это объяснение ничего не объясня-
ет. Ведь на самом деле отделение производителя от средств, производ-
ства есть причина, порождающая классовую борьбу, а никак не подав-
ляющая классовую борьбу. Именно потому, что средства производства
принадлежат капиталисту, рабочий в конце концов принужден бо-
роться, сколько бы он ни делал близоруких попыток обойтись без
борьбы. Либо надо полагать, что эксплуатация (вытекающая из эконо-
мической зависимости) не противоречит интересам рабочего, либо, ес-
ли признать, что она противоречит его интересам, надо согласиться,
что она стихийно толкает и побуждает его к сопротивлению, незави-
симо от того, насколько глубоко он понимает ее экономическую при-
роду. Точно так же обстоит дело и с крепостными крестьянами. Пусть
во множестве единичных случаев экономическая зависимость парали-
зовала их сопротивление, — в целом, в том большом историческом мас-
штабе, который важен для науки, экономическая зависимость не толь-
ко не парализовала, но, напротив, порождала неповиновение, сопро-
тивление, борьбу эксплуатируемых масс.
Экономическая зависимость и тут означает эксплуатацию, а экс-
плуатация, поскольку она противоречит коренным интересам трудя-
318
щихся, означает неотвратимо возникающие стихийные попытки со-
противления ей. Если собственность эксплуататоров на средства про-
изводства ставила трудящихся в зависимость от них, казалось бы, тру-
дящиеся должны были просто отнять у них эту собственность.
Следовательно, ответ на поставленный вопрос надо искать не в эко-
номическом базисе феодального общества, а в его надстройке. Именно
надстройка выполняла эту функцию — парализовать волю трудящихся
к борьбе, ежечасно подстегиваемую, их экономическим положением.
Это — одно из важнейших проявлений той активной роли над-
стройки по отношению к судьбе базиса, о которой говорит марксизм.
Надстройка порождается базисом не для того, чтобы пассивно «отра-
жать» его, а для того, чтобы активно служить и помогать ему, защищая
его от угрожающих ему общественных сил.
Следовательно, для ответа на поставленный вопрос нам надо обра-
титься к рассмотрению некоторых явлений надстройки феодального
общества. А именно, нам надо выяснить те органы, те силы надстроеч-
ного порядка, которые в средние века преимущественно подавляли
стремление масс противиться феодальной эксплуатации, противиться
данному экономическому строю, данному базису.
В знаменитом предисловии к своей работе «К критике политиче-
ской экономии», где Маркс дал лаконичное изложение сущности ис-
торического материализма, он показал, что экономическое развитие
является материальной основой, базисом общественной жизни, а юри-
дическо-политическое и религиозно-философское развитие является
формой этого содержания, надстройкой над экономическим базисом.
«С изменением экономической основы, — писал Маркс, — более или
менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»1
.
Определяя суть открытого Марксом материалистического понимания
истории, Энгельс говорил на могиле Маркса: «…Каждая данная ступень
экономического развития народа или эпохи образуют основу, из кото-
рой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения,
искусство и даже религиозные представления данных людей и из ко-
торой они поэтому должны быть объяснены, — а не наоборот, как это
делалось до сих пор»2
.
Надстройка является идеологической формой общественного раз-
вития, совокупностью форм общественного сознания на данной сту-
пени истории. Но надстройка — это не только взгляды и воззрения
людей, а и соответствующие организации и учреждения. Юридические
и политические взгляды того или иного исторически существовавшего
общества неотделимы от соответствующей организации государства,
1
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 13, стр. 7. 2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 19, стр. 350–351.
319
суда, управления; религиозные взгляды — от церкви и т. д. Эта связь
форм сознания с определенными общественными учреждениями и ин-
ститутами подчеркивает, что надстройка — не только отражение эко-
номического строя общества в сознании людей и общественных клас-
сов, но и орган активного воздействия одного класса на другой, в осо-
бенности в целях подавления тех общественных сил, которые проти-
вятся данному экономическому порядку. Надстройка в классовом ан-
тагонистическом обществе есть орган классовой борьбы, необходимое
условие для удержания экономического строя, основанного на экс-
плуатации, на лишении непосредственных производителей средств
производства. Сам этот экономический строй с необходимостью по-
рождает постоянное сопротивление ему со стороны подавляющего
большинства общества, трудящихся, и поэтому немыслим без над-
стройки, столь же постоянно парализующей это сопротивление.
Как уже говорилось, неверно сводить надстройку того или иного
классово антагонистического общества к взглядам и органам только
лишь господствующего класса. Например, рассматривая выше формы
организации и общности народных масс в феодальную эпоху, мы уже
вступили в сферу надстройки. Без этих организаций и соответствую-
щих представлений, взглядов, идей, крестьянская борьба против фео-
дальной эксплуатации была бы совершенно разрозненной и бессиль-
ной. Иными словами, без какой-то надстройки невозможно себе пред-
ставить и общественного движения самих народных масс. Однако ес-
тественно, что в обществе политически господствует тот класс, кото-
рый господствует экономически, что господствующие в обществе
мысли — это мысли господствующего класса. Словом, надстройка в
основном оказывается орудием господствующего класса, направлен-
ным против всяких стремлений трудящихся противиться эксплуата-
ции.
Грубо говоря, эти стремления в феодальном обществе подавляли в
основном две силы: сила оружия и сила религии.
Была еще третья сила: обычай, традиция — великая цементирующая
сила феодального порядка. Нарушить обычай, нарушить, как говорили
на Руси, «пошлину» (то, что издавна пошло, повелось) в феодальном
обществе всегда было очень трудно. Но это было, с другой стороны, и
могучим средством в борьбе крестьян-общинников против феодальной
эксплуатации, хотя оно же сковывало им руки. Именно вследствие
этой обоюдной остроты силы обычая мы пока отвлечемся от нее. К
тому же это — как раз наименее переменная величина. Обычаи меня-
лись медленно, а уж сам дух традиционализма, оглядки на обычай,
можно сказать, почти вовсе не менялся на протяжении веков.
Напротив, сила материального принуждения и степень влияния ре-
лигии были величинами переменными, весьма различными на разных
320
этапах и в разные моменты средневековой истории. Именно этими
двумя факторами — насилием (принуждением) и религиозным внуше-
нием (или убеждением) — и осуществлялось активное противодейст-
вие возраставшему крестьянскому сопротивлению на протяжении всей
истории феодализма. Отождествлять их с государством и церковью
было бы не совсем точно, ибо государство действовало не только ма-
териальным принуждением, но имело и большой авторитет в глазах
крестьянских масс, а церковь пользовалась далеко не только словом,
она прибегала также к кострам, пыткам, тюрьмам, казням. Но все же в
основном фактор насилия был воплощен в государстве, а фактор
идейного внушения — в церкви.
Чем более, с развитием феодального общества, расшатывался его
экономический базис, тем острее и глубже становилась борьба состав-
лявших его классов, тем соответственно более сильная надстройка тре-
бовалась для сохранения и защиты этого базиса. Поэтому для поздне-
феодальной эпохи характерно очень сильное, мощное государство (са-
модержавие, абсолютизм), активизирующаяся, наступающая церковь
(католическая реакция, реформы, контрреформы). Эти две силы и ско-
вывали нараставшую силу крестьянского сопротивления на протяже-
нии всего средневековья. Иными словами, среди тех общественных
взглядов и учреждений, которые составляли надстройку над феодаль-
ным экономическим базисом, наиболее активную, важнейшую обще-
ственную роль играли, с одной стороны, политика, государство, с дру-
гой стороны, религия, церковь. Что касается искусства, философии,
морали, то они в феодальную эпоху не являлись сколько-нибудь само-
стоятельными частями феодальной надстройки, а были в огромной
степени подчинены религии.
2. Феодальное государство как орган
подавления борьбы народных масс
Остановимся сначала на феодальном государстве, т. е. на политиче-
ской надстройке феодального общества.
Ленин в лекции «О государстве» говорил: «…Едва ли найдется дру-
гой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представи-
телями буржуазной науки, философии, юриспруденции, политической
экономии и публицистики, как вопрос о государстве»3
. К вопросу о го-
сударстве средних веков эти слова относятся в полной мере. Совет-
ским медиевистам приходится на каждом шагу прорываться сквозь ту-
ман полученных в наследство от буржуазных историков метафизиче-
3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 66.
321
ских, извращенных представлений о сущности феодального государст-
ва, вроде, например, восторженного изображения монархии как творца
нации, национального единства и вообще чуть ли не всего историче-
ского прогресса. Еще Н. Г. Чернышевский гневно и справедливо воз-
ражал на это традиционное восхваление прогрессивной исторической
миссии королей и царей: «Если французы должны кого благодарить за
могущество, приобретенное Францией, то должны благодарить за это
только самих себя и больше никого. Тот или другой эгоист, тот или
другой честолюбец мог находить выгодным для себя стремление к на-
циональному единству, врожденное французам, но не он создал его,
он только пользовался им и пользовался почти всегда вредным для са-
мих французов образом… Если мы станем благодарить французских
Валуа за то, что при них произошло воссоединение французских про-
винций, всегда стремившихся к единству, то не должны ли мы благо-
дарить Елизавету английскую за то, что при ней Шекспир написал
Гамлета? Нам кажется, что за Гамлета следует благодарить Шекспира,
а за французское единство французы должны благодарить самих се-
бя»4
.
Прежде чем говорить о сущности феодального государства, отме-
жуем со всей ясностью то, что в самом деле никак не принадлежит к
его сущности. Нации исторически не только не были порождены мо-
нархиями или какой-нибудь иной формой государства, но среди при-
знаков нации как исторически сложившейся общности людей мар-
ксизм-ленинизм, как известно, вообще не указывает признака государ-
ственной общности. Попытки «дополнить» марксистско-ленинское
определение нации еще одним признаком, «государственной само-
стоятельностью», неизбежно ведут лишь к грубым политическим
ошибкам в национальном вопросе. Нации исторически складывались
как при наличии национального государства, так и при отсутствии его.
Как государство не входит в определение сущности нации, так и
нация не входит в определение сущности государства. Хотя «для всей
Западной Европы — более того: для всего цивилизованного мира —
типичным, нормальным для капиталистического периода является…
национальное государство»5
, все же, как известно, и при капитализме,
как и при феодализме, наряду с национальными государствами встре-
чаются многонациональные. Другое дело, что всякое национально-ос-
вободительное или национально-объединительное движение имеет
своей тенденцией (стремлением) образование национального государ-
4 Н. Г. Чернышевский. Г-н Чичерин как публицист. — Полн. собр. соч., М., 1950, т. V,
стр. 654–655. 5 В. И. Ленин. О праве наций на самоопределение. — Полн. собр. соч. т. 25, стр. 259.
322
ства6
. Если говорить о массах, составлявших боевую силу этих движе-
ний, то они под этим разумеют главным образом независимость, т. е.
внешнеполитическую сторону дела и к тому же, как говорит Ленин,
«отрицательную», разрушительную, революционную: уничтожение
реально существующей угнетающей их власти, находящейся в руках
иной нации (или в руках местных феодальных правительств). Но это
отнюдь не ведет нас к пониманию общественной, классовой сущности
государства, даже если оно возникло в результате такого движения.
Это отнюдь не ведет нас к пониманию самого устройства государст-
венной власти.
Борьба против иноземного гнета — это одно, оформление в ходе и в
результате этой борьбы того или иного государственного устройства
на освобожденной территории — это другое. В конкретной истории
эти две стороны всегда неразрывно сплетены, но теория, обобщая мно-
гие конкретные случаи, без труда расчленяет эти две стороны, так как
в одних случаях в результате народно-освободительного движения воз-
никла одна форма государства, в других — совсем другая. В одних слу-
чаях, скажем, возникла республика, в других — сословноограниченная
монархия, в третьих — неограниченная монархия. В одних случаях в
результате достижения национальной независимости к власти пришли
те или иные слои феодального класса, в других — буржуазии, в треть-
их — крестьянства или ремесленников (например, в средневековой
Швейцарии). В одних случаях после победы сложилось федеративно-
децентрализованное политическое устройство (например, в Нидерлан-
дах, США, Швейцарии), в других — централизованное (например, в
России). В одних случаях после освобождения новое государственное
устройство охватило целую нацию, в других — лишь часть ее (так бы-
вало в истории средневековой Венгрии и других народов), в третьих–
несколько наций или народностей, наконец, в четвертых — народно-
освободительная борьба