Скачать:PDFTXT
Феодализм и народные массы. Б. Ф. Поршнев

зданий

426

по своей архитектуре претендует на центральное положение. Чтобы

правдиво показать роль народных масс, надо «потеснить» средневеко-

вое сословие горожан с того центрального места, которое ему отведе-

но. Надо показать, что оно в действительности не занимало такого

места в средние века. Историки если и не фальсифицировали, то во

всяком случае искусственно подбирали факты из источников. Какая-

нибудь «Ланская коммуна» как пример победы средневековых буржуа

превращена в событие чуть ли не всемирно-исторического значения,

хотя в действительности и город Лан был второстепенным во Фран-

ции, и «победа» весьма сомнительна. Да и сословие горожан очень ис-

кусственно сближается с буржуазией в современном смысле слова, ибо

в подавляющем большинстве случаев горожане не имели никакого от-

ношения к капиталистическому способу производства.

Каждое из перечисленных трех направлений по-разному относится

и к историческим источникам. К первым двум направлениям историо-

графии относятся слова Маркса и Энгельса об идеалистической кон-

цепции истории: «…Каждый раз при изображении той или другой ис-

торической эпохи она вынуждена была разделять иллюзии этой эпо-

хи. Так, например, если какая-нибудь эпоха воображает, что она опре-

деляется чисто «политическими» или «религиозными» мотивами, —

хотя «религия» и «политика» суть только формы ее действительных

мотивов, — то ее историк усваивает себе это мнение»3

. Наиболее пол-

но иллюзии средневековых источников воспроизводило первое на-

правление. Ведь подавляющая масса памятников средневековья стоит

именно на этой же бесконечно далекой от материализма, анимистиче-

ской, примитивной точке зрения, производящей все факты окружаю-

щей жизни из воли и инициативы «верхов», творящих из ничего — как

боги — судьбы народов. Неизмеримо меньше существует средневеко-

вых памятников, написанных с позиции образованных горожан, соз-

нающих себя, свое сословие, свой круг как особую и тем более перво-

степенную общественную силу. Зрелого же буржуазного мировоззре-

ния средневековье вовсе не знало. Поэтому и фактов, в которых нуж-

далось второе направление, неизмеримо меньше в источниках. Второ-

му направлению пришлось выработать сложные приемы обработки и

научной критики источников, чтобы обосновывать свои концепции.

Но источников, отразивших третий, собственно научный взгляд,

согласно которому борьба широких народных трудящихся масс объяс-

няет всю жизнь средневековья, не существует вовсе. Такой взгляд и не

мог существовать в феодальном обществе. Сравнительно немного ис-

точников, говорящих вообще что-либо о простом народе. Ничтожно

мало источников, отражающих мысли и настроения народа. Но обла-

3

К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. — Сочинения, т. 3, стр. 38.

427

дание правильной научной теорией дает возможность марксистско-ле-

нинской медиевистике выработать неизмеримо более высокую школу

критики источников и богатейшего использования косвенных свиде-

тельств источников.

Подведем итоги. Как видим, мнение, что буржуазия играла какую-

то особенно видную роль в развитии средневекового общества, извле-

чено не из фактов. А. М. Горький совершенно правильно писал: «Име-

ется полное основание надеяться, что, когда история культуры будет

написана марксистами, — мы убедимся, что роль буржуазии в процес-

сах культурного творчества сильно преувеличена… Буржуазия не име-

ла в самой себе и не имеет тяготения к творчеству культуры»4

. Все эти

преувеличения являются плодом не изучения фактов, а определенных

методологических, философских позиций историков. Они отвечают и

политическим интересам буржуазии. Но они противоречат науке. В ча-

стности, чтобы преувеличить роль буржуазии в средние века, понятие

«буржуазия» смешивают с понятием «горожане вообще», «зажиточные

люди вообще» и т. д.

Поэтому-то, чтобы нанести поражение буржуазной медиевистике,

надо прежде всего судить о зарождении и развитии капиталистическо-

го уклада по наличию и степени зрелости другого класса, характери-

зующего капиталистический способ производства: класса наемных ра-

бочих. Без наличия обоих этих полюсов не может быть и речи о каком

бы то ни было, хотя бы неразвитом, капитализме. Немыслимо судить о

развитии капиталистических отношений по одному из этих классов.

Надо охарактеризовать состояние обоих классов, буржуа и пролетари-

ев. Но буржуа в буржуазной медиевистике поставлены на самый пер-

вый план, а пролетарии — на самый задний. Следовательно, для вос-

становления научной истины требуется уделить особенно большое

внимание генезису класса наемных рабочих в недрах феодального об-

щества5

.

И в самом деле, рабочий является важнейшей производительной

силой капиталистического производства. Если он еще не созрел, если

нет налицо работников с подходящим запасом производственного

опыта и трудовых навыков, то никакие богатства капиталовладельцев

не могли бы создать капиталистической промышленности. Об этом го-

ворит уже географическое распределение первоначальных очагов ка-

питалистического производства. Скажем в России в XVII в. первые же-

лезоделательные и оружейные предприятия капиталистического типа

возникли именно в тех районах Тульской области, где уже раньше бы-

ли развиты кузнечные и оружейные народные, ремесленные промыс-

4 М. Горький. О литературе. М., 1955, стр. 731. 5

Об условиях зарождения капиталистического производства см. ч. I, гл. IV.

428

лы, где имелись кадры замечательных виртуозов-мастеров из народа.

Капиталисты, к тому же из приезжих иностранцев, подчинили себе

эти кадры, воспользовавшись их экономической нуждой. В частности,

при производстве изделий из литого чугуна русские ремесленники уже

умели применять вододействующие сооружения для использования

механической силы падающей воды и сложные печи, но это оборудо-

вание для каждого из них в отдельности было, разумеется, как прави-

ло, слишком дорого. Капиталисты и утилизировали нужду рабочих в

сложных средствах производства. Иностранцы-предприниматели, час-

то технически безграмотные, получали у царского правительства при-

вилегии и монополии, вкладывали средства, основывали заводы и под-

чиняли себе работников производства. Развитие производства могло

осуществиться только через антагонизм труда и капитала, но источник

этого развития, как видно из данного примера, лежал в труде. Практи-

ковалась на Руси с XVII в. и широкая переброска предпринимателями

кузнецов в отдаленные края, где имелось больше руды: из Казани — на

Урал, из Устюжны — в Сибирь и т. д.6

Но и это только подтверждает,

что основой всего генезиса капиталистического предпринимательства

было использование капиталовладельцами трудовых навыков и техни-

ческого искусства, накопленных и выработанных наиболее продви-

нувшейся вперед частью «простого» народа.

Если обратиться к Западной Европе, то точно то же можно наблю-

дать при возникновении металлургии или шерстяной мануфактуры в

Англии, ряда отраслей мануфактурной промышленности во Франции и

т. д. Хотя и не всегда, но в очень большом числе случаев капиталисти-

ческая мануфактура (особенно рассеянная, но также и централизован-

ная) возникала в том или ином районе не столько из-за наличия источ-

ников сырья (сырье иногда было привозное), сколько из-за наличия

там соответствующего народного промысла, следовательно, из-за на-

личия там подготовленных, умелых, владеющих мастерством рабочих

рук. Возникновение капитализма — это подчинение производителя ка-

питалу. Следовательно, капиталисты не создали, а подчинили себе

производителей нового типа, которые вовсе не хотели быть эксплуа-

тируемыми, но вынуждены были подчиниться. Иными словами, нали-

чие работников производства, представлявших новую, высшую произ-

водительную силу, было предпосылкой возникновения капитализма.

Но эта возможность могла стать действительностью только через анта-

гонизм — через их подчинение капиталу.

Откуда же взялись эти предшественники рабочего класса?

Мы не можем здесь подробно останавливаться на сложном и мно-

6 Б. Яковлев. Возникновение и этапы развития капиталистического уклада в России. —

«Вопросы истории», 1950, № 9.

429

гообразном пути зарождения рабочего класса в Европе (см. нашу пер-

вую часть статьи «Рабочий класс» в Большой Советской Энциклопе-

дии, изд. 1-е). Здесь нам достаточно дать самый суммарный ответ. В

конечном счете и буржуазия и пролетариат вышли из феодального

крепостного крестьянства. Маркс в «Нищете философии» указывает,

что из крепостного крестьянства, «пролетариата феодальных времен»,

произошли и современный пролетариат, и современная буржуазия7

. Но

произошли они по-разному, из разных элементов крестьянства, из раз-

ных тенденций крестьян, искавших освобождения от феодального

гнета.

Как видим, вопрос о зарождении новых классов снова возвращает

нас к основному классовому антагонизму феодального общества.

В главе второй данной (второй) части мы рассмотрели разные фор-

мы сопротивления крестьянства феодальной эксплуатации. Несомнен-

но, что генезис буржуазии связан с самой низшей из этих форм, со

скрытым, индивидуальным, не революционным, а узко экономическим

сопротивлением. Но вопрос о генезисе производительного класса ка-

питализма, рабочих, напротив, заставляет нас еще раз вернуться к выс-

шим формам крестьянской антифеодальной борьбы.

Возникновение рабочего класса подготавливалось всем ходом рас-

шатывания крепостного права в Западной Европе. Падение личной

крепостной зависимости, широчайшее освобождение крестьян через

уходы в города, распространение отношений аренды и найма, — все

это было накапливанием количественных изменений в положении

трудящихся, которые со временем дадут новое качество. С XIV–XV вв.

в большинстве стран Западной Европы крестьянина уже нельзя про-

дать или купить, он все шире пользуется новым юридическим положе-

нием, когда он вправе распоряжаться своей рабочей силой, т. е. когда

он подчиняется экономическому, а не внеэкономическому принужде-

нию. В Восточной Европе этот медленный процесс был сорван или по

крайней мере сильно замедлен реакцией — возрождением крепостного

права, которое Энгельс назвал «вторым изданием крепостного права».

Но в Западной Европе процесс шел все дальше, к полному падению

прямой внеэкономической зависимости — к зрелости отношений сво-

бодного найма рабочей силы. Поскольку главное средство производст-

ва — земля — оставалось в монопольной собственности господствую-

щего класса, трудящийся оставался придавленным феодальной зави-

симостью, но уже не личной, а поземельной. Однако те трудящиеся,

которые овладевали каким-либо мастерством, не связанным с землей, в

этих новых исторических условиях освобождались еще значительно

7 К. Маркс. Нищета философии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 4, стр. 144–

145.

430

успешнее, чем в эпоху возникновения городов. Так в процессе борьбы

трудящихся за свое освобождение возникали предки рабочего класса,

которые в дальнейшем были закабалены новым эксплуататорским

классом, тоже вышедшим из рядов трудящихся, — капиталистами.

Кто понял бы двадцать четвертую главу «Капитала» в том смысле,

что рождение рабочего класса было жестокой и мрачной трагедией че-

ловеческой истории, и ничем больше, понял бы ее совсем неверно.

Рождение рабочего класса было великим прогрессом, а прогресс дос-

тигается борьбой. Маркс считал необходимым, в противовес буржуаз-

ным экономистам и историкам, изображавшим возникновение капита-

лизма как идиллию, остановиться на насилиях со стороны господ-

ствующего класса, на страданиях возникающего пролетариата — пау-

перизме, образовании резервной армии неимущих. Но и тут же, и во

многих местах «Капитала» мы находим и другую сторону.

По словам Маркса, «непосредственный производитель, рабочий,

лишь тогда получает возможность распоряжаться своей личностью,

когда прекращается его прикрепление к земле и его крепостная или

феодальная зависимость от другого лица. Далее, чтобы стать свобод-

ным продавцом рабочей силы, который несет свой товар туда, где име-

ется на него спрос, рабочий должен был избавиться от господства це-

хов, от цеховых уставов об учениках и подмастерьях и от прочих стес-

нительных предписаний относительно труда. Итак, исторический про-

цесс, который превращает производителей в наемных рабочих, высту-

пает, с одной стороны, как их освобождение от феодальных повинно-

стей и цехового принуждения»8

. Маркс указывает, что только эта сто-

рона существует для буржуазных историков. Они изображают ее как

мирный правовой прогресс. Другая же сторона — это насильственная

экспроприация земли у сельского населения. Однако и первая сторона,

раскрепощение производителя от феодальной зависимости, должна

нами трактоваться не в духе буржуазных историков, не как юридиче-

ская эволюция, а тоже как насилие, но насилие революционное, наси-

лие снизу, а не сверху.

Превращение части крестьян в рабочих было поражением непо-

средственных производителей в смысле утраты ими своего хозяйства и

связи с землей, но их победой в смысле раскрепощения от всех остат-

ков феодальной зависимости.

По словам Ленина, исторической предпосылкой капитализма явля-

ется «наличность «свободного» в двояком смысле рабочего, свободно-

го от всяких стеснений или ограничений продажи рабочей силы и сво-

бодного от земли и вообще от средств производства, бесхозяйственно-

8 К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 720.

431

го рабочего…»9

Ясно, что он мог стать свободным в первом смысле,

свободным от всяких феодальных стеснений и ограничений товаро-

владельцем только в результате своей собственной энергичной

Скачать:PDFTXT

и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать бесплатно, и народные массы. Б. Ф. Поршнев Феодализм читать онлайн