Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-

нения, т. 1, стр. 415.

391

самого восстания. Три формы открытого крестьянского сопротивления

с психологической точки зрения представляют определенную эволю-

цию. Частичное сопротивление есть непосредственная реакция на

ближайшее бедствие. Уход представляет уже нечто психологически

гораздо более сложное: это — реакция не только на ближайшее бедст-

вие, но и на всю совокупность сложившихся условий, и не непосред-

ственная, а требующая долгих приготовлений, расспросов, учета цепи

предвидимых обстоятельств и т. д. Восстание психологически еще

сложнее, хотя господствующий класс и трактовал его как «бешенст-

во», «неистовство», «ярость» мужиков. Восстание, будучи действием в

гораздо большей степени коллективным, чем обе предыдущие формы

сопротивления, требует высокой степени подчинения непосредствен-

ных импульсов далекой цели и подчинения индивидуальной воли —

руководству. Громить надо в данный момент подчас вовсе не того

сеньора, который обижал данного крестьянина; выступать надо не в

тот момент, когда хочется, а ждать назначенного срока; бороться надо

не столько за свои интересы, сколько за общую победу, не щадя своей

жизни. Словом, восстание требует подчинения воли всех участников

воле руководителя, полного доверия к нему, готовности ждать.

Вот эту-то психологию восстания и эксплуатировала христианская

церковь. Она говорила крестьянину: руководитель бдит; будь готов,

ибо в любое мгновение он может дать сигнал, каковым будет оглуши-

тельный трубный глас; срок близится; ты примешь участие в великом

перевороте и все твои враги получат по заслугам; если ты и не дожи-

вешь до срока, спи спокойно в могиле, ты все равно примешь в нем

участие, ибо трубный глас разбудит тебя, и ты восстанешь. И крестья-

нин не мог не прислушиваться к этим обещаниям. Было расчетливее

подождать, потерпеть, покряхтеть, зато получить в конце концов

обеспеченную, надежную победу в руки. Иной и умирал с улыбкой за-

говорщика и победителя. В приходской церкви он каждое воскресенье

видел традиционное изображение «пляски смерти»: смерть уже делает

равными всех, господ и крепостных, богатых и бедных.

Таким образом, средневековое христианство выполняло свою ос-

новную задачу — «отваживать их (угнетенных. — Б. П.) от революци-

онных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать

их революционную решимость»67

— не просто запрещая революцион-

ные действия угнетенных масс (простого запрещения не стали бы слу-

шаться), но оседлав само их революционное настроение, саму их рево-

люционную решимость. Взяв на себя роль руководящего органа гря-

дущей революции, церковь в течение столетий уверенно играла с ог-

нем народной антифеодальной стихии, держала в руках эту страшную

67 В. И. Ленин Крах II Интернационала. — Полн. собр. соч., т. 26, стр. 237.

392

бурю, откладывала ее взрыв на «завтра». Потому-то, кстати сказать,

массы, не прекословя особенно, и принимали фантастическую веру в

воскресение мертвых и загробную жизнь, что это бессрочное «завтра»

связывалось в их сознании с революционным переворотом, в котором

каждому хотелось принять личное участие, с установлением лучшей

жизни, которой каждый из них хотел дождаться. А уж церковь, так

сказать, заодно заставляла веровать и в страшные загробные муки,

ожидающие «грешников», восстающих до срока, непокорных ей.

Какую гигантскую стихию потенциальной народной активности

держала в руках средневековая церковь, это она лишь отчасти, лишь в

крошечной доле демонстрировала в те моменты, когда ей надо было,

опираясь на эту оседланную силу, отстоять, укрепить или расширить

свое собственное могущество в феодальном мире. Против светской

власти или конкурирующей церкви она развязывала лишь небольшое

отверстие в тех мехах, в которых держала бурю, — и неистовый ураган

не сдерживаемой народной ненависти, ураган так называемого религи-

озного фанатизма обрушивался на ее противника. В средние века «чув-

ства массы вскормлены были исключительно религиозной пищей; по-

этому, чтобы вызвать бурное движение, ее собственные интересы

должны были представляться ей в религиозной одежде»68. Так бывало

и в раннем средневековье и в позднем, в движениях и реформации и

контрреформации. «Католическая лига» во Франции XVI в. некоторое

время поддерживалась широчайшими народными антифеодальными

восстаниями, окрашенными в тона самого безудержного религиозного

энтузиазма. Крестьянские движения на протяжении всего средневеко-

вья то и дело приобретали окраску крайней религиозной экзальтации;

даже в XVIII в. во Франции мы наблюдаем ее в восстании камизаров69

.

Не случайно тот же самый Вольтер, который так откровенно объяснял

социальную опасность атеизма, развязывающего «бешенство черни»,

считал не менее опасным и религиозный фанатизм, и по той же самой

причине: как другой источник проявлений «бешенства» «черни». «Да,

друзья мои, атеизм и фанатизм, — писал он, — это два полюса мира

смятения и ужаса. Небольшой пояс добродетели находится между ни-

ми». Разумеется, мы не поставим на одну доску атеизм и религиозный

фанатизм как силы, раскрепощавшие массовые действия в феодальном

обществе. Религиозный фанатизм не раскрепощал их, а только свиде-

тельствовал, кем они закрепощены. Но двойственность жупела Воль-

68 Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XIV, стр. 675. 69 А. И. Коробочко. Восстание камизаров (1702–1705 гг.). — «Средние века», вып. III,

1951; он же. Программа движения камизаров и извращение ее во французской буржуаз-

ной историографии новейшего времени. — «Уч. зап. Гомельского пед. ин-та», вып. 1,

1954; А. С. Варшавский. Преследование протестантов и народное восстание 1702–1704

гг. во Франции. Автореф. канд. дисс. М., 1952.

393

тера отвечает двойственности механизма, которым средневековое хри-

стианство обуздывало угнетенные массы. Ведь под «атеизмом» он по-

нимает неверие в загробное наказание за грехи, за проступки против

эксплуататорского «порядка». А под «фанатизмом» — то, чем церковь

снискивала доверие: ее соучастие, хотя бы словесное и показное, в на-

родном отрицании этого эксплуататорского «порядка», ее потенци-

альную способность двигать массами.

Ленин в работе «Крах II Интернационала» и в других местах срав-

нивал социальную роль оппортунистов в рабочем движении, социал-

демократов, с социальной ролью попов. И в самом деле, и те и дру-

гие — агентура господствующих классов в массах. Ленинское сравне-

ние помогает понять не только механику оппортунизма, но и обратно,

для тех, кто хорошо разобрался в оппортунизме, — механику религи-

озного воздействия на массы в историческом прошлом.

Христианство на протяжении средневековья, будучи могучим рыча-

гом защиты и укрепления феодального строя, вместе с тем на словах

не переставало быть идеологией протеста, идеологией отрицания ок-

ружающей действительности. Без этого оно непонятно, без этого оно

не могло бы служить господствующему классу. То, что сделало хри-

стианство, по цитированным словам Энгельса, «одним из самых рево-

люционных элементов человеческого духа», продолжало привлекать к

себе угнетенные народные массы. Они считали христианство своей

идеологией; недаром на Руси крестьянство и христианство обознача-

лись одним и тем же словом («хрестьяне»).

Массы обращали свои взоры к церкви потому, что чувствовали свою

беспомощность, неорганизованность, распыленность в борьбе с угне-

тателями. Казалось, церковь брала на себя роль организующей их пар-

тии: она как будто давала массам именно то, чего им так остро недос-

тавало: общую задачу, единство, словом, преодоление разрозненности.

Но это был мираж! На самом деле христианская церковь не собиралась

вести их на борьбу, она стремилась отвести их от борьбы. Она дости-

гала этого тем путем, что относила их освобождение и установление

справедливого божьего «тысячелетнего царства» все дальше и дальше в

будущее, в жизнь после воскресенья из мертвых, в потустороннюю

жизнь.

Таков основной механизм, который делал религию материальной

общественной силой, с помощью которого она усыпляла классовую

борьбу и превращала волю к борьбе в согласие терпеть. Таков способ, с

помощью которого она сплела в один клубок думы и чаяния народа о

справедливом строе и расправе над угнетателями — с угрозой страш-

ных мук за неповиновение, густо переплетя и как бы сцементировав

это противоречивое соединение огромным количеством архаических

басен и мифов, ритуалов и культур.

394

Важнейшим принципом христианского вероучения был принцип,

что все его элементы — неразрывное целое. Нельзя нарушить или от-

бросить в нем ни малейшей детали, не разрушив сразу всего целого.

Более того, целое стремилось к максимально полному охвату всех зна-

ний, мыслей и чувств, всех уголков сознания крестьянина. Он не дол-

жен знать об истории ничего, кроме истории Ветхого и Нового завета,

да истории жизни святых, из географии ничего, кроме библейской гео-

графии и т. д. Живопись, скульптуру, поэзию, театр, музыку — все

церковь вовлекала в свою орбиту и по мере сил перемешивала и спле-

тала с религиозными догматами и культами. В течение всего средневе-

ковья церковь старалась удерживать «универсализм» христианской

культуры и мировоззрения, т. е., так сказать, припаивать все появляю-

щиеся в обществе новые знания и идеи к этому целому, ядром которо-

го было богословие.

Иначе говоря, это было борьбой за монополию христианской рели-

гии и церкви на все сознание, на всю культуру народа. Средневековое

христианство старалось всякий раз поглотить или истребить непри-

надлежащую к нему, как единому целому, форму сознания или куль-

туры, лишь только она появлялась. Наличие таких не монополизиро-

ванных уголков сознания и культуры было смертельной опасностью

для социальной функции средневекового христианства. Ведь его уче-

ние о грехе, о повиновении, о безусловном уничтожении эксплуатации

и гнета в будущем, было учением в сущности принудительным, хотя и

служило средством убеждения людей: это было такое «убеждение», от

которого «убеждаемому» некуда спрятаться, перед которым он безо-

ружен.

Требовалось немало своеобразной изощренности ума средневеко-

вых богословов и схоластов, чтобы вести эту повседневную работу по

монополизации христианской религией и поглощению ею идейных

ростков, появлявшихся снова и снова в феодальном обществе вне ра-

мок этой монополии. Но за кропотливыми ухищрениями схоластов

нельзя забывать, что в конечном счете социальное острие этой огром-

ной махины суеверий, предрассудков, догматов и знаний было направ-

лено не к кучке ученых монахов, а к основной массе населения, т. е.

прежде всего к крестьянству. Это социальное острие сводилось к од-

ной точке, к одному решающему запрету: не сопротивляйся! повинуй-

ся!

По существу главным звеном в церковной иерархии был сельский,

приходский священник, внушавший это изо дня в день крестьянам, в

свою очередь знавший все их думы и сомнения и по мере надобности

получавший сверху, от богословов и руководителей церкви, идеологи-

ческое вооружение. На нем, на сельском священнике, скрещивались

оба мощных идейных напора — снизу и сверху. Если средневековая

395

церковь владела сознанием масс, то только благодаря тому, что распо-

лагала этим разветвленным аппаратом для непосредственного, тесно-

го, интимного общения с массами. Средневековая церковь — это преж-

де всего не папы или патриархи, не епископы и прочие прелаты, сло-

вом, не иерархи и князья церкви, которые более всего бросаются в гла-

за историку, не ученые схоласты, богословы, основатели орденов, а

несчетная армия невидного низшего, сельского духовенства. Это был

подлинный «передний край» фронта.

Энгельс отмечал, что высшее и низшее духовенство в средние века

представляло собой по своему имущественному положению как бы два

разных класса, что низшее духовенство не получало почти ничего от

огромных церковных доходов и существовало близко к условиям жиз-

ни массы, почти как простые плебеи и крестьяне70. Но это, разумеется,

не значит, что низшее духовенство было по существу чем-то второсте-

пенным в средневековой церкви. Напротив, скорее высшее духовенст-

во являлось всего лишь надстройкой над ним. Поскольку церковь по-

давляла народное сопротивление феодальной эксплуатации, она и сама

могла стать и стала феодалом-эксплуататором; но если бы в качестве

феодалов, получателей церковной феодальной ренты, выступали те

самые круги духовенства, которые непосредственно идейно воздейст-

вовали на массы, церковь потеряла бы свое влияние. Энгельс указыва-

ет, что «привольная жизнь откормленных епископов, аббатов и их ар-

мии монахов вызывала зависть дворянства и негодование народа, кото-

рый должен был все это оплачивать, и это негодование становилось

тем сильнее, чем больше бросалась в глаза кричащее противоречие ме-

жду образом жизни этих

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн