Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

уже собой некоторое пробужде-

ние сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость

давящих их порядков, начинали… не скажу понимать, а чувствовать

необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с раб-

ской покорностью перед начальством. Но это было все же гораздо бо-

лее проявлением отчаяния и мести, чем борьбой»52

.

Именно борьба не столько «за», сколько «против», уничтожение

существующих условий и уничтожение тех, кто их создал и защища-

ет, — вот смысл крестьянской войны. Крестьяне сжигали и рвали до-

кументы, фиксировавшие их обязанности, разрушали дворянские зам-

ки, монастырские канцелярии, налоговые конторы, изгоняли или ис-

требляли дворян, попов, налоговых сборщиков. Восстание, если сила

была на его стороне, всегда имело тенденцию расшириться от борьбы

против последнего притеснения, послужившего непосредственным

толчком, к борьбе против всех притеснений и всех «грызунов», как на-

зывали собирательно своих притеснителей французские крестьяне в

XVI в. Но когда внутренняя сила восстания ослабевала или когда пере-

вешивали силы противника, тогда появлялась тенденция ограничиться

частичными успехами, программой больших или меньших реформ, то-

гда влияние переходило к умеренным элементам.

Если борьба велась «за» — это всегда был смутный идеал вечной

справедливости, «царства божьего» на земле, где не будет ни богатых,

ни бедных, ни сильных, ни слабых, ни угнетателей, ни угнетенных.

Именно к этому сводились пророчества Иоахима Флорского; их

мистическая форма соответствовала их внутреннему смыслу: всей не-

справедливости, всякому неравенству противопоставлялись неопреде-

ленные идеи всеобщей справедливости и равенства, общего счастья.

Лозунги еретических движений с их идеями примитивного эгалита-

51 См. М. М. Смирин. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская

война. Изд. 2-е. М., 1955, гл. 5. Социально-политическая программа народной реформа-

ции. 52 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 6, стр. 29–30.

313

ризма, эсхатология, мессианизм основаны на той же идее противопос-

тавления «царства божьего», царства справедливости и братства —

«царству сатаны», существующему порядку, гнету и несправедливости.

Именно против этого «царства сатаны» и было направлено острие всех

еретических учений в средние века. Их объективный смысл опять-таки

заключался не столько в провозглашаемых ими позитивных идеалах,

сколько в том, что они отражали ненависть народных масс, обращен-

ную против окружающей действительности.

Мы часто склонны, так сказать, идеологизировать крестьянские вос-

стания, ставить мысли крестьян впереди их борьбы. Между тем их

мысли были гораздо мельче объективного содержания их борьбы;

только пролетариат, да и то лишь в лице своего передового отряда,

способен верно сознавать смысл и цель своей революционной борьбы.

А если некоторые большие обобщающие идеи и могли быть извлечены

из практики крестьянских восстаний, то это было обобщение опять-

таки скорее того, против чего боролись крестьяне, чем их положи-

тельных целей. Они на практике боролись с господами, отрицали их

своим оружием, — оборотной стороной этого отрицания могла стать

смутная идея равенства; однако это была именно негативная идея: она

обобщала то, чего не должно быть, оправдывала истребление господ,

но ничего не могла сказать о том, что будет дальше. Восставшие кре-

стьяне практически отрицали существующее распределение собствен-

ности, сносили изгороди, захватывали земли и имущество сеньоров —

оборотной стороной этого отрицания могла стать смутная идея «общ-

ности имущества» в том смысле, что все — «мирское», общинное, не

господское. Это не более, чем оправдание экспроприации. Но что де-

лать с отнятым имуществом? Дело не шло дальше примитивного «об-

щего котла» или уравнительного дележа. Наконец, крестьяне принуж-

дены были воевать с силами государственной власти, практически от-

рицать и существующую власть — оборотной стороной этого отрица-

ния могла стать смутная идея народоправства, власти самого народа.

Но и это была только негативная идея, только оправдание восстания:

существующая власть неправильна, незаконна. Какой же она должна

стать — о полной неясности этого можно судить по вере в возмож-

ность «мужицкого царя».

Все сказанное отнюдь не следует понимать в том смысле, что не

нужно изучать идеологию и субъективные цели крестьянских восста-

ний. Это необходимо. Как лозунги массового движения даже умерен-

ные программы, не говоря уже о таком документе, как «Постатейное

письмо» Мюнцера, играли подчас огромную роль в антифеодальной

борьбе. Но все же не надо судить об объективном значении крестьян-

ских восстаний преимущественно по их идеологии и субъективным

целям. Идеи равенства, общности имущества, народовластия были от-

314

нюдь не причиной, а следствием крестьянских восстаний. Не они по-

рождали восстания, а логика восстания порождала их. В зародышевом

виде их можно обнаружить в большинстве крестьянских движений;

подчас они получали более или менее широкую идеологическую раз-

работку; в теологической форме в XVI в. они выступили вместе с раз-

вернутой идеей антифеодальной борьбы у Томаса Мюнцера, и только в

XVIII в., отбросив религиозную оболочку, приобрели предельную зре-

лость, какая вообще достижима для крестьянской революционной

идеологии, у Жана Мелье53.

Следует сказать несколько слов о своеобразной диалектике двух ка-

тегорий средневекового крестьянского мышления: равенство и общ-

ность. Обе они распространяются и на имущество и на людей (пони-

мая под общностью людей общину, коммуну). Ныне эти две идеи

представляются нам весьма различными и даже, в известном смысле,

противоположными друг другу, но в мышлении средневекового кре-

стьянства они выступали в нерасчлененном, неразрывном единстве.

Если историк социалистических утопий строго различает уравнитель-

ство (эгалитаризм) и коммунизм (социализм), то в действительности

применительно к ранним учениям правильнее говорить то об «уравни-

тельном коммунизме», то о «коммунистическом уравнительстве». Дело

в том, что обе эти идеи роднила их негативная сторона: «уравнение»

звучало попросту как отрицание имущественного и правового нера-

венства феодального строя; но и «обобществление» или «общность»

звучало совершенно в том же смысле. Когда говорили, что земля

общая, мирская, божья, это на деле не значило ничего, кроме отрица-

ния частной собственности феодала на землю. Это означало только:

«земля не твоя». Как можно было бы превратить ее в общественную

собственность — этого, конечно, никто реально себе не представлял,

если не считать житейской практики переделов земли или пользования

общинными угодьями. Но когда говорили о переделе земли поровну,

то тоже имелся в виду не какой-либо реальный план организации об-

щества, а всего лишь равное право каждого на участие в захвате экс-

проприированного, разделе между собою имущества, присвоенного

господствующим классом. Иначе говоря, это тоже значило: «земля не

твоя». Но если в своем негативном значении идеи равенства и общно-

сти почти неотличимы друг от друга, то в последовавшей положитель-

ной разработке разными классами они оказались глубоко различными

53 См. В. П. Волгин. Вступительная статья к «Завещанию» Жана Мелье. — В кн.: Жан

Мелье. Завещание. Пер. с франц. М., 1954; Б. Ф. Поршнев. Народные истоки мировоззре-

ния Жана Мелье. — В кн.: «Из истории социально-политических идей. К семидесятипя-

тилетию акад. В. П. Волгина». М., 1955; М. М. Смирин. Народная реформация Томаса

Мюнцера и Великая крестьянская война. Изд. 2-е. М., 1955, гл. 2–5, 7 и 8.

315

316

и даже подчас противоположными.

Таким образом, требует серьезных поправок довольно распростра-

ненное мнение, будто крестьянство вообще, и средневековое кресть-

янство в частности, не способно породить даже смутных, даже утопи-

ческих коммунистических чаяний. Говоря так, смешивают две разные

вещи: крестьянство никогда не могло стать социальной базой возник-

новения научного коммунизма, но из его недр снова и снова поднима-

лись ростки коммунистических мечтаний, чаяний, утопий; высшим

пределом, которого могла достигнуть крестьянская утопическая

мысль, является мировоззрение русских революционных демократов,

сказавших, как известно, предпоследнее слово до научного коммуниз-

ма, но остановившихся у его порога. Крестьянский утопический ком-

мунизм в большинстве случаев был облечен в форму религиозных ере-

сей и сект, хотя в своих высших проявлениях (Жан Мелье, русские ре-

волюционные демократы) он выступал и в форме воинствующего ате-

изма. Крестьянский утопический коммунизм, как уже сказано, всегда

был в той или иной мере срощен с крестьянской уравнительной пси-

хологией: это — стремление и собрать и в то же время поделить по-

ровну материальные блага жизни.

Под этими смутными идейными устремлениями не лежало никакой

другой объективной основы, кроме защиты и укрепления личной тру-

довой собственности. Ни равенства, ни коммуны не могла породить

деревня, состоявшая из мелких, экономически разобщенных хозяйств.

Единственное, что их объединяло, — это стремление экспроприиро-

вать тех, кто их экспроприировал. Борьба за сохранение и умножение

личной трудовой собственности, отрицание правомерности нетрудо-

вой феодальной собственности — вот единственное объективное со-

держание крестьянского сопротивления и крестьянского обществен-

ного сознания в феодальном обществе. Это объективное содержание

нельзя смешивать не только с субъективными лозунгами и целями кре-

стьянских движений или религиозных ересей, но и с тем «сознанием»,

которое пытались привносить в крестьянское движение народники,

буржуазные демократы и либералы. Только союз с рабочим классом,

руководимый партией, вооруженной теорией научного коммунизма,

может привести крестьянство к правильному осознанию своих объек-

тивных нужд и путей к своей не мнимой, а подлинной победе.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Средства и органы, направленные

против народного сопротивления

1. Потребность экономически господствующего класса

в надстройке, обуздывающей борьбу народных масс

Крестьянские восстания не были особенно часты в феодальном об-

ществе. По большей части мы наблюдаем внешний «мир» в жизни

средневекового поместья. Не только восстания, но даже и стоящие

ниже формы борьбы, например, уходы, вообще все сколько-нибудь ак-

тивные способы сопротивления крестьян, хотя и порождаемые с необ-

ходимостью феодальной эксплуатацией, были все же «чрезвычайными

событиями» в быте феодальной деревни, были в ее буднях не прави-

лом, а исключением. Значит, что-то постоянно сковывало, обуздывало

крестьянскую антифеодальную борьбу почти с такой же силой, с ка-

кой экономическая необходимость ее порождала.

Феодализм невозможно себе представить ни при отсутствии кре-

стьянского сопротивления, ни при победе крестьянского сопротивле-

ния. Полная победа крестьянского восстания означала бы гибель фео-

дализма, так как господствующий класс уже не получал бы прибавоч-

ного продукта крестьян. Полное бессилие крестьянского сопротивле-

ния означало бы тоже гибель феодализма, так как крестьяне не могли

бы в случае необходимости отстаивать свои хозяйства — устои фео-

дальной экономики — от экспроприации. Но феодализм существовал

много веков. Значит, на протяжении всей его истории той силе, с ко-

торой огромная крестьянская масса, составлявшая не менее 80-90% на-

селения, сопротивлялась эксплуатации, противостояли какие-то дру-

гие силы. А так как вместе с развитием феодализма сила крестьянского

сопротивления в общем прогрессивно возрастала, значит, и эти проти-

востоящие ей силы более или менее соответственно возрастали. На-

растание крестьянского сопротивления в течение веков, таким обра-

зом, толкало вперед, заставляло перестраиваться и соответствующие

органы феодального общества.

Средства, противодействовавшие крестьянскому сопротивлению,

317

были, как правило, в каждый данный момент достаточно эффективны,

чтобы не допускать возникновения высшей формы крестьянского со-

противления — восстаний — и весьма ограничивать низшие формы —

частичное сопротивление, уходы, экономическую борьбу.

Следовательно, восстание действительно было подавленной потен-

цией всей феодальной сельской жизни. Если восстания все же в виде

исключения и вспыхивали, то либо в моменты, когда развитие этих

средств и органов подавления отставало от развития силы крестьян-

ского сопротивления, либо в моменты, когда эти органы и средства

были чем-либо парализованы, разрушены.

Иначе говоря, мы таким путем подходим к основной социологиче-

ской проблеме феодального общества (в известном смысле — всякого

классового общества): что заставляло подавляющее большинство чле-

нов общества повиноваться ничтожному эксплуатирующему меньшин-

ству? Что обычно парализовало их волю к борьбе, ежечасно подстеги-

ваемую экономической необходимостью?

Прежде всего кажется естественным искать ответ на этот вопрос в

самом экономическом базисе общества, — в том факте, что главные

средства производства принадлежали эксплуатирующему меньшинст-

ву. Действительно, указывают сплошь и рядом на то, что рабочий при

капитализме подчас отказывается участвовать в стачке, потому что бо-

ится потерять работу: если владелец средств производства уволит его,

он не сможет существовать; экономическая зависимость делает его

покорным. Точно так же крестьянин боится лишиться земли, надела и

принужден терпеть угнетение. Но

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн