слой, получающий более или ме-
нее привилегированное положение, всасывает в себя немало активных,
деятельных элементов крестьянства.
В результате этого раскола сословия «простолюдинов» совокупная
сила народного сопротивления феодальной эксплуатации терпела ог-
ромный и материальный и моральный ущерб. Причем вместе с про-
грессировавшим нарастанием силы крестьянского сопротивления не-
прерывно увеличивалась и социальная роль этой «средней» группы
(вернее, групп), расширялись предоставляемые ей господствующим
классом экономические, а отчасти и политические возможности.
Такова, наконец, последняя причина, объясняющая нам многовеко-
вую эластичную стойкость феодализма. Между двумя основными ан-
тагонистическими классами существовала прослойка. Сама по себе эта
«третья сила» вовсе не была силой. В течение долгой эпохи средневе-
ковья она отнюдь не представляла какого-нибудь нового способа про-
изводства в недрах старого. Это были просто промежуточные социаль-
ные слои, естественно возникающие там, где общество состоит из двух
антагонистических классов. Но именно благодаря огромной напря-
женности основного антагонизма эти средние слои приобретали из-
вестную самостоятельность, могли маневрировать, играть в некоторые
моменты роль арбитра, парализовать открытые классовые конфликты.
Отсюда и иллюзия, возникающая у историков, будто самое сущест-
венное, самое интересное, самое важное в истории средних веков — не
основной классовый антагонизм феодального общества, остающийся в
тени, а вот это осложняющее картину средостение.
В раннем средневековье такую роль играл уже упоминавшийся нами
слой «мелких вотчинников», «мелкопоместных аллодистов».
С возникновением городов начинается возвышение другого «сред-
него класса», как недвусмысленно называли в течение столетий всю
буржуазию. Она тоже вышла из недр крестьянства, из его деятельных
и в известном смысле «неспокойных» элементов. Она сложилась в ка-
честве общественной группы, ищущей себе места между двумя основ-
ными классами феодального общества и крепнущей благодаря их анта-
гонизму. Со слоем «мелких вотчинников» она находилась в тесном ге-
нетическом родстве. Подчас они выступали в тесном единстве, подчас
соперничали друг с другом за обладание ролью «арбитра» в общест-
венной борьбе.
Как «мелкие вотчинники», так и те зажиточные крестьяне, которые
становились ростовщиками, скупщиками и перекупщиками продуктов,
купцами, богатыми горожанами, были плодом самых нереволюцион-
ных тенденций среди средневекового крестьянства. Выше мы обозна-
чали норму феодальной эксплуатации, т. е. отношение прибавочного
продукта к необходимому, формулой П/Н. Всякая активность, направ-
442
ленная лишь к относительному или абсолютному увеличению знаме-
нателя в этой пропорции, не была, собственно говоря, революцион-
ной: она не отрицала в принципе феодальной эксплуатации. Но среди
нереволюционных форм противодействия феодальному гнету самым
нереволюционным было такое, которое было направлено не к измене-
нию в положении и отношениях целых классов, а к образованию из-
лишка в руках отдельных крестьянских хозяйств. В самом деле, о воз-
растании необходимого продукта закономерно говорить, только когда
это — возрастание его среднего общественного уровня, т. е. когда для
крестьянского класса в среднем увеличивается объем личного или хо-
зяйственного потребления, например, те или иные городские изделия
становятся обычными, общепринятыми в крестьянском доме. Или, до-
пустим, отменяется, отмирает та или иная феодальная повинность. Но
ничего этого нет, когда в тех или иных отдельных группах хозяйств
образуется избыток, «достаток», превышающий средний уровень не-
обходимого продукта и в то же время не достающийся эксплуататорам
в качестве прибавочного продукта.
Вот эта дополнительная величина, эта заявка на новый уровень не-
обходимого труда, если только ее устойчиво удается закрепить неко-
торой части крестьян, и является экономическим источником форми-
рования «третьей силы» в феодальном обществе.
Этот избыток становится в руках немногих тем, что отличает их от
многих. Здесь нет успеха сопротивления крестьянства как класса фео-
дальной эксплуатации. Напротив, это измена классу. Частичный успех
целиком присваивается прослойкой, группкой, которая тем самым де-
лает шаг к выходу из рядов крестьянского класса. Она и пространст-
венно в конце концов отделяет себя от крестьянства, превращаясь в
горожан. Зажиточные горожане ощутительно, зримо находились меж-
ду двух берегов: они отделились от крестьянства, но не вошли (за ис-
ключением городского патрициата) и в класс феодалов, как ни стара-
лись уподобиться этому классу и сблизиться с ним.
Но средневековые богатые горожане (как и богатые крестьяне) не
представляли никаких новых производственных отношений до тех
пор, пока не возник рабочий класс. Они были капиталовладельцами, но
это был ростовщический и купеческий (торговый) капитал. А ростов-
щический и купеческий капитал, как показано выше, не связан ни с ка-
ким определенным типом производственных отношений и гнездится в
порах докапиталистических способов производства. Поэтому нет ос-
нований считать средневековых буржуа «новым классом». Если их в
средневековой Франции называли «буржуа», т. е. горожанами (как и
ремесленников), то это нельзя смешивать со словами «буржуа», «бур-
жуазия» в современном смысле. Марксистская политэкономия пони-
мает под буржуазией класс, владеющий благодаря капиталу средства-
443
ми производства при капитализме (а также банкиров и торговцев, по-
лучающих долю совокупной прибавочной стоимости). Капиталы же
средневековых буржуа (бюргеров, богатых горожан) не имели отно-
шения к производству прибавочной стоимости.
Образование и рост капиталов средневековых горожан отвечали
определенной ступени в истории феодального способа производства:
периоду денежной феодальной ренты. Пока феодальное хозяйство но-
сило преимущественно натуральный характер, пока прибавочный труд
и прибавочный продукт крестьян присваивались феодалами в нату-
ральной форме (в форме отработочной ренты, ренты продуктами), не
было почвы для образования и применения денежных богатств. Разви-
тие денежной формы феодальной ренты создало эту почву: открылось
поле для деятельности посредников и кредиторов.
Таким образом, в течение нескольких столетий под «буржуазией»
был лишь феодальный экономический базис. Ясно, что это — «буржуа-
зия» в кавычках, буржуазия не в современном смысле слова. Энгельс и
называет ее «феодальной буржуазией». Это была прослойка феодаль-
ного общества, присваивавшая себе часть доходов основных феодаль-
ных классов. Подчас ее доходы носили даже открыто феодальный ха-
рактер: многие средневековые города имели в окрестностях своих кре-
постных или зависимых крестьян; такой город был коллективным фео-
далом, горожане получали феодальную ренту. Зажиточные средневе-
ковые горожане могли богатеть лишь благодаря обладанию теми или
иными феодальными привилегиями. Их собственность была неразрыв-
но связана с привилегиями. В свою очередь они обращали богатство на
покупку привилегий у феодалов и феодального государства. Иные по-
купали государственные должности: превращали свои накопления в
право быть слугами феодального государства и получать от него (или
от населения) жалование. Мелкие накопления обращались на кредито-
вание крестьян, — крестьянин со своего земельного надела платил до-
полнительную феодальную ренту ростовщику. Крупные накопления
шли на кредитование феодалов и монархии, т. е. служили для высасы-
вания части их феодальных доходов. «Финансисты», дававшие займы,
откупавшие сбор податей, притеснявшие народ именем власть имущих
и другой рукой грабившие самих власть имущих, подчас играли нема-
лую роль в политических перипетиях средневековой истории. Нако-
нец, к рукам купцов в виде торговой прибыли прилипало не что иное,
как частицы прибавочного продукта, создаваемого угнетенными клас-
сами феодального способа производства, — крестьянами, ремесленни-
ками, — частицы феодальной денежной ренты. Всякий представитель
феодального класса оставлял в руках купца эту частицу, когда пользо-
вался его услугами для покупки или продажи чего-нибудь.
Словом, исторические предшественники буржуазии не имеют в эко-
444
номическом смысле никакого отношения к капитализму. Поэтому их
общественное влияние, их политическую роль в средние века не при-
ходится объяснять зарождением и укреплением нового экономическо-
го уклада. Они вовсе не олицетворяли борьбу «нового» против «старо-
го». Они были плоть от плоти этого «старого». Только с зарождением
пролетариата буржуазия становится одним из носителей «нового».
Если говорить о политических предпосылках, благоприятствовав-
ших возвышению этого средневекового бюргерства, то дело было не в
какой-либо его антагонистичности феодализму, а в том, что коренной
антагонизм самого феодализма содействовал возвышению «среднего
класса». Средневековые горожане издавна успешно претендовали на
роль арбитра в окружавшей их борьбе гигантских классовых сил. Вся
средневековая история, начиная с XI–XII вв., полна политическими
маневрами «городов», выступавших в виде единого со всем народом
«третьего сословия» против феодального государства и в виде союзни-
ка феодального государства против простого народа. Такова была не
только политическая роль средневековой буржуазии: мы уже видели,
что в идеологической сфере ту же двойственную роль играли «бюргер-
ские ереси». По мере углубления основных противоречий феодального
строя значение «среднего класса», а вместе с тем и буржуазной город-
ской интеллигенции, все возрастало.
Как бы ни заполнял «средний класс» авансцену истории, нельзя за-
бывать, что свою видную роль он мог играть только потому, что суще-
ствовало это огромное напряжение противоречий феодализма. Город-
ские буржуа даже в ту пору, когда они были все вооружены, представ-
ляли ничтожную материальную силу сравнительно с теми гигантскими
материальными силами, борьба которых составляла подлинную основ-
ную черту феодального общества. Но чем дальше, тем больше обе сто-
роны искали союза с городами. Выше мы неоднократно говорили о
том, что с развитием крестьянских восстаний город делался центром
притяжения для крестьянской борьбы. Союз с городским плебейством
в огромной мере повышал мощь крестьянского восстания. Из города
крестьяне получали огнестрельное оружие. Когда плебейство распахи-
вало городские ворота для крестьянских отрядов, они сразу обретали
политический центр движения в масштабах области или даже страны.
Но поведение городского плебейства, как правило, контролирова-
лось бюргерством. Поэтому задачей феодального господствующего
класса и феодального государства было во что бы то ни стало привлечь
зажиточных горожан на свою сторону. И их привлекали предоставле-
нием им все более широких возможностей обогащаться, т. е. присваи-
вать часть дохода феодального общества. Конечно, дворянская монар-
хия забирала немало богатства горожан путем налогов и займов, но она
обычно вознаграждала их всевозможным покровительством, различ-
445
ными правами и привилегиями, которые открывали им пути к накоп-
лению и делали их верноподданными.
Таким образом «города» возвышались в феодальной антагонистиче-
ской среде как «третий радующийся». Зажиточные горожане занимали
все более заметное место в политической жизни. Чем более они обес-
печивали лояльность городского населения, а тем самым раскол на-
родного натиска на феодализм, тем больше возможностей богатеть да-
рила им сначала сословно-представительная, затем абсолютная монар-
хия. Но богатея, они не забывали сохранять контакт с народом, с ду-
хом крестьянско-плебейской массы, ибо этим они неустанно и повсе-
дневно напоминали, насколько необходима их лояльность, их полити-
ческая служба феодальному классу.
По мере зарождения предпролетариата владельцы накопленных бо-
гатств находили в нем еще один источник обогащения. Они, конечно,
не отдавали себе отчета, что этот источник качественно глубоко отли-
чен от всех иных. Они не подозревали, что, обращаясь к этому источ-
нику, они сами становятся качественно новым явлением: классом, од-
ним из двух рождающихся классов нового, капиталистического спосо-
ба производства. Они просто видели возможность извлекать доход из
найма рабочих. Не отказываясь от прежних источников обогащения,
ростовщичества и торговли, владельцы капиталов в тех странах и ис-
торических условиях, где можно было найти рабочие руки, занимались
предпринимательством. Разбогатевший ремесленник расширял свою
мастерскую, нанимая многих «подмастерьев»; купец подчинял себе
рассеянные в деревнях народные промыслы, т. е. находил невидимых
на первый взгляд рабочих, по внешности еще кажущихся мелкими хо-
зяевами, крестьянами. Владельцы капиталов со своей стороны всячески
способствовали дальнейшему, все более и более широкому росту кад-
ров пролетариата. Зачатки рабочего класса как магнит влекли к себе
капитал, а капитал в свою очередь делал возможным и толкал дальше
развитие рабочего класса.
Со времени зарождения мануфактурного капиталистического укла-
да в недрах феодального общества роль городской буржуазии (и го-
родской интеллигенции) стала еще более заметной, но довольно дол-
гое время это еще была по-прежнему роль «среднего класса». На пе-
реднем плане политической истории все заметнее видна то ее борьба с
низшей фракцией господствующего класса — дворянством, то с выс-
шей — феодальной аристократией. Подчас на переднем плане видна
даже не непосредственная борьба социальных группировок, а борьба
политических партий, учреждений и т. д. Но при всей конкретной
сложности политической и социальной обстановки в каждый данный
момент небольшого усилия научной мысли достаточно, чтобы