Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

суде и т. д. Его уход становится неизмеримо

труднее и в экономическом отношении (например, пестрота монетных

систем), и в правовом, оказываясь уже не только разрывом договора о

держании, но как бы и государственной изменой. Распадение общества

на множество мелких государств сделало в конце концов неизмеримо

труднее в некоторых отношениях и частичное сопротивление крестьян

внутри них, в частности ссылки на обычай и право соседей, сговоры с

соседями и т. д.

21 См. А. И. Данилов. Основные черты иммунитета и фогства на церковных землях в

Германии X–XII вв. Автореф. канд. дисс. М., 1947; Е. В. Гутнова. К вопросу об иммуните-

те в Англии. — «Средние века», вып. III, 1951.

338

Феодальная раздробленность как форма фактического прикрепле-

ния крестьянина гораздо древнее какого-либо «крепостного права» в

узком законодательном смысле. Эта политическая форма подавления

крестьянских уходов, «рассеяние суверенитета», как выражались мно-

гие прежние исследователи феодализма, складывалась в раннем сред-

невековье стихийно, впрочем, и не без участия центральной государ-

ственной власти. Центральная феодальная власть даже и в период мак-

симальной раздробленности не исчезала совершенно. Можно сказать,

что децентрализация была в ту пору политикой центральной власти, —

если, разумеется, смотреть на центральную власть не как на самодов-

леющий институт, а как на политическое руководство, политический

штаб феодального класса. В позднем средневековье, для борьбы с кре-

стьянскими восстаниями, необходим был централизованный аппарат

власти, а в раннем средневековье, для обуздания крестьянских уходов,

напротив, необходим был некоторое время децентрализованный аппа-

рат власти.

Соответственно, понемногу диалектика истории повела борьбу кре-

стьянства по пути преодоления феодальной раздробленности.

Тяга крестьян к уходам неуклонно росла и усиливалась вместе с

развитием феодальной эксплуатации и, естественно, напирала на эту

сковывавшую политическую оболочку, расшатывала ее. Пока господ-

ствовало натуральное хозяйство, политическая раздробленность еще

могла играть свою роль. Но с развитием городов и рыночных связей

крестьянам и ремесленникам все более удавалось прорывать эту пре-

граду. Они уходили, несмотря ни на что, переселялись, подчас пересе-

кая значительные пространства. Падение феодальной раздробленно-

сти, например в России, было подготовлено настоящим половодьем

крестьянской миграции, которого никакие плотины и перегородки

удельных княжеств уже не могли сдержать. Ниже мы увидим, как по-

всюду в Европе этим ослаблением местных властей опять-таки вос-

пользовалось феодальное государство для своего обновления, своей

реконструкции.

Еще в период полной силы феодальной раздробленности, а тем бо-

лее с ее расшатыванием, борьба против крестьянских уходов велась и

центральной властью (как и властями крупных княжеств, герцогств), а

именно: путем создания соответствующего «права», крепостного пра-

ва, вернее сказать, путем отмены права свободного ухода и переселе-

ния крестьян. Борьба за соблюдение этого крепостного «права» требо-

вала, с одной стороны, суровых наказаний для ослушников, с дру-

гой, — систематической ликвидации тех очагов, куда преимуществен-

но переселялись крестьяне, где они находили лучшие условия сущест-

вования: сюда относится ликвидация городских вольностей для бег-

лых, вольностей окраин и т. п. Подчас государственная власть должна

339

была распространяться и как бы двигаться вслед за крестьянством в

направлениях его миграции, нагоняя его и ограничивая возможность

его свободных переселений. Таков один из источников распростране-

ния единой власти на обширную территорию. Во всяком случае в зако-

нодательстве любой централизованной средневековой монархии, на-

чиная с сицилийского королевства Фридриха II, видное место занимает

борьба с крестьянскими уходами и переходами22. Русское «централизо-

ванное государство» в кульминационный момент своего становления,

во второй половине XVI — первой половине XVII в., созревало и скла-

дывалось в неразрывной связи с созреванием и складыванием крепост-

ного права, от появления «заповедных лет» до полной отмены «Юрье-

ва дня»23.

Власть феодального государства часто распространялась на терри-

торию, населенную одной народностью, потому что именно на этой

территории наиболее обычны, часты, вероятны были крестьянские пе-

реселения, тогда как выселение крестьян в иноплеменную и иноязыч-

ную среду было более затруднительно и случалось неизмеримо реже.

Впрочем, когда эта иноплеменная среда была не густой, редкой, то

переселение крестьян на такие малозаселенные территории происхо-

дило также без особых трудностей. Как раз такая географическая об-

становка была в средние века на востоке Европы. Азиатские завоевате-

ли, монголы, татары, турки принесли с собой опустошения, длитель-

ное обезлюдение земель. Со времен Чингиса и чингисидов огромные

пространства Азии и частично Восточной Европы были «степями» —

не потому, что они были по природе неудобны для обитания, а пото-

му, что страшная историческая коса выкосила их и долго не давала им

заселиться. Азиатский общественный строй в то время подразумевал

плотность населения неизмеримо меньшую, меньшее использование

природных ресурсов, чем европейский.

Это обстоятельство создало в дальнейшем для крестьянских масс в

Восточной Европе благоприятные условия для миграции, для уходов в

степи и леса.

Естественно, что феодальным государствам приходилось распро-

страняться здесь не только на территории одного народа, а и на приле-

гающие к ней с востока или юга территории, населенные другими на-

родами, но населенные слабо и поэтому служившие открытой ареной

для переселения и бегства крестьян основной народности. Здесь заро-

22 М. Л. Абрамсон. Сицилийское королевство и империя в первой половине XIII века.

Автореф. канд. дисс. М., 1948. 23 В. И. Корецкий. Из истории закрепощения крестьян в России в конце XVI — начале

XVII в. (К проблеме «заповедных лет» и отмены Юрьева дня). — «История СССР», 1957,

№ 1; Н. С. Чаев. К вопросу о сыске и прикреплении крестьян в Московском государстве

в конце XVII века. — «Исторические записки», 1940, № 6.

340

ждаются многонациональные государства в связи с обороной от азиат-

ских разрушителей, путем включения в орбиту данного европейского

государства некоторых территорий и народов, являвшихся прежде объ-

ектом и жертвой азиатской агрессии. Образуется одновременно и за-

слон от агрессии и вместе с тем единый политический контроль над

прилегающей территорией крестьянских переселений.

Русское завоевание Сибири и отчасти Заволжья особенно наглядно

демонстрирует это, тем более, что история его совпадает с историей

формирования крепостного права. Присоединение Венгрии и славян-

ских земель к Австрии иллюстрирует то же самое, хотя менее ярко. На

самом западе Европы, в Испании, происходило тоже нечто подобное,

но в иных условиях: там имела место систематическая утечка населе-

ния в Северную Африку, опустошенную арабами, через Южную Ис-

панию, присоединение которой и завершило образование пестрой по

составу населения феодально-крепостнической испанской монархии.

Высшей формой крестьянской борьбы были восстания. Поскольку в

восстаниях народ применяет к своим эксплуататорам прямое насилие,

постольку и сущность государства как аппарата насилия полнее всего

раскрывается в его полицейской, карательной борьбе с восстаниями. С

развитием этой функции вполне созревает феодальное государство.

Эта его функция почти не маскируется ни в какое «право», если не

считать отождествления восстаний с «разбоем». И из всех форм кре-

стьянской борьбы с феодальной эксплуатацией в свою очередь только

восстание, в момент апогея, бывает прямо направлено против государ-

ства. Поэтому-то задача феодального государства прежде всего состо-

ит в том, чтобы, подавляя восстания, загонять крестьянское сопротив-

ление в низшие формы (уничтожить его вовсе так же немыслимо, как

дыхание у живого существа), ибо в низших формах оно может быть

обезврежено и даже обращено на «усовершенствование» феодализма.

Как высшая форма классовой борьбы, так и высшая форма феодаль-

ного государства не могут быть поняты до конца, если не учтена воз-

росшая с течением времени роль города и горожан в структуре фео-

дального общества. С развитием городов социальная ткань феодализма

намного усложняется в сравнении с предшествующим периодом и вме-

сте с тем усложняется задача ее анализа. Достаточно напомнить, что

роль городов в системе феодализма двойственна и противоречива: с

одной стороны, город в известной мере господствует над деревней и

подчас эксплуатирует ее. С другой стороны, над городом экономиче-

ски и политически господствует феодальный класс. Иными словами,

город органически связан с обеими великими антагонистическими си-

лами феодального общества. Он антифеодален и в то же время глубоко

феодален. Соответственно его внутренняя структура глубоко противо-

речива и сложна.

341

Плебейство составляет неразрывную часть трудового народа, пат-

рициат — неразрывную часть господствующего класса. А между ними

находится бюргерство — подлинный клубок противоречий, в одно и то

же время олицетворение бесправного податного сословия и жирных

сливок, поднявшихся над народом. Не учтя город, мы не могли бы при-

вести наш анализ развития феодального государства в полное сопри-

косновение с исторической реальностью.

Выше уже была сделана оговорка, что феодальное государство было

не только органом физического, материального принуждения, наси-

лия, но имело и авторитет, которым оно тоже пользовалось для охраны

феодального порядка. К этой стороне феодального государства мы еще

вернемся. Но сейчас рассмотрим наиболее подробно, ступень за сту-

пенью, его развитие в его основном качестве, в качестве аппарата пря-

мого насилия над крестьянством.

Мы также говорили выше о том, что нечего историку-марксисту пу-

гаться слова «насилие», когда речь идет о государстве. Тут с таким же

правом можно говорить о «насилии», о «физической силе», о «соотно-

шении сил», «превосходстве силы», как и, скажем, в военной науке.

Вопрос о государственном насилии не сводится к вопросу о вооруже-

нии, но все же вопрос о вооружении занимает в нем центральное ме-

сто. Ленин говорит об этом в лекции «О государстве»: группа правите-

лей, представляющих государство, «всегда забирает в свои руки из-

вестный аппарат принуждения, физической силы, — все равно, выра-

жается ли это насилие над людьми в первобытной дубине, или в эпоху

рабства в более усовершенствованном типе вооружения, или в огне-

стрельном оружии, которое в средние века появилось, или, наконец, в

современном, которое в XX веке достигло технических чудес и цели-

ком основано на последних достижениях современной техники. Прие-

мы насилия менялись, но всегда, когда было государство, существовала

в каждом обществе группа лиц, которые управляли, которые командо-

вали, господствовали и для удержания власти имели в своих руках ап-

парат физического принуждения, аппарат насилия, того вооружения,

которое соответствовало техническому уровню каждой эпохи»24

.

Мы еще ничего не поняли в феодальном государстве, пока не рас-

смотрели его с этой ленинской, с этой главной точки зрения.

Первый этап феодальной или предфеодальной государственности,

так называемое варварское государство, мы опять-таки оставим в сто-

роне, поскольку само крестьянское сопротивление в ту пору выступа-

ло преимущественно в низших формах, т. е. само крайне редко прини-

мало форму насилия, и поскольку характер этих восстаний еще слиш-

ком тесно связывал их с предыдущей исторической эпохой — антира-

24 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 72–73.

342

бовладельческой революцией. По мере того как в крестьянском сопро-

тивлении складывавшемуся феодализму проступали явственные черты

насилия, власть, а вместе с ней материальная сила, мало-помалу, через

иммунитет и другие феодальные институты, концентрировались на

местах, прежде всего в самих поместьях, где разыгрывались эти первые

зачаточные акты насильственной борьбы. Поэтому обратимся сразу к

периоду феодальной раздробленности, «поместий-государств».

Перед нами простейшая ячейка феодальной государственности. Ес-

ли представить ее в наиболее упрощенном виде, то это — помещик-ры-

царь, владелец укрепленного замка, противостоящий с небольшим чис-

лом слуг или дружинников крестьянскому населению одной или не-

скольких деревень. Эксплуатируя своих крестьян в качестве помещика,

он же сам и подавляет их сопротивление в качестве их государя. Нас

интересуют его отношения с крестьянами именно в этом втором каче-

стве. Все говорит о том, что это было отношение двух материальных

сил. Крестьяне значительно превосходили его числом. Но зато он про-

тивостоял им как в высшей степени концентрированная материальная

сила, и наступательная, и оборонительная. На коне, в кольчуге или ла-

тах, с мечом, копьем или палицей, прикрытый щитом, он в наступле-

нии на крестьянскую толпу был почти так же неотразим, как был вна-

чале неотразим танк против пехоты. Тот факт, что

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн