Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

нации, Ленин предупреждал против идеализации того,

что буржуазия внесла в формирование нации. Он подчеркивал, что

«тут есть грань, которая часто бывает очень тонка», но которую нужно

уметь находитьгрань между национальным движением масс и на-

ционализмом буржуазии. «Принцип национальности исторически не-

избежен в буржуазном обществе, — писал Ленин, — и, считаясь с этим

обществом, марксист вполне признает историческую законность на-

циональных движений. Но, чтобы это признание не превратилось в

апологию национализма, надо, чтобы оно ограничивалось строжайше

только тем, что есть прогрессивного в этих движениях, — чтобы это

признание не вело к затемнению пролетарского сознания буржуазной

идеологией.

Прогрессивно пробуждение масс от феодальной спячки, их борьба

против всякого национального гнета, за суверенность народа, за суве-

ренность нации»48.

Это, говорит Ленин, — «задача, главным образом, отрицательная».

Но только она и прогрессивна. Задача же буржуазии — положитель-

ная, это — утверждение своего господства в нации и использование

национального движения в своих интересах, поэтому ее задача

борьба за «национальное развитие» вообще, за «национальную культу-

ру» вообще. Марксизм видит главную прогрессивную сторону нацио-

нального движения не в буржуазном национализме, а в осуществлении

этой «отрицательной», антифеодальной задачи: «Скинуть всякий фео-

дальный гнет, всякое угнетение наций, всякие привилегии одной из

наций или одному из языков…»49 «Отрицательная» задача, конечно, во-

площается в те или иные положительные формы национального суве-

ренитета, однако лишь в эпоху всеобщего кризиса капитализма, в ус-

ловиях существования в мире социалистического лагеря этот сувере-

нитет может принять форму государства национальной демократии в

странах, которые были колониями или полуколониями.

47 Попытку глубоко вскрыть диалектику завершающих шагов рождения нации см. в

статье французского историка-коммуниста А. Собуля «Проблема нации в ходе социаль-

ной борьбы в годы французской революции XVIII века». — «Новая и новейшая история»,

1963, № 6. 48 В. И. Ленин. Критические заметки по национальному вопросу. — Полн. собр. соч.,

т. 24, стр. 131–132. 49 Там же.

308

Мы видим, как тесно Ленин связывает две стороны вопроса: борьбу

пробуждающихся масс за то, чтобы «скинуть всякий феодальный

гнет», и борьбу «за суверенность народа, за суверенность нации».

Борьба же против феодального гнета есть, как известно, крестьянская

борьба. Та же самая крестьянская антифеодальная борьба лежала и в

основе исторического складывания и борьбы за освобождение наций,

разрушая, с одной стороны, феодальную раздробленность, «провин-

циализм», с другой стороны, — антинациональный космополитизм

феодального класса, особенно его верхушки — земельной аристокра-

тии.

Конечно, это не исключает того, что нация формировалась вокруг

буржуазии: достаточно сопоставить вопрос о национальном движении

с вопросом о буржуазной революции; ведь и в буржуазной революции

буржуазия является руководящей и направляющей силой, ведь и бур-

жуазная революция служит интересам буржуазии, однако какой же

марксист-ленинец станет отрицать, что основной силой, совершавшей

великие буржуазные революции XVII–XVIII вв., было крестьянство?

Признать крестьянство остовом и главной силой формирования наций

в конце феодальной — начале капиталистической эпохи нимало не

значит отрицать руководящее положение буржуазии в этих нациях. Но

приведенные слова В. И. Ленина учат не смешивать этих двух сторон,

этих двух «национализмов», этих двух наций в одной нации, как и в

вопросе о буржуазной революции В. И. Ленин учил не смешивать

класс-гегемон, буржуазию, с главными движущими силами — кресть-

янскими и рабочими массами.

3. Отражение антифеодальной борьбы

в сознании народных масс

Буржуазные историки-идеалисты часто возражают историкам-марк-

систам, что понятие классовая борьба неприменимо к средневековым

крестьянским движениям, так как невозможно обнаружить в источни-

ках никаких доказательств того, что крестьянство в этих движениях

сознавало себя как класс. Эти противники марксизма сводят всю исто-

рию к проявлениям человеческого сознания: не было мысли о классо-

вой борьбе, значит не было и классовой борьбы. Такой взгляд не толь-

ко противоречит неопровержимым выводам исторического материа-

лизма о существовании в истории таких закономерностей, отношений,

явлений, которых люди не могли сколько-нибудь верно сознавать, но и

бесконечно обедняет саму науку об истории общественного сознания,

о социальной психологии. Ведь огромную важность имеет изучение

как раз ошибочных, искаженных представлений людей о своих дейст-

309

виях и окружающих условиях.

Крестьянская борьба против феодальной эксплуатации характери-

зуется в общем и целом стихийностью, т. е. отсутствием ясного и пра-

вильного сознания классовых интересов и конечных задач борьбы.

Это не значит, что сопротивление трудящихся масс эксплуатации

при феодализме не находило никакого отражения в их идеях, поняти-

ях, мировоззрении. Если стихийность — качественное отличие этой

борьбы от сознательной борьбы революционного и организованного

пролетариата, то во всех, даже самых низших формах крестьянского

сопротивления феодалам есть уже нечто такое, чего нет даже в самых

мощных восстаниях рабов.

Так, рассмотренные выше формы общности и их развитие отража-

лись и в устойчивых категориях мышления и речи народных масс. Тер-

мины «родина», «народ», «народность» восходят к термину «род». Во

многих языках слова «отчизна», «отечество» развились, как и в рус-

ском, из слова «отец», т. е. непрерывной цепью связаны с временами

патриархальной семейной общины50. «Общество», «общность» — вос-

ходят к «общине». Слово «земля» обозначало и семейное владение, и

общинное, и областную или племенную территорию, и, наконец, тер-

риторию целой народности или нации (например, «русская земля»), но

во всех случаях — какую-то антитезу феодальной земельной собствен-

ности. Эти слова-понятия, при всей своей характерной многозначно-

сти, уже давали всякому крестьянскому выступлению такое идейное

вооружение, каким не располагали выступления рабов (или которые

мешали выступлениям рабов, ибо разрывали их слабое единство тягой

к разным «отчизнам»).

Возьмем другой пример. Бросается в глаза категория «правды»,

«правильности», «права», «справедливости», сопутствующая всему

крестьянскому сопротивлению. Крестьянин всегда словно защищал от

искажения, узурпации, насилия нечто неотъемлемое, — тогда как у ра-

ба, вплоть до революционной ликвидации рабовладения, не было ни-

чего неотъемлемого, даже жизни, и не было потребности соответст-

венно осознавать любой акт своего сопротивления господину и дока-

зывать свою «правоту», «правду».

Эта нерасчлененная, многозначная категория «правды» восходит

также к общинному строю. Она стала одним из устоев сознания на-

родных масс в их борьбе с рабством — с «бесправием». Идея «правды»

соединила в себе представление о законности (обычае) и честности, о

справедливости и истинности, о доброте и разумности. Она проходит

яркой нитью через всю борьбу народных масс против феодальной экс-

50 Ср. нем. der Vater — das Vaterland, англ. Father — Fatherland, лат. Pater — Patria,

франц. — la patrie.

310

плуатации. На нее опираются «частичное сопротивление» через суд,

крестьянские уходы, отказы от работ и повинностей, разбой, поджоги,

расправы, восстания.

Другая столь же важная и столь же нерасчлененная в своем много-

гранном содержании категория — «воля». Она — антитеза рабской «не-

воле». «Воля» — это и «вольность» (свобода) и «своя воля», и «володе-

ние». Чем более активные формы принимало сопротивление народных

масс феодальной эксплуатации, тем сильнее звучало это слово. Уходи-

ли от своего помещика в «вольные казаки», в «вольные люди», в «воль-

ное поле», в «вольницу». «Владение» («володение»), жизнь «по своей

воле» становились все более настойчивыми девизами антифеодальных

движений. Провозглашение права на «вольнодумство» было уже выс-

шим пределом зрелости народного революционного сознания фео-

дальной эпохи.

Когда крестьянское сопротивление развилось от низших форм до

своей высшей формы, восстаний, в этих восстаниях, начиная с Доль-

чино, и чем дальше, тем отчетливее, наблюдаются и идейные усилия

оправдать само восстание народа как справедливое, законное дело, и

осуждение в принципе эксплуатации, гнета, неравенства. В этом слу-

чае получают развернутое применение категории и «правды» и «воли».

В движениях рабов ничего этого не было. Словом, сопротивление экс-

плуатации со стороны феодальнозависимых крестьян сравнительно с

сопротивлением рабов было качественно новой ступенью идейно-пси-

хологического сознания борющихся трудящихся масс.

Если тут мы говорили о категориях крестьянского сознания, прохо-

дящих через всю феодальную эпоху и находящих полное развитие

сравнительно поздно, то для психологии крестьянства в пору раннего

феодализма, может быть, характернейшей чертой является ориентация

на обычай. Кстати, и в этом есть антитеза положению раба, который

насильственно отсечен от обычаев предков и которого пытаются вос-

питывать в новых, чуждых ему и навязанных обычаях. Обычай, стари-

на — основа основ крестьянской общественной психологии на протя-

жении всей феодальной эпохи и особенно до развития рыночных свя-

зей городов, контактов между областями и районами, когда пестрые

местные обычаи стали приходить в столкновение друг с другом. Даже

что-либо новое в жизни крестьянина психологически оформлялось по

принципу ссылки на отцов и дедов. Эта форма сознания отражала за-

стойность феодального быта и в свою очередь тормозила его измене-

ния.

Но тут же надо отметить и другую черту крестьянской психологии,

в известном смысле противоположную: бунтарский дух. Эта черта дос-

тигает зрелости с созреванием классовых противоречий феодализма,

но ее корни можно проследить очень глубоко по народным послови-

311

цам и поговоркам, песням и сказкам. Все это характеризует скорее

психологию, чем идеологию феодального крестьянства.

Разумеется, нельзя сводить вопрос об объективном значении кре-

стьянских войн к их лозунгам или шире — к их программам. Крестьян-

ские выступления уже не были бы стихийными, если бы их конкрет-

ные аграрные и политические программы адекватно выражали их объ-

ективные задачи. Раз мы признаем стихийность характернейшим, оп-

ределяющим признаком средневековых крестьянских восстаний, мы

должны отказаться от мысли положить в основу изучения этих вос-

станий исследование сознания, идей крестьян. Допустим, крестьяне

звали к «общей справедливости», к «правде» вообще или к «старой

правде», требуя восстановления тех или иных разрушаемых жизнью

порядков, — разве это значит, что успех восстания на самом деле вы-

ражался лишь в реставрации отжившей старины? Стихийность означа-

ет не вообще отсутствие каких бы то ни было идей, а глубочайшее не-

соответствие наличных идей и представлений объективному смыслу

движения, отсутствие сколько-нибудь верной перспективы. Даже ли-

деры великих буржуазных революций, английской и французской,

действовали в убеждении, что они всего лишь борются за восстановле-

ние попранных древних законов, — одни — великой хартии вольно-

стей, другие — исконных галльских или римских свобод, а уже эти ре-

волюции далеко не были такими стихийными движениями, как чисто

крестьянские восстания. К тому же «старая правда», к которой звали

крестьянские проповедники, часто являлась вымыслом, не только не

отвечавшим действительному прошлому, но и вообще фантастиче-

ским, неосуществимым. Что же касается вполне реалистических про-

ектов реформ, тех конкретных программных документов, которые в

немалом числе дошли до нас от различных средневековых крестьян-

ских восстаний, вроде классических немецких «12 статей», двух зна-

менитых английских программ 1381 г., бретонского так называемого

«крестьянского кодекса» 1675 г. и т. п., то исследования показывают,

что чем они реалистичнее, тем более являются документами не борь-

бы, а переговоров и примирения, появляются в атмосфере усталости

или трудностей, отражают мнения той части крестьян, которая имела

тягу к компромиссу с противником, искала не наиболее выгодных ус-

ловий развертывания борьбы, а наиболее выгодных условий ее пре-

кращения. Пусть этим фракциям принадлежала нередко гегемония, —

составленные ими программы как раз не показывают и не могут пока-

зать других голосов в крестьянском лагере, принужденных смолкнуть,

когда условия не благоприятствовали развертыванию восстания и сто-

ронники компромисса одерживали верх.

Подлинную природу идущего по восходящей линии крестьянского

восстания, движимого основной эксплуатируемой массой, скорее пе-

312

редает мюнцеровское «Постатейное письмо» (Artikelbrief), — не своей

идеологией, а отсутствием каких-либо пунктов для соглашения и пере-

говоров, интересом только к самой борьбе с дворянством51. Подлинная

сущность крестьянского восстания это — его стихийность, т. е. борьба

не столько «за», сколько «против», не столько за ясную цель, сколько

против явных врагов.

Пожалуй, для характеристики крестьянского восстания в известной

мере подходит то определение, которое Ленин в «Что делать?» дал

«стихийному элементу» в раннем рабочем движении: он «представляет

из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательно-

сти. И примитивные бунты выражали

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн