активно помогала удерживаться феодальному
базису как преобладающему способу производства, хотя этот фео-
421
дальный базис и был уже подточен капиталистическим укладом. Сле-
довательно, до буржуазной революции главные контуры обществен-
ной жизни определялись еще феодализмом. Заметим попутно, что этот
несомненный факт буржуазная историография всякими хитростями
старается подвергнуть сомнению, дабы доказать «ненужность» рево-
люций в истории.
Достаточно напомнить, что и английская и французская буржуаз-
ные революции происходили еще при мануфактурной стадии развития
капитализма. А основной классовый антагонизм капиталистического
общества достигает зрелости только с промышленным переворотом, с
появлением машин. Пролетариат на мануфактурной стадии капита-
лизма был еще предпролетариатом. Очевидно, что при столь слабом
развитии пролетариата нет причин приписывать и особую весомость
буржуазии.
Впрочем, тут как раз и корень недоразумений. Когда говорят о за-
рождении капитализма, нередко имеют в виду только зарождение бур-
жуазии, а под буржуазией понимают нечто в высшей степени широкое
и неопределенное. О степени развития капитализма гораздо точнее,
научнее судить по степени развития класса наемных рабочих — важ-
нейшего элемента производительных сил капитализма. Тогда сразу ис-
чезнет почва для всяких преувеличений удельного веса нового, ослож-
няющего начала в недрах феодального общества. Ведь и накануне
французской буржуазной революции XVIII в. класс наемных рабочих
был еще сравнительно незначителен.
Но этот вывод приходит в столкновение с громадной силой тради-
ционных мнений о чрезвычайно большой роли буржуазии в средневе-
ковой истории. Буржуазия представляется чуть ли не главной динами-
ческой, творческой силой средневековья, она заполняет собою весь
передний план, ею объясняют все главнейшие перемены в средневеко-
вом обществе, государстве, мировоззрении, — по крайней мере с XIV, а
то и с XI–XII вв.
Поэтому нам придется отклониться от главной линии нашего тео-
ретического исследования и обратиться на время к историографиче-
ским проблемам. Иначе нам не устранить эту неопределенную и мни-
мую величину, загораживающую дорогу.
В первой главе второй части мы уже отметили, что историографию
средних веков можно разбить на три крупных этапа. Некогда дворян-
ская историография видела движущую силу всей средневековой исто-
рии в воле и частных интересах правивших верхов — государей, завое-
вателей, светской и духовной знати. Позже буржуазная историография
пыталась представить образованных и зажиточных горожан, «средний
класс» (отчасти и зажиточное свободное крестьянство) как движущую
силу всякого прогресса, всякого развития в средние века. Наконец,
422
марксистско-ленинская историография указала как на главную дви-
жущую силу развития феодального общества — на эксплуатируемые
трудящиеся массы, в первую очередь — на основной производящий и
угнетенный класс той эпохи, на основную производительную и вместе
с тем основную антифеодальную силу — на зависимое, крепостное
В самом деле, не только средневековые хронисты, не только исто-
рики, писавшие в XVI–XVIII вв., но еще и многие историки в XIX в. ви-
дели только в «верхах» активную силу средневековой истории: короли,
императоры, папы, полководцы, церковная и светская аристократия, —
вот чьи замыслы, интересы и взаимоотношения искали историки за
любыми событиями средневековой истории. Даже если историк стал-
кивался с народным восстанием, он старался найти какое-либо знатное
лицо, которое тайно «вызвало» это движение. Это можно сравнить с
анимизмом: с поисками «души», «духа» за любым явлением природы.
Исторический идеализм был сущностью этого направления, ибо ко-
нечную причину всякого исторического события оно видело в психике
и идеях, притом немногих отдельных людей, стоявших над обществом
и определявших его судьбу. Для исторической закономерности, в том
числе для понятия общественного развития, это направление не остав-
ляло места.
Явное противоречие этих анимистических представлений как фак-
там, так и требованиям развивавшегося научного мышления, вызывало
поиски иного метода. Вместе с расшатыванием всего феодального
строя расшатывалась и феодальная историография. Постепенно и
смутно, но с могущественным упорством в XVII–XVIII вв. пробивалась
мысль, что история была не историей верхов, а историей борьбы бед-
ных против богатых, народа против господ. Разные очертания этой вы-
зревавшей и неясно брезжившей мысли мы можем наблюдать в исто-
рических концепциях Уинстенли, Вико, Мабли, Бабефа и многих дру-
гих. В годы французской буржуазной революции эта мысль уже была
широко распространена в демократических кругах. Она же оплодотво-
рила мировоззрение Сен-Симона.
Но не успела эта верная тенденция окрепнуть, оставаясь еще догад-
кой, далеко не наукой, как она подверглась чудовищному ограблению
и извращению. Историческая мысль буржуазии, как это не раз бывало
с буржуазной идеологией, с одной стороны, подхватила эту прогрес-
сивную тенденцию, требовавшую перенести внимание историка с
«верхов» на «низы», а с другой стороны, тут же урезала и исказила ее,
подставив вместо «низов», т. е. народной массы, «третье сословие»,
фактически — буржуазию. Возникло направление, остановившее науку
на полдороге. Как происходила эта подмена, в частности, после пора-
жения французской революции, хорошо видно на исторических идеях
423
Сен-Симона, затем Тьерри. Сен-Симон воспринял и развил мысль о
борьбе классов как движущей силе истории, но вместо «народа», «бед-
ных» он подчас ставил весьма широкое понятие «промышленный
класс», которое включало и буржуазию. Тьерри, ученик Сен-Симона, в
своих ранних работах еще делал акцент на борьбе «жаков», средневе-
ковых крестьян как движущей силе средневековья, затем передал эту
роль «третьему сословию», затем в «третьем сословии» ведущее место
отвел буржуазии, а от крестьянских движений отвернулся с презрени-
ем и негодованием. Трансформация совершилась! Место «низов» занял
. Тщетно потом некоторые народнически настроен-
ные французские историки кричали об этом обмане, фокусе; вопль,
например, Боннемера о том, что французская историческая наука вы-
бросила за борт историю французского крестьянства, был услышан и
одобрен более в России, — в частности, Чернышевским, — чем во
Франции2
.
Таким образом, буржуазная историография подставила на место
народа — «средний класс», на место крестьянства как основного класса
феодального общества — «город» как некое бесклассовое понятие. Го-
род занял первенствующее место если не во всей социальной картине
средневековья, то уже во всяком случае среди прогрессивных сил сред-
невековья. Под «городом», конечно, подразумевались не городское
плебейство, как и не городской патрициат, а преимущественно опять-
таки «средний класс» — бюргерство, буржуазия. Это второе направле-
ние старалось представить всю историю средних веков как историю
возвышения и успехов (или временных неудач) городской, а отчасти и
сельской, буржуазии. Борьба буржуазии за свои интересы — вот под-
линный ключ к пониманию хода средневековой истории, не отдельных
ее феодальных зигзагов и перипетий, которые сами по себе представ-
ляют лишь хаос и топтание на месте, а основного направления эволю-
ции — социальной, политической и культурной. История средних ве-
ков — это дуэль между крепнущим сословием горожан (бюргеров, бур-
жуа) и отстаивающим прошлое сословием дворян-феодалов. Процесс
централизации и усиления феодальной монархии — это всего лишь
оборотная сторона побед сословия горожан над своим противником,
т. е. не столько наращивание аппарата насилия, сколько торжество
«национальной государственности» над феодальной анархией. Всякое
обновление и реформирование религии, как и создание нецерковной,
1
См. М. А. Алпатов. Французские утопические социалисты и буржуазная теория клас-
совой борьбы. — В кн.: «Из истории социально-политических идей. К семидесятипятиле-
тию акад. В. П. Волгина». М., 1955. 2
См. И. И. Фролова. Э. Бонмер и его «История крестьян». — «Французский ежегод-
ник», 1958. М., 1959.
424
светской культуры — это внедрение и успехи «буржуазного духа».
Борьбе народных масс это направление отводит роль не движущей ис-
торической силы, а движимой исторической силы: феодальное дворян-
ство своими притеснениями вызывает народные «бунты», но они ос-
таются бессмысленными и реакционными, если буржуазия не дает им
тех или иных прогрессивных лозунгов — националистических, цен-
трализаторски-монархических, реформационных, республиканских и
т. д.
В некоторых отношениях это второе направление в историографии
средних веков представляет антитезу первому направлению. Но все же
по существу оно является попыткой спасти тот же анимизм, но подно-
вив его и перекрасив в наукообразный вид. Вводится понятие классов и
классовой борьбы, как будто бы отрицающие полный произвол от-
дельных высокопоставленных лиц, — но разве буржуазия, которой
приписывается теперь роль демиурга средневековой истории, не со-
ставляла в средневековом обществе тоже лишь незначительную горст-
ку людей сравнительно с основной массой населения? Даже если
включить в понятие буржуазия зажиточную верхушку деревни, — оно
все равно охватит лишь горстку людей. Безличная и безымянная ос-
новная часть населения, — основная не только по количеству, но и по
своей определяющей роли в жизни общества, т. е. вся масса трудящих-
ся, производителей материальных благ, — по-прежнему выбрасывается
из числа активных сил истории. История по-прежнему пишется и ос-
мысливается «сверху вниз»; расширилось лишь понятие «верхов». По-
прежнему немногие изображаются чем-то вроде сверхлюдей по отно-
шению к многим. Расширился круг этих немногих, включив не только
и не столько знатных, но и богатых. Это расширение несколько скрыло
и замаскировало обнаженный анимизм первого направления. Но мето-
дологической сущностью и второго направления остается историче-
ский идеализм, хотя бы и сочетающийся с материалистической струей.
Идеализм тут завуалирован. Для этого второго направления харак-
терно оперирование понятием исторической закономерности, поняти-
ем развития, прогресса, оно выводит исторические судьбы средневеко-
вья не только из идеалов, мыслей, верований, морали, вкусов образо-
ванных горожан, но и из их экономических интересов, и тем самым —
из «экономического фактора». До возникновения марксизма это еще
было отчасти прогрессивно. Иное дело «экономический материа-
лизм» — одна из разновидностей того же направления, наиболее глу-
боко маскирующая его идеализм и потому наиболее опасная. Но несо-
мненно, что и «экономический материализм» есть по существу идеа-
листический метод в истории; достаточно для примера указать на ха-
рактерный скачок, который он делает от «рынка» к соответствующей
«государственности», пренебрегая сущностью государства как матери-
425
альной силы, обуздывающей массы и, следовательно, подходя к госу-
дарству с глубоко антиматериалистических позиций.
Все это второе направление в медиевистике является как бы про-
межуточным, скользящим от первого к третьему, но остановившемся
на полпути. На деле оно именно призвано остановить, не допустить
«соскальзывание» науки на материалистическую, революционную, де-
мократическую позицию. Но шествие подлинной исторической науки
не может быть остановлено. Историческая наука не может больше сво-
дить историю общественного развития ни к действиям королей и пол-
ководцев, ни к действиям «верхов» вообще, ни к действиям «среднего
класса», а устремляет свое внимание на историю производителей ма-
териальных благ, историю трудящихся масс, историю народов. Второе
направление могло иметь лишь временный успех как попытка не до-
пустить этого коренного перелома, как попытка подменить его полу-
мерой.
Итак, и первое, и второе направление в медиевистике, и дворянское
и буржуазное, являются идеалистическими. В противоположность им
обоим третье направление является материалистическим. Только это
материалистическое, т. е. марксистско-ленинское направление владеет
подлинными объективными законами развития феодального общества,
так же как верным ключом к анализу конкретных событий средневеко-
вой истории. Источник исторического движения оно видит не в дейст-
виях «верхов» или «среднего класса», а в борьбе «низов», трудящихся
масс против эксплуатации.
Это вовсе не значит, что марксистско-ленинская медиевистика пре-
небрегает государями, полководцами, государственными деятелями,
которые поглощали внимание первого направления, или действиями
«третьего сословия», коммунальными движениями, городской буржу-
азной культурой, застилавшими глаза второму направлению. Но оба
они, при всем своем различии, так глубоко исказили истину, так ис-
кусственно перекосили историческую картину, дали ее в такой лож-
ной проекции и в то же время так прочно и широко закрепили свои
представления в исторической литературе, что задача сейчас, разуме-
ется, состоит прежде всего в контрнаступлении на наследство и того и
другого направления.
Надо ясно и неопровержимо показать, что именно является в исто-
рии феодального общества главным, основным, решающим, а что —
вторичным и производным. Последовательное проведение тезиса, что
основной движущей силой средневековой истории была антифеодаль-
ная борьба основного эксплуатируемого класса, крестьянства (и его
союзника — трудящихся элементов города), требует радикальной лом-
ки историографического наследства, — именно ломки, а не пристройки
к старому зданию новых корпусов, ибо каждое из этих старых