Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

прелатов и их проповедями»71. Но сельские

священники, которые по преимуществу обращались с проповедями к

народу, не вкушали ничего от этой привольной жизни. Естественно,

что «народная ненависть к попам обращалась против них лишь в еди-

ничных случаях»72. Таким образом, благодаря этому резкому расслое-

нию духовенства церковь могла быть, с одной стороны, феодалом, по-

жинавшим плоды забитости крестьянства, а с другой стороны, — его

мнимым другом, «соучастником» и чуть ли не «зачинщиком» его него-

дования против феодализма.

Энгельс отмечает, что для этой «плебейской части» духовенства,

жившей среди народа, общим правилом было даже участие в народных

движениях, что «из их рядов выходили теоретики и идеологи движе-

ния, и многие из них, выступив в качестве представителей плебеев и

70 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,

т. 7, стр. 352–353. 71 Там же, стр. 351.

72 Там же, стр. 352.

396

крестьян, окончили из-за этого свою жизнь на эшафоте»73. Иначе гово-

ря, в моменты наибольшего напора народного недовольства этот на-

пор, как неудержимый прилив, отчасти поднимал вместе с собой и

нижний пласт духовенства, искренне переходившего на сторону наро-

да, — свидетельство огромной упругости, эластичности церкви, что и

давало ей возможность никогда не отрываться от масс. Но сохранив

доверие масс, церковь использовала это лишь для того, чтобы в конце

концов свести на нет их напор. Бесчисленные кадры той же «плебей-

ской части» духовенства кропотливой будничной работой восстанав-

ливали в сознании масс тормоз, пресекавший революционную борьбу с

феодализмом.

Главная сила аппарата средневековой церкви была обращена против

крестьянства. Обработка сознания горожан и различных групп самого

господствующего класса представляла сравнительно с этим второсте-

пенную задачу. Низшее духовенство далеко не так плотно блокирова-

ло эти социальные слои, как крестьянство. Поэтому-то среди них и от-

четливее можно наблюдать в средние века противодействие монопо-

лии религии на всю духовную жизнь общества. Но глубочайшие исто-

ки этого противодействия лежали в крестьянстве. В городах, в рыцар-

ских замках, в монастырях время от времени успевало расцвести свет-

ское искусство, или признание прав человеческого разума, или какое-

либо еретическое учение. Но это было не столько выражением собст-

венных духовных потребностей горожан, рыцарей или монахов,

сколько отзвуком духовных потребностей основной массы народа, от-

звуком, прорвавшимся в этих чуждых стенах, однако и искаженным

ими, преломленным через чужие интересы, полузаглохшим.

Впрочем, и среди этих слоев появление трещин или даже трещинок

во всеохватывающей монополии религии на духовную жизнь было

редкостью в средние века. Что же касается крестьянства, то тут духо-

венство неусыпно и настойчиво боролось за монополию. Ее удержание

было необходимым условием существования феодального строя.

Итак, средневековое христианство было тормозом огромной силы,

наложенным на социальное поведение миллионов людей. Жизнь тре-

бовала борьбы, а все их сознание было обработано так, что требовало

воздержания от «греха» борьбы.

«…Кто утешает раба, вместо того, чтобы поднимать его на восста-

ние против рабства, тот помогает рабовладельцам», — писал Ленин74

.

Социальные принципы средневекового христианства с огромной

силой выразил Маркс:

«Социальные принципы христианства оправдывали античное раб-

73 Там же.

74 В. И. Ленин. Крах II Интернационала. — Полн. собр. соч., т. 26, стр. 237.

397

ство, превозносили средневековое крепостничество

Социальные принципы христианства проповедуют необходимость

существования классов — господствующего и угнетенного, и для по-

следнего у них находится лишь благочестивое пожелание, дабы пер-

вый ему благодетельствовал.

Социальные принципы христианства переносят на небо обещан-

ную… компенсацию за все испытанные мерзости, оправдывая тем са-

мым дальнейшее существование этих мерзостей на земле.

Социальные принципы христианства объявляют все гнусности, чи-

нимые угнетателями по отношению к угнетенным, либо справедливым

наказанием за первородный и другие грехи, либо испытанием, которые

господь в своей бесконечной мудрости ниспосылает людям во искуп-

ление их грехов.

Социальные принципы христианства превозносят трусость, пре-

зрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность…»75

Так идеологическая надстройка воздействовала на сознание народ-

ных масс, защищая тем самым от их ударов феодальный экономиче-

ский базис. Но этот базис с необходимостью порождал снова и снова

потребность угнетенных масс в борьбе, в сопротивлении гнету.

Что же в конце концов сильнее — экономические условия жизни

или сознание? Материальные потребности не могли не прокладывать

себе дорогу, не одерживать верх над ложным сознанием. Жизнь требо-

вала сопротивления, восстаний, — нельзя было без конца только ждать

и ждать обещанного переворота; значит, чтобы восставать на деле, на-

до было сбросить этот гнетущий тормоз. Но отбросить мысль можно

только мыслью. И вот, совершенно так же, как доморощенное оружие

крестьян все-таки преодолевало превосходящее оружие господствую-

щего класса и заставляло последний перевооружаться, так и мысль

крестьян все время противилась, ускользала из-под влияния догматов

христианства и заставляла эволюционировать и усложняться идеоло-

гию господствующего класса.

Первым условием духовной эмансипации было преодоление самого

принципа монополии религии на всю сферу сознания народа. И народ

действительно настойчиво отстаивал и творил свои предания, обычаи,

сказки, поговорки, песни, которые церковь тщетно клеймила как «язы-

ческие». Они в самом деле были не только чужды христианству, но не-

редко содержали и зерно насмешки над ним (например, «праздники

шутов»). Они создавали у народа чувство, что можно подчас обойтись

и «своим умом».

Вера в «ум» неискоренимо жила в крестьянской массе. Его житей-

75 К. Маркс. Коммунизм газеты «Rheinischer Beobachter». — К. Маркс и Ф. Энгельс. Со-

чинения, т. 4, стр. 204.

398

ские проявления — расчетливость, смышленность, «сметка», «хитре-

ца» — не только были нужны крестьянину как хозяину, но и прослав-

лялись в устном народном творчестве. А этот глубоко привлекатель-

ный для крестьянина идеал «ума» в свою очередь влек с собою и по-

хвалу «умному», правильному, — независимо от суждений церкви; при

всей непоколебимой вере крестьянина в правильность письменного

слова («писания»), правильность означала для него и соответствие с

действительностью, т. е. реалистичность представлений, а также и

справедливость, правду, право. Таким образом, в гуще средневекового

крестьянства таились некоторые идейные потенции, могущие превра-

титься в антитезу слепому авторитету христианского вероучения.

Гигантскую подрывную силу скрывали в себе и попытки крестьян-

ского сознания вырваться из христианского плена путем апелляции к

«старине». Авторитет «исконности», «древности» был для крестьянст-

ва не менее могуч, чем авторитет «ума». К каким-то полувымышлен-

ным «старому» закону, «старой» правде, «старому» обычаю настойчиво

требовали вернуться крестьянские движения и раннего, и позднего

средневековья. Сколько ни клеймила церковь все, предшествовавшее

христианству, все античное и варварское как «язычество», его пере-

житки и смутные воспоминания тайно будили доверие к себе в кресть-

янском мозгу — именно благодаря своей извечности, исконности. При-

влекали доверие и предания о первоначальном «чистом» христианстве.

Цепляясь за все это, крестьянское сознание «упиралось», не давало

легко тащить себя на поводу христианских канонов. Все это не могло

развиться в самостоятельную идеологию, но постоянно порождало от-

дельные сомнения, отклонения, — и духовенство ясно ощущало боль-

шее или меньшее идейное сопротивление «паствы». И уже такое неяс-

ное сопротивление подчас ослабляло тот тормоз, который религия на-

кладывала на стихийную тягу крестьянства к борьбе с окружающей

действительностью.

А. М. Горький писал: «…Народ не только сила, создающая все мате-

риальные ценности, он единственный и неиссякаемый источник цен-

ностей духовных»76. Если мы хотим полностью понять роль народа в

духовной жизни средних веков, мы не должны ограничиваться поис-

ками и изучением особой народной культуры: фольклора и т. п. Не ме-

нее важно изучать роль народа в расшатывании господствовавшей

культуры — авторитета официальной церкви. Надо изучать в разных

конкретных исторических условиях кривую народного неподчинения

существующему идейному руководству, то незаметную, то вдруг про-

являющуюся «неподатливость умов», «несговорчивость», «невоспри-

имчивость к голосу веры и разума», иногда небольшое, иногда резкое

76 М. Горький. Литературно-критические статьи. М., 1937, стр. 26.

399

изменение степени внушаемости масс, «упадок веры». Вот необозри-

мое поле для исторических исследований! Отказ простых людей ду-

мать так, как учат верхи, но и неспособность низов создавать свою

собственную идеологию, — таков механизм развития средневековой

культуры. Отказ, неповиновение, недоверие тех, на кого в конечном

счете вся эта культура призвана была воздействовать, — вот стимулы,

заставлявшие ее волей-неволей перестраиваться и обновляться.

Так, Энгельс говорит, что «у Абеляра главное — не сама теория, а

сопротивление авторитету церкви»77. Теория у Абеляра не выходит за

рамки католической феодальной идеологии, и католические мракобесы

ныне не без основания провозглашают Абеляра непосредственным

предшественником своего кумира — Фомы Аквинского. Но для исто-

рика важно, что идеи Абеляра сначала отвергались церковью, что даже

незначительное обновление идеологии господствующего класса осу-

ществлялось через борьбу, которая косвенно, отдаленно отражала «со-

противление авторитету церкви», поднимавшееся во французском на-

роде в XI–XII вв.78 Новейшими исследованиями доказано, что идеоло-

гия «иоахимитов», реформаторов христианства в Италии XIV–XV вв.

косвенно отразила рост крестьянского сопротивления феодализму и

рост крестьянского неверия в догматы ортодоксального вероучения79.

Таких исторических примеров несчетное множество.

Итак, сознание народных масс неустанно искало возможности, ос-

нования, чтобы сбросить тот тормоз, который религия накладывала на

тягу к борьбе, порождаемую в этих массах их экономическим положе-

нием.

Но сознание это было слабо, беспомощно. Даже если оно дорастало

до прямого идейного сопротивления господствующему вероучению,

это сопротивление, как правило, отнюдь не выходило из рамок хри-

стианской религии, а лишь приобретало характер «ересей»80.

77 Архив Маркса и Энгельса, т. X, стр. 300.

78 Ср. Н. А. Сидорова. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К

вопросу о реакционной роли католической церкви в развитии средневековой культуры).

М., 1953. 79 См. С. Д. Сказкин. Первое послание Дольчино. — В кн.: «Из истории социально-по-

литических идей. К семидесятипятилетию акад. В. П. Волгина». М., 1955. С. М. Стамом

было высказано мнение, что уже в мировоззрении самого Иоахима Флорского (XIII в.)

косвенно отразились антифеодальные настроения крестьянства (С. М. Стам. Иоахим

Калибрийский. Автореф. канд. дисс. М., 1948). Но М. М. Смириным («Народная рефор-

мация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война». М., 1955) приведены аргументы

в пользу того, чтобы относить такое представление только к позднейшим последовате-

лям Иоахима. 80 По истории ересей и борьбы церкви с народными движениями в России см. Н. А. Ка-

закова и Я. С. Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала

XVI в. М.–Л., 1955; А. И. Клибанов. Реформационные движения в России в XIV — первой

половине XVI в. М., 1960; А. М. Самсонов. Антифеодальные народные восстания в Рос-

400

«Ересь» — это отрицание того или иного, пусть даже второстепен-

ного пункта в установленном вероучении и культе. Именно вследствие

полной спаянности, «универсализма» средневекового христианского

вероучения достаточно было отвергнуть не все его догматы, а любую

деталь, чтобы тормоз оказался сброшенным. Раз в нем ложно что-ни-

будь, значит есть другое, истинное вероучение, в котором ничто не

ложно, следовательно, эта официальная церковь — обманщица. А если

она обманщица, значит она слуга сатаны, и ее, как и всех, кого она за-

щищает, христиане обязаны побивать мечом. Значит можно и должно

восстать. Вот как объясняется тот удивительный на первый взгляд па-

радокс, что большие народные движения в средние века подчас начи-

нались по поводу совершенно пустякового спора о том, как правильно

следует причащаться, креститься и т. д. Такой спор, разумеется, не был

причиной восстания, но он сбрасывал тот тормоз, которым церковь

сдерживала восстание. Поэтому-то революционные антифеодальные

крестьянско-плебейские движения выступали под видом религиозных

движений.

Повод для возникновения ереси всегда могли дать те или иные пре-

дания о «старине», о раннем христианстве, те или иные противоречия

в религиозных текстах и догматах. Нередко крестьяне получали этот

повод уже более или менее «отделанным» из городской среды, как бы-

ло и с их оружием. Наличие же в духовной жизни крестьянина отго-

роженного от влияния религии участка, где, несмотря

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн