феодальной ренты в Чехии XIV–XV вв. М., 1958.
415
ние всей феодальной Западной Европы было приковано к нему, как
видно из истории соборов XV в. Даже сто лет спустя победы немецких
крестьян отожествляли с «чешским ядом». Действительно, одной из
предпосылок нарастания крестьянского сопротивления в Германии
XV–XVI вв. была близость Чехии — источника гуситской пропаганды
(а также Швейцарии). Пример гуситских побед всколыхнул всю За-
падную Европу. Со времени гуситских войн победа крестьянского вос-
стания стала ощутимой угрозой в политической жизни Западной Ев-
ропы. Феодальному классу приходилось идти на уступки, и положение
крестьянства в XV в. стало улучшаться. Все это означало, что требует-
ся коренная реконструкция феодального государства и, по возможно-
сти, феодальной церкви. Действительно, во второй половине XV в., с
одной стороны, повсюду начинаются энергичные шаги к централиза-
ции и абсолютизму, с другой стороны, в порядок дня становится про-
блема реформации.
С возникновением абсолютизма первенствующее место безусловно
переходит к государству, сравнительно с церковью, и остается за ним
до конца феодальной эпохи. Являясь воплощением принципа насилия,
диктатурой, абсолютизм естественно вновь вносит в общественную
жизнь голое внеэкономическое принуждение в виде налоговой систе-
мы.
Итак, действительно можно общие контуры средневековой истории
понять, исходя из основного антагонизма феодального общества, анта-
гонизма феодалов и крестьян. Причиной, заставлявшей то медленно,
то быстро двигаться вперед и социальную, и политическую, и куль-
турную историю средних веков, было в конечном счете крестьянское
сопротивление, постепенно нараставшее по мере роста производи-
тельных сил и обострения внутренних противоречий феодального
способа производства. Следовательно, крестьянство одерживало все
новые и новые победы, поскольку оно заставляло господствующий
класс и все феодальное общество снова и снова перестраиваться. Кре-
стьянское сопротивление расшатывало феодализм на каждой данной
ступени его развития и заставляло его тем самым переходить на более
высокую ступень, чтобы укрепиться.
Но сбросить вовсе феодальную эксплуатацию крестьянство в сред-
ние века не могло: на том уровне производительных сил обществу не-
куда было уйти от феодальных производственных отношений. Поэто-
му все победы крестьянства давали лишь воспроизведение все того же
феодального общества, только в видоизмененных формах. Феодализм
мог быть уничтожен только тогда, когда появились экономические
предпосылки для замены его новым способом производства, капита-
лизмом.
Вот этому-то низкому уровню производительных сил, препятство-
416
вавшему ликвидации феодализма, отвечало и состояние общественно-
го сознания средневекового крестьянства. Крестьянство не видело и не
могло видеть пути вперед, оно было слепо, оно боролось стихийно.
Поэтому-то господствующему классу и удавалось раскалывать силу
крестьянского сопротивления, обращая часть ее против нее самой. Мы
убедились, что авторитет государства и церкви базировался на том, что
они даже поощряли народное сопротивление, но давали ему ложное
направление, ложное руководство, ложные сроки и таким путем не
только отводили удар от аппарата насилия, но и заставляли эту часть
сил народного сопротивления поддерживать и укреплять аппарат на-
силия.
Конечно, никакое идеологическое воздействие не могло уничто-
жить ненависть крестьянской массы к притеснителям и эксплуатато-
рам. Идеи бессильны против стихийного стремления к борьбе, ника-
кими идеями нельзя ликвидировать потребность, порождаемую мате-
риальной общественной необходимостью, феодальные же производст-
венные отношения ежечасно и ежеминутно порождали у крестьян не-
обходимость сопротивления. Но эмоция у крестьян, как и у всех лю-
дей, была подчинена мысли, — когда, куда и как нанести удар. На
мысль же мыслью воздействовать можно. И так как объективно кре-
стьянская борьба не могла завершиться действительной победой, а
следовательно, и в мышлении крестьянства не могло быть действи-
тельной ясности, то крестьянство было обречено всегда искать чьего-
то совета. До тех пор, пока на исторической сцене не появился рево-
люционный пролетариат, способный бескорыстно и верно объяснить
крестьянству, как надо бороться, крестьянство должно было подда-
ваться советам господствующих классов — не бескорыстным и не вер-
ным. Феодальная церковь отвлекала его от прямых целей надеждой
обеспеченной победы, если только оно терпеливо дождется общего
срока, феодальная монархия — иллюзией единого руководителя, поби-
вающего множественные существующие власти и т. д.
Наряду с этой склонностью к иллюзиям, к доверию врагам, сла-
бость крестьян заключалась и в том, что они легко успокаивались при
первых же успехах, при любых самых ничтожных достижениях. Есте-
ственно, что они предпочитали низшие формы сопротивления, и толк-
нуть их на восстание было трудно92. Стоило добиться микроскопиче-
ски лучших условий жизни, улучшения хоть в каком-нибудь одном от-
ношении (может быть даже при ухудшении в других отношениях), — и
крестьянин уже прекращал борьбу, застывал. В течение долгого сред-
невековья крестьянство одержало множество этих обманчивых, мни-
92 См. Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, т. 7, стр. 357.
417
мых, частичных побед, от которых ему не стало лучше. Только под ру-
ководством рабочего класса основная часть крестьянства как союзник
и резерв пролетариата в социалистической революции одерживает
подлинную историческую победу; пролетариат ведет ее за собой как
трудящуюся, эксплуатируемую массу и не дает ей удовлетвориться
никакой полупобедой.
Что же представляли собой в средние века эти мелкие (и даже
крупные) успехи крестьянства? В лучшем случае это были реформы.
Но Ленин учил, что реформа — в отличие от революции — есть не
только и не просто уступка со стороны господствующего класса, — это
есть такая «уступка», от которой положение господствующего класса
укрепляется. А раз реформы идут на пользу эксплуататора, значит они
в конечном счете не идут на пользу эксплуатируемым. Уступки вну-
шают эксплуатируемым иллюзии и парализуют их единственно вер-
ное — революционное — настроение; уступки раскалывают ряды экс-
плуатируемых, ибо пользу от них получает лишь небольшая часть,
меньшинство. Готовность же крестьян к компромиссу вытекала из на-
личия у них своего хозяйства. Даже успехи крестьян во французской
буржуазной революции XVIII в. поначалу были всего лишь уступкой,
данной им для того, чтобы пресечь дальнейший подъем их борьбы (за-
кон 4 августа 1789 г.). Это удавалось не раз в ходе средневековья: под
натиском низов верхи делали уступку, тогда натиск низов прекращался
и положение верхов лишь укреплялось, стабилизировалось на новой
основе.
Но часто крестьянство не извлекало даже и подобия успеха из сво-
ей борьбы. Мало того, прямой успех из его борьбы иногда, как было
показано, пытался извлекать антагонистический ему класс, пользуясь
его слепотой; даже реакционные аристократы старались подчас утили-
зировать стихию народного недовольства.
В этой связи надо еще и еще раз подчеркнуть, что задача историче-
ской науки состоит не в том, чтобы восхвалять массы. Если руково-
дство массами, благодаря их слепоте, оказывалось в том или ином слу-
чае в руках реакционных общественных элементов, историк не должен
бояться показать реакционный характер этого движения. Да и в любых
случаях классовая борьба средневекового крестьянства представляет
настолько низкую ступень сравнительно с классовой борьбой пролета-
риата в новое время, что историку-марксисту естественно не только не
восхвалять ее, а, напротив, всячески указывать на ее отрицательные
стороны, на ее стихийность, раздробленность, непоследовательность,
зависимость от других классов и т. д. Но если мы хотим стоять на поч-
ве науки, на почве материализма, мы должны ясно видеть эту борьбу
крестьянской массы в основе всей истории феодального общества, по-
тому что крестьянская борьба против феодальной эксплуатации была
418
проявлением основного экономического антагонизма этого общества,
его основного антагонистического производственного отношения.
Разумеется, трудящееся население городов, ремесленники и пле-
бейство, тоже играли видную роль в классовой борьбе средневековья.
Но силой они были не сами по себе, их делала силой грозовая атмо-
сфера крестьянского сопротивления, которой дышало средневековое
общество. По словам Маркса и Энгельса, «все крупные восстания
средневековья исходили из деревни»93. Даже о сравнительно развитой
городской плебейской оппозиции XVI в. в Германии Энгельс писал:
«До Крестьянской войны плебейская оппозиция выступает в полити-
ческой борьбе не в качестве партии, а лишь в виде шумной, склонной к
грабежам толпы… В партию превращают ее лишь крестьянские восста-
ния, но и в этом случае она почти везде следует в своих требованиях и
выступлениях за крестьянами — яркое доказательство того, насколько
город тогда зависел еще от деревни»94
.
Словом, изучение истории борьбы трудящихся, неимущих элемен-
тов средневекового города чрезвычайно важно для медиевистики. Без
него картина классовой борьбы всегда будет неполной, обедненной.
Пожалуй, даже наиболее яркие страницы истории классовой борьбы
мы наблюдаем не в деревне, а в городе95. Городские классовые битвы
оказывали и более непосредственное, более видимое воздействие на
политику, — особенно народные выступления в политическом центре
страны. Преуменьшать их значение не приходится, — стоит напомнить
всем известные факты о гигантской роли лондонского плебейства в
английской революции XVII в., парижского плебейства во француз-
ской революции XVIII в. Но все же не случайно Энгельс и Ленин го-
ворят о том, что в этих революциях на первом месте следует поставить
не городское плебейство, а крестьянство. Плебейство в Лондоне и Па-
риже могло опрокидывать троны только благодаря тому, что пылала
вся страна, что атаку на феодально-абсолютистский строй вел основ-
ной угнетенный класс всего общества — крестьянство. Тем более это
следует сказать о ранних выступлениях средневековой городской бед-
ноты. Какой пример ни взять — при тщательном исследовании мы вос-
становим и неизбежный фон всей картины: явное или скрытое неспо-
койствие крестьянства. Скажем, история «патарии» и установления
коммуны в Милане в XI в. указывает на, правда, сложную, противоре-
чивую, но, несомненно, значительную роль сельской округи, «конта-
93 К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. — Сочинения, т. 3, стр. 52. 94 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
т. 7, стр. 355. 95 См., например, В. И. Рутенбург. Народные движения в городах Италии XIV — начала
XV века. М.-Л., 1958.
419
420
до», в политической борьбе горожан96.
Таким образом, и эта грань многогранной истории средних веков —
движения городской бедноты — может быть освещена правильно толь-
ко исходя из основного классового антагонизма феодального общест-
ва.
96 В. В. Стоклицкая-Терешкович. Классовая борьба в Милане в XI в. и зарождение Ми-
ланской коммуны. — «Средние века», вып. V, 1954.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Борьба народных масс
и зарождение капиталистического уклада
Все вышесказанное должно было подтвердить одну мысль — воз-
можность строго монистического объяснения истории феодального
общества, объяснения ее на единой материалистической основе: через
бесконечно сложное и многообразное раскрытие основного антаго-
низма, характеризующего феодальный способ производства. Сколько
бы ни кричали буржуазные критики марксизма, что это означает при-
менение одной «отмычки», развитие науки безусловно пойдет именно
по этому монистическому пути.
Но в советской историографии выдвигается и одно серьезное воз-
ражение, которое нам надлежит внимательно рассмотреть в настоящей
главе. А именно, что глубоко в недрах феодального общества зарожда-
ется другой способ производства, капиталистический, и что это об-
стоятельство закрывает возможность класть в основу анализа средне-
вековья только антагонизм феодального способа производства. Ведь
уже с XIV в. в Западной Европе наблюдаются ростки капитализма.
Значит, экономический базис общества с этого времени, и чем дальше,
тем больше, носит смешанный характер. Значит, и основные линии
классовой борьбы соответственно усложняются. Значит, нельзя и к
надстройке подходить под углом зрения лишь феодального классового
антагонизма.
Совершенно очевидно, что это возражение содержит в себе зерно
истины. Но опровергает оно или только усложняет все сказанное вы-
ше? Если бы капитализм мог достигнуть полной зрелости в недрах
феодального общества, то, действительно, все линии смешались бы.
Но вплоть до буржуазной революции господство принадлежит основ-
ному, феодальному способу производства, а капитализм остается лишь
укладом, более или менее развившимся. Зачем нужен был бы насильст-
венный взрыв феодальных производственных отношений, если бы ка-
питалистические отношения могли все более развиваться и определяли
уже характер господствующей надстройки? В том-то и дело, что до ре-
волюции надстройка (в частности, государство, церковь) оставалась в
основном феодальной и