при-
смотреться историк, когда он хочет изучать медленный процесс фор-
мирования нации.
Дворянство, помещики — класс, не только не представляющий на-
родность или нацию, но в истории чаще выступающий как начало ан-
тинациональное, космополитическое, легко откалывающееся от на-
родности и нации, от национальной культуры и общности. Это видно,
например, по крестоносцам. Это видно по страсти дворян, чтобы обо-
собить себя от «простого» народа, говорить на иностранном языке.
Правда, иногда в истории бывало, что дворяне участвовали в общена-
циональном движении, более того, даже возглавляли его. Это случа-
лось в тех ситуациях, когда налицо не было достаточно развитой бур-
жуазии, способной возглавить нацию, и когда часть дворянства брала
на себя эту роль. Но в том-то и дело: для того чтобы «возглавлять», на-
до, чтобы было налицо что возглавлять. Не самих себя возглавляли в
этих случаях дворяне, а народность или нацию, т. е. какую-то отлич-
ную от них самих общественную силу. Дворянство никогда не было
костяком народности или нации. Самое большее, если та или иная его
часть временно и непоследовательно руководила движением далеко не
вполне единодушного с нею народа против иноземного господства.
Всем известны, например, такие прогрессивные моменты из истории
русского дворянства, когда часть его возглавляла борьбу народа против
шведских, польских, французских и других захватчиков, против ино-
земного гнета Золотой Орды и т. д. Вплоть до эпохи социалистических
наций народные массы не в силах одни, без чьего-то руководства, от-
стоять национальную независимость. Но руководящая роль дворянства
в национальном движении всегда бывала кратковременной, мимолет-
ной. Космополитизм глубочайшим образом присущ феодальному клас-
су, и его неприязнь к «простонародью» обычно была много глубже и
прочней его национальных чувств.
Не совпадает с понятием нации и буржуазия. Правда, буржуазия
занимает руководящее, господствующее положение в жизни «буржу-
азных наций», — но все же марксизм называет их «буржуазными» лишь
в том смысле, что они развивались в эпоху подымающегося капита-
лизма и соответствуют капиталистическому, буржуазному обществен-
ному строю, а не в том смысле, что буржуазия составляла когда-либо
их основу. Буржуазия господствует в нации, но нацию составляет от-
нюдь не буржуазия, — разве это не видно нередко из поведения бур-
42 Там же, стр. 121.
303
жуазии в тех странах, где коренным национальным интересам проти-
воречит господство другой, более сильной нации? Разве буржуазия уг-
нетенной нации сплошь и рядом не предает тогда интересов своей на-
ции, не становится на путь компрадорства, политической измены,
культурного штрейкбрехерства и приспособленчества? Однако нация
остается нацией и при измене буржуазии. Тем более «буржуазия пре-
дает интересы свободы, родины, языка и нации, когда встает пред ней
революционный пролетариат»43. Раз буржуазия может предать нацию,
значит подлинной, главной, основной частью нации является не бур-
жуазия.
Таким образом, приведенные ленинские слова, что, хотя господ-
ствующей национальной культурой является культура помещиков, по-
пов, буржуазии, подлинной национальной культурой следует считать
культуру, порождаемую условиями жизни трудящейся народной мас-
сы, — дают ключ к пониманию вообще роли дворянства и буржуазии в
истории нации. Дворяне, буржуазия занимали руководящее, господ-
ствующее положение в нации и национальном движении. Однако не
они были остовом нации и основной силой национального движения, а
народные трудящиеся массы, крестьяне и рабочие. Но на той ступени
истории, когда происходило формирование наций, городские рабочие
составляли еще совершенно незначительную прослойку сравнительно
с гигантским массивом основного производительного класса, кресть-
янства, да и сами были сплошь вчерашними крестьянами. Значит, осто-
вом нации в ту эпоху, когда нации складывались, было крестьянство. И
действительно, исторический опыт учит, что во всех случаях, когда
одна нация в прошлом бывала порабощена другой нацией, или ей гро-
зило порабощение, крестьянство оказывалось главной силой борьбы за
национальную независимость.
Марксизм никогда не трактовал вопроса о нациях в отрыве от во-
проса о национальном движении. Складывание наций было предпо-
сылкой национально-освободительных и национально-объединитель-
ных движений, но эта национальная борьба в свою очередь оказывала
могучее воздействие на складывание наций. Вне ее, как «мирный» эво-
люционный процесс, оформление наций невозможно себе предста-
вить. Нации созревали в огне и бурях национальных движений.
Ясно, что конкретная история становления наций и конкретная ис-
тория антифеодальной борьбы крестьянства глубоко, органически свя-
заны, что крестьянский вопрос даже составлял основу и суть нацио-
нального вопроса: крестьянство представляло основную армию нацио-
нального движения, без крестьянской армии практически не могло воз-
43 В. И. Ленин. Национальный вопрос в нашей программе. — Полн. собр. соч., т. 7, стр.
241.
304
никнуть мощное национальное движение. Именно это имеют в виду,
когда говорят, что национальный вопрос есть по сути дела вопрос кре-
стьянский.
В эпоху подымающегося капитализма, в эпоху буржуазно-демокра-
тической революции национальная борьба в огромной степени подчи-
нена выгодам буржуазии, интересам конкурентной борьбы буржуазии
разных наций, и в этом смысле является буржуазной. Однако и на ран-
них ступенях истории складывания наций основной массой нации бы-
ли крестьяне, и крестьянский вопрос был сутью национального вопро-
са, но как бы скрытой от глаз руководящей ролью буржуазии, тогда как
в эпоху пролетарской революции эта суть выступает открыто, отодви-
гая явно на задний план вопрос о буржуазии. Наконец, пролетарская
революция и строительство социализма вовсе выбрасывают буржуа-
зию как общественный класс из состава нации и преобразуют нацию
из буржуазной в социалистическую, «общенародную», состоящую из
рабочего класса, трудового крестьянства и социалистической интелли-
генции.
Земельная аристократия, т. е. феодалы, были в прошлом тем клас-
сом, против которого по преимуществу боролось всякое национальное
движение, т. е. в борьбе с которым формировались и созревали нации.
А это и значит, что национальный вопрос всегда был по сути дела во-
просом крестьянским, ибо кто же был, как не крестьянство, главным
борцом против феодалов, против старой земельной аристократии, кто
же шел, как не крестьянство, в первых рядах против феодалов.
Ленин указывал, что первая эпоха в истории национальных движе-
ний, «эпоха краха феодализма и абсолютизма», «когда национальные
движения впервые становятся массовыми», характеризуется именно и
прежде всего участием в них «крестьянства, как наиболее многочис-
ленного и наиболее «тяжелого на подъем» слоя населения…»44
Как видим, классики марксизма-ленинизма не раз указывали на роль
крестьянства как остова нации и главной силы исторически прогрес-
сивных национальных движений. Действительно, средневековые ры-
цари и магнаты разных стран были гораздо ближе друг к другу, чем к
«своим» крестьянам. Феодальному классу были присущи в одно и то
же время и местная ограниченность, и космополитизм. Нации могли
родиться только в преодолении, в сокрушении феодального класса
вместе с этими его свойствами. История складывания наций поэтому и
есть история антифеодальной борьбы.
Правда, нации окончательно складываются лишь в конце истории
феодального общества, когда в его недрах уже развился капиталисти-
ческий уклад, но ведь и антифеодальная борьба крестьянства, идущая
44 В. И. Ленин. О праве наций на самоопределение. — Полн. собр. соч., т. 25, стр. 264.
305
по восходящей линии на протяжении всего средневековья, достигает
своего максимума, своей предельной силы тоже к концу истории фео-
дального общества. Элементы же нации — язык, территория, культур-
ная общность и т. д. — формировались на протяжении значительной
части средневековья вместе с развитием форм и путей крестьянской
антифеодальной борьбы. Сначала они дают лишь народность, но слу-
жат вместе с тем историческими предпосылками нации. Все эти от-
дельные исторические элементы национальной общности были есте-
ственными продуктами роста крестьянского сопротивления феодаль-
ной эксплуатации.
Как сказано выше, общность нужна каждому эксплуатируемому
классу в его борьбе против эксплуататоров — рабам, крепостным кре-
стьянам, наемным рабочим. Нарастание общности — симптом и усло-
вие нарастания борьбы. Но рабы не достигли сколько-нибудь сложив-
шейся общности, они были разрознены по языку, культуре, племенной
принадлежности, родине, к которой каждый из них тяготел. Их общ-
ность, даже при максимальном подъеме, была много ниже националь-
ной. Общность пролетариев — выше национальной, она интернацио-
нальна и включает в себя национальную общность лишь как свой эле-
мент. Общность феодально-эксплуатируемых крестьян в кульминаци-
онной, высшей стадии своего развития есть национальная общность
или приближается к национальной общности. Разумеется, речь идет о
неосознанной, стихийной общности, исторически сложившейся по-
мимо сознательной воли и понимания крестьян.
Образование наций завершилось только, когда вместе с подымаю-
щимся капитализмом поднялась и буржуазия в качестве господствую-
щей, руководящей силы в нации; но та историческая база, на которой
возникли нации, формировалась раньше — она формировалась всей ис-
торией и всеми формами крестьянской борьбы против феодальной экс-
плуатации. В ходе нарастающего частичного сопротивления (начиная
со «сговоров» соседних и отдаленных крестьянских общин и кончая
поисками общего права), особенно в ходе переселений и побегов, мед-
ленно, исподволь формировалась историческая общность языка, тер-
ритории, элементов психического склада и культуры. В ходе нарас-
тающих товарно-денежных сношений крестьянства с городами фор-
мировалась основа для исторической общности экономической жизни.
В ходе восстаний особенно цементировалась общность всей историче-
ской судьбы, особенно выкристаллизовывались все наличные уже эле-
менты национальной общности. Не надо особых доказательств, чтобы
видеть, что Великая крестьянская война 1525 г. была важнейшим мо-
ментом в формировании немецкой нации. Это была поистине война
Германии против уродливого антинационального германского госу-
дарства. Поражение же крестьянской войны, напротив, сильно затор-
306
мозило дальнейшее созревание немецкой нации45. Чешская нация фор-
мировалась в пламени крестьянских восстаний, начиная с всенацио-
нальной крестьянской гуситской войны; венгерская — тоже в цепи на-
ционально-крестьянских войн и т. д. Примеры можно до бесконечно-
сти черпать из истории крестьянских движений. Очень показательно,
скажем, как французские крестьяне и плебеи в разгар восстаний
XVII в. уже легко преодолевали, размывали несущественные для них
грани между отдельными «провинциями», способствуя тем самым
формированию нации снизу, тогда как феодально-абсолютистской ад-
министрацией и дворянством эти «провинции» сознавались еще как
совершенно различные и обособленные «земли», населенные «нация-
ми» гасконцев, нормандцев, провансальцев и т. п.
Но тут же надо указать и на оборотную сторону. История почти не
знает крестьянских восстаний, охвативших всю национальную терри-
торию. Крестьяне не могли полностью использовать ту общность, ко-
торую они сами стихийно формировали. Политический кругозор кре-
стьян не поднимался до национальных масштабов. Этому препятство-
вала противоположная тенденция, характеризующая крестьянскую
борьбу, — тенденция к разобщению, порождаемая обороной крестья-
нином прежде всего своего хозяйства. Своего рода равнодействующей
этих двух тенденций являются действия крестьян на основе общности
обширных районов, подчас огромных областей, но почти никогда —
всей страны, всей нации.
Таким образом, роль крестьянства в возникновении наций глубоко
противоречива. Своей многовековой борьбой против феодальной экс-
плуатации крестьянство формирует элементы нации, базу, на которой
нация возникает. Крестьянство составляет основу, остов возникающей
нации. Но все же крестьянская борьба не превращает возможность воз-
никновения нации в действительность. Для этого нужно, чтобы руко-
водящую роль взяла на себя буржуазия (или подчас подменяющее ее
либеральное дворянство), т. е., чтобы сложились «две нации внутри
одной нации». Буржуазия, в том числе буржуазная (или дворянская)
интеллигенция, буржуазные политические партии превращают исто-
рически складывающуюся национальную общность из потенции в ре-
альность, цементируют наличные элементы нации, но при этом при-
сваивают себе главные плоды всей борьбы. Английская и французская
буржуазные революции были окончательным рождением английской и
французской нации, победой «нации над провинциализмом»46. В своей
основе эти великие перевороты были апогеем крестьянской антифео-
45 См. М. М. Смирин. Роль народных масс на заре борьбы за государственное единство
Германии (XV–XVI вв.) — «Вопросы истории», 1954, № 1. 46 К. Маркс и Ф. Энгельс. Буржуазия и контрреволюция. — Сочинения, т. 6, стр. 115.
307
дальной борьбы, революционной борьбой огромных масс крестьян, ли-
квидировавшей феодализм. Но плоды победы присвоила себе «нацио-
нальная» буржуазия, подавившая этих самых крестьян и их союзни-
ков — городское плебейство — с помощью «национального» государ-
ства47
.
В соответствии со своим учением о двух нациях внутри каждой
(буржуазной)