что все же в конечном счете все это разыгрывается не только на фоне
446
борьбы основных классов феодального общества, крестьян и феодалов,
но и благодаря наличию этой борьбы. Всякая политическая партия,
всякая общественная группа становилась весомой только потому, что
прямо или косвенно утилизировала либо часть силы народного сопро-
тивления феодализму, либо часть карающей силы и идейного автори-
тета феодальных надстроек — государства или церкви.
Однако с того момента, как капиталистический уклад появился и
более или менее созрел в недрах феодального общества, крестьянская
борьба против феодальной эксплуатации уже не является такой бес-
перспективной, как прежде: налицо объективные экономические пред-
посылки для замены старого способа производства новым. Следова-
тельно, с зарождением капитализма в недрах феодального общества
крестьянские восстания приобрели новый исторический смысл: отны-
не они могли привести к отмене феодальной эксплуатации, хотя и не к
отмене всякой эксплуатации. Отныне каждое крестьянское восстание
потенциально содержало в себе возможность буржуазной револю-
ции, — дело зависело только от готовности буржуазии смело его воз-
главить. Изменился не принципиальный характер крестьянских вос-
станий, наполняющих средневековье, изменился их возможный исход.
Но для этой победы буржуазия должна была отказаться от роли
«среднего класса» и не только открыто стать на сторону народного ан-
тифеодального лагеря, а и возглавить его. Чем более капиталистиче-
скому укладу становилось тесно среди господствовавших феодальных
производственных отношений, тем более стихийно возрождался союз
буржуазии с крестьянством, из рядов которого она некогда вышла.
Только руками крестьянско-плебейской массы буржуазия могла опро-
кинуть феодализм. Только под руководством буржуазии крестьянство
в ту эпоху могло опрокинуть феодализм. Несмотря на долгие колеба-
ния буржуазии и ее попытки цепляться за выгоды прежнего положе-
ния в феодально-абсолютистском мире, этот союз неумолимо склады-
вался. Все сильнее становились влияния крестьянства на буржуазию, а
буржуазии на крестьянство.
На характере этого союза и совершенных благодаря ему революций
мы остановимся в следующей главе. Здесь же необходимо лишь отме-
тить, что он надолго, почти на целую историческую эпоху разлучил
крестьянство с рабочим классом — растущим антагонистом буржуазии.
Союз крестьянства с буржуазией колоссально укрепил в крестьянстве
те элементы, те стороны, те тенденции, которые были близки буржуа-
зии. Мелкобуржуазные, собственнические устремления выпукло вы-
ступили на поверхность и во всей крестьянской массе, и в особенности
среди более обеспеченных ее слоев. Верхушка крестьянства стала де-
ревенской буржуазией. Напротив, черты крестьянства как трудящегося
класса, а вместе с тем и крестьянская беднота в составе крестьянской
447
448
массы, после революций отошли как бы на задний план, — хотя, собст-
венно, эти черты являются более коренными для крестьянства. Все,
что в крестьянском хозяйстве и в крестьянском движении было одно-
типно с буржуазным хозяйством и движением, стало преуспевать. Ес-
тественно, что в первых исторических битвах пролетариата против
буржуазии в Западной Европе крестьянство было в лагере его против-
ников, оставаясь резервом буржуазии. Оно служило для буржуазии
даже политическим противовесом пролетариату.
Но в основе своей крестьянство является трудящимся классом. По-
этому в эпоху империализма и пролетарской революции пролетариат
находит дорогу к нему. Все самое лучшее, самое революционное, что
было в истории крестьянства, на новой основе возрождается и делает
трудовую массу крестьянства союзником рабочего класса на пути со-
циализма.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Роль народных масс
в революционной ликвидации феодализма
1. Понятие буржуазной революции
Одна из великих теоретических заслуг В. И. Ленина состоит в том,
что он в борьбе с меньшевиками опроверг их представление о буржу-
азной революции, выдававшееся ими за марксистское. В. И. Ленин вос-
становил и далеко двинул вперед учение Маркса и Энгельса о характе-
ре, движущих силах, противоречиях буржуазных революций. Понятие
буржуазной революции занимает видное место в марксистско-ленин-
ской теории исторического развития, в обосновании стратегии и так-
тики коммунистических партий в различных странах, в различные пе-
риоды. Для историков, изучающих историю нового времени, как и ис-
торию позднего средневековья, одним из руководящих научных поня-
тий должно служить ленинское понятие буржуазной революции.
В истории марксизма понятие буржуазной революции складывалось
и разрабатывалось всегда по сравнению и по контрасту с понятием со-
циалистической революции. Пока не было в общественной мысли идеи
социалистической пролетарской революции, — не было и идеи рево-
люции буржуазной. «Коммунистический Манифест» впервые развер-
нуто формулирует идею социалистической пролетарской револю-
ции, — и в нем, хотя и в неразвитом виде, появляется впервые общее
понятие революции буржуазной. Мы находим его на последней стра-
нице этого гениального творения Маркса и Энгельса: «На Германию
коммунисты обращают главное свое внимание потому, что она нахо-
дится накануне буржуазной революции, потому, что она совершит
этот переворот при более прогрессивных условиях европейской циви-
лизации вообще, с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Анг-
лии XVII и во Франции XVIII столетия. Немецкая буржуазная револю-
ция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом
пролетарской революции»1
.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 4, стр. 459
449
Революция 1848–1849 гг. поставила перед Марксом и Энгельсом ряд
кардинальных вопросов стратегии и тактики коммунистов, которые не
могли быть решены без дальнейшего углубления и уточнения вопроса
о различии между буржуазной и социалистической революцией. Исто-
рическая перспектива победы пролетариата и торжества пролетарской
диктатуры заставляла основоположников научного коммунизма рас-
крывать все полнее сущность принципиально иного переворота, бур-
жуазной революции, мобилизуя для этого противопоставления опыт
исторического прошлого.
В течение истекшего столетия каждый новый шаг борьбы за социа-
лизм был всегда вместе с тем и углублением марксистского понимания
капиталистического общества, каждый новый этап борьбы за социали-
стическую революцию заставлял по контрасту глубже понимать при-
роду революции буржуазной. Марксистское учение о буржуазной ре-
волюции развивалось вместе, в неразрывной связи с подготовкой со-
циалистической революции, с ее победами, с успехами строительства
социализма. Ведя человечество вперед, к научно понятому будущему,
теоретики коммунизма на каждом этапе освещали и прошлое все более
ясным светом.
Известно, что в социал-демократических партиях эпохи II Интер-
национала широчайшим образом распространился и даже приобрел
господство оппортунизм. Отказ оппортунистов от социалистической
революции означал и глубочайшее извращение понимания буржуазных
революций, а именно извращение вопроса о роли масс и буржуазии в
буржуазных революциях. Ленин, вступив в беспощадную борьбу с оп-
портунизмом, должен был восстановить и в этом вопросе подлинную
сущность марксизма. Ленинизм в эпоху империализма и пролетарской
революции и в этом вопросе в огромной степени развил и дополнил
взгляды Маркса и Энгельса. В новой исторической обстановке, в усло-
виях революций 1905 и 1917 гг., Ленин должен был по-новому решать
коренные стратегические проблемы перерастания буржуазно-демокра-
тической революции в социалистическую и, следовательно, соотно-
шения этих двух видов революции. Правильное, единственное научное
решение было найдено и защищено им в ожесточенной теоретической
борьбе с меньшевиками и оппортунистами всех толков. Это не могло
не обогатить и теоретического содержания понятия «буржуазная ре-
волюция» — применительно как к настоящему, так и к прошлому.
В послеоктябрьскую эпоху Ленин не раз обращался к примерам из
истории буржуазных революций прошлого для сравнения их с Вели-
кой Октябрьской социалистической революцией.
Эти сравнения могут быть сведены в конце концов к одному, само-
му общему и самому глубокому определению сущности буржуазной
революции в ее отличии от революции социалистической: буржуазная
450
революция, хотя и отменяет феодальную форму эксплуатации, но за-
меняет ее иной формой эксплуатации, капиталистической, тогда как
социалистическая революция уничтожает всякую эксплуатацию.
Иными словами, коренное различие между революциями пролетар-
ской и буржуазной выступает одновременно как указание на внутрен-
нюю противоречивость последней. Невозможно охарактеризовать
сущность буржуазной революции, не представив ее как нечто проти-
воречивое. Ломая или доламывая феодализм, она является огромным
шагом вперед, но она обманывает надежду трудящейся массы на пол-
ное раскрепощение. Нельзя говорить о буржуазной революции, не ука-
зав, что она имеет две стороны, противоположные друг другу: она раз-
бивает цепи, но заменяет их другими, она уничтожает рабство, но пре-
вращает его в новое рабство.
Все революции, какие знала история человечества до Великой Ок-
тябрьской социалистической революции, в том числе и великие бур-
жуазные революции, характеризуются этим противоречием: хотя они
и представляли собой свержение определенной формы эксплуатации,
т. е. победу трудящихся масс над своими эксплуататорами, они в то же
время были торжеством новой, пусть даже и внешне смягченной, фор-
мы эксплуатации, т. е. победой эксплуататоров над трудящимися мас-
сами.
Главное внимание надо обратить, однако, на то, что согласно уче-
нию исторического материализма революции прошлого совершали в
конечном счете не эксплуатирующие классы в борьбе между собой,
как утверждают буржуазные историки, а эксплуатируемые народные
массы. Антирабовладельческая революция есть завершающий взрыв
основного классового антагонизма античного общества, антифеодаль-
ная революция — завершающий взрыв основного классового антаго-
низма феодального общества.
Надо вдуматься в глубочайшее принципиальное значение этих по-
ложений, раскрывающих существо марксизма в вопросе о революциях.
Все революции, какие знает история, являются в основе своей борьбой
эксплуатируемых классов против эксплуатации. Именно поэтому ле-
нинское учение о роли масс в буржуазной революции является необ-
ходимой предпосылкой для понимания борьбы Ленина против мета-
физического противопоставления меньшевиками и другими оппорту-
нистами II Интернационала буржуазной и социалистической револю-
ций как двух явлений, разделенных и в теории и в практике китайской
стеной. Ведь и буржуазная и социалистическая революции, при всем
своем качественном несходстве, обе являются революциями, т. е. пре-
жде всего движением трудящихся эксплуатируемых масс. Поэтому-то
одна и может «перерасти» в другую. Раз революция, уничтожающая
феодализм, покоится, как правило, на движении феодально-эксплуати-
451
руемых крестьян, понятно, что в известных исторических условиях,
при наличии зрелого пролетариата, она может совершиться под его
руководством и перерасти в революцию, уничтожающую капитализм.
Напротив, если она в основе и в глубочайшем существе своем является
не борьбой феодально-эксплуатируемого крестьянства, а борьбой бур-
жуазии, то перерастание невозможно представить себе ни при каких
исторических условиях.
В чем же и состояла одна из основных догм меньшевиков, как не в
том, что между буржуазной революцией и революцией социалистиче-
ской существует пропасть, что пока не завершена буржуазная револю-
ция, пока не реализованы все ее плоды, социалистическая революция
не может начаться, и пролетариату ничего не остается, как воздержи-
ваться от борьбы или поддерживать буржуазию. Разумеется, эта догма
меньшевизма, метафизически разделяющая буржуазную революцию и
социалистическую, связана в области теории прежде всего с непони-
манием новой исторической эпохи, эпохи империализма, а также с
глубочайшим неверием в революционные силы пролетариата, но она
неразрывно связана еще и с ложным, немарксистским толкованием
природы буржуазной революции. Если меньшевики отрицали возмож-
ность перерастания буржуазно-демократической революции в социа-
листическую, то это неотделимо от их толкования сущности всякой
буржуазной революции, т. е. вопроса о роли в ней масс и буржуазии.
Большевики и меньшевики вкладывали принципиально иное содержа-
ние в понятие «буржуазная революция».
Когда большевики во главе с Лениным вели борьбу с идеологией
меньшевиков, в этой борьбе не последнее место занял вопрос: что по-
нимает марксизм под буржуазной революцией? Не только русским
меньшевикам, значительной части мировой социал-демократии и уж,
конечно, всем катедер-марксистам казалось, что Ленин и большевики
посягнули на основы марксизма и даже просто на основы логики: по-
зволили себе усомниться в самоочевидной истине, что буржуазная ре-
волюция — это революция, совершаемая буржуазией. Меньшевики в
начале XX в. уперлись в вопрос: в России на очереди дня еще не со-
циалистическая, а буржуазная революция, но русская буржуазия не
хочет революции, что же делать? Провести ее без буржуазии, вопреки
буржуазии, отвечал Ленин. Буржуазно-демократические преобразова-
ния кровно необходимы пролетариату как условие успешности его
дальнейшей борьбы против капитализма. Буржуазная революция при
противодействии буржуазии? Это называли парадоксом, противоречи-
ем. Однако Ленин всесторонне доказал истинность и соответствие
марксизму предложенного им решения вопроса.
Такое решение вопроса, т. е. положение о необходимости совер-
шить буржуазно-демократическую революцию против воли буржуа-
452
зии, обосновывалось ленинским анализом эпохи империализма; в ус-
ловиях загнивающего капитализма буржуазия империалистических
стран уже не может быть революционной, она реакционна. Осущест-
вить объективное