиболее «тяжелого на подъем» слоя населения…»44

Как видим, классики марксизма-ленинизма не раз указывали на роль

крестьянства как остова нации и главной силы исторически прогрес-

сивных национальных движений. Действительно, средневековые ры-

цари и магнаты разных стран были гораздо ближе друг к другу, чем к

«своим» крестьянам. Феодальному классу были присущи в одно и то

же время и местная ограниченность, и космополитизм. Нации могли

родиться только в преодолении, в сокрушении феодального класса

вместе с этими его свойствами. История складывания наций поэтому и

есть история антифеодальной борьбы.

Правда, нации окончательно складываются лишь в конце истории

феодального общества, когда в его недрах уже развился капиталисти-

ческий уклад, но ведь и антифеодальная борьба крестьянства, идущая

44 В. И. Ленин. О праве наций на самоопределение. — Полн. собр. соч., т. 25, стр. 264.

305

по восходящей линии на протяжении всего средневековья, достигает

своего максимума, своей предельной силы тоже к концу истории фео-

дального общества. Элементы же нации — язык, территория, культур-

ная общность и т. д. — формировались на протяжении значительной

части средневековья вместе с развитием форм и путей крестьянской

антифеодальной борьбы. Сначала они дают лишь народность, но слу-

жат вместе с тем историческими предпосылками нации. Все эти от-

дельные исторические элементы национальной общности были есте-

ственными продуктами роста крестьянского сопротивления феодаль-

ной эксплуатации.

Как сказано выше, общность нужна каждому эксплуатируемому

классу в его борьбе против эксплуататоров — рабам, крепостным кре-

стьянам, наемным рабочим. Нарастание общности — симптом и усло-

вие нарастания борьбы. Но рабы не достигли сколько-нибудь сложив-

шейся общности, они были разрознены по языку, культуре, племенной

принадлежности, родине, к которой каждый из них тяготел. Их общ-

ность, даже при максимальном подъеме, была много ниже националь-

ной. Общность пролетариев — выше национальной, она интернацио-

нальна и включает в себя национальную общность лишь как свой эле-

мент. Общность феодально-эксплуатируемых крестьян в кульминаци-

онной, высшей стадии своего развития есть национальная общность

или приближается к национальной общности. Разумеется, речь идет о

неосознанной, стихийной общности, исторически сложившейся по-

мимо сознательной воли и понимания крестьян.

Образование наций завершилось только, когда вместе с подымаю-

щимся капитализмом поднялась и буржуазия в качестве господствую-

щей, руководящей силы в нации; но та историческая база, на которой

возникли нации, формировалась раньше — она формировалась всей ис-

торией и всеми формами крестьянской борьбы против феодальной экс-

плуатации. В ходе нарастающего частичного сопротивления (начиная

со «сговоров» соседних и отдаленных крестьянских общин и кончая

поисками общего права), особенно в ходе переселений и побегов, мед-

ленно, исподволь формировалась историческая общность языка, тер-

ритории, элементов психического склада и культуры. В ходе нарас-

тающих товарно-денежных сношений крестьянства с городами фор-

мировалась основа для исторической общности экономической жизни.

В ходе восстаний особенно цементировалась общность всей историче-

ской судьбы, особенно выкристаллизовывались все наличные уже эле-

менты национальной общности. Не надо особых доказательств, чтобы

видеть, что Великая крестьянская война 1525 г. была важнейшим мо-

ментом в формировании немецкой нации. Это была поистине война

Германии против уродливого антинационального германского госу-

дарства. Поражение же крестьянской войны, напротив, сильно затор-

306

мозило дальнейшее созревание немецкой нации45. Чешская нация фор-

мировалась в пламени крестьянских восстаний, начиная с всенацио-

нальной крестьянской гуситской войны; венгерская — тоже в цепи на-

ционально-крестьянских войн и т. д. Примеры можно до бесконечно-

сти черпать из истории крестьянских движений. Очень показательно,

скажем, как французские крестьяне и плебеи в разгар восстаний

XVII в. уже легко преодолевали, размывали несущественные для них

грани между отдельными «провинциями», способствуя тем самым

формированию нации снизу, тогда как феодально-абсолютистской ад-

министрацией и дворянством эти «провинции» сознавались еще как

совершенно различные и обособленные «земли», населенные «нация-

ми» гасконцев, нормандцев, провансальцев и т. п.

Но тут же надо указать и на оборотную сторону. История почти не

знает крестьянских восстаний, охвативших всю национальную терри-

торию. Крестьяне не могли полностью использовать ту общность, ко-

торую они сами стихийно формировали. Политический кругозор кре-

стьян не поднимался до национальных масштабов. Этому препятство-

вала противоположная тенденция, характеризующая крестьянскую

борьбу, — тенденция к разобщению, порождаемая обороной крестья-

нином прежде всего своего хозяйства. Своего рода равнодействующей

этих двух тенденций являются действия крестьян на основе общности

обширных районов, подчас огромных областей, но почти никогда

всей страны, всей нации.

Таким образом, роль крестьянства в возникновении наций глубоко

противоречива. Своей многовековой борьбой против феодальной экс-

плуатации крестьянство формирует элементы нации, базу, на которой

нация возникает. Крестьянство составляет основу, остов возникающей

нации. Но все же крестьянская борьба не превращает возможность воз-

никновения нации в действительность. Для этого нужно, чтобы руко-

водящую роль взяла на себя буржуазия (или подчас подменяющее ее

либеральное дворянство), т. е., чтобы сложились «две нации внутри

одной нации». Буржуазия, в том числе буржуазная (или дворянская)

интеллигенция, буржуазные политические партии превращают исто-

рически складывающуюся национальную общность из потенции в ре-

альность, цементируют наличные элементы нации, но при этом при-

сваивают себе главные плоды всей борьбы. Английская и французская

буржуазные революции были окончательным рождением английской и

французской нации, победой «нации над провинциализмом»46. В своей

основе эти великие перевороты были апогеем крестьянской антифео-

45 См. М. М. Смирин. Роль народных масс на заре борьбы за государственное единство

Германии (XV–XVI вв.) — «Вопросы истории», 1954, № 1. 46 К. Маркс и Ф. Энгельс. Буржуазия и контрреволюция. — Сочинения, т. 6, стр. 115.

307

дальной борьбы, революционной борьбой огромных масс крестьян, ли-

квидировавшей феодализм. Но плоды победы присвоила себе «нацио-

нальная» буржуазия, подавившая этих самых крестьян и их союзни-

ков — городское плебейство — с помощью «национального» государ-

ства47

.

В соответствии со своим учением о двух нациях внутри каждой

(буржуазной)

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн