Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

за независимость могла завершиться присое-

динением данной народности или нации к какому-то уже существую-

щему государству с его прежде сложившимся государственным уст-

ройствам (например, воссоединение левобережной Украины с Россией

в XVII в.).

Все это многообразие ясно показывает, что силы, боровшиеся про-

тив иноземного гнета, за государственную независимость, и силы,

пришедшие к власти в ходе борьбы или на базе достигнутой независи-

мости, — это отнюдь не одно и то же. Следовательно, сущность вопро-

са о государственной власти и ее устройстве отнюдь не состоит в том,

что она обеспечивает эту «отрицательную» задачу — не в защите неза-

висимости данного народа, данной нации или группы наций. Поэтому

6

См. там же.

323

историку непростительно и нелепо определять свое отношение, ска-

жем, к русской монархии XV–XVI вв. тем, что она боролась против та-

тарского ига и возникла на его развалинах, — ведь в других конкретно-

исторических условиях сходную роль выполняла и республика. Оче-

видно, такой историк или не способен подняться от данного частного

исторического случая до какого-либо обобщения, или же руководству-

ется монархическим обобщением — недоказуемым представлением,

что монархия является наиболее «сильным» государством, наиболее

способным обеспечить независимость, порядок и т. п.

Таким же образом нельзя смешивать вопрос о политическом объе-

динении страны с вопросом о централизации государственной власти,

тем более — с вопросом об установлении неограниченной монархии. К

сожалению, все эти три разных вопроса во многих исторических сочи-

нениях нарочито отождествлялись под широким термином «централи-

зованное государство». Это давало возможность всякую борьбу за ог-

раничение монархической власти, произвола, деспотизма изображать

как борьбу против прогресса: как якобы борьбу против объединения

страны, за феодальную раздробленность. Термин «централизованное

государство» в таком широком понимании антинаучен и бессмыслен.

Объединение страны, т. е. преодоление феодальной раздробленно-

сти, — понятие, отнюдь не совпадающее с понятием централизации

власти: скажем, Утрехтская уния 1579 г. представляет образец полити-

ческого объединения земель в форме равноправной федерации, при

минимальных правах центральных органов. Такая форма политическо-

го объединения всегда была лозунгом наиболее прогрессивных обще-

ственных сил и наиболее антифеодальной платформой объединитель-

ных движений. В свою очередь понятие централизации власти ни в ко-

ем случае не совпадает с понятием неограниченной монархической

власти, т. е. самодержавия, абсолютизма. Если господствующий фео-

дальный класс ограничивал короля или царя своими представительны-

ми органами, — это вовсе не значит, что они боролись против «центра-

лизации», ибо эти представительные органы тоже были центральными.

Борьбу феодальных клик за влияние при королевском или царском

дворе нет причин изображать как феодальный сепаратизм: это была

борьба за овладение центральной властью, а вовсе не за власть на мес-

тах.

Запугивание читателей феодально-сепаратистской угрозой монар-

хиям родилось под пером тех историков, которые идеализировали мо-

нархию, видя в ней силу антифеодальную, «национальную», «народ-

ную» или же буржуазную. В действительности, как сказано, вопрос о

преодолении феодальной раздробленности, т. е. политическом объе-

динении страны, и вопрос о монархическом устройстве государствен-

ной власти в объединенной стране — два разных вопроса. Бывало, ко-

324

нечно, что объединение совершалось и завершалось под эгидой коро-

лей или царей. Но, скажем, Венецианская республика не менее успеш-

но управляла своими владениями, не опасаясь их сепаратизма, чем лю-

бая монархия.

Народные массы боролись против местных феодальных властей,

сокрушая тем самым политическую раздробленность, Но эта «отрица-

тельная», разрушительная историческая деятельность масс отнюдь не

означает, что они боролись за самодержавие. Так точно в ходе буржу-

азно-демократической революции антифеодальная разрушительная ак-

тивность масс не означает, что все эти массы проникнуты стремлением

передать плоды победы в руки одной буржуазии. В истории часто пло-

ды победы присваивались не теми, кто ее в действительности одержал.

Анализ проблемы феодального государства затрудняется тем, что

слово «государство» употребляют в разных смыслах: иногда им поль-

зуются в смысле суммы внешних границ данной страны или в смысле

совокупного населения. Ниже мы будем говорить о государстве в

смысле государственной власти.

Сущность феодального государства как аппарата принуждения надо

искать прежде всего в его главной, внутренней политической функ-

ции. Марксизм показал, что государство возникло для того, чтобы

держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуата-

торского меньшинства, что оно имеет в рабовладельческом, феодаль-

ном и капиталистическом обществе главной функцией — подавлять

сопротивление трудящихся масс эксплуатации; рядом с этим внешне-

политическая функция (экспансия и оборона) отступает на второе ме-

сто. «Главной целью этой организации, — говорил Энгельс по поводу

государства, — всегда было обеспечивать при помощи вооруженной

силы экономическое угнетение трудящегося большинства особо при-

вилегированным меньшинством»7

.

Какой же класс составлял при феодализме эксплуатируемое трудя-

щееся большинство? Крестьянство. Ясно, что согласно марксистской

теории обуздание крестьянства и было функцией феодального госу-

дарства, его подлинной сущностью.

Энгельс прямо писал об этом в «Происхождении семьи, частной

собственности и государства»: как античное государство было прежде

всего органом рабовладельцев для подавления и обуздания рабов, так

«феодальное государство — органом дворянства для подчинения и

обуздания крепостных крестьян». Уже из соразмерности политических

прав граждан с их имущественным положением видно, что «государст-

во — это организация имущего класса для защиты его от неимущего

7 Ф. Энгельс. К смерти Карла Маркса. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 19, стр.

359.

325

класса… Так было и в средневековом феодальном государстве, где по-

литическое положение определялось размерами землевладения»8

.

Ленин в лекции «О государстве» подробнее развил эту мысль. Как и

в античном рабовладельческом обществе, говорит он, в средние века

мы видим разные политические формы — различные виды монархии и

республики, но под разными формами скрывается одно содержание:

господство принадлежало помещикам-крепостникам, эксплуатируе-

мые же крестьяне были абсолютно лишены каких бы то ни было поли-

тических прав. «Для удержания своего господства, для сохранения

своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объеди-

нил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их из-

вестным законам, правилам, — и все эти законы сводились в основном

к одному — удержать власть помещика над крепостным крестьянином.

Это и было крепостническое государство…»9

Такова сущность феодального государства.

Но применить эти общие теоретические положения к объяснению

конкретной истории развития средневековых государств не просто. Во

всяком случае авторы вузовского учебника по истории рабовладельче-

ского и феодального государства и права предпочли даже вовсе не ци-

тировать приведенные выше основополагающие высказывания Энгель-

са и Ленина по этому вопросу: эти мысли невозможно увязать с тек-

стом учебника10. Некоторые историки феодального государства, рас-

ходясь с Лениным, забывают о едином содержании, которое скрывает-

ся за приковывающими без остатка все их внимание различиями между

феодальной раздробленностью и феодальной монархией, между мо-

нархией сословно-представительной и абсолютной и т. д. Для каждой

стадии и формы они ищут какое-то в корне иное социальное содержа-

ние. Авторы ряда учебников и работ по феодальной эпохе, если и ци-

тируют эти высказывания классиков, если и признают на словах функ-

цию подавления и обуздания крестьянства сущностью феодального

государства, оставляют далее эту «сущность» в стороне, не прибегают

к ней для объяснения даже самых существенных сторон и изменений

феодального государства (например, централизации), объясняя их ка-

кими-либо другими, не главными функциями государства. Но что же

это за «сущность», раз ею нельзя объяснить ничего существенного в

истории феодального государства!

Можно признавать главную роль экономики в жизни общества,

8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. 1, стр. 147–148. 9

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 77. 10 «История государства и права», т. 1 (Всесоюзный институт юридических наук). М.,

1949. Значительный шаг вперед, хотя еще и не дающий полного удовлетворения, пред-

ставляет глава о феодальном государстве и праве (гл. 5) в учебном пособии «Теория го-

сударства и права» (Институт права АН СССР). М., 1955.

326

можно признавать классовую борьбу — и все-таки не быть марксистом-

ленинцем. Оселком, на котором проверяется подлинное овладение ис-

ториком марксистско-ленинским методом, является вопрос о государ-

стве.

Нетрудно ответить на вопрос, почему это так.

Маркс в известном письме к Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. писал:

«Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я от-

крыл существование классов в современном обществе, ни та, что я от-

крыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня

изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные

экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал но-

вого, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование

классов связано лишь с определенными историческими фазами раз-

вития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к

диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь

переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов»11.

Ленин, комментируя это письмо в основном своем труде о государ-

стве, «Государство и революция», так развил мысль Маркса: «В этих

словах Марксу удалось выразить с поразительной рельефностью, во-

первых, главное и коренное отличие его учения от учения передовых и

наиболее глубоких мыслителей буржуазии, а во-вторых, суть его уче-

ния о государстве.

Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пи-

шут очень часто. Но это неверно. И из этой неверности сплошь да ря-

дом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка

его в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борь-

бе не Марксом, а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, во-

обще говоря, приемлемо. Кто признает только борьбу классов, тот

еще не марксист, тот может оказаться еще не выходящим из рамок

буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать мар-

ксизм учением о борьбе классов — значит урезывать марксизм, иска-

жать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист

лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до призна-

ния диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие мар-

ксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке

надо испытывать действительное понимание и признание марксиз-

ма»12.

Скажут: как же испытывать на этом оселке понимание и признание

марксизма в изучении феодального общества, когда вопрос о диктату-

ре пролетариата не стоял в средние века и не мог стоять? Нет, ответим

11 К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 63. 12 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 34.

327

мы, именно в зависимости от понимания историком учения о диктату-

ре пролетариата меняется и его представление о классовой борьбе во

всем историческом прошлом. Марксист, стоящий на точке зрения при-

знания диктатуры пролетариата, видит всю предшествующую историю

классовой борьбы в совершенно ином свете, чем всякий иной историк;

он видит ее не такой, какой она приемлема для сознания буржуазии.

Связующим звеном между признанием диктатуры пролетариата и мар-

ксистско-ленинским пониманием классовой борьбы в прошлом являет-

ся как раз учение о государстве. Кто признает, что диктатура пролета-

риата есть диктатура трудящегося большинства общества над эксплуа-

таторским меньшинством, тот тем самым признает, что все предшест-

вовавшие государства были, наоборот, диктатурой эксплуататорского

меньшинства над трудящимся большинством13. А кто признает это, тот

видит главный водораздел классовой борьбы в прошлом не в борьбе

между буржуазией и дворянством, а в борьбе между эксплуататорами и

эксплуатируемыми и т. д.

Учение о диктатуре пролетариата заставляет ясно понять, что во все

времена государство было и является машиной в руках господствую-

щего класса для подавления сопротивления классового противника.

Разница же между диктатурой пролетариата и существовавшими до

нее государствами состоит в том, что все существовавшие до сих пор

классовые государства являлись диктатурой эксплуатирующего мень-

шинства над эксплуатируемым большинством, между тем как диктату-

ра пролетариата является диктатурой эксплуатируемого большинства

над эксплуатирующим меньшинством. Кто усвоил учение о диктатуре

пролетариата, тот не испугается и мысли, что феодальное государство

было прежде всего органом насилия, материального принуждения.

Слово диктатура и означает насильственное господство;

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн