бедняков пред-
ставляли не послушное стадо, а грозную для существующего строя си-
лу, с которой надо было бороться всей мощью государственного, наси-
лия. Маркс привел леденящее кровь содержание этих законов, изда-
вавшихся снова и снова на протяжении XVI и начала XVII в. Схвачен-
ный «бродяга» подвергается бичеванию, «пока кровь не заструится по
телу», пойманных вторично заключают в тюрьмы, клеймят раскален-
ным железом, калечат отрезанием ушей, в третий раз — их казнят бес-
пощадно как государственных преступников17. Да, с ними боролись
именно как с государственными преступниками, как с угрозой сущест-
вующему строю. Маркс приводит показания современников: в царст-
вование Генриха VIII было повешено 72 тыс. человек; во времена Ели-
заветы «бродяг вешали целыми рядами, и не проходило года, чтобы в
том или другом месте не было повешено их 300 или 400 человек», не
считая огромного числа подвергавшихся клеймению, наказанию
плетьми и т. д. Как видим, по масштабам — это целая социальная битва
в недрах общества.
Закон 1547 г. всякого, уклоняющегося от работы, отдает в рабство
тому лицу, которое донесет на него как на праздношатающегося. Хо-
зяин может надевать на него железные кольца, цепи, принуждать к
любому труду плетьми, ставить ему раскаленным железом клеймо на
лоб, щеку, грудь. Если раб убегает, — «его казнят как государственного
преступника». Если рабы замыслят что-либо против своих господ, они
также подлежат смертной казни.
Большинство этих законов предписывало «бродягам» искать не но-
вое место работы, а возвратиться к прежнему месту жизни и работы,
«на родину» или туда, где они работали последние три года. Да и до-
носили на «праздношатающихся», несомненно, преимущественно
знавшие их прежние господа. Эти кровавые законы прямо трактуют
бродяг, говорит Маркс, как «»добровольных» преступников»18, т. е. ак-
тивно порвавших с прежними условиями феодальной жизни. «Они
массами превращались в нищих, разбойников, бродяг — частью добро-
вольно, в большинстве случаев под давлением необходимости»19. Ко-
нечно, «добровольно» здесь тоже значит по необходимости: Маркс
приводит слова Томаса Мора, разъясняющие его мысль, — о том, как
землевладелец «собирает в своих руках тысячи акров земли и обносит
16 См. К. Маркс. Конспект работы Грина «История английского народа». — Архив Мар-
кса и Энгельса, т. VIII, стр. 404. 17 См. К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 738–640. 18 Там же, стр. 738.
19 См. К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 738.
437
их плетнем или забором, или своими насилиями и притеснениями до-
водит собственников до того, что они вынуждены продать все свое
имущество. Тем или другим способом, не мытьем, так катаньем, дони-
мают их, и они, наконец, вынуждены выселиться, — эти бедные, про-
стые, несчастные люди!»20
Иными словами, лорды сгоняли крестьян, если речь идет о XVI в.,
захватом части их земли, сокращением их наделов ниже всякого ми-
нимума, захватом выгонов для скота, утяжелением условий, — уход
крестьян с земли был актом отчаяния и протеста против этих новых
невыносимых условий. Лорды, конечно, ничего не имели бы против,
если бы они могли покорно примириться со своей участью и со своих
остающихся нищенских клочков выплачивать жирные ренты. Слепой
субъективной целью феодальных «кровавых законов» было всего лишь
загнать их назад и удержать их — хотя бы методами откровенного раб-
ства. Но объективным результатом было качественно нечто совсем но-
вое. Трудящиеся, порвав с феодалами, со всякими феодальными отно-
шениями, не стали свободными. Однако и противостоявшее им наси-
лие не загнало их обратно, ни в феодальную зависимость, ни, тем бо-
лее, в рабство. Кончилось тем, что их загнали под новое ярмо — ярмо
капитализма, — только в появлении этого нового антагонизма и могла
реализоваться их победа над старым антагонизмом. В долгой борьбе, —
борьбе отнюдь не за капитализм, — трудящиеся отстояли, скажем, та-
кое право, без которого был бы немыслим капитализм, как право сво-
бодного передвижения по стране, и в этом смысле они вышли победи-
телями из поединка со всеми кровавыми законами против «бродяжни-
чества». Они отстояли и другое право, без которого было бы немысли-
мо капиталистическое экономическое принуждение, а именно право
на добровольность трудовых соглашений, несмотря на все неистовства
«рабочих законов», предписывавших принимать первое же сделанное
предложение и соглашаться на первые поставленные условия. Они от-
били реакцию, отбили все законы о рабстве и принудительном труде.
Но они стали наемными рабами капитала.
Поясним сказанное еще раз. Субъективным стимулом «так назы-
ваемого первоначального накопления» отнюдь не было создание наем-
ных рабочих. Точно так же и субъективным стимулом массы выбро-
шенных на дороги пауперов не было превращение в наемных рабочих.
Маркс великолепно обобщил это в словах: «…Единственным источни-
ком существования этой массы была либо продажа своей способности
к труду, либо нищенство, бродяжничество и разбой. Исторически ус-
тановлено, что эти люди сперва пытались заняться последним, но с
этого пути были согнаны посредством виселиц, позорных столбов и
20 Там же, стр. 740 (примеч. 221а).
438
плетей на узкую дорогу, ведущую к рынку труда»21.
Итак, на примере Англии наглядно видно, что рождение рабочего
класса происходило в процессе борьбы трудящихся против феодаль-
ной формы эксплуатации. Но если это и было своего рода победой, то
такой, которая могла быть завершена только через их поражение: через
установление новой формы эксплуатации, хотя и более прогрессив-
ной, т. е. капитализма.
Пролетариата нет без буржуазии. Однако буржуазия имела совер-
шенно другую предысторию, чем пролетариат. Предки обоих классов
возникли в стороне друг от друга. Классами же в точном смысле слова
они стали только тогда, когда экономически соединились, и когда та-
ким образом возник капиталистический способ производства.
Иными словами, превращение части феодальнозависимых крестьян
в вольнонаемных рабочих, связанных с рутинной техникой земледель-
цев — в вооруженных известным искусством специалистов промыш-
ленности, морского или военного дела, рассчитывающих найти себе
заработок путем добровольного найма, — все это — огромный шаг на
пути раскрепощения себя непосредственными производителями. Они,
разумеется, думали не о том, что окажутся в лапах другого эксплуата-
торского класса. Они добивались большей свободы. Даже в экономиче-
ски тягчайшем положении бродяг, нищих они видели больше челове-
ческого достоинства и свободы, чем в феодальной кабале. Тем более —
в положении вольнонаемного, особенно если он владеет какой-либо
ценной специальностью. Солдаты-наемники как массовое явление ис-
торически предшествовали (по крайней мере на континенте Европы)
массовому применению наемного труда в производстве. Лишь по мере
того как «низы» добивались закрепления этих прав — права служить
добровольно, а не по принуждению, права распоряжаться собой, права
заключить или отвергнуть договор об оплате, права уйти в поисках
лучших условий, — обнаруживались и новые «верхи», превратившие
все это в новую форму рабства — в наемное рабство.
Как известно, историческим предшественником мануфактурного
предпролетариата было и так называемое «плебейство» городов позд-
него средневековья. Это были частицы феодального общества, которые
уже вырвались из его орбиты, но еще и не оказались в орбите капита-
листического способа производства. По словам Энгельса, плебеи «бы-
ли единственным классом, находившимся совершенно вне сущест-
вующего официального общества. Они стояли как вне феодальных, так
и вне бюргерских связей… Они были живым симптомом разложения
феодального и цехово-бюргерского общества и в то же время первыми
21 К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству, стр. 44.
439
предвестниками современного буржуазного общества»22.
Плебейство представляло неоднородный конгломерат разных эле-
ментов. В него входили, с одной стороны, производители, обладавшие
известной профессией — разорившиеся ремесленные мастера, подмас-
терья, с другой стороны, — вышедшая из деревни деклассированная
масса людей, «лишенных определенной профессии и постоянного ме-
стожительства», которая частью нищенствовала, бродяжничала, ча-
стью постепенно срасталась с экономической жизнью города в качест-
ве вольнонаемных работников, чернорабочих, поденщиков, добывая
«свое скудное пропитание в городах поденной работой и другими за-
нятиями, не требовавшими принадлежности к какому-либо цеху»23. Но
характерно, что Энгельс в «Крестьянской войне в Германии» говорит
гораздо чаще о «плебейской оппозиции», чем о «плебействе». Он ви-
дит в плебействе не столько отстоявшийся социальный слой, которому
можно дать точное экономическое определение, сколько явление из
области классовой борьбы. Это — социально неспокойные элементы,
куда-то движущиеся, отрицающие старые, феодальные производст-
венные отношения, но еще не нашедшие новых.
Исторические потенциальные элементы рабочего класса станови-
лись рабочим классом через порабощение их капиталом.
Возможность этого нового порабощения непосредственных произ-
водителей вытекала из того, что чем выше они развивались как новая
производительная сила, тем более нуждались в различных материаль-
ных средствах производства, которыми сами не обладали. Отчасти это
наблюдалось еще со средневековыми городскими ремесленниками.
Некоторые производства нуждались в капитальном оборудовании, вос-
произвести которое каждый ремесленник не мог, некоторые — в при-
возимом издалека сырье. Это ставило их в известную зависимость от
капитала. Но цехи препятствовали развитию капитализма в старых
средневековых городах. Возникновение мануфактурного капитализма
связано именно с нуждой непосредственных производителей в мате-
риальных средствах производства. Снабжение производителя сырьем,
помещением, транспортировка его изделий до места сбыта — все это
рычаги, которые ставили производителя в экономическую зависимость
от владельца капитала. Монополия капитала на материальные средства
производства создавала почву для экономического принуждения. Чем
выше был технический уровень производства, тем сильней было дей-
ствие этой монополии. Поэтому настоящее порабощение труда капи-
талом совершилось лишь через введение машинного производства. А
22 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс к Ф. Энгельс. Сочинения,
т. 7, стр. 363. 23 Там же, стр. 354–355.
440
до введения машин, на технически еще не сложной мануфактурной
стадии, новый способ эксплуатации был еще не вполне развившейся
экономической тенденцией.
Как видим, вопрос о возникновении капиталистического уклада в
недрах феодального общества имеет совсем другую сторону, чем толь-
ко «интересы» и «выгоды» буржуазии. Капиталовладельцы появились
задолго до капиталистического уклада, — ростовщиков и купцов мы
видим во всех феодальных странах, во все времена средневековья. «Вы-
года» руководила всей их деятельностью. Но только там и тогда они
превращались в промышленников, в представителей капиталистиче-
ского способа производства, где и когда зарождался рабочий класс.
Однако и зачатки рабочих могли стать представителями нового спо-
соба производства только при наличии противоположного полюса —
буржуазии. Как же исторически возникал этот другой полюс?
Как мы уже говорили, буржуазия тоже вышла в основном из кре-
стьянской массы. Она представляет часть непривилегированного насе-
ления феодального общества, но поднявшуюся над массой путем обо-
гащения. Если предки пролетариата появились вследствие непримири-
мости противоречия между основными классами феодального общест-
ва, то предки буржуазии, напротив, — плод относительной примири-
мости этого противоречия.
Указанная склонность феодального крестьянства легко успокаи-
ваться на достигнутом небольшом успехе, добиваться не уничтожения
эксплуатации, а хоть небольшого ее облегчения, способствовала во
всей средневековой истории расколу крестьянского класса. Успех поч-
ти всегда мог быть лишь успехом немногих из общей массы. Этим рас-
колом господствующий класс умел пользоваться, чтобы ослабить об-
щую силу народного давления на феодальный строй.
Никогда во всей истории феодализма крестьянство не представляло
собой сплошной, однородной массы. Задолго до каких-либо признаков
капиталистической дифференциации мы можем различать в нем весь-
ма разные группы по правовому и имущественному положению. Но и в
то время, и позже, при наличии капиталистической дифференциации,
крестьянство оставалось одним классом постольку, поскольку оставал-
ся общий антагонизм всех его элементов классу феодалов, т. е. пока
оставался феодализм. Следовательно, классу феодалов всегда было вы-
годно, чтобы крестьянство было неоднородно, так или иначе диффе-
ренцировано, ибо это уменьшало общую силу антагонизма.
Далее, на основе этой неоднородности в рядах непосредственных
производителей происходил и откол от массы народа некоторого верх-
него слоя, который уже нельзя считать принадлежащим к народу. Он
обычно не действует заодно с народной массой, он так или иначе при-
тесняет или эксплуатирует народ, но он и не принадлежит к классу
441
феодалов. Этот отколотый от народа