недрах
децентрализованной германской империи: Швабский союз34. Однако,
несмотря на разгром крестьянства, уже в конце XVI в., и особенно ко
времени Тридцатилетней войны, крестьянские восстания в Германии
возобновились с большой, хотя и не прежней, силой35. Централизация
же стала еще невозможнее, чем прежде, как ни мечтали Валленштейн
и другие о превращении Германии в абсолютную монархию вроде
34 М. М. Смирин. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформаци-
ей. М., 1952. 35 Н. Н. Самохина. Феодальная реакция в Австрии во второй половине XVI века и кре-
стьянское восстание 1595–1597 гг. — «Средние века» вып. V, 1954.
357
французской или испанской. Выход теперь был найден князьями в
привлечении мощных европейских держав, в частности, Франции и
Швеции. Изнанкой Тридцатилетней войны был чудовищный разгром
немецкого крестьянства, после которого оно долго не могло поднять
голову. Дело шло и к разделу Германии между Францией и Швецией,
но международная обстановка в последний момент спасла ее от этого
финала36.
В некоторой мере отсутствие общегерманского абсолютизма было
возмещено карликовым, но необычайно жестоким княжеским абсолю-
тизмом. Однако главное состоит в том, что невозможность политиче-
ской централизации стихийно и неумолимо влекла Германию к устра-
нению всего того, что необходимо повышало в истории развития фео-
дализма силу крестьянского сопротивления: рыночных связей, денеж-
ной ренты, крестьянской собственности, личной свободы крестьянина.
Дважды разгромленное немецкое крестьянство не могло противиться
этому регрессу, «второму изданию» крепостничества, которое в свою
очередь делало его все менее боеспособным, а господствующий
класс — способным обходиться без централизованного абсолютизма.
Наконец, в истории Англии XVIII в. мы находим пример, который
показывает, что был и еще один мыслимый способ обойтись без абсо-
лютизма: это — исчезновение самого крестьянства. В самом деле, тен-
денция к абсолютизму в политической жизни Англии XVII–XVIII вв.
возрождалась снова и снова, поскольку революция XVII в. не освобо-
дила английское крестьянство от феодальной зависимости; поскольку
оно продолжало бороться. Чтобы устранить со своего пути абсолю-
тизм, английская буржуазия должна были или поддержать борьбу кре-
стьян против класса землевладельцев, или сохранить союз с классом
землевладельцев, что возможно было лишь при условии исчезновения
с исторической арены класса крестьян. Когда «парламентские огора-
живания» покончили с существованием крестьянства как класса, сами
собой исчезли «якобиты» и вообще всякие помыслы об абсолютизме.
Подведем итоги сказанному. Феодальное государство, на какой бы
ступени развития ни брать его, есть прежде всего орган насилия, по-
давляющий силой сопротивление эксплуатации со стороны эксплуа-
тируемого большинства общества, следовательно, преимущественно со
стороны крестьян, так как именно крестьянство являлось основным
эксплуатируемым классом феодального общества, да и численно пре-
восходило во много раз все остальное население.
Зарубежные историки любят упрекать в «механистичности» всяко-
го, стоящего на материалистической точке зрения в вопросе о государ-
36 Б. Ф. Поршнев. Английская республика, французская Фронда и Вестфальский мир. —
«Средние века», вып. III, 1951.
358
стве. Ленин смело пользовался словом «машина», говоря о государстве.
Во всяком классовом антагонистическом обществе вопрос о государст-
ве, согласно учению классиков марксизма-ленинизма, при всей слож-
ности и многогранности этого вопроса, в самой основе всегда есть во-
прос о соотношении организованного насилия господствующего клас-
са и неорганизованного насилия эксплуатируемых масс. Это обычно
скрыто под поверхностью сложной государственной политической
жизни, но с полной наглядностью обнаруживается в моменты револю-
ций.
Кому это кажется «механистичным», тот борется против основ мар-
ксизма, — такое понимание государства неотделимо от учения о дик-
татуре пролетариата.
Итак, феодальное государство было прежде всего и более всего ор-
ганом насилия в руках феодального, дворянского класса для подавле-
ния сопротивления крестьянства.
До прямого применения оружия дело доходило сравнительно не
часто, так как главное было в наличии материального перевеса на сто-
роне государства: народу всегда так или иначе давали наглядное поня-
тие о силе оружия, с которым он может столкнуться. Развитие фео-
дального государства шло по линии накопления все большего резерва,
который мог быть привлечен в самом крайнем случае. Поэтому раз
вспыхнувшее восстание могло подчас довольно долго развиваться по
восходящей линии. Лишь по мере его успехов мобилизовывались эти
потенциальные резервы, и рано или поздно его все же усмиряли. Впро-
чем, в известном смысле и само крестьянское восстание внутренне
слабело вместе со своим развитием: чем дальше заходило дело от не-
посредственной защиты крестьянского хозяйства, тем пагубнее стано-
вилось отсутствие политической и идеологической перспективы. Тем
неизбежнее оно оказывалось жертвой оружия противника.
Феодальное государство подавляло также зачатки, ростки, признаки
сопротивления. Бюрократия, полиция, репрессии обрушивались на от-
дельных «неблагонадежных» и «смутьянов» задолго до начала какого-
либо массового восстания.
Но мы знаем также, что восстания были хотя и высшей, но не един-
ственной формой борьбы крестьянства против феодальной эксплуата-
ции и что соответственно феодальное государство было не только ор-
ганом подавления восстаний. И на поздних стадиях своего развития
оно продолжало подавлять или ограничивать также другие, низшие
формы крестьянского сопротивления — частичное сопротивление,
уходы. Феодальное государство было и судебной, и административно-
бюрократической, и военно-полицейской, и фискальной машиной од-
новременно.
Итак, развитие разных форм крестьянского сопротивления фео-
359
дальной эксплуатации вызывало в ответ развитие разных сторон, функ-
ций, свойств феодального государства. Несомненно, что на этой мето-
дологической основе можно дать детальный научный анализ эволюции
любого конкретного средневекового государства.
Мы знаем, что своего рода итогом, общим историческим плодом
всех форм и путей крестьянской антифеодальной борьбы являлось
складывание исторических элементов нации. Нация — явление по сво-
ей природе антифеодальное. Господствующему классу феодального
общества, напротив, свойственны антинациональные черты: с одной
стороны, местный сепаратизм, автономизм, с другой, — космополи-
тизм. Соответственно и феодальному государству присущи две основ-
ные исходные тенденции: одна, отвечающая местной ограниченно-
сти, — государство-поместье, или небольшое княжество, другая — тен-
денция к всехристианской, всеевропейской «империи», «универсаль-
ной монархии». Эволюция феодального государства — это постепен-
ное крушение обеих исходных тенденций ввиду формирования эле-
ментов нации в недрах народа. Карликовые государства принуждены
были «ассоциироваться» в более крупные. Претенденты на «универ-
сальную» (всеобщую) власть наталкивались на отпор: или «империи»
противопоставлялась «республика» (античная антитеза), или в разных
частях Европы оказывались одновременно «универсальные монархи»,
поневоле превращавшиеся в конце концов, из-за невозможности осу-
ществить «универсальность», в просто «монархов» данной страны. Ге-
нетически каждое из средневековых европейских королевств — это не-
состоявшаяся «всехристианская», «римская» универсальная держава,
принужденная ограничиться более скромными пределами, как каза-
лось, только из-за противодействия внешних соперников. Феодальный
класс оставался верен себе, «универсалистская» тенденция возрожда-
лась снова и снова с неменьшим историческим упорством, чем тенден-
ция сепаратистская, — только рост народной борьбы преодолевал обе
эти феодальные тенденции и неумолимо, стихийно, через все перипе-
тии политической истории заставлял феодальное государство приспо-
сабливаться к своему противнику и в общем развиваться в националь-
ную монархию, в национальное государство.
«Универсалистские», «римские», так же, как и сепаратистские, тен-
денции удержались дольше всего и наложили наиболее глубокий от-
печаток на политическую историю в тех странах, где народная борьба
была ослаблена относительно большими возможностями крестьянских
переселений в соседние области, следовательно, где позже совершился
переход от низших форм крестьянской борьбы к восстаниям. Это от-
носится к габсбургской германской Священной Римской империи, от-
части к габсбургской Испании, к Польше и т. д.
Следовательно, феодальная государственная власть принимала бо-
360
лее прогрессивные формы, если крестьянская борьба против феода-
лизма стояла на более высокой ступени.
А сколько иллюзий и у современников, и у историков вызывала ко-
ролевская власть! На самом деле носителем прогресса, в том числе
стремления к объединению, был ее главный противник — трудящийся
эксплуатируемый народ. Королевская власть была прогрессивна, но
лишь в той мере, в какой логика борьбы заставляла ее, отбрасывая и
чужие и свои собственные старомодные феодальные претензии, идти
вперед, чтобы не отстать от развития своего противника. Она была
прогрессивна, но в том смысле, в каком светит луна, отражая свет
солнца. Н. Г. Чернышевский в цитированной выше статье с удивитель-
ной ясностью объяснил всю нелепость принятого мнения о француз-
ских королях как «собирателях» и «объединителях» Франции. Фран-
цузские дворянские короли на протяжении веков, говорит он, «одина-
ково вели всевозможные войны, не разбирая того, полезны эти войны
для национального единства, или нет. Походы на Бургундию, на Бре-
тань проистекали из того же самого принципа, как и походы Карла
VIII в Италию или Людовика XIV в Германию; разница была не в мыс-
ли, а только в том, что одни походы кончались удачно, другие — нет…
Но все-таки надобно же благодарить кого-нибудь за то, что Франция
собралась в одно целое из раздробленных герцогств, графств и ви-
контств. Чтобы узнать, кого должно благодарить за это, надобно толь-
ко задать себе вопрос, почему Шампань осталась во владении фран-
цузских королей, а Италия, несколько раз завоеванная французами,
все-таки постоянно отрывалась от французского государства. Ответ
ясен: Шампань была населена французами, которые стремились соста-
вить одно целое с остальными французами, а в Италии жили итальян-
цы, которым не было охоты присоединиться к французам. Теперь, ка-
жется, нетрудно сообразить, какой силе обязаны французы тем об-
стоятельством, что соединились в одно государство»37.
В самом деле, не требуется как будто особого усилия ума, чтобы
разграничить в своем сознании такие понятия, как Франция и фран-
цузский король, Россия и русский царь, объединение страны и монар-
хия, сплочение народа и государственная власть.
Конечно, в истории средневековья почти не было другого полити-
ческого пути для объединения страны, кроме как через монархию.
Аристократические или купеческие республики — редкое исключение,
а демократического централизма в ту эпоху вовсе не могло быть. С ис-
торической неизбежностью процесс преодоления средневековой раз-
дробленности и создания крупных, сплоченных и независимых госу-
дарств должен был в подавляющем большинстве случаев осуществить-
37 Н. Г. Чернышевский. Указ, соч., стр. 654–655.
361
ся руками дворянской централизованной монархии при всех ее анти-
демократических чертах, при всем ее гнете.
Прогресс в истории осуществлялся через антагонизм. Это иногда
забывают и тогда начинают рассуждать примерно таким образом: раз
феодализм был прогрессивной эпохой сравнительно с рабовладением,
значит надо считать феодалов, дворянство прогрессивным историче-
ским явлением; значит в учебниках и книгах по истории надо освещать
дворян положительно, без «чрезмерного» подчеркивания их эксплуа-
таторских аппетитов, их антагонизма крестьянским массам и т. д. Эта
ошибка недопустима для марксиста. Феодализм — не только феодалы.
Объединение и централизация — не только монархия, не только коро-
левская власть. В феодализме как формации прогрессивны были не са-
ми по себе феодалы, а прежде всего плоды, которые дала человеческой
истории антирабовладельческая революция. Прогрессивное в объеди-
нении и централизации — прежде всего не короли, не монархия, а ро-
ждение нации, расшатывание феодальной раздробленности первыми
порывами той бури, которая в своем дальнейшем развитии станет ан-
тифеодальной революцией. Но народные массы могли тогда выпол-
нять лишь негативную стихийную, глубинную работу истории. Своей
слепой борьбой они создавали историческое движение, которое осу-
ществлялось, однако, только через антагонизм.
Королевская власть лишь постольку становилась «национальной»,
поскольку рождалась нация, возникал какой-то общенациональный
центр наибольших экономических связей и наиострейших классовых
столкновений (Москва, Париж, Лондон и т. д.). Монархия лишь в той
мере объединяла страну, в какой старая, децентрализованная полити-
ческая надстройка была расшатана снизу, не могла больше выполнять
свою функцию аппарата подавления масс, и большинство феодального
класса, в поисках новой политической опоры, обращало взоры к коро-
левской власти. Но именно королевская или царская власть превраща-
ла этот прогресс из возможности в действительность. Она окончатель-
но обращала в развалины старую, децентрализованную систему фео-
дальной власти. При всем гнете, при всем насилии, которые были ей
присущи по ее природе, она осуществляла то единство страны, кото-
рое никаким другим образом осуществиться не могло. Централизация
страны, централизация жизни народа могла в феодальную эпоху осу-
ществиться только через централизацию аппарата власти, направлен-
ного против