Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

отдавать тем, кто представляет бога на земле — церкви и властям

(ибо нет власти не от бога).

Таким образом, утилизируя совершенно естественную психологию

крестьянина-общинника, считающего правильным жить не только для

себя и даже обуздывать тех, кто во имя личных интересов вредит «ми-

ру», религия обращала эту психологию на пользу эгоистическим инте-

ресам эксплуатирующего класса.

Однако, хотя этот принцип «любви к богу» и «жизни для бога» и

выдвигался христианством на первый план, главной в христианской

религии была все же другая сторона: учение о грехе. Задача религии

была не столько в том, чтобы уговаривать крестьянина отдавать свой

труд и плоды своего труда земельному собственнику и повседневно

отказывать себе в удовлетворении насущных потребностей, сколько в

том, чтобы уговаривать его не сопротивляться: ведь само существова-

ние феодальной эксплуатации необходимо заставляло крестьянина от-

стаивать свое хозяйство, укреплять его, в этом смысле «жить для себя»

и прежде всего — сопротивляться.

Учение о том, чего люди не должны делать, в конечном счете тоже,

при всем разнообразии конкретных предписаний религии, сводится к

одному пункту. Всякий грех — лишь видоизменение одной и той же

382

субстанции: «первородного греха» или греха как такового. Что же это

за субстанция? Средневековые богословы дают недвусмысленный от-

вет: это неповиновение, восстание. Они красноречиво описывают ро-

ждение в мире греховного начала: в своей «гордыне», в «зависти» вос-

стал против бога один из ангелов, увлекши за собой и многих других.

Природа сатаны ни в чем другом и не состоит, как в самом этом акте

восстания, желании низложить бога или не повиноваться богу; воля,

направленная на утверждение себя, есть уже тем самым воля к непо-

виновению, к непослушанию. Затем сатана внес это семя греха в чело-

века. Сущность истории о грехопадении Адама и Евы состоит в том,

что они проявили непослушание, «гордыню»; суть не в том, что они

съели плод, а в том, что они отказались повиноваться, захотели стать

«яко бог». Запрещая есть этот плод, бог хотел повиновения, так как

повиновение, говорит блаженный Августин, «есть мать и хранитель-

ница всех добродетелей; ибо тварь эта (человек) создана так, что для

нее полезнее быть подчиненною, а гибельно творить свою волю». В

первородном грехе проявилась природа дьявола: возмущение. И в

дальнейшем греховная сторона людей — это воля к неповиновению,

иначе — к утверждению себя, к «превозвышению себя». Греховны не

сами по себе те поступки, которые запрещены заповедями, греховны

не сами плотские действия человека, а обнаруживающиеся в них непо-

слушание и сопротивление. Всякий неповинующийся — следует за

дьяволом, всякий покорный — повинуется богу. Поэтому главная доб-

родетель христианина — смирение. «Смирение, — говорит тот же Ав-

густин, — делает покорным высшему; выше же бога нет ничего; сми-

рение потому и возвышает, что делает покорным богу». Напротив,

распря, вражда, зависть, сопротивление — все это проявление дьяволь-

ской гордыни.

Как видим, всякий грех в понимании христианства есть не что иное,

как символ одного и того же духа — духа мятежа. Более того, сама че-

ловеческая свободная воля, кроме воли к повиновению, если только

она не отрицалась вообще учением о предопределении, рассматрива-

лась как основа греха. Богословы-мистики XIII–XIV вв. учили, что там,

где действует воля, направленная на какую-нибудь конкретную жиз-

ненную цель, там уже присутствует невидимо грех. Не греховна толь-

ко воля к «общему» и «единому», а не «частному», иначе говоря, толь-

ко воля, обращенная против себя самой, воля к воздержанию от греха,

воля к безволию, воля к покорности богу и к смирению.

Идея греха опутывала собою всю жизнь средневекового крестьяни-

на. На каждом шагу его искушало влечение к греху и на каждом шагу

его преследовал суровый окрик церкви. Как видим, борьба с восстани-

ем начиналась задолго до того, как он выходил с оружием против сво-

его угнетателя. Мысль о восстании подавлялась в его сознании еще до

383

того, как она успевала возникнуть, ибо восстание — это более чем

грех, это грех грехов.

Учение о грехе было могучим орудием борьбы не только с восста-

ниями, но и с низшими формами открытого крестьянского сопротив-

ления — частичным сопротивлением, уходами. В частности, крестьян-

ским переселениям средневековое христианство мощно препятствова-

ло тем, что отгораживало невидимой каменной стеной сравнительно

небольшой угол феодального мира, Европу, от всех «неверных», «язы-

ческих», «пребывающих во дьяволе» народов и стран. Общение с ними,

переселение к ним было для христианина тяжким грехом. С проблемой

крестьянских переселений нельзя не связать и раскол христианской

церкви на западную (римско-католическую) и восточную (греко-пра-

вославную), оформившийся в IX–XI вв., т. е. как раз в то время, когда в

Западной Европе формировалось крепостное право, а в Восточной Ев-

ропе оставались еще огромные просторы крестьянских переселений. В

этом смысле раскол был сначала целиком в интересах западного, като-

лического феодального мира: выселение крестьян-католиков в право-

славные земли стало почти невозможным, и тем самым территория

возможных переселений была резко отграничена от Восточной Европы

и Азии. Вернее, крестьяне-католики могли попасть туда только под на-

чалом своих господ, рыцарей-завоевателей. Не менее характерно, что в

эпоху «вторичного закрепощения», в XVI в., в Германии образуется

пестрая чересполосица территорий, принадлежащих к разным церк-

вам: католической, лютеранской, кальвинистской; различие вероиспо-

веданий служило важной дополнительной помехой крестьянам для на-

рушения крепостного права.

Учение о грехе также идеологически вооружало господствующий

класс для борьбы с восстаниями. Поскольку восстание есть стихия са-

таны — здесь не должно быть места пощаде; не только право, но долг

христианина — разить мятежников мечом. Так оправдывались, кстати,

жестокости рыцарей в отношении языческих племен и народов. На-

пример, в «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского дается своего ро-

да богословское обоснование справедливости крестовых походов про-

тив язычников с помощью антитезы: покорность и смирение христи-

ан — сатанинская гордыня и склонность к мятежам язычников. Языче-

ские племена Прибалтики, уверяет Генрих Латвийский, восстают не

потому, что их кто-либо притесняет, а потому, что их подучивает вос-

ставать дьявол, во власти которого они, как язычники, пребывают. От-

сюда делается вывод, что там, где бессильна христианская проповедь,

должен действовать христианский меч. Но по этому примеру можно

судить, что и всякое подавление крестьянского восстания можно было

объявить своего рода «внутренним крестовым походом». Лютер, когда

он перекинулся на сторону князей, так им и проповедовал: «Крестьяне

384

отдались дьяволу… Пусть всякий колет, бьет и душит их тайно и явно,

как убивают бешеных собак, пусть всякий помнит, что нет ничего бо-

лее ядовитого, вредного и дьявольского, чем бунтовщик».

Но ареной деятельности религии было не столько поле битвы, ко-

гда восстание уже разразилось, сколько, так сказать, его далекое пси-

хологическое предполье. Признавая неискоренимость греховности че-

ловека, т. е. отягощенность его «первородным грехом», признавая тем

самым присутствие семени сопротивления и восстания во всей окру-

жающей среде, в каждом шаге и помысле простолюдина, христианство

глушило в нем малейшие ростки этого семени угрозой страшного за-

гробного наказания. Это было колоссальной силы контрдавление рели-

гиозной надстройки на психологию феодально-эксплуатируемого кре-

стьянина, повседневно побуждаемого жизнью, экономическим бази-

сом, к сопротивлению. Всякий грех подлежал наказанию как потенци-

альный грех восстания. Правда, наказание в основном переносилось в

довольно далекую перспективу — в загробную жизнь. Но надо пред-

ставить себе, как настойчиво и в каких реальных образах навязывались

средневековому человеку картины адских мук. В церковных изображе-

ниях, в проповедях, в наставлениях — всюду крестьянин изо дня в день

сталкивался с наглядными и потрясающими сценами мучений грешни-

ков в аду. По своей конкретности образ христианского рая неизмеримо

уступал преисподней. А вера в загробную жизнь, в бессмертие души

была почти непоколебимой.

В самом конце истории западноевропейского феодального общест-

ва, можно сказать, в его последний час, Вольтер, яростный враг «гади-

ны» — католицизма, но в то же время оппортунист, вовсе не желавший

развязать народную антифеодальную революцию, буржуа по уму и

помещик по положению, с такой откровенной ясностью раскрыл

функцию всего средневекового христианства, какая не удавалась, по-

жалуй, ни самым страстным противникам христианства, ни, тем более,

его защитникам. Афоризмы Вольтера пояснят сказанное выше о прак-

тической, социальной стороне христианского вероучения.

Религию, суеверия — проповедовал Вольтернадо искоренить сре-

ди порядочных, образованных людей, но оставить для черни. «Я реко-

мендую вам суеверие, — писал он Дидро. — Нужно разрушить его у че-

стных людей и оставить только у черни». На полях «Истинного смыс-

ла природы» Гельвеция Вольтер написал: «Общество, состоящее из не-

скольких мудрых эпикурейцев существовало и будет существовать. Но

большое общество, состоящее из людей грубых, невежд, бедных и ко-

рыстных, каковы девяносто из ста частей рода человеческого, такое

общество не может держаться без законов и без бога». Вольтер насме-

хается над нелепыми баснями об аде, о бессмертии души, однако при-

бавляет: «Мой друг, я не более вас верю в вечный ад: но знайте, что

385

хорошо, когда ваш слуга, ваш портной и особенно ваш прокурор в него

верят… Мы имеем дело с мошенниками, которые мало думали; с тол-

пой мелкого люда, грубиянов, пьяниц, воров. Проповедуйте им, если

хотите, что ада нет и что душа смертна. Что до меня, я буду кричать им

в уши, что они будут осуждены на муки, если они меня обокрадут».

«Вера в загробное наказание и воздаяние есть узда, которая необходи-

ма народу», поэтому-то «если бы бога и не было, его следовало бы изо-

брести». «Несомненно в интересах всего человечества, чтобы сущест-

вовало некое божество, которое карает то, что не может быть пресече-

но человеческим правосудием». «Попробуйте управлять хоть одной

деревней, населенной атеистами». «Потеряв веру в бога, станет ли че-

стнее твой арендатор? Став атеистом, он конечно будет платить мень-

шую ренту». Возражая на религиозный скептицизм Бейля, Вольтер

возмущается: «Во всех странах чернь нуждается в величайшей узде.

Очень вероятно, что если бы Бейль имел всего 500-600 крестьян в под-

чинении, он не преминул бы провозгласить им бога, мстящего и возна-

граждающего». Как ни нелепы церковные суеверия, но «для черни, ко-

торая недостойна быть просвещенной, всякое ярмо хорошо». Просве-

щение побудило бы «чернь» подумать о своем положении: «Вовсе не

все бедняки являются несчастными. Большинство их родилось в этом

состоянии и постоянная работа мешает им почувствовать как следует

их положение; но когда они его чувствуют, тогда мир видит войны,

подобные войне народной партии против партии сената в Риме, кре-

стьянским войнам в Германии, в Англии, во Франции». «Все пропало,

если чернь начинает философствовать», без слепой веры в карающего

и вознаграждающего бога «чернь превратится в орду разбойников».

«Черньхищный зверь, которого надо держать на цепи страхом висе-

лицы и ада».

Так писал буржуа, но буржуа, предупреждавший буржуазию об

опасности слишком радикального уничтожения инструментов, с по-

мощью которых господствовало дворянство. Он объяснял революци-

онному авангарду своего класса, Дидро и Гельвецию, что «порядок» в

прошлом поддерживался не только с помощью «законов» и «правосу-

дия», но и с помощью идеи «бога», не только палачом, но и попом, не

только страхом виселицы, но страхом ада. Однако, защищая бога, по-

пов и ад, Вольтер тем самым блестяще разоблачил их. Поэтому-то ци-

ничные призывы этого «просветителя» «не разрушать суеверий у чер-

ни» так ценны для всякого исследователя средневековой религии.

Итак, главным в средневековом христианстве было подавление гре-

ха, иными словами, всякого духа неповиновения, страхом ужасных за-

гробных наказаний, «страхом ада».

В этом смысле религия мало отличалась от государства: ведь и госу-

дарство действовало гораздо более угрозой наказания, чем реальным

386

наказанием, которое практически применялось, разумеется, не так уж

часто, а церковь в свою очередь

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн