и неотвратимое требование истории — смести все
пережитки, следы, институты феодально-крепостнического строя
должны теперь другие общественные силы, так как буржуазия в эпоху
империализма — нисходящий класс. Она готова примириться с поме-
щиками, с самодержавно-абсолютистским строем, с остатками нату-
рального хозяйства и внеэкономического принуждения в деревне, ме-
шающими капитализму, готова поступиться национальной независи-
мостью и политическим представительством, — лишь бы не массовая
народная революция, грозящая из антифеодальной перерасти в анти-
капиталистическую.
В эпоху империализма такое отношение буржуазии ко всякой пер-
спективе революционного подъема, в первую очередь — подъема рабо-
чего движения, очевидно. Но критики Ленина пытались обвинить его в
разладе с общеизвестными истинами истории. Не может же эпоха им-
периализма отменить все законы истории? Нет, конечно, эпоха импе-
риализма могла лишь усугубить одни черты прошлой общественно-по-
литической практики буржуазии, парализовать другие. Ленин не хуже,
а лучше своих критиков знал положение «Манифеста Коммунистиче-
ской партии» о том, что даже своей экономической деятельностью,
своим делячеством и практицизмом, разрушением феодальных иллю-
зий буржуазия сыграла в истории в высшей степени революционную
роль. Лучше своих критиков знал Ленин и мысли Маркса и Энгельса о
руководящей роли самой смелой, лучшей части буржуазии в прогрес-
сивных антифеодальных восстаниях целых народов. «Нельзя быть мар-
ксистом, — писал Ленин, — не питая глубочайшего уважения к вели-
ким буржуазным революционерам, которые имели всемирно-историче-
ское право говорить от имени буржуазных «отечеств», поднимавших
десятки миллионов новых наций к цивилизованной жизни в борьбе с
феодализмом»2
. Но Ленин учитывал и то, чего не желали помнить его
критики: господа буржуа, писал Маркс, «знают, что во время револю-
ции простой народ делается дерзким и заходит слишком далеко. Гос-
пода буржуа поэтому стараются, поскольку возможно, преобразовать
абсолютную монархию в буржуазную без революции, мирным пу-
тем»3
. Это писалось задолго до эпохи империализма. Может быть, это
относилось только к Германии? Нет, вот слова Энгельса, относящиеся
к Франции — к великой буржуазной революции конца XVIII в.: «…Бур-
жуа на этот раз, как и всегда, были слишком трусливы, чтобы отстаи-
2
В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 226. 3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 4, стр. 314.
453
вать свои собственные интересы; …начиная с Бастилии, плебс должен
был выполнять за них всю работу; …без его вмешательства 14 июля, 5–
6 октября, 10 августа, 2 сентября и т. д. феодальный режим неизменно
одерживал бы победу над буржуазией, коалиция в союзе с двором по-
давила бы революцию и…, таким образом, только эти плебеи и совер-
шили революцию»4
. В революции 1848 г. Маркс и Энгельс видели зада-
чу немецкого пролетариата в том, чтобы толкать буржуазно-демокра-
тическое движение все дальше вперед. Они разоблачали на страницах
«Neue Rheinische Zeitung» готовность буржуазии из страха перед ре-
волюционным народом пойти на сделку с монархией и помещиками.
Иными словами, «парадокс» Ленина о буржуазной революции, кото-
рой сама буржуазия противится, был творческим применением к эпо-
хе, империализма уроков, извлеченных еще Марксом и Энгельсом из
опыта революционных событий доимпериалистической эпохи.
Теоретическое резюме этих уроков состоит в следующем. Во-пер-
вых, надо различать вопрос о буржуазном характере (или содержании)
революции от вопроса о том, какие общественные силы ее совершают;
следовательно, содержание революции может быть буржуазным даже
при отсутствии буржуазии в числе ее движущих сил. Во-вторых, надо
различать вопрос о движущих силах революции от вопроса о том, ка-
кой класс среди них играет роль гегемона; так, даже если буржуазия и
находится в числе движущих сил революции, она может не быть геге-
моном, а пролетариат, опираясь на союз с крестьянством, — приобре-
сти роль гегемона.
Ленин писал: «Не означает ли понятие буржуазная революция того,
что совершить ее может только буржуазия?
На этот взгляд часто сбиваются меньшевики. Но этот взгляд есть
карикатура на марксизм. Буржуазное — по своему общественно-эконо-
мическому содержанию — освободительное движение не является та-
ковым по его движущим силам. Движущими силами его могут быть не
буржуазия, а пролетариат и крестьянство»5
стремление буржуазии закончить революцию на полпути, на полусво-
боде, на сделке со старой властью и помещиками, ссылается как раз на
опыт 1848 г., когда Маркс все острие пролетарской политики направ-
лял на борьбу с соглашательской либеральной буржуазией6
. В другом
месте Ленин писал: «Из того, что содержание революции буржуазно, у
нас делают плоский вывод о буржуазии, как двигателе революции…»7
Снова и снова Ленин отмечал, что понятие буржуазной революции не-
4
К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма. М., 1953, стр. 408. 5 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 15, стр. 205–206. 6
См. там же, стр. 206.
7 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 14, стр. 373.
454
достаточно еще определяет те силы, которые могут одержать победу в
такой революции8
.
Откуда же и как появилось либерально-буржуазное опошление мар-
ксистского понятия «буржуазная революция»?
Во времена, когда во II Интернационале и входивших в него рабо-
чих партиях получил распространение оппортунизм, происходило не-
прерывное «синтезирование» марксизма с различными буржуазно-апо-
логетическими концепциями. В частности, надо отметить очень боль-
шое заимствование социал-демократическими историками и теорети-
ками (Каутский, Кунов, Жорес, Плеханов и др.) идей буржуазных ис-
ториков французской революции: Гизо, Тьерри, Минье. Именно по-
следние развили концепцию, отождествлявшую французскую рево-
люцию с движением, творчеством, торжеством одной лишь буржуазии.
Остальная масса «третьего сословия», согласно этой схеме, лишь сле-
довала за буржуазией. Тем более не было и не могло быть никаких не-
примиримых противоречий между буржуазией и этой массой. Данная
историческая концепция, некритически воспринятая, весьма опреде-
ленно содействовала выработке у некоторых социал-демократов обоб-
щения: буржуазная революция — это революция буржуазии.
Другим идейным источником указанного социал-оппортунистичес-
кого искажения марксизма было лассальянство. Достаточно напомнить
мнение Лассаля о крестьянстве как реакционной массе, способной
лишь тянуть революцию назад, в пройденное прошлое, в обратном ис-
торическом направлении от буржуазного прогресса, который обрекает
крестьянство на исчезновение. В изображении германской революции
XVI в. героем Лассаля выступил отнюдь не вождь крестьянско-плебей-
ского лагеря Томас Мюнцер, а рыцарь Франц фон Зиккинген, которо-
му Лассаль придал черты вождя национально-объединительного дви-
жения.
Очень заинтересована была в фальсификации марксизма русская
буржуазия. Легальные марксисты со Струве во главе со всех кафедр
объясняли, что согласно учению Маркса носителем прогресса в отста-
лой России может являться только буржуазия. Недаром современники
острили по поводу легального марксизма: «Во всем мире марксизм —
партия рабочего класса, только в России это партия крупного капита-
ла». Легальные марксисты были прямыми учителями меньшевиков в
догмате, что раз в России предстоят буржуазные преобразования, зна-
чит дело пролетарской партии — поддерживать буржуазию и ни в чем
не идти дальше ее начинаний. Ленин писал: «Русская революция бур-
жуазная — говорили все марксисты России перед 1905 годом. Меньше-
вики, подменяя марксизм либерализмом, выводили отсюда: следова-
8
См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 44.
455
тельно, пролетариат не должен идти дальше того, что приемлемо для
буржуазии, он должен вести политику соглашения с ней. Большевики
говорили, что это — либерально-буржуазная теория. Буржуазия стре-
мится совершить преобразование государства по-буржуазному, ре-
формистски, а не революционно, сохраняя по возможности и монар-
хию и помещичье землевладение и т. п.»9
.
В ответ меньшевики снова и снова вопрошали: а почему бы буржуа-
зии противиться революции, если последняя будет действительно ог-
раничена рамками антифеодальных, т. е. по своему содержанию бур-
жуазных общественных преобразований?
Если суммировать все высказывания Ленина по этому вопросу, то
можно выделить три главных причины, на которые он указывал: во-
первых, потому, что русская буржуазная революция происходит в
эпоху империализма и, следовательно, в условиях зрелости пролета-
риата для немедленного использования им приобретенных демократи-
ческих свобод в целях совершения следующей антибуржуазной, со-
циалистической революции. Во-вторых, потому, что русская буржуаз-
ная революция происходит в стране с преобладающим крестьянским
населением, придавленным остатками феодализма и представляющим
огромную революционную силу, которую пролетариат может повести
за собой. В-третьих, потому, что буржуазия и в прошлые эпохи и в
иных странах, даже когда она была революционной, неизменно в ходе
революций оказывалась в той или иной мере в противоречии с рево-
люционными трудящимися классами, двигавшими революцию вперед.
Остановимся подробнее на этом третьем пункте. Какова, вообще
говоря, была природа этих противоречий в ранних буржуазных рево-
люциях? Ведь буржуазия была кровно заинтересована в устранении
всех тех экономических и политических порядков, которые стояли на
пути развития капитализма. С другой стороны, тогда не было объек-
тивных условий для социалистической революции, поэтому, казалось
бы, буржуазии решительно нечего было бояться. Да, буржуазия могла
неизмеримо смелее идти на союз с народными массами до того, как
вполне сформировалась крупная промышленность — материальная ба-
за социализма, и промышленный пролетариат — могильщик капита-
лизма. Но все же незримо во всякой революции, совершавшейся под
руководством буржуазии, присутствовала такая неразрешимая для
буржуазии проблема. «Победоносное развитие буржуазной револю-
ции, — писал Ленин, — предполагает прежде всего основные экономи-
ческие преобразования, сметающие, действительно, все и всякие ос-
татки феодализма и средневековых монополий»10. Иными словами,
9
В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 305–306. 10 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 16, стр. 290–291.
456
буржуазная революция (как и всякая другая) есть ломка существую-
щих форм и отношений собственности. Но природа буржуазии, как
имущего класса, требует, чтобы на знамени революции была начертана
неприкосновенность собственности. Неимущие и малоимущие трудя-
щиеся массы рвутся к насильственной экспроприации земли у феода-
лов, безвозмездной отмене монопольных феодальных прав и пр. Но
буржуазия не может допустить нарушения права частной собственно-
сти, по крайней мере не прикрытого какой-нибудь легальной формой.
Ленин дважды цитировал замечательное объяснение Марксом того
удивительного факта, что классические буржуазные революции не от-
менили вообще частной собственности на землю, хотя эта мера отве-
чала бы требованиям буржуазного прогресса: «…Радикальный буржуа
теоретически приходит к отрицанию частной собственности на зем-
лю… Однако на практике у него не хватает храбрости, так как нападе-
ние на одну форму собственности, форму частной собственности на
условия труда, было бы очень опасно и для другой формы»11. Аграрный
вопрос в истории английской или французской буржуазной револю-
ции — это, с одной стороны, борьба масс за раздел, захват, уравнитель-
ное перераспределение феодальной собственности, борьба, оправды-
ваемая разными, то более, то менее смелыми теориями и лозунгами; с
другой стороны, — это сложнейшее крючкотворство новых буржуаз-
ных властей для придания вида «законности» конфискациям и распро-
дажам земель роялистов, отмене феодальных платежей и т. п. с тем,
чтобы все имущественные сдвиги уложились в прокрустово ложе не-
рушимости самого принципа частной собственности.
Таким образом, в любой буржуазной революции есть неустранимое
противоречие между одной задачей революции — произвести глубокие
имущественные изменения, и другой — утвердить принцип неприкос-
новенности частных имуществ. Но беднота деревни и города в момент
революционной ломки еще мало заинтересована во второй задаче.
«Плебейские методы» расправы бедноты с врагами буржуазии угро-
жают самой буржуазии: не социализмом, но «черным переделом», при
котором уже ни один богач не может быть уверен, что завтра именно
он, а не кто-либо другой окажется в рядах богачей. Говоря шире, непо-
средственные интересы в революции у буржуазии — одни, у трудя-
щихся эксплуатируемых масс — другие. Буржуазия не может подавить
феодально-абсолютистский порядок без союза с революционными
массами, однако она не может не шарахнуться, раньше — в одних ис-
торических условиях, позже — в других, в лагерь контрреволюции.
Конкретный анализ различных революций привел бы нас и к уточне-
11 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 16, стр. 299; т. 17, стр. 162–163; К. Маркс. Теории
прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), ч. II. М., 1957, стр. 34.
457
нию таких теоретических